К. Г. Юнг, подчеркивая значимость неординарного видения и новой по- становки вопроса. Ключевые слова : ритм, душа, дух, вселенная, Мировая сила, Препятст- вие



Скачать 294.92 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата14.10.2018
Размер294.92 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Шляйх К. Л. Ритм / Пер. с нем. Н. А. Боргманн // Критика и семиотика. 2016. № 1.
С. 10–25.
ISSN 2307-1737. Критика и семиотика. 2016. № 1
© Н. А. Боргманн, пер., вступ. ст., 2016
Шляйх К. Л. Ритм
Пер. с нем. Н. А. Боргманн
БЕРЛИН
Аннотация. В данном эссе Карл Людвиг Шляйх обращается к понятию
ритм. Как врач и интеллектуал он размышляет о роли ритма в физиологи- ческом, психологическом, а также эстетическом аспекте жизни. Ритм представляется Шляйхом как неотъемлемая составляющая мироздания, он пронизывает макро- и микрокосм, универсален и индивидуален одновре- менно. Определяющей для ритма выступает Мировая сила, но прежде всего – Препятствие, которое эта сила встретит на своем пути. На эти мыс- ли Шляйха, нетипичные для его среды и времени, обратил внимание
К. Г. Юнг, подчеркивая значимость неординарного видения и новой по- становки вопроса.
Ключевые слова: ритм, душа, дух, вселенная, Мировая сила, Препятст- вие.
УДК 1 (Философия. Психология) → 612.821 (Психофизиология)
Контактная информация: Боргманн Надежда Александровна, канди- дат филологических наук, присяжный и уполномоченный переводчик для судов и нотариусов Берлина (Strausberger Platz 9, 10243 Berlin, Deutschland, borgmann@inter-logos.net)


Шляйх К. Л. Ритм
11
От переводчика
«Ритмом» начинается сборник эссе Карла Людвига Шляйха (1859–
1922), объединенных под названием «О душе». В каждом из эссе в извест- ной мере проявляется личность Шляйха – врача, философа и писателя, человека, тяготеющего к искусствам. Также и «Ритм» обнаруживает меди- цинскую компетентность автора, который, однако, не ограничивается ме- дицинской сферой, а рефлексирует о ритмичности бытия, о роли ритма в эстетический деятельности. В Германии периода властвования Виль- гельма II, с господствующим в то время авторитетом узкоспециального знания, способность выходить за пределы узкой специализации восприни- малась в профессиональном кругу коллег-врачей критически
1
, и все-таки лекции и сочинения Шляйха вызывали у современников интерес. Потому что он, как объясняет Юнг, был провозвестником новой духовной картины мира
2
, его работы позволяли увидеть в новом свете уже известные факты, репрезентируя нетипичные для того времени воззрения на человека и мир.
В эссе «Ритм» Шляйх представляет бытие человека и бытие вселенной как бытие в ритме. Интерес автора обращен к психофизике ритма: основ- ной задачей становится рассмотрение психофизических процессов, опре- деляющих «отношение человеческой души к ритму вселенной», и выясне- ние того, насколько они «находятся под влиянием основного закона ритмического и управляемы им». Не без основания в этом можно усматри- вать вслед за Фишером
3
некий отголосок философии Густава Т. Фехнера, немецкого ученого, выдвинувшего идею психофизики как науки о законо- мерном отношении между психическими и физическими явлениями
4
Центральными понятиями, которыми оперирует Шляйх,
выступают
Мировая сила и Препятствие, используемые в тексте в качестве генерали- зованных обозначений всевозможных полярностей. Именно в них и через них проявляется ритм. Мировая сила, пронизывающая всё и вся, лежит в основе бытия и небытия, в основе начала и конца. Она вездесуща, вечна
1
Так, например, не уделялось должного внимания разработке и внедрению
Шляйхом в хирургическую практику местного обезболивания. Сегодня имя Шляй- ха находится в ряду выдающихся врачей XIX в. В 1974 г. Немецким обществом анестезиологии учреждена премия Шляйха.
2
См.: Jung C. G. Geleitwort // Schleich, Carl Ludwig. Die Wunder der Seele. Frank- furt am Main: S. Fischer Verlag, 1951. S. 5–11.
3
См.: Fischer G. Nachwort // Schleich, Carl Ludwig. Besonnte Vergangenheit.
Leipzig: Koehler & Amelang, 1977. S. 344.
4
Фехнер (Fechner) Густав Теодор // ФЭС. М., 1983. С. 723.


12
Критика и семиотика. 2016. № 1 и вседержательна. Ее действие может носить как созидательный, так и разрушительный характер, может восприниматься человеком как Добро
(например, выздоровление) или как Зло (например, болезнь). В какой фор- ме она себя проявит, зависит от Препятствия, той контрсилы, с которой она столкнется. Препятствие обусловливает, таким образом, амбивалент- ность Мировой силы, и в этом смысле оно само амбивалентно. Препятст- вие есть то, что задает ритм всему. Шляйх подчеркивает, что ритм опреде- ляется не Мировой силой самой по себе, а тем, какое Препятствие она встретит на своем пути.
В представлении Шляйха о ритме, о функциях Мировой силы и Пре- пятствия отчетливо проявляется его стремление объяснить мир как на некоем генеральном плане зиждущееся устройство, функционирующее на основе единого принципа, и как таковое – не постижимое до конца человеческим сознанием, приобретающее поэтому при восприятии ореол метафизического
5
. Эта установка вырисовывается и во многих других его работах, позволяя говорить о «наивно-идеалистическом подходе», интуи- тивном приближении к пониманию законов, сопряженном, однако, с ра- циональным, «диалектическим» мировосприятием. Шляйх ссылается на физические и биологические законы, физико-химические свойства жи- вой и неживой природы, но естественнонаучные знания выступают при этом как бы вспомогательным инструментарием его размышлений о рит- ме, о человеческой душе, о бытии в целом, основу же этих представлений составляют идеалистические знания и гипотетические представления.
Такого рода манерой изложения Шляйх обязан в известной мере своему другу, шведскому писателю и драматургу Августу Стриндбергу
6
. Здесь, конечно, можно согласиться с распространенным объяснением «противо- речивости взглядов» Шляйха влиянием среды: с одной стороны, профес- сиональной, с доминирующим естественнонаучным знанием, с другой стороны, интеллектуальной, с близким духу Шляйха идеалистическим знанием. Вместе с тем особый интерес представляет мнение К. Г. Юнга на этот счет, ставившего акцент на времени, в которое жил Шляйх, на его
«переходном» характере. По мнению Юнга, Шляйх преодолевал границы узкоспециального языка своей эпохи, приближаясь к проблемам и симво- лам души. И тогда его фантазия создавала из языковых метафор образы и фигуры, в которых Юнг видит архетипы Бессознательного
7
. В этой осо- бенности языка заметно влияние получившей распространение в конце
ХIХ – начале XX в. философии жизни, с характерным для нее оппозици- онным отношением к материализму. Оппозиция Шляйха заключалась, по мнению Юнга, не в отрицании материализма (как утверждает Бернхард
5
См.: Fischer G. Nachwort. S. 344–345, 352.
6
См.: Meyer B. Von der Fachwelt ignoriert. Der Arzt Carl Ludwig Schleich (1859–
1922) // Berlinische Monatsschrift 8. 1999. H. 11. S. 64.
7
Ibid. S. 6, 8, 9.


Шляйх К. Л. Ритм
13
Майер
8
), а в неосознанном вскрытии его ошибок и критике предвзятостей.
А делал это Шляйх путем использования «арсенала» своего естественно- научного знания для несвойственной тому времени цели: для представле- ния тела и души как единого целого, для устранения той преграды, которая была воздвигнута между ними духом материалистической эпохи.
Сегодня стиль Шляйха может восприниматься как довольно сложный и абстрактный, и не только по причине упомянутого совмещения естест- веннонаучных терминов с метафоричностью выражения, но и из-за син- таксической структуры, отягченной длинными и сложными предложения- ми. Задачей переводчика было по возможности сохранить этот стиль без ущерба для смысловой стороны произведения, сделать текст доступ- ным для восприятия современным русскоязычным читателям.


Скачать 294.92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница