Кафедра клинической психологии



Скачать 155.15 Kb.
Дата01.05.2016
Размер155.15 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03__» __июля___________2012 г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Курс _4_, семестр _8_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«_11_» мая 2012 года Протокол № _10_

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7


Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота

Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами ключевых положений клинической психологии в их приложении к современной проблематике здоровья; осмысленная ориентация в междисциплинарном круге вопросов здоровья; формирование современного представления феномена здоровья; ознакомление с релевантными психодиагностическими приемами; освоение терапевтической стратегии на поддержание здоровья в работе клинического психолога, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.

Дисциплина поддерживает инновационный формат преподавания: в качестве приоритетной задачи рассматривается овладение студентами новой дисциплиной специализации, освоение нового системного поля профессиональной деятельности с акцентом на формирование здорового жизненного стиля.

Дисциплина обеспечивает формирование компетентности студентов в области профилактической медицины и психологии, психологического консультирования, формирования здорового стиля жизни.

Дисциплина формирует коммуникативность студентов в виде развития новых содержательных тем взаимодействия, расширения клиентской базы и круга смежных специалистов.

Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.

Дисциплина направлена на повышение нравственного и психолого-педагогического аспектов профессиональной деятельности психолога.



Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:


  • Ознакомление студентов с многообразными формами проявления здоровья, изучаемых различными смежными дисциплинами

  • Усвоение основных понятий в области психологии здоровья

  • Ориентация в различии предметной области акмеологии, валеологии, психологии здорового образа жизни, санологии

  • Усвоение диагностических приемов, применяемых в клинической психологии

  • Создание эмоционально значимого отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», инициирование процессов профессионального самосознания и самоисследования.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
А) Студент должен знать и уметь использовать:


  • Теоретико-методологические основы клинической психологии в области нормы и патологии.

  • Определения здоровья в медицине, психологии, психосоматике и других смежных дисциплинах

  • Походы к пониманию здоровья и болезни в базовых психологических теориях (психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии, отечественной психологии)

  • Профилактический подход к здоровью – индивидуальный и популяционный

  • Применение понятия «здоровье» в практической работе клинического психолога

  • Этические проблемы клинического психолога


Б) Студент должен иметь навыки:


  • Проведения профилактической работы по формированию зрелого отношения к здоровью, формированию целеобразующего и смыслопорождающего оздоровительного процесса

  • Построения консультативной практики в рамках профилактики и развития здоровья

  • Описания характеристик и особенностей психической деятельности у лиц в состоянии «неболезни»

  • Постановки и уточнения дифференциального диагноза в клинической практике


В) Студент должен иметь представление о:


  • Здоровье на разных этапах зрелости личности

  • Здоровье как выражении профессиональной самоактуализации

  • Процессуальной, инструментальной характеристике здоровья как мотива

  • Индивидуальном характере оптимального сочетания особенностей психической активности

  • Области и месте применения психологии здоровья

  • Правах и обязанностях клинического психолога, консультанта.


Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по: общей психологии, возрастной психологии, патопсихологии, нейропсихологии, психологии личности, психодиагностике, курсам «Основы психологического консультирования», «Базовые теории и методы психотерапии».
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины 120

Аудиторные занятия: 68

Лекции 20

Практические занятия (СЗ) 48

Самостоятельная работа (СР) 52

Экзамены -

Зачет +


Консультации
Формы текущего контроля:


Заключение (2)

Контр.раб.

Ответы на занятии


30 - 40

40 - 50


0 - 10

Всего: 70 - 100




4. Содержание дисциплины.
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Наименование разделов

Лекции

ПЗ
СР

1

Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.

4

9




13

2

Понимание нормы в психологии и медицине; понятия оптимума, акмэ, вершины жизненного самоопределения

4

9




13

3

Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.

4

9




13

4

Психодиагностика лиц без психической патологии.

4

12



16


5

Профилактика здоровья

4

9




13

Итого:

20

48




68



4.2.Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Здоровье и болезнь.

Историческое развитие понимания болезни и здоровья. Современные позитивные определения здоровья. Психосоматические традиции психологии здоровья. Социальная роль больного и роль здорового. Варианты «нормы» в медицинской модели: статистические, функциональные, идеальные, социальные, субъективные. Плохое и хорошее самочувствие как экстремальные полюсы одного континуума.


Тема 2. Здоровье как оптимальное развитие человека

Общепсихологический подход к проблеме оптимального развития человека. Акме как вершина индивидуального, личного и субъектного развития. Акмеология и метод изучения «эталонов» человеческой жизни. Акмеологические способности. Профессиональное самоутверждение как смысл жизни человека. Ценностно-смысловое отношение к профессии психолога. Пути повышения значимости профессии как к способу самореализации. Вершина взрослости и процесс профессионального целедостижения.


Тема 3. Оптимальное развитие человека на разных возрастных этапах

Воспитание «здорового мозга» - основная задача кондуктивного врачебного наблюдения ребенка. Здоровье как «идеальный образ» развития мозга и его функций. Понятие жизненных стратегий личности, планирование будущего в период молодости. Возрастные этапы середины жизни и смысловое содержание основных возрастных кризисов. Возрастные аспекты акме. Особенности нормального физиологического старения. Принцип ауторегуляции деятельности как механизм преодоления возрастной дефицитарности.


Тема 4. Социально-психологические аспекты здоровья.

Здоровье как форма и уровень общественной жизни. Определение ВОЗ. Валеология как наука о здоровье, здоровом образе жизни. Структурное понимание здоровья: физиологический уровень, психический уровень, социальный уровень благополучия. Понимание гомеостаза и процесса адаптации. Педагогический компонент формирования здоровья – валеология в школе. Принцип управления собственным здоровьем. Здоровье населения: методы диагностики, укрепления. Перспективы работы социальных психологов здоровья (тренинги, консультации по вопросам профилактики поведенческих рисков, проектирование и менеджмент социальных проектов в области социальной защиты детства и других уязвимых групп населения, организация социальных компаний.



Тема 5. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья.

Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Специфическая и неспецифическая профилактика и укрепление здоровья. Профилактика, ориентированная на популяцию, и профилактика, ориентированная на отдельные группы населения. Методы профилактики и укрепления здоровья. Информирование, консультирование, тренинг как методы профилактики и укрепления здоровья. Проблемы анализа и оценки нормального психического развития. Основы психодиагностического описания лиц без психической патологии. Возможности описания психического благополучия с помощью патопсихологических дефиниций. Создание «психологического портрета». Перспективы практического интегративного укрепления здоровья. Стрессоры, травматические события в жизни здоровой личности. Терапия психической травмы как программа восстановления адаптивных ресурсов человека. Понятие соматического переживания, воронки травмы и воронки исцеления.



4.3. Тематический план лекций.

  1. Понимание здоровья и болезни в клинической психологии.

  2. Типология нормы в психологии и медицине. Понятие оптимума, акме, вершины жизненного самоопределения.

  3. Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.

  4. Психодиагностика лиц без психической патологии в контексте психологического консультирования.

  5. Профилактика здоровья.


4.4. Тематический план практических занятий

  1. Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии. Выбор методик под конкретный случай.

  2. Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии – отработка использования патопсихологических конструктов для составления психологического исследования.

  3. Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии – отработка навыков составления программы укрепления здоровья на базе данных психологического исследования.

  4. Отработка навыков обследования здоровых лиц и составления «психологического портрета».


4.5. Самостоятельная работа студентов.


Ч

№п\п
1.



Наименование раздела

и темы


Содержание

самост. раб.



Вид контроля. Часы.

Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.

Понимание здоровья и болезни в психоанализе, неопсихоанализе, трудах Юнга.




Работа с литературой. Подготовка доклада. Его изложение в реферате.

Собеседование
9 ч

2.

3.

Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.

Понимание здоровья и болезни в бихевиоризме, гештальттеории.


Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.

Понимание здоровья и болезни в экзистенциальной психологии.




Работа с литературой. Подготовка доклада. Его изложение в реферате.

Работа с литературой, подготовка доклада, его изложение в реферате.




Собеседование
9 ч.

Собеседование,


9 ч

4.

Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.

Понимание здоровья и болезни в отечественной психологии (труды Мясищева, культурно-историческая концепция Выготского)



Работа с литературой.

Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.




Собеседование.
9 ч.

5.

Психодиагностика лиц без психической патологии

Разбор клинических случаев. Написание психодиагностического заключения.

Собеседование

Проверка навыков в форме супервизии представляемых случаев.

8 ч.


6.

Профилактика здоровья

Работа с литературой.

Подготовка профилактических программ по материалам семинарских занятий.




Собеседование.

Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. Тестовый контроль.


8 ч.

ИТОГО 52 ч


4.6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Рекомендуемая литература.

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -880с.: ил.


б) Дополнительная литература:

  1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. –Спб.: Питер, 2009, - 329с.: ил.

  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности: Пособие – М.: Смысл, 2008.- 267с.: ил.

  3. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с

  4. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.


5. Средства обеспечения усвоения дисциплины.


6. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном

  • Музыкальный центр

  • Комната для проведения тренингов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации работы специалистов.


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является клинико-психологическим базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы будущих специалистов.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • просмотр видеофильмов

  • тренинговая часть практического занятия, на котором отрабатываются навыки самопознания, психологического консультирования, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то есть ведения научно-исследовательской работы.



Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, протоколов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. Все задания оцениваются в баллах; в процессе изучения дисциплины проводится один зачет в конце 7-го семестра, который оценивается в рамках балльно-рейтинговой системы.

Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психология здоровья» составлена канд.психол.наук, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Сулимовской Е.И.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница