Кураев А. В основы православной культуры (4-5 класс)



Скачать 68.36 Kb.
Дата30.04.2016
Размер68.36 Kb.
ТипРабочая программа

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол №1

от «_11_» сентября 2011 г.



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ лицея № 7

от __11.09.2012__ № _290



Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение лицей № 7

Рабочая программа

Наименование учебного предмета Основы православной культуры

Класс 4 класс

Учитель Шевкута Г.И._____

Срок реализации программы:

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1_час



УМК: Кураев А.В.. Основы православной культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2012.

I.Пояснительная записка

Статус документа. Рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:



  • Требования Стандарта (п. 12.4).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/[А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е. С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

  • Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2010.

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.

Структура документа. Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

  • пояснительную записку;

  • содержание тем учебного курса;

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематический план;

  • требования к результатам освоения содержания;

  • материально-техническое обеспечение курса, перечень учебно-методического обеспечения.

Актуальность. Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Поэтому в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в которую включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

4. Основы иудейской культуры;

5. Основы мировых религиозных культур;

6. Основы светской этики.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения. Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Цель модуля «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи модуля «Основы православной культуры»:


  • знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основные содержательные линии модуля «Основы православной культуры». Изучение основ православной культуры учащимися 4–5 классов реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

  • Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

  • Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

  • Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

  • Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

  • Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

  • Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

  • Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

  • Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

  • Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие.

Принципы построения модуля «Основы православной культуры»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного модуля «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания».

При построении учебного модуля «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научности, доступности, культуросообразности.

Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий

далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.



Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий),

которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.



Культуросообразность. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Этот принцип призван способствовать осознанию непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Организация учебно-воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса при изучении исторических основ православной культуры является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование). При освоении нравственных основ православной культуры беседа является основной формой проведения занятий.

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.



Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.



Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.



Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

Игровые и деятельностные методы:

- игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.



Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта.



Формы контроля и возможные варианты его проведения:

индивидуальный контроль (контроль учителем):

- устный опрос,

- домашняя работа (поисковая, творческая),

- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.

  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  • Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредместным результатам:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

  • Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

  • Определение общей цели и путей ее достижения.

Требования к предметным результатам:

  • Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.

  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.

  • Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.

  • Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень

духовно-нравственного развития младших школьников, можно отнести:

  • способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе;

  • личные достижения учащихся и класса в целом;

  • самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;

  • работу ученика в паре, малой группе детей;

  • заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;

  • творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.

II. Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Введение в православную духовную традицию (17 часов).

1.Россия – наша Родина.

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.



2.Православие и культура.

Христианство. Православие. Культура. Религия. Возникновение и распространение православной культуры. Связь культуры народа и его религии. Значение православной культуры в жизни людей, общества.



3.Отношения Бога и человека в православии.

Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Связь человеческих представлений о Боге с законами добра. Основы духовной традиции православия.



4.Православная молитва.

Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва-славословие. Благодать. Молитва как разговор человека с Богом, форма возможного общения человека с Богом. Виды молитвы. Отличие материальных благ от духовных радостей. Происхождение молитвы «Отче наш», смысл входящих в нее слов и выражений.



5.Библия и Евангелие.

Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Священное Писание. Пророк. Апостол. Значение для христиан книг Ветхого и Нового Завета, значение для христианской культуры сюжетов Библии. Структура Библии. Библия как обращение Бога к человечеству.



6.Проповедь Христа.

7. Христос и Его Крест.

Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку.



8. Православное учение о человеке.

Тело. Душа. Внутренний мир человека. Христианское представление о человеке. Христианское понимание взаимоотношения души и тела человека. Какие качества души составляют внутренний мир человека. Различие телесных и душевных свойств и качеств человека. Душа тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.



9. Совесть и раскаяние.

Раскаяние. Совесть. Различать добро и зло человеку помогает совесть. Значение покаяния в православной культуре. Разница между покаянием и признанием ошибки.



10. Заповеди.

Заповеди. Моисей. Обстоятельства, при которых были даны заповеди. Структура заповедей и значение. Заповеди помогают людям различать добро и зло. Выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.



11. Милосердие и сострадание.

Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Милосердие как основополагающий нравственный постулат; начало, облагораживающее и улучшающее жизнь человека и общества. Этимологии слова «милосердие». Христианское значение слова «ближний».



12. Пасха.

Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Светлая седьмица. Радоница. Земной путь Иисуса Христа. Суть Воскресения Христова. Празднование Пасхи, традиции праздника, его символы. Пасхальные открытки.



13.Золотое правило этики.

Грех. Неосуждение. «Золотое правило» как условие оценивания собственного поведения. Связь неосуждения с памятью о своих ошибках. Различие отношения к греху и отношения к согрешившему человеку.



14.Храм.

Благословение. Иконостас. Алтарь. Внутреннее устройство православного храма. Традиции и правила поведения в нем. Православные храмов родного края.



15.Икона.

Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Иконопись как достояние мировой художественной и духовной культуры. Особенности иконописного изображения. Различия в написании иконы и картины. Способы и средства изображения в иконе духовного мира. Отношение

к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

16-17. Представление творческих работ учащихся.

Презентация творческих проектов учащихся



Раздел 2. Православие в России (16 часов).

18.Как христианство пришло на Русь.

Мудрость. Крещение. Исповедь. Вера в единого Бога. Святая Русь. Церковь.



19. Подвиг.

Подвиг. Подвиг ради себя. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.



20.Заповеди блаженств.

Заповеди блаженств. Нагорная проповедь Христа. Нищие духом. Блаженны плачущие. Блаженны кроткие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды. Блаженны миротворцы. Блаженны чистые сердцем.



21.Зачем творить добро?

Самоотверженность. Святой.



22. Чудо в жизни христианина.

Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Святая Троица.



23.Православие о Божием суде

Божий суд. Смерть в христианстве. Вера в бессмертие.



24.Таинство Причастия.

Тайная вечеря. Причастие. Христова сила и благодать. Крещение. Литургия.



25.Монастырь.

Монах. Послушание. Монашеские обеты. Инок.



26.Отношение христианина к природе.

Ответственность за мир. Христианское милосердие.



27.Христианская семья.

Семья. Венчание. Бремя. Тактичность. Брак.



28.Защита Отечества.

Оборонительная война. Подвиг. Герои.



29. Христианин в труде.

Заповедь труда. Труд. Лень и гордыня.



30.Любовь и уважение к Отечеству.

Светская этика. Духовные традиции России. Любовь. Патриотизм.



Уроки 31, 32.

Подведение итогов. Православная культура. Религиозная толерантность. Мировые религии. Религиозные памятники. Я и моя Родина.



Уроки 33, 34. «Мой мир. Моё Отечество».

Презентация творческих работ учащихся «Мой мир — мое Отечество». Толерантность. Мировые религии. Веротерпимость




III. Учебно-тематический план



п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Формы и методы работы

1

Введение в православную духовную традицию

18 часов

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания, составление таблиц, сообщения, презентации, творческие задания, диспуты.

2

Православие в России

16 часов




Итого

34 часа





Лист внесения изменений и дополнений

По плану

Фактически

Тема урока

Нормативный акт, закрепляющий изменения








































V. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Основы православной культуры» учащиеся должны



знать и понимать:

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;

  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы;

  • историю возникновения и распространения православной культуры;

  • роль православной культуры в истории России;

  • основы духовной традиции православия;

  • определения основных понятий православной культуры;

  • взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг;

  • описание священных сооружений;

  • описание религиозных праздников и святынь православной культуры;

уметь:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

  • видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;

  • излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;

  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;

  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • готовить сообщение по выбранным темам.



VI. Учебное и учебно-методическое обеспечение

1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2010.

2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2010.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [Б.Х.Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под ред. В.А. Тишкова, т.д. Шапошниковой.- М.:

Просвещение, 2010.

4. Электронное приложение к учебному пособию. А.В. Кураев. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2010 г



Литература для педагога:

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.

4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.

12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги 1,

2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.

15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.

16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.

18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004.

20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.

23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.

24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2006.

Литература для учащихся:

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. . Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.

11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.

12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

13. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

14. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.

15. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.

16. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. - Минск, 2005.17. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

18. Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.

19. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

20. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

21. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

22. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

23. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.

24. «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.

25. Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г

26. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.



Интернет-ресурсы

1.Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)

2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)

3.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)

4. Мир религий (http://www.religio.ru/)

5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

(http://www.orkсe.ru/official-dokuments)

6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)

7. Православие в России (http://ww.or.ru/)

8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)

9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)

10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)

11.Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)


IV. Календарно-тематическое планирование уроков модуля «Основы православной культуры». 5 класс

Всего – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час.

УМК: Кураев А.В.. Основы православной культуры (4-5 класс). - М.: Просвещение, 2012
Тема урока

Элементы основного содержания

урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Задания для совместной работы с родителями

Урок 1.

Россия – наша Родина

Знакомство с курсом «Основы православной культуры». Духовный мир человека, культурные традиции, для чего они существуют.

Знать:

- что такое духовный мир

человека;

-что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Урок 2.

Культура и религия

Понятие культура. Как человек создает культуру. О чем говорит религия. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Знать:

- историю возникновения и распространения православной культуры.

Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре.

Урок 3.

Человек и Бог

в православии

Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Как вера в Бога влияет на поступки людей.



Уметь:

- объяснить взаимосвязь

эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».

Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»



Урок 4.

Православная молитва

Во что верят православные христиане. Молитва, виды молитв. Молитва «Отче наш». Кто такие святые, что такое благодать.

Знать:

- что такое православие;

-что значит благодать;

- кто такие святые;

- о молитве «Отче наш».

Выяснить у родителей значение слова ««искушать»



Урок 5.

Библия и Евангелие

Кто такие христиане. Священное Писание. Что такое Библия: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие.

Знать:

-определения основных понятий православной культуры.

Спросить у своих родителей знают ли они какие-нибудь притчи.

Урок 6.

Проповедь Христа

Христианское учение о спасении. Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь.

Знать:

- чему учил Христос;

- символику креста.

Уметь:

-устанавливать взаимосвязь между православной культурной и поведением людей.

Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»

Урок 7.

Христос и его крест

Спаситель. Как Бог стал человеком.

Жертвенная любовь. Победа над смертью. Символика креста



Знать:

- как Бог стал человеком;

- почему Христос не уклонился от казни;

- символику креста



Уметь:

- устанавливать взаимосвязь между православной культурной и поведением людей.

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»

Урок 8.

Пасха


Православный календарь, его значение Праздники. Воскресение. Православные традиции празднования Пасхи: Великий пост, пасхальная служба, пасхальный гимн, пасхальное яйцо

Знать:

- что воскресенье не только день

недели;

- что такое Пасха;



- как празднуют Пасху.

Выяснить у родителей, какие обычаи они соблюдают при праздновании Пасхи. Нарисовать или слепить пасхальное яйцо



Урок 9.

Православное

учение о человеке

Во что верят православные христиане. Тело и душа, внутренний мир человека, болезни души. Что такое образ Божий в человеке.



Знать:

- чем бог одарил человека;

-что такое «образ божий», душа, тело.

Выяснить:

-как Библия рассказывает о происхождении души;

-есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть.



Урок 10.

Совесть и раскаяние

Добро и зло в православной традиции. Работа совести, покаяние

Знать:

-о подсказках совести;

- как исправлять ошибки;

- истории о помощи святых.

Выясни у родителей, почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Урок 11.

Заповеди


Христианская этика. Заповеди блаженства. Добродетели и страсти. Отношение к труду.

Знать:

- что общего у убийства и

воровства;

- как зависть гасит радость;

-нравственные нормы поведения христиан.

Приготовить книжку-малышку «Заповеди»



Урок 12.

Милосердие и сострадание

Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Любовь к ближнему. Милостыня

Знать:

-чем милосердие отличается от дружбы;

-кого называют «ближним»;

-как христианин должен относиться к людям.

Выясните у родителей, совершали ли они поступки милосердия. Нарисовать дерево добрых дел.

Урок 13.

Золотое правило этики

Христианская этика. Золотое правило нравственности. Неосуждение.

Знать:

-главное правило человеческих отношений;

- что такое «неосужение».

Сформулируйте вместе с родителями свои правила «Как уберечься от осуждения»



Урок 14.

Храм


Православный храм и другие святыни. Устройство православного храма. Правила поведения в православном храме и во время службы.

Знать:

- что люди делают в храмах;

- почему изображают невидимое.

Рассказать членам семьи и друзьям о православном храме. Подобрать вместе изображения храма. Нарисовать храм.



Урок 15.

Икона


Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)

Знать:

- описание основных

содержательных аспектов священных книг, икон, фресок.

Выясни «Богоматерь – это Бог или человек.

Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены.

Уроки 16,17.

Подведение итогов.

Представление творческих работ учащихся.

Творческие работы учащихся



Уметь:

- излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.

Урок 18.

Как христианство пришло на Русь.

Крещение Руси. Значение крещения Руси. Православие в современной России.

Знать:

- что такое церковь;

- что такое крещение.

Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.



Урок 19.

Подвиг


Подвиг, человеческая жертвенность,

Жертва Богу. Подвижничество. Почитание святых.



Уметь:

- объяснять основные термины и

понятия;

- работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.

Урок 20.

Заповеди блаженств.

Вера. Заповеди блаженств.

Уметь:

- работать с текстом учебника,

объяснить, что такое заповеди блаженства;

- анализировать жизненные ситуации,

- выбирать нравственные формы поведения.

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».



Урок 21.

Зачем творить добро?

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.

Самоотверженность.



Уметь:

- анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры.

Познакомьте своих родителей с духовно нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа: «Даром приняли – даром давайте».

Урок 22.

Чудо в жизни

Христианина.

Символический язык православной

культуры. Христианские добродетели

Уметь:

-вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права иметь свою собственную;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Совместно с родителями определите, какие добродетели есть у вас и ваших родителей.

Урок 23.

Православие

о Божием суде

Как видеть в людях Христа. Вера в бессмертие.



Уметь:

-объяснять основные термины и

понятия;

-анализировать жизненные ситуации;

-выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра.



Урок 24.

Таинство причастия

Православные таинства. Таинство крещения и причастия: символический смысл. Литургия.

Знать:

-как Христос передал себя ученикам,

-что такое причастие,

-что такое церковное таинство.

Расскажи членам семьи и друзьям о таинстве причастия.

Урок 25.

Монастырь

Монашество. Послушание, постриг. Монастырский уклад. Сергий Радонежский.

Знать:

- почему люди идут в монахи;

- от чего отказываются монахи.

Расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ.



Урок 26.

Отношение

христианина к природе

Ответственность за мир и природу. Христианское милосердие, «братья наши меньшие»



Знать:

-что делает человека выше природы,

- какую ответственность несет

человек за сохранение природы.

Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете.

Урок 27.

Христианская

семья

Христианская семья и ее ценности. Обряд венчания, воспитание детей, праздники, семейные традиции.



Уметь:

-работать с текстом учебника, объяснять основные термины и

понятия;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

Урок 28.

Защита Отечества

Бывает ли война справедливой. Оборонительная война. Святые защитники России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Илья Муромец.

Знать:

-смысл духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава,

православие.

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.



Урок 29.

Христианин в труде

Заповедь труда. Пост. Что такое «работа на совесть». Напрасный труд.

Знать:

- какой труд напрасен.



Уметь:

- выбирать нравственные формы

поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры и давать им оценку.

Нарисовать дерево добрых дел.



Урок 30.

Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Уметь:

- вести диалог, признавать

возможность существования различных точек зрения и права

иметь свою собственную.

Обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение «Что такое православие».

Уроки 31, 32.

Подведение итогов

Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».

Уметь:

-работать самостоятельно и в группах.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.

Уроки 33, 34.

Урок-конференция

«Мой мир. Моё Отечество».

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины».



Знать:

-требования к оформлению и защите презентации.



Уметь:

-подготовить презентацию в

соответствие с требованиями и

прокомментировать ее;



-отвечать на вопросы по содержанию презентации.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор материала по предложенным вопросам.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница