Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине



страница1/18
Дата03.05.2016
Размер2.24 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра факультетской хирургии




Учебно-методический комплекс по дисциплине


Общая хирургия, хирургические болезни
Основная образовательная программа Стоматология

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №3

«12» февраля 2013 г.

Зав. кафедрой







Авторы-составители

Зав. кафедрой

факультетской хирургии

д.м.н., профессор Дыньков С.М.

профессор кафедры общей хирургии Попов В.А.



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)

Тематический план лекций (приложение 2)

Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)

III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 6)


IV. Средства оценки компетенций (приложение 7)



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ,д.м.н., профессор Декан факультета, д.м.н.

С.М. Дыньков А.С. Оправин

«12»февраля 2013 г. «16»февраля 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 3


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Общая хирургия, хирургические болезни

По направлению подготовки основная образовательная программа

Стоматология


Курс 3,4

Вид промежуточной аттестации - экзамен

Кафедра общей хирургии, факультетской хирургии

Трудоемкость дисциплины 216 час. /6 зач. ед.)

Архангельск 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Выпускники по специальности стоматология – 060201 получают квалификацию – врач, и должны быть подготовлены к выполнению следующих видов деятельности:

- профилактической.

- диагностической

- лечебной

- медико-просветительской

- организационно-управленческая

- научно-исследовательской

Цель преподавания дисциплины общая хирургия, хирургические болезни – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний и умений в отношении общих принципов хирургии, понятия хирургической инфекции и ее профилактики, особенностей обезболивания, основ лечения хирургической травмы, обследования хирургического больного, догоспитальной диагностики острых хирургических заболеваний, общих закономерностей хирургического лечения, формирование основ клинического мышления

При этом задачами изучения дисциплины являются:

- обучение студентов принципам организации и работы хирургического отделения, профилактики инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней в хирургическом кабинете;

- освоение студентами этиологии, патогенеза, клинических признаков, лечения и профилактики хирургических заболеваний;

- ознакомление студентов с принципами проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;

- освоение студентами принципов диагностики хирургических заболеваний, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;

- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование;

- обучение студентов диагностике острой патологии у хирургических больных;

- обучение студентов лечению стоматологических заболеваний - обучение студентов диагностике онкологической патологии у хирургических больных;

- формирование у студентов умений по оказанию доврачебной помощи у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени;

- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи и у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки стоматология. Дисциплина « Общая хирургия. Хирургические болезни» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин изучается в пятом, шестом и седьмом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологи-ческих дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи; патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);

- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; пропедевтика внутренних болезней, экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; стоматология пропедевтическая).




3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-I

Способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм. Соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфеденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК -1

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК -3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК -4

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, сознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность

ПК -5

Способность и готовность проводить и интерпретировать осмотр, физикальный осмотр, клиническое обследование. Результаты современных лабораторно-инструментальных методов обследования, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК -6

Способность и готовность проводить патофизический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения и реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

ПК -7

Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

ПК -9

Способность и готовность к работе с медицинской аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК -19

Способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента

ПК -20

Способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

ПК -21

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК -22

Способность и готовность выявить у пациента основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом особенностей течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

ПК -23

Способность и готовность поставить диагноз с учетом международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем

ПК -27

Способность и готовность осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях

ПК -28

Способность и готовность анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний

ПК -42

Способность и готовность выполнять обязательный перечень экстренных хирургических операций

ПК -50

Способность и готовность изучать научную медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- Методику определения группы крови, методику проведения пробы на индивидуальную и биологическую совместимость;

- Правила наложения, основные типы бинтовых, клеевых и гипсовых повязок, применяемых при повреждениях (ранах, ушибах, переломах);

- Правила наложения стандартных и импровизированных шин при переломах, вывихах;

- Деонтологические принципы общения медицинского персонала с больным и его родственниками;

- Этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний;

- Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний протекающих в типичной форме;

- Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения;

- Особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

- Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных хирургического профиля

- Классификацию и клинические симптомы повреждений органов грудной клетки, брюшной полости, полости таза;
Уметь:

- Обработать руки перед операцией, произвести перевязку раны;

- Одеть и сменить стерильные перчатки, стерильный халат самостоятельно и с помощью операционной сестры;

- Уложить в биксы перевязочный материал и операционное бельё (согласно правилам укладки);

- Оценить надежность стерильности материала в биксах;

- Описать местный патологический статус у больного с хирургической патологией (status localis);

- Оценить пригодность крови к трансфузии по визуальным данным;

- Определить наличие перелома и вывиха на рентгенограмме;

- Определить совместимость переливаемой крови по групповому, резусному и биологическому факторам;

- Выбрать адекватный способ остановки кровотечения в зависимости от вида кровотечения;

- Собрать полный медицинский анамнез пациента, провести опрос больного, его родственников

- Провести физикальное обследование пациента различного возраста, направит его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам

- Интерпретировать результаты обследования, поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз

- Разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения

- Выявить жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь в чрезвычайных ситуациях

- Определять по рентгенограмме наличие свободного газа в брюшной полости, признаков острой кишечной непроходимости, гидропневиоторакса

- Сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств
Владеть:

- Умением определить группу крови;

- Приемами шинирования конечностей при переломах и вывихах;

- Техникой наложения артериального жгута при кровотечениях;

- Приемами остановки кровотечения путем прижатия артерии на протяжении;

- Техникой наложения бинтовых повязок на различные части тела человека;

- Основами наложения лонгетных и циркулярных гипсовых повязок на конечность;

- Азами наложения узловых хирургических швов и завязывания лигатур;

- Основами написания истории болезни на хирургического больного;

- Основами подготовки рук хирурга к операции;

- Методами ведением учетно-отчетной документации в медицинских организациях;

- Методами общего клинического обследования;

- Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики;

- Алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением на дополнительное обследование и к соответствующему врачам - специалистам;

- Алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза;

- Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.


Наименование модулей дисциплины

Всего часов

Семестр

1. Общая хирургия

48

5

2. Хирургические болезни

72

6,7

Общая трудоемкость (час.)


216





I. Модуль общая хирургия

4.1. Объем модуля и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

48

5

В том числе:







Лекции (Л)

12




Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)

36




Самостоятельная работа (всего)

24




Экзамен

14

7

Общая трудоемкость (час.)


86





5. Содержание модуля

5.1. Содержание разделов модуля





п/п

Наименование раздела модуля

Содержание модуля

1

2

3

1

Асептика и антисептика.

Обработка рук хирурга и операционного поля. Стерилизация операционного белья и перевязочного материала. Стерилизация шовного материала и хирургического инструментария.

2

Боль и обезболивание (местная анестезия, наркоз).

Местная анестезия: поверхностная, инфильтрационная (по Вишневскому), внутрикостная, внутривенная анестезия. Проводниковая анестезия: спинномозговая, перидуральная, новокаиновые блокады. Наркоз, клиника, техника. Осложнения наркоза. Элементы реанимации.

3

Кровотечения и способы их остановки. Переливание крови и её компонентов, кровезаменители.

Виды кровотечений. Клиника острой анемии. Временные и окончательные способы остановки кровотечений.Переливание крови, определение групп техника переливания. Осложнения при переливании, профилактика и борьба с ними. Кровезаменители и компоненты крови.

4

Десмургия (мягкие и твердые повязки).

Мягкие повязки, шины. Гипс, гипсовая техника.

5

Основы гнойно-септической хирургии (местные гнойные процессы, сепсис).


Острая гнойная хирургическая инфекция (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона). Рожа, панариций, мастит. Анаэробная инфекция. Гематогенный остеомиелит, плеврит. Перитонит. Сепсис.

6

Основы хирургической онкологии (опухоли и их лечение).

Клиника и диагностика опухолей. Методы лечения опухолей.

7

Основы хирургических повреждений (Ушибы, сдавления, разрывы, вывихи, переломы, синдром травматического токсикоза, ожоги, отморожения, раны, электротравма; принципы их лечения).


Раневой процесс. Первичная хирургическая обработка. Лечение гнойных ран. Клиника и диагностика переломов. Принципы лечения переломов. Клиника ожогов и ожоговой болезни. Лечение ожогов и ожоговой болезни. Клиника отморожений, периоды и степени. Лечение отморожений. Ушибы, сотрясения, вывихи и их лечение.

8

Травматические поражения костей и суставов, заживление переломов. Воспалительные и дегенеративные заболевания костей и суставов, остеомиелит.

Методы лучевого исследования костей и суставов: рентгенография, специальные методы рентгенологического исследования: томография, компьютерная томография; магнитно-резонансная томография; ультразвуковое исследование; денситометрия; радионуклидное исследование; пункция под лучевым контролем. Показания и возможности различных методов. Основы планирования лучевого исследования в остеологии. Переломы костей в рентгеновском изображении. Виды переломов. Рентгенологические признаки вывиха. Периостит и его виды в зависимости от заболевания Остеопороз. Костная атрофия. Остеосклероз. Рентгенологические признаки гнойного и асептического остеонекрозов и их морфологическая сущность. Деструкция костной ткани. Остеомиелит

9

Обследование хирургических больных

Методика исследования хирургического больного.

5.2. Разделы модуля и виды занятий




п/п

Наименование раздела модуля

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Асептика и антисептика.

2










4

2

10

2

Операция, боль и обезболивание (местная анестезия, наркоз).













6

2

8

3

Кровотечения и способы их остановки. Переливание крови и её компонентов, кровезаменители.

2










4

4

10

4

Десмургия (мягкие и твердые повязки).













2

4

6

5

Основы гнойно-септической хирургии (местные гнойные процессы, сепсис).

2










10

2

14

6

Основы хирургической онкологии (опухоли и их лечение).

2













2

4

7

Основы хирургических повреждений (ушибы, сдавления, разрывы, вывихи, переломы, синдром травматического токсикоза, ожоги, отморожения, раны, электротравма; принципы их лечения).













6

4

10

8

Травматические поражения костей и суставов, заживление переломов. Воспалительные и дегенеративные заболевания костей и суставов, остеомиелит.

2










4

4

10

9

Обследование хирургических больных

2
















2


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела модуля

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1


Десмургия (мягкие повязки и шинирование)

В интерактивной форме проводится практическое занятие с разбором всех ошибок, допущенных студентами в процессе наложения ими различных видов бинтовых повязок на различные части тела и транспортных шин на различные сегменты конечностей.

4


Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

8 %


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела модуля

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Асептика и антисептика.

Реферат - основы асептики и антисептики

Проверка реферата

2

Боль и обезболивание (местная анестезия, наркоз).

Подготовка мультимедийной презентации – выбор способа обезболивания при хирургичесих вмешательствах

Просмотр презентации

3

Кровотечения и способы их остановки. Переливание крови и её компонентов, кровезаменители.

Реферат - осложнения при гемотрансфузии, временные и окончательные способы остановки кровотечений

Проверка реферата

4

Десмургия (мягкие и твердые повязки).

Тренинг в центре доклинической подготовки - наложение мягких повязок и шин

При тестировании и собеседовании

5

Основы гнойно-септической хирургии (местные гнойные процессы, сепсис).

Реферат по теме гнойная инфекция

Проверка реферата

6

Основы хирургической онкологии (опухоли и их лечение).

Реферат особенности опухолей различной локализации

Проверка реферата

7

Основы хирургических повреждений (ушибы, сдавления, разрывы, вывихи, переломы, синдром травматического токсикоза, ожоги, отморожения, раны, электротравма; принципы их лечения).

Тренинг в центре доклинической подготовки – оказание первой медицинской помощи при различных повреждениях

При тестировании и собеседовании

8

Травматические поражения костей и суставов, заживление переломов. Воспалительные и дегенеративные заболевания костей и суставов, остеомиелит.

Подготовка мультимедийной презентации - Методы лучевого исследования костей и суставов:

Просмотр презентаций


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные - собеседование по теме занятий, решение ситуационных клинических задач, представление мультимедийной презентации, доклад клинической информации по курируемому больному, защита истории болезни курируемого больного.

- письменные - проверка тестов, решений клинических ситуационных задач, проверка истории болезни курируемых больных.

8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен

1. Этап – контроль теоретических знаний – тестирование;

2. Этап - контроль теоретических знаний - собеседование по вопросам экзаменационного билета

3. Этап – контроль умений

- решение ситуационной клинической задачи

- описание рентгенограммы больного с хирургическим заболеванием
Материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение модуля

9.1. Основная литература
1.Гостищев В.К. Общая хирургия. ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608с.
2. Петров С.В. Общая хирургия. ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 672с.
3. Копосова Р.А., Журавлева Л.М. Рентгенодиагностика. Учебное пособие. Под общей редакцией Валькова М.Ю. Изд. СГМУ 2012г. Архангельск, 278с.
4. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология. М. 2008.
9.2. Дополнительная литература
1.Гостищев В.К. Пропедевтика хирургии: Учебное пособие /Под ред. В.К. Гостищева, А.И. Ковалева. – 2-е изд.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 904с.
2.НартайлаковМ.А. Общая хирургия: Учебное пособие /М.А. Нартайлаков.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –256с.
3 Рычагов Г.П. Общая хирургия: Учебное пособие /Под ред. Г.П. Рычагова, П.В. Гарелика, Ю.Б. Мартова. – Минск ООО «Интерпрессервис» УП «Книжный Дом», 2002. –925с.
4.Сатыбалдыев В.М. Острая локальная холодовая травма человека: Методические рекомендации /В.М. Сатыбалдыев. – Архангельск.: СГМУ, 2010. –29с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Каталог медицинских ресурсов русскоязычной сети МЕДИЦИНА 2000:

http://www.med2000.ru/catalog.htm

Путеводитель по медицинским ресурсам Интернета:



http://www.nlr.ru/res/inv/ic med/index.php

Русский Медицинский Сервер:



http://www.rusmedserv.com/

Научная электронная библиотека:



http://www.elibrary.ru/

Обзоры мировых медицинских журналов на русском языке:



http://www.medmir.com/

Биомедицинский журнал:



http://www.medLine.ru

Сайт с медицинскими лекциями:



http://varles.narod.ru
10. Материально-техническое обеспечение модуля

1.Наглядные пособия в виде таблиц (по всем темам).

2.Муляжи и фантомы (по сердечно-легочной реанимации), горизонтальный автоклав

3.Тесты на бумажных носителях

4.Хирургический инструментарий и шовный материал

5.Слайдотека по основным темам дисциплины

6.Архив рентгенограмм по переломам, вывихам, сосудистой патологии

7.Набор транспортных шин и предметов ухода за больным.

8.Негатоскопы, компьютер, сканер, принтер,
II. Модуль Хирургические болезни

4.1. Объем модуля и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


6

7

Аудиторные занятия (всего)

72

24

48

В том числе:










Лекции (Л)

16

4

12

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные практикумы (ЛП)










Клинические практические занятия (КПЗ)

55

20

35

Самостоятельная работа (всего)

36

10

26

Экзамен

22




7

Общая трудоемкость (час.)


130









5. Содержание модуля

5.1. Содержание разделов модуля





п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3



Введение

Введение Содержание предмета: диагностика наиболее частых хирургических заболеваний, принципы их лечения и профилактики. Диагностика как научная дисциплина, включающая диагностическую технику, семиологию, особенности мышления при распознавании заболевания. Диагноз, определение термина, диагноз как основа метода лечения и профилактики. Основные виды диагноза. Оперативный метод лечения и его значение.



Заболевания органов живота

Тема 1. Острый аппендицит. Перитонит

Тема 2. Заболевания желчевыводящей системы и поджелудочной железы хо­ле­ци­стит. Ост­рый пан­креа­тит. Механическая желтуха

.


Тема 3. Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки

Тема 4. Кишечная непроходимость

Тема 5. Грыжи

Этио­ло­гия, па­то­ге­нез, па­то­ло­ги­че­ская ана­то­мия. Кли­ни­че­ская и мор­фо­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка. Осо­бен­но­сти те­че­ния ост­ро­го ап­пен­ди­ци­та у де­тей, ста­ри­ков и бе­ре­мен­ных жен­щин. Роль ла­па­ро­ско­пии в ди­аг­но­сти­ки ост­ро­го ап­пен­ди­ци­та. По­ка­за­ния к опе­ра­ции, тех­ни­ка ап­пен­дэк­то­мии. Ос­лож­не­ния ост­ро­го ап­пен­ди­ци­та (ап­пен­ди­ку­ляр­ный ин­фильт­рат, ог­ра­ни­чен­ные гной­ни­ки, пе­ри­то­нит). Со­вре­мен­ные ус­та­нов­ки гос­пи­та­ли­за­ции и ле­че­ния боль­ных ост­рым ап­пен­ди­ци­том. Перитонит. Оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия, клас­си­фи­ка­ция. Ос­нов­ные ис­точ­ни­ки ост­ро­го гной­но­го пе­ри­то­ни­та (вос­па­ле­ние ор­га­нов брюш­ной по­лос­ти, пер­фо­ра­ции и раз­ры­вы по­ло­вых ор­га­нов, нек­ро­зы ор­га­нов брюш­ной по­лос­ти). Кли­ни­ка и диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка. Со­вре­мен­ные прин­ци­пы опе­ра­тив­ных вме­ша­тельств и про­ве­де­ние ком­плекс­ной те­ра­пии (роль дре­ни­ро­ва­ния брюш­ной по­лос­ти и зон­до­вой де­ком­прес­сии ки­шеч­ни­ка, ан­ти­бак­те­ри­аль­ная те­ра­пия, де­ток­си­ка­ция, кор­рек­ция им­мун­ных на­ру­ше­ний). По­сле­опе­ра­ци­он­ные пе­ри­то­ни­ты, при­чи­ны, ди­аг­но­сти­ка, по­ка­за­ния к по­втор­ным опе­ра­ци­ям.

Желч­но­ка­мен­ная бо­лезнь. Этио­ло­гия и па­то­ге­нез кам­не­об­ра­зо­ва­ния, связь с за­бо­ле­ва­ния­ми по­лос­ти рта. Кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния и ди­аг­но­сти­ка. Со­вре­мен­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния боль­ных (УЗИ, рент­ге­но­кон­тра­ст­ное ис­сле­до­ва­ние, рет­ро­град­ная хо­лан­гио­пан­креа­ти­ко­гра­фия, ком­пь­ю­тер­ная то­мо­гра­фия). По­ка­за­ния к опе­ра­ции, объ­ем опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Эн­до­ско­пи­че­ские опе­ра­ции. Механическая желтуха. Опу­хо­ли пе­че­ни. Пер­вич­ные и ме­та­ста­ти­че­ские, опу­хо­ли желч­но­го пу­зы­ря и желч­ных про­то­ков. Опу­хо­ли под­же­лу­доч­ной же­ле­зы, хро­ни­че­ский ин­ду­ра­тив­ный пан­креа­тит. Со­вре­мен­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния. По­ка­за­ния к ра­ди­каль­ным и пал­лиа­тив­ным хи­рур­ги­че­ским вме­ша­тель­ст­вам. Ост­рый хо­ле­ци­стит. Кли­ни­ка, ди­аг­но­сти­ка. Вы­бор сро­ков опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва, его объ­ём. Ос­лож­не­ния ост­ро­го хо­ле­ци­сти­та. Ост­рый гной­ный хо­лан­гит. Ост­рый пан­креа­тит. Этио­ло­гия, па­то­ге­нез, клас­си­фи­ка­ция (отеч­ная и де­ст­рук­тив­ная фор­мы). Ди­аг­но­сти­ка. Ос­лож­не­ния ост­ро­го пан­креа­ти­та. Прин­ци­пы ле­че­ния раз­лич­ных форм ост­ро­го пан­креа­ти­та.

Осложнения язвенной болезни и рак желудка. При­чи­ны кро­во­те­че­ний из верх­них от­де­лов пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та. Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка. Кли­ни­че­ские и ла­бо­ра­тор­ные при­зна­ки. Ме­то­ды рас­по­зна­ва­ния при­чи­ны кро­во­те­че­ния. Эзо­фа­го­га­ст­ро­дуо­де­но­ско­пия. Яз­вен­ная бо­лезнь же­луд­ка и две­на­дца­ти­пер­ст­ной киш­ки как ос­нов­ная при­чи­на кро­во­те­че­ний. Дру­гие ос­лож­не­ния яз­вен­ной бо­лез­ни (пер­фо­ра­ция, пе­нет­ра­ция, су­же­ние вы­ход­но­го от­де­ла же­луд­ка, оз­ло­ка­че­ст­в­ле­ние). По­ка­за­ния к опе­ра­ции; ос­нов­ные ви­ды хи­рур­ги­че­ско­го ле­че­ния яз­вен­ной бо­лез­ни (уши­ва­ние, ре­зек­ция же­луд­ка, ва­го­то­мия). Воз­мож­ные влия­ния сто­ма­то­ло­ги­че­ских за­бо­ле­ва­ний на раз­ви­тие и те­че­ние из­ме­не­ний в по­лос­ти рта при яз­вен­ной бо­лез­ни. Рак же­луд­ка. Ос­нов­ные кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния. Ран­ние при­зна­ки ра­ка же­луд­ка. Рент­ге­но­ло­ги­че­ские и ин­ст­ру­мен­таль­ные прин­ци­пы ди­аг­но­сти­ки. По­ка­за­ния к опе­ра­ции и объ­ём опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Кро­во­те­че­ния из ниж­них от­де­лов пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та, при­чи­ны (доб­ро­ка­че­ст­вен­ные и зло­ка­че­ст­вен­ные опу­хо­ли пря­мой киш­ки), ме­то­ды ди­аг­но­сти­ки. Ос­нов­ные прин­ци­пы хи­рур­ги­че­ско­го лечения.

Не­про­хо­ди­мость ки­шеч­ни­ка. Клас­си­фи­ка­ция. Ди­аг­но­сти­че­ская и ме­ха­ни­че­ская не­про­хо­ди­мость. Кли­ни­ка, ди­аг­но­сти­ка и ле­че­ние. Прин­ци­пы пре­до­пе­ра­ци­он­ной под­го­тов­ки. Ха­рак­тер из­ме­не­ния в ки­шеч­ни­ке при стран­гу­ля­ци­он­ной не­про­хо­ди­мо­сти, при­зна­ки жиз­не­спо­соб­но­сти киш­ки. Осложнения рака толстой кишки.

Грыжи. Определение понятия. Элементы грыжи живота. Классификация грыж по происхождению, локализации, течению. Этиология и патогенез. Общая симптоматика грыж. Диагностика. Принципы хирургического лечения. Основные этапы операции грыжесечения. Осложнения грыж. Ущемлённая грыжа. Определение понятия. Виды ущемления. Грыжи живота, отдельные виды. Пупочные грыжи, паховые грыжи. Бедренные грыжи. Послеоперационные грыжи. Лечебная тактика при сомнительном диагнозе, при самопроизвольном и насильственном вправлении грыжи. Мнимое вправление. Ложное вправление. Клинические аспекты применения различных видов пластических операций при грыжах живота.





Заболевания груди

Тема 1. Заболевания пищевода

Тема 2 Заболевания легких и плевры.

При­чи­ны не­про­хо­ди­мо­сти пи­ще­во­да (ино­род­ные те­ла, руб­цо­вые стрик­ту­ры, кар­ди­ос­пазм, доб­ро­ка­че­ст­вен­ные и зло­ка­че­ст­вен­ные опу­хо­ли). Сим­птом дис­фа­гии, ви­ды дис­фа­гии. Ос­нов­ные ви­ды ис­сле­до­ва­ния пи­ще­во­да (рент­ге­но­кон­тра­ст­ное ис­сле­до­ва­ние, эзо­фа­го­ско­пия). Кон­сер­ва­тив­ные (бу­жи­ро­ва­ние, кар­дио­ди­ла­та­ция) и опе­ра­тив­ные ме­то­ды ле­че­ния. Га­ст­ро­ско­пия. По­ня­тие о за­ме­ще­нии пи­ще­во­да ки­шеч­ны­ми и же­лу­доч­ны­ми транс­план­та­та­ми. Пер­фо­ра­ция пи­ще­во­да. Ме­диа­сти­нит. Ме­то­ды ди­аг­но­сти­ки и ле­че­ния.

Осо­бен­но­сти ана­то­ми­че­ско­го строе­ния брон­хов и лег­ких. Зна­че­ние дре­наж­ной функ­ции брон­хов. Роль рент­ге­нов­ско­го ис­сле­до­ва­ния и брон­хо­ско­пии. Роль ку­ре­ния и воз­ник­но­ве­ние брон­хо­ле­гоч­ных за­бо­ле­ва­ний. Связь хро­ни­че­ских за­бо­ле­ва­ний брон­хов и лег­ких с па­то­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми в по­лос­ти рта. Брон­хо­эк­та­ти­че­ская бо­лезнь. Этио­ло­гия, па­то­ге­нез. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. По­ка­за­ния и объ­ём опе­ра­тив­ных вме­ша­тельств. Абс­цес­сы лег­ко­го ост­рые и хро­ни­че­ские. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. По­ка­за­ния и объ­ём опе­ра­тив­ных вме­ша­тельств. Ган­гре­на лег­ко­го. Эм­пие­ма плев­ры ост­рая и хро­ни­че­ская. Этио­ло­гия и па­то­ге­нез. Кли­ни­че­ские сим­пто­мы и ди­аг­но­сти­ка. Кон­сер­ва­тив­ные и опе­ра­тив­ные ме­то­ды ле­че­ния. Спон­тан­ный пнев­мо­то­ракс. При­чи­ны, ос­нов­ные кли­ни­че­ские сим­пто­мы, ост­рая ды­ха­тель­ная не­дос­та­точ­ность. Рент­ге­нов­ская ди­аг­но­сти­ка и то­ра­ко­ско­пия. Прин­ци­пы ле­че­ния. Па­то­ло­ги­че­ская ана­то­мия. Цен­траль­ный и пе­ри­фе­ри­че­ский рак лег­ко­го. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. Воз­мож­но­сти и на­прав­ле­ния ран­ней ди­аг­но­сти­ки ра­ка лег­ко­го. Рент­ге­но­ло­ги­че­ские и ин­ст­ру­мен­таль­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния. Ком­би­ни­ро­ван­ное ле­че­ние ра­ка лег­ко­го (опе­ра­тив­ное, лу­че­вая и хи­мио­те­ра­пия).




Заболевания молочной и щитовидной желез

Крат­кие ана­то­мо-фи­зио­ло­ги­че­ские дан­ные о мо­лоч­ной же­ле­зе. Дис­гор­мо­наль­ные за­бо­ле­ва­ния мо­лоч­ной же­ле­зы. Па­то­ге­нез, кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка дис­гор­мо­наль­ных за­бо­ле­ва­ний и доб­ро­ка­че­ст­вен­ных опу­хо­лей. Зна­че­ние про­фи­лак­ти­че­ских ос­мот­ров, мам­ма­гра­фии и пунк­ци­он­ной био­псии в диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­но­сти­ки. По­ка­за­ния и опе­ра­тив­ные ме­то­ды ле­че­ния. Рак мо­лоч­ной же­ле­зы. Час­то­та за­бо­ле­ва­ния и пред­по­ла­гаю­щие при­чи­ны. Пу­ти ме­та­ста­зи­ро­ва­ния. Ста­дии ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы, кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. Опе­ра­тив­ные и ком­би­ни­ро­ван­ные ме­то­ды ле­че­ния..Зоб (эпи­де­ми­че­ский, эн­де­ми­че­ский, спо­ра­ди­че­ский). Ти­ре­о­ток­си­че­ский зоб (диф­фуз­ный и уз­ло­вой). Этио­ло­гия. Па­то­ге­нез. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка за­бо­ле­ва­ний щи­то­вид­ной же­ле­зы. Зна­че­ние УЗИ и ра­дио­нук­ле­ид­ных ме­то­лов. Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка за­бо­ле­ва­ний щи­то­вид­ной же­ле­зы и кист шеи. По­ка­за­ния к опе­ра­тив­ным ме­то­дам лечения. Ти­рео­и­ди­ты и стру­ми­ты. Рак щи­то­вид­ной же­ле­зы.



Заболевания сосудов

Тема 1. Заболевания артерий

Тема 2. Заболевания вен.

Окк­лю­зи­он­ные по­ра­же­ния ар­те­рий ко­неч­но­стей. Об­ли­те­ри­рую­щий атеросклероз, эн­дар­те­ри­ит и тром­бан­ги­нит. Со­вре­мен­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния ар­те­рий (кли­ни­че­ские, функ­цио­наль­ные, до­п­ле­ро­графия, ан­гио­гра­фия). Кли­ни­че­ские ста­дии за­бо­ле­ва­ния. Сим­пто­мы и ди­аг­но­сти­ка. Кон­сер­ва­тив­ные ме­то­ды ле­че­ния. По­ка­за­ния к опе­ра­тив­ным ме­то­дам ле­че­ния и их ха­рак­те­ри­сти­ка. Диа­бе­ти­че­ская ан­гио­па­тия. Па­то­ге­нез.Ме­то­ды ле­че­ния.

Ва­ри­коз­ная бо­лезнь ниж­них ко­неч­но­стей. Этио­ло­гия и па­то­ге­нез. Кли­ни­ка пер­вич­но­го рас­ши­ре­ния вен. Ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния про­хо­ди­мо­сти глу­бо­ких и ком­му­ни­кант­ных вен и со­стоя­ние ве­ноз­ных кла­па­нов. По­ка­за­ния и вы­бор ме­то­да опе­ра­тив­но­го вме­ша­тель­ст­ва. Тром­боф­ле­би­ты и фле­бот­ром­бо­зы. Оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия. Кли­ни­ка и ди­аг­но­сти­ка. Иле­о­фе­мо­раль­ный тром­боз. Кон­сер­ва­тив­ное и опе­ра­тив­ное ле­че­ние. Ва­ри­коз­ные и тро­фи­че­ские яз­вы ниж­них ко­неч­но­стей.




Травма груди и живота

Тема 1. Травма живота

Тема 2. Травма груди


Закрытая травма живота. Классификация. Алгоритм диагностики. Оперативные и неоперативные методы лечения. Роль лапароскопии как диагностического и лечебного метода; диагностическая лапароскопия. Хирургическое лечение при повреждениях органов брюшной полости. Открытая травма живота Классификация. Алгоритм диагностики. Оперативные и неоперативные методы лечения. Роль лапароскопии как диагностического и лечебного метода; диагностическая лапароскопия. Хирургическое лечение при повреждениях органов брюшной полости. Торакоабдоминальные ранения. Особенности диагностики и хирургической тактики.

Травматический пневмоторакс и его виды. Виды открытого пневмоторакса. Патогенез. Клиника. Клапанный пневмоторакс. Патогенез. Симптоматология напряженного пневмоторакса. Первая помощь в очаге поражения и первая врачебная помощь.

Повреждения и ранения груди с гемотораксом. Патогенез. Симптомы. Осложнения. Первая помощь.

5.2. Разделы модуля и виды занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Л


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

1.

Введение. Диагностика хирургических заболеваний

2

5

6

13

2.

Заболевания органов живота

6

25

6

37

2.

Заболевания органов груди

2

5

6

13

4.

Заболевания молочной и щитовидной желез

2

5

6

13

5.

Заболевания сосудов

2

10

6

18

6.

Травма груди и живота

2

5

6

13


6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Заболевания органов живота

Клинический разбор больных, защита истории болезни

5

2.

Заболевания сосудов

Клинический разбор больного

2

Итого (час.)

7

Итого (% от аудиторных занятий)

13%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

Введение.

Оформление истории болезни курируемого больного

Проверка истории болезни

2.

Заболевания органов

живота


Оформление мультимедийной презентации по теме – «Современные инструментальные методы диагностики острых заболеваний органов живота».

Просмотр презентации

2.

Заболевания органов

груди


Самостоятельное решение клинических ситуационных задач.

Проверка решений задач

4.

Заболевания молоч-

ной и щитовидной

желез


Оформление реферата по теме - «Осложнения при хирургических операциях на щитовидной железе».

Проверка реферата

5.

Заболевания сосудов

Самостоятельное решение клинических ситуационных задач. Основы диагностики острых артериальных и венозных тромбозов.

Проверка решений задач

6.

Травма груди и живо

та


Оформление мультимедийной презентации по теме - «Диагностическая и лечебная эндоскопия при повреждениях груди и живота»

Просмотр презентации


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные - собеседование по теме занятий, решение ситуационных клинических задач, представление мультимедийной презентации, доклад клинической информации по курируемому больному, защита истории болезни курируемого больного.

- письменные - проверка тестов, решений клинических ситуационных задач, проверка истории болезни курируемых больных.

8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен

1. Этап – контроль теоретических знаний – тестирование;

2. Этап - контроль теоретических знаний - собеседование по вопросам экзаменационного билета

3. Этап – контроль умений

- решение ситуационной клинической задачи

- описание рентгенограммы больного с хирургическим заболеванием
Материалы для текущего контроля и промежуточной аттестации приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение модуля

9.1. Основная литература

1. Хирургические болезни: Учебник / М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Н.М. Кузин и др..; Под ред. М.И. Кузина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 784 с.

2. Хирургические болезни: учеб. в 2 т. / Под ред. В.С. Савельева, А.И. Кириленко – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2006., т.1. – 608 с.

4. Методические рекомендации по составлению истории болезни больного с абдоминальной хирургической патологией. /С.М. Дыньков. – Архангельск. – СГМУ. - 2009. 22 с.


9.2. Дополнительная литература

  1. Диагностический справочник хирурга. В.Н. Астафуров. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 444 с.

  2. Клиническая ангиология : рук. для врачей: В 2 т. / Под ред. А.В. Покровского. - М. : Медицина, 2004. - 804 с.

  3. Неотложная хирургическая гастроэнтерология : рук. для врачей / Под ред.: А.А. Курыгина и др. - СПб.; М. ; Харьков ; Минск : Питер, 2001. - 480 с. - (Спутник врача).

  4. «Острый панкреатит»: руководство для врачей / под редакцией проф. Э.В. Недашковского. – М.: ГЭОТАР – Медиа. – 2009. – 272с.

  5. Основы неотложной хирургической помощи : руководство для врачей общей практики: [В 2 т.]. Т.2 : Специальная часть / Сев. гос. мед. ун-т ; Под ред. Р.Н. Калашникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Архангельск : СГМУ, 2002. - 279 с.

  6. Основы колопроктологии / под ред. Г.И. Воробьева. - 2-е изд., доп. - М. : МИА, 2006. - 430 с.

  7. Перитонит : практ. рук. / Рос. ассоц. специалистов по хирург. инфекциям ; под ред.: В. С. Савельев, Б. Р. Гельфанд, М. И. Филимонов. - М. : Литтерра, 2006. - 205 с. - (Практические руководства).

  8. Сердечно-сосудистая хирургия : Руководство / Под ред. В.И. Бураковского, Л.А. Бокерия. - 2-е изд., доп. - М. : Медицина, 1996. - 766 с

  9. Воробьев А.А.Хирургическая анатомия оперированного живота и лапароскопическая хирургия спаек : [Монография] / А.А. Воробьев, А.Г. Бебуришвили. - Волгоград : Издатель, 2001. - 240 с.

  10. Горшков С.З. Закрытые повреждения органов брюшной полости и забрюшинного пространства : [монография] / С.З. Горшков. - М. : Медицина, 2005. - 221 с. - (Библиотека практического врача).

  11. Дыньков С.М., Поздеев В.Н., Кузнецов А.А., Тодрик А.Г. Лапароскопическая холецистэктомия при остром холецистите. Архангельск. 2000.

  12. Дыньков С.М., Тодрик А.Г., Совершаев А.П., Слободянюк Е.В. Эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография. Архангельск. 2001.

  13. Еремеев В.П. Клиническое обследование пациентов с облитерирующими заболеваниями артерий нижних конечностей. Общая симптоматология заболеваний и методы их диагностики. Выпуск I. Архангельск. 2003.

  14. Еремеев В.П. Хроническая венозная недостаточность нижних конечностей. Клиника, симптоматика, диагностика. Выпуск I. Архангельск. 2003.

  15. Игнатьев Е.И. Хроническая артериальная ишемия конечностей / Е. И. Игнатьев. - СПб. : Белл, 2004. - 272 с

  16. Парсонз, Полли . Секреты пульмонологии : пер. с англ. / П.Э. Парсонз, Д.Э. Хеффнер; Под ред. О.Ф. Колодкиной. - М. : МЕДпресс-информ, 2004. - 648 с

  17. Рехачев В.П. Острый живот. Архангельск. Издательский центр СГМУ. 2003. – 178 с.

  18. Рехачев В.П. Острый аппендицит : моногр. / В. П. Рехачев ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск, 2010. - 192,[1] с

  19. Рехачев В.П. Послеоперационные вентральные грыжи.Диастазы прямых мышц живота / В.П. Рехачев; Арханг.мед.акад ; Арханг. гос. мед. акад. - Архангельск : Издат. центр АГМА, 1999. – 195 с.

  20. Седов В.М. Аппендицит. С-Петербург. Мед. Из-во ООО «ЭЛБИ-С. Пб», 2002.

  21. Селезнёв С.А., Шапот Ю.Б., Багненко С.Ф., Курыгин А.А. Травматическая болезнь и её осложнения. С. Пб. Политехника, 2004.

  22. Тимербулатов В.М. Хирургия абдоминальных повреждений / В. М. Тимербулатов [и др.]. - М. : МЕДпресс-информ, 2005. - 255 с.

  23. Тимошин А.Д. Хирургическое лечение паховых и послеоперационных грыж брюшной стенки : [монография] / А.Д. Тимошин, А.В. Юрасов, А.Л. Шестаков. - М. : Триада-Х, 2003. - 143 с.

  24. Ужегов Г. Н. Болезни вен и артерий. Симптомы, лечение, профилактика / Г.Н. Ужегов. - М. : Вече, 2006. - 154 с

  25. Федоров И.В., Сигал Е.И., Славин Л.Е. Эндоскопическая хирургия; - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2009. - 544 с.

  26. Шерлок Ш. Заболевания печени и желчных путей : пер. с англ. / Ш. Шерлок, Дж. Дули ; ред. З.Г. Апросина. - М. : Гэотар-Мед., 2002. - 859 с.

  27. Яицкий Н. А. Седов В.М. Сопия Р.А. Острый панкреатит.. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 224 с

  28. Ярема И.В. Хирургия язвенной болезни желудка : рук. для врачей / И.В. Ярема, Б.М. Уртаев, Л.А. Ковальчук. - М. : Медицина, 2004. – 303 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1.www.consilium-medicum.com

2. http//mediasphera.ru

3. http//remedium.ru

4. www.medportal.ru

5/ http//www.it-med.ru



6. http://meduniver.com/Medical/Neotlogka/479.html

7.http://www.astromeridian.ru/medicina/1130.html

8.http://polbu.ru/sopuev_bleedings/ch02_i.html

9.http://health-ua.com/articles/2629.html

10. http://ru.wikipedia.org/wiki/

11. http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/9/article_1219.html

12.http://www.03.ru/terms/complaint/neprokhodimost_kishechnika

13.http://www.youtube.com/watch?v=JUPGlHVoIG8

14. http://ru.wikipedia.org/wik

15. http://www.vidal.ru/patsientam/entsiklopediya/Terapiya/Peritonit.html

16. http://www.youtube.com/watch?v=wTgfETtr-8M

17. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine

18. http://meduniver.com/Medical/Xirurgia/42.html

19. http://www.mma.ru/article/id35458

20. http://www.slideshare.net/medumed/ss-8800079

21. http://medoboz.ru/t/travmyi-zhivota.html

22. http://paininfo.ru/practitioner/stomachache/trauma/3829.html

23. http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/Abdomen/travma_gk.html


10. Материально-техническое обеспечение модуля

Учебный процесс проводится в учебных помещениях кафедры:

- кон­фе­ренц-зал, который ис­поль­зу­ет­ся для про­ве­де­ния конференций, практических занятий, чте­ния лек­ций.

- учеб­ные ком­на­ты для проведения практических занятий по хи­рур­ги­че­ским бо­лез­ням.

Учебная комната над операционной используется для проведения операционного дня

Па­ла­ты в хи­рур­ги­че­ских от­де­ле­ни­ях

- В палатах проводятся осмотры больных во время клинических обходов отделения сотрудниками кафедры

-осуществляется курация больных студентами

пе­ре­вя­зоч­ные и процедурные в хи­рур­ги­че­ских от­де­ле­ни­ях используются для проведения занятий, демонстрации больных

В учебных помещения используются переносные средства мультимедийной проекции, телевизор, видеомагнитофон с ви­део­те­кой имеются видеофильмы:

- история кафедры факультетской хирургии

- диагностическая и лечебная лапароскопия в неотложной хирургии

- эндохирургические вмешательства при острых заболеваниях органов брюшной полости

- лапароскопическая холецистэктомия

- профилактика повреждений внепеченочных желчных путей при лапаолскопической холецистэктомии

- хирургическое лечение грыж передней брюшной стенки с использованием синтетических эндопротезов

- Хирургическое лечение послеоперационных вентральных грыж с применением кожного аутотрансплантата

- особенности обезболивания в эндохирургии

- видеоскопическая забрюшинная поясничеая симпатэктомия

- операция по Лонго в лечении геморроя, пролапса и ректоцеле

- Пункция полостей под УЗИ и КТ навигацией

- торакоскопическая поддиафрагмальная ваготомия

При чтении лекций и проведении практических занятий используются слайдоскоп, мультимедийный проектор, имеются мультимедийные презентации по всем темам программы.

На практических занятиях практикуется демонстрация больных, участие студентов в работе превязочной, процедурной и операционной.

На кафедре имеется архив рентгенограмм для демонстрации рентген-признаков наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):




Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Заведующий кафедрой факультетской хирургии ГБОУ ВПО СГМУ д.м.н., профессор

Дыньков С.М.




И.о. заведующего кафедрой общей хирургии ГБОУ ВПО СГМУ, профессор

Попов В.А.



Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

ГБОУ ВПО СГМУ д.м.н., профессор

Заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии

Киров М.Ю.



Приложение 2




Каталог: student -> faculty -> faculty -> stomat
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура (название)
stomat -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Эндодонтия Основная образовательная программа 060201 «Стоматология» Утверждено на заседании
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
stomat -> Программа по дисциплине; Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций»
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине: «Офтальмология» По направлению подготовки: 060201 Стоматология
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница