Методические рекомендации для преподавателя Тема занятия «Вирусные инфекции»



Скачать 245.13 Kb.
Дата30.04.2016
Размер245.13 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Специальность 060501 Сестринское дело Квалификация медицинская сестра




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 12

Тема: «ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ»

Утверждены на заседании ЦМК

№ протокола _____

«___»____________ 2012 г.
Председатель ЦМК Лабораторных

и санитарно-гигиенических дисциплин

_____________Перфильева Г.В.
Составитель: Созонова И.А.
Красноярск

2012


Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятия «Вирусные инфекции»

Значение темы:

Вирусы – это неклеточная форма существования живой материи.

Они широко распространены в окружающей среде. Все вирусы подразделяются на поражающие челове­ка, животных, насекомых, бактерий и расте­ния.

Вирусы обладают способно­стью поражать определенные органы, ткани и системы. Из больного организма вирусы могут выделяться с калом, например вирус полиомиелита. Вирус бешен­ства выделяется со слюной, вирус гриппа - с отделяемым слизистой носоглотки и т. д.

Основные пути передачи вирусов:

- воздушно-капельный (грипп, оспа)

- пищевой (полиомиелит, гепатит А)

- контак­тно-бытовой (бешенство)

- трансмиссивный (энцефалит).

Боль­шинство вирусов инактивируется при действии высоких температур. Они устойчивы к антибиотикам. Кислоты, щелочи, дезинфицирующие вещества инактивируют вирусы.

Организм человека обла­дает врожденной устойчивостью к некоторым вирусам. Например, человек не чувствителен к вирусу чумы собак. Животные не чувствительны к вирусу кори. В этих случаях противовирусный иммунитет основан на отсут­ствии клеток, способных поддерживать репродукцию вирусов.

Противовирусный иммунитет обусловливается как кле­точными, так и гуморальными факторами защиты, неспе­цифическими и специфическими.

Мощным ингибитором репродукции вирусов является белковое вещество - интерферон. В здоровом организме он содержится в незначительном количестве, а вирусы способствуют продукции интерферона и количество его значительно увеличивается.

К специфическим факторам противовирусного иммунитета относятся вируснейтрализующие антитела.


Цели обучения:

Общая цель:

Студент должен овладеть общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.


Учебная цель:

Ознакомить с классификацией вирусов. Изучить эпидемиологические особенности заболеваний. Ознакомить с особенностями профилактических и терапевтических мероприятий при различных вирусных инфекциях.



Метод обучения: репродуктивно-побуждающий.

Тип занятия: комбинированный (изложение нового материала, формирование знаний и умений).

Место проведения практического занятия: учебная комната.

Оснащение занятия:

На 1 рабочее место



Оборудование:

- компьютер

- телевизор

- видеомагнитофон



Хронокарта практического занятия

№ п/п

Этапы

практического занятия



Продолжи-тельность (мин)

Содержание этапа и оснащенность



Организационный

2

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся



Формулировка темы и цели

3

Преподавателем объявляется тема и ее актуальность, цели занятия



Актуализация знаний

15

Устный опрос



Изложение нового материала

20

Конспектирование

Просмотр презентации

Просмотр учебного фильма




Методические указания для самостоятельной работы студентов

10

Раскрыть этапы выполнения практической работы.

При выполнении работы следует придерживаться методических указаний к практической работе, отчет о работе оформляется в тетради.





Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль)

25

  1. Работа с учебным текстом и заполнение таблицы






Прием выполненной работы.

Итоговый контроль.

Подведение итогов.


13

Оценивается качество проведенной работы.

Тестирование.

Подводится итог занятия. Выставляются оценки.


  1. 7

Задание на дом

2

Повторение всего пройденного материала

Всего:

90




Контроль исходного уровня знаний:

  1. Охарактеризуйте особенности патогенеза и клиники при гриппе, клещевом энцефалите, бешенстве, краснухе, гепатитах А, В, С, ВИЧ-инфекции.

  2. Назовите профилактические и терапевтические мероприятия при вирусных инфекциях.


Итоговый контроль (приложение 1)

Приложение 1

1.Источник инфекции при гепатите А

а) грызуны

б) клещи


в) больные люди

г) животные

2.Входные ворота при полиомиелите

а) кожа


б) слизистые оболочки дыхательных путей и пищеварительный тракт

в) слизистая половых органов

г) слизистая глаз

3.Пути передачи возбудителя при бешенстве

а) воздушно-капельный

б) пищевой

в) контактный

г) трансмиссивный

4.Источник инфекции при бешенстве

а) больной человек

б) больные животные

в) насекомые

г) клещи

5.Форма вируса бешенства

а) округлая

б) сперматозоидная

в) кубическая

г) пулевидная

6.Источник инфекции при гриппе

а) больные животные

б) продукты питания

в) больные люди

г) все ответы верны

7.Постинфекционный иммунитет при гриппе

а) типоспецифический

б) пожизненный

в) врожденный

г) антитоксический

8.Источник ВИЧ-инфекции

а) больные животные

б) больные люди

в) клещи


г) комары

9.Метод культивирования вирусов

а) на искусственных питательных средах

б) на жидких средах

в) в курином эмбрионе

г) на плотных средах

10.Зрелая частица вируса

а) капсид

б) вирион

в) капсомер

г) фаг

Эталоны ответов




Вариант ответа



В



Б



В



Б



Г



В



А



Б



В



Б


Критерии оценки

0 - 1 ошибка - «5»

2 - 3 ошибки - «4»

4 - 5 ошибок - «3»

6 ошибок и более – «2»

Методические рекомендации для студентов

Тема занятия «Вирусные инфекции»

Значение темы:

Вирусы – это неклеточная форма существования живой материи.

Они широко распространены в окружающей среде. Все вирусы подразделяются на поражающие челове­ка, животных, насекомых, бактерий и расте­ния.

Вирусы обладают способно­стью поражать определенные органы, ткани и системы. Из больного организма вирусы могут выделяться с калом, например вирус полиомиелита. Вирус бешен­ства выделяется со слюной, вирус гриппа - с отделяемым слизистой носоглотки и т. д.

Основные пути передачи вирусов:

- воздушно-капельный (грипп, оспа)

- пищевой (полиомиелит, гепатит А)

- контак­тно-бытовой (бешенство)

- трансмиссивный (энцефалит).

Боль­шинство вирусов инактивируется при действии высоких температур. Они устойчивы к антибиотикам. Кислоты, щелочи, дезинфицирующие вещества инактивируют вирусы.

Организм человека обла­дает врожденной устойчивостью к некоторым вирусам. Например, человек не чувствителен к вирусу чумы собак. Животные не чувствительны к вирусу кори. В этих случаях противовирусный иммунитет основан на отсут­ствии клеток, способных поддерживать репродукцию вирусов.

Противовирусный иммунитет обусловливается как кле­точными, так и гуморальными факторами защиты, неспе­цифическими и специфическими.

Мощным ингибитором репродукции вирусов является белковое вещество - интерферон. В здоровом организме он содержится в незначительном количестве, а вирусы способствуют продукции интерферона и количество его значительно увеличивается.

К специфическим факторам противовирусного иммунитета относятся вируснейтрализующие антитела.


На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

  • классификация вирусов

  • эпидемиологические особенности заболеваний

  • особенности профилактических и терапевтических мероприятий при различных вирусных инфекциях

Студент должен овладеть общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

План изучения темы:


  1. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:

  1. Охарактеризуйте особенности патогенеза и клиники при гриппе, клещевом энцефалите, бешенстве, краснухе, гепатитах А, В, С, ВИЧ-инфекции.

  2. Назовите профилактические и терапевтические мероприятия при вирусных инфекциях.


2. Содержание темы

Грипп - распространенное острое инфекционное забо­левание дыхательных путей, имеющее эпидемический ха­рактер и поражающее большие массы людей.

Возбудители гриппа относятся к РНК-вирусам семейства Orthomyxoviridae. Они обладают выраженным тропизмом к слизистым оболочкам верхних дыхательных путей.



Источник инфекции: Больной человек.

Пути передачи: воздушно-капельный.

Патогенез. Вирус попадает на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Проникнув в организм чело­века, он внедряется в эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, откуда проходит в кровь и вызывает явления интоксикации. В слизистой оболочке вирус вызы­вает гибель клеток. Это создает условия для проникнове­ния других микроорганизмов, вызывающих вторичную инфекцию — пневмонию, бронхит и др. Активируются бак­терии, локализующиеся в верхних дыхательных путях,- возникает аутоинфекция. Кроме того, вирус гриппа акти­вирует хронические заболевания, такие как туберкулез и др.

Иммунитет. Обычно иммунитет носит типо- и штаммоспецифический характер. Смена подтипов вируса А исключает надежную защиту организма от этой инфекции, так как перекрестного иммунитета нет, а прогнозировать направ­ление изменчивости пока не удается.

Профилактика. Изоляция больного, проветривание по­мещения, влажная уборка и т. д. Важно также предуп­реждение охлаждения, которое снижает выработку интерферона.

Специфическая профилактика. Используют живую вакцину, содержащую ослабленные вирусы типа А и В. Для индивидуальной защиты пользуются интерферо­ном и оксалиновой мазью (смазывают слизистую носа).

Лечение. При гриппе, вызванном вирусом А, нашел применение ремантадин. Для предупреждения вторич­ных инфекций используют различные антибактериальные препараты.
Бешенство

Возбудитель бешенства относится к РНК-вирусам семейства Rhabdoviridae.

Бешенством болеют мно­гие животные, домашние и дикие, даже птицы. Однако чаще заболевают собаки, волки, лисицы, летучие мыши. Летучие мыши болеют без выраженных признаков заболе­вания и, возможно, являются хранителями вируса бешен­ства в природе.

Источники инфекции. Больные животные.

Пути передачи. Вирус бешенства передается прямым контактным путем от больных животных (укусы) либо при попадании слюны больного животного на поврежден­ную поверхность кожи или слизистых оболочек.

Патогенез. От момента укуса или ослюнения до заболе­вания человека проходит от 15-45 дней до 3-6 мес. Длительность инкубации зависит от ворот инфекции, характера повреждения ткани. Наиболее короткий период инкубации при укусах в лицо и голову.

Из места внедрения вирусы распространяются по нервным стволам и попадают в клетки центральной нерв­ной системы. Наибольшее количество вируса концентри­руется в продолговатом мозге, ядрах череп­ных нервов и в поясничной части спинного мозга. В нервных клетках вирус размножается. В результате поражения нервной системы появляется повышенная рефлекторная возбудимость: судороги, осо­бенно дыхательных и глотательных мышц. Возникает одышка и водобоязнь (гидрофобия). Одно пред­ставление о питье вызывает у больных сильные болезнен­ные судороги. Смерть наступает через 4-5 дней. Леталь­ность 100%.



Профилактика. Уничтожение бешеных животных, бро­дячих собак. Регистрация собак и обязательная их вакци­нация. В случае укуса немедленная обработка ран.

Специфическая профилактика. Введение антирабической вакцины. Вакцинации подлежат все укушенные или ослюненные больными или подозрительными в отношении бешенства животными. При укусах опасной локализации и для повышения эффективности вакцин применяют еще антирабический иммуноглобулин.

Лечение. Не разработано.
Клещевой энцефалит - природно-очаговая вирусная инфекция, характеризующаяся лихорадкой, интоксикацией и поражением серого вещества головного (энцефалит) и/или оболочек головного и спинного мозга (менингит и менингоэнцефалит). Заболевание может привести к стойким неврологическим и психиатрическим осложнениям и даже к смерти больного.

Вирус клещевого энцефалита - нейротропный, РНК-содержащий. Относится к роду Flavivirus, входит в семейство Flaviviridae экологической группы арбовирусов. Основным резервуаром, поддерживающим существование возбудителя, являются иксодовые клещи. Естественный резервуар вируса и его источник: грызуны, зайцы, насекомоядные, хищники и копытные. Клещи заражаются от животных-носителей вируса и передают вирус человеку.

Для заболевания характерна строгая весенне-летняя сезонность заболевания, соответствующая активности клещей.



Пути передачи: трансмиссивный (присасывание клеща), редко - алиментарный (употребление в пищу сырого молока коз и коров).

Инкубационный период при трансмиссивном пути передачи длится 7-14 дней, при алиментарном - 4-7 дней.

Для клинической картины клещевого энцефалита европейского подтипа характерна бифазная лихорадка. Первая фаза длится 2-4 дня. Этот этап сопровождается неспецифической симптоматикой, включая лихорадку, недомогание, анорексию, боли в мышцах, головную боль, тошноту и/или рвоту. Затем наступает восьмидневная ремиссия, после которой у 20-30 % больных следует вторая фаза, сопровождающаяся поражением центральной нервной системы, включая менингит (лихорадка, сильная головная боль, ригидность мышц шеи) и/или энцефалит (различные нарушения сознания, расстройства чувствительности, моторные нарушения вплоть до паралича).



Лечение. Специфического лечения клещевого энцефалита не существует. При возникновении симптомов, свидетельствующих о поражении центральной нервной системы (менингит, энцефалит) больного следует незамедлительно госпитализировать для оказания поддерживающей терапии. В качестве симптоматического лечения часто прибегают к кортикостероидным средствам.

Профилактика. Применяют вакцинацию, которая является самой надежной превентивной мерой. Обязательной вакцинации подлежат лица, работающие в эндемичных очагах (лесники, геологи и т. д.).

В РФ дополнительно при присасывании клещей невакцинированным людям вводят внутримышечно иммуноглобулин.

Неспецифические меры профилактики сводятся к предупреждению присасывания клещей, а также к их раннему удалению.


  • Избегать посещения мест обитания клещей (лесные биотопы с высокой травой, кустарником) в мае-июне. В походах следует держаться троп.

  • Применять репелленты, содержащие ДЭТА или перметрин.

  • Следует надевать одежду с длинными рукавами и штанинами, штанины желательно заправлять в длинные носки. Волосы следует прятать под головной убор. Чтобы клещей было легче заметить, предпочтительно надевать светлую одежду.

  • Во время пребывания в лесу рекомендуется регулярно осматривать одежду.

  • По возвращении из леса производится осмотр одежды и тела. Поскольку некоторые участки тела недоступны самоосмотру, следует прибегнуть к помощи друзей или близких для осмотра спины и волосистой части головы.

  • Поскольку личиночные формы клещей очень мелки, их можно не заметить на одежде. Во избежание их присасывания одежду рекомендуется простирать в горячей воде.

  • При обнаружении присосавшегося клеща, его следует немедленно удалить. Чем раньше клещ удален, тем меньше вероятность заражения. Удалять клеща можно маникюрным пинцетом или нитью, обвязав ее вокруг головы паразита. Клещ удаляется раскачивающе-выкручивающими движениями. Избегайте раздавливания клеща! Ранку можно обработать любым дезинфицирующим раствором (хлоргексидин, раствор йода, спирт, и т. п.).

Привитым людям дополнительное введение иммуноглобулина не требуется.
Краснуха - эпидемическое вирусное заболевание с инкубационным периодом около 15-24 дней. Это обычно неопасное заболевание, затрагивающее в основном детей, но оно может спровоцировать серьёзные врожденные пороки, если женщина заражается в начале беременности.

Это контагиозное заболевание, вырабатывающее стойкий иммунитет. РНК-содержащий возбудитель относится к семейству Togaviridae.



Клинические признаки

После инкубационного периода 2-3 недели появляется умеренная температура с головной болью, фарингитом, шейной аденопатией, конъюнктивитом. Высыпание появляется через 48 часов, сыпь макулезная (пятнистая) не зудящая, вначале на лице, потом спускается на все тело в течение нескольких часов, вначале сыпь напоминает коревую, затем скарлатиноформная. Она преобладает на лице, в области поясницы и ягодиц, разгибательных поверхностях рук, ног. Сыпь держится 2-4, изредка 5-7 дней, затем исчезает без пигментации и шелушения. Нужно отметить, что довольно часты смягченные и асимптоматичные формы.



Специфического лечения нет.

Серонегативных девочек рекомендуется вакцинировать в пубертатном возрасте. Для симптоматического лечения допускается использование парацетамола.


Гепатит - это вирусное инфекционное воспалительное заболевание печени. Вероятность выздоровления пациента зависит от формы и вида заболевания. Острая форма хорошо поддается лечению, хроническую полностью вылечить практически невозможно.

Симптомы гепатита:


- желтуха

- боли в правом подреберье.


Виды гепатита и способы его лечения


Вирусы гепатита попадают в организм человека двумя основными способами. Больной человек может выделять вирус с фекалиями, после чего, тот с водой или пищей попадает в кишечник других людей. Такой механизм заражения называют фекально-оральным. Он характерен для вирусов гепатита А и Е. Таким образом, гепатит А и гепатит Е возникают в основном из-за несоблюдения личной гигиены, а также при несовершенстве системы водоснабжения.

Второй путь заражения - контакт человека с инфицированной кровью. Он характерен для вирусов гепатитов В, С, D, G. Наибольшую опасность, ввиду распространённости и тяжёлых последствий заражения, представляют вирусы гепатитов В и С.

Из всех форм вирусных гепатитов гепатит А является наиболее распространенным. Инкубационный период проявления заболевания - от 7 до 50 дней. Чаще всего начало заболевания сопровождается подъёмом температуры и может напоминать грипп. Большинство случаев завершается спонтанным выздоровлением и не требует активного лечения. При тяжёлом течении назначают капельницы, устраняющие токсическое действие вируса на печень.

Вирус гепатита В передаётся половым путём, при инъекциях нестерильными шприцами у наркоманов, от матери - плоду. В типичных случаях заболевание начинается с повышения температуры, слабости, болей в суставах, тошноты и рвоты. Иногда появляются высыпания. Происходит увеличение печени и селезёнки. Среди редко проявляющихся признаков - потемнение мочи и обесцвечивание кала.

Острый вирусный гепатит В с выраженными клиническими симптомами заканчивается выздоровлением более чем в 80% случаев. У больных, перенесших безжелтушную и субклиническую формы, гепатит В часто хронизируется. К противовирусному лечению относятся препараты группы интерферонов.

Гепатит С передается половым путем и при контакте с кровью. Без должного лечения Гепатит С может приводить к развитию хронического гепатита, который завершается циррозом печени. Бессимптомное развитие гепатита С может продолжаться до 20 лет.

Вакцина против гепатита С пока не создана.


ВИЧ-инфекция. Выявленный в 1983 году вирус иммунодефицита человека (относится к ретровирусам - Retroviridae), попадая в организм, вызывает ВИЧ- инфекцию, которая на последней стадии развития переходит в СПИД. В отличие от врожденного иммунодефицита, синдром классифицируется в данном случае как приобретенный.

Проникая в клетки, вирус разрушает их настолько, что организм становится неспособным к сопротивлению возбудителям других инфекций, не представляющих опасности для здорового человека с нормально функционирующей иммунной системой. Для ВИЧ инфекции характерен длительный инкубационный период – со времени заражения до развития СПИДа при отсутствии терапии проходит 9-11 лет.



Эпидемиология ВИЧ

ВИЧ-инфекции относятся к типичным антропонозам. «Резервуаром» для вируса и его носителем служит инфицированный человек. Практическая эпидемиология ВИЧ отмечает основные каналы распространения инфекции – это половые контакты, использование одних и тех же шприцев, переливание крови, а также передача ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Группы риска составляют гомосексуалисты, наркоманы и лица, ведущие беспорядочную половую жизнь. Так как в настоящее время вся донорская кровь обязательно тестируется на данный вирус, передача инфекции реципиентам крови практически исключена. То же касается и донорских органов.


Вирус не отличается высокой жизнеспособностью в окружающей среде, погибая под действием любых химически активных реагентов с дезинфицирующей способностью, при кипячении, а также почти полностью инактивируется при нагреве до 56°С в течение 30 мин. Но в биологических жидкостях человека вне организма при комнатной температуре вирус может «продержаться» несколько суток.

Диагностика заболевания и симптомы ВИЧ

Обнаружение в крови пациента антител к ВИЧ-1,2 – прямое подтверждение факта заражения ВИЧ-инфекцией. Проведение тестов целесообразно в сроки от двух недель до трех месяцев, повторное тестирование рекомендуется через 3-6 месяцев, так как между заражением и образованием антител образуется «серологическое окно», в этот период лабораторные данные показывают отрицательный результат, даже при наличии ВИЧ-инфекции.

Для большинства людей, живущих с вирусом иммунодефицита, характерна следующая клиническая картина: через какое-то время после заражения (обычно несколько недель) появляются симптомы ВИЧ, схожие с симптомами гриппа и простуды. Повышается температура тела, наблюдается увеличение лимфатических узлов, боль в горле и т.д. И далеко не всегда зараженные принимают эти недомогания за первые признаки ВИЧ. Затем заболевание переходит в бессимптомный период, продолжающийся от 2-х месяцев до 20-ти лет (т.е. болезнь проходит две стадии – персистентную и латентную). По истечении этого периода у пациентов в течение нескольких лет прогрессируют инфекции различной этиологии и злокачественные опухоли.

Наиболее типичные симптомы ВИЧ:



  • снижение веса, потеря мышечной массы, дистрофия,

  • хронические простуды и диареи,

  • головные боли,

  • затрудненное дыхание (диспноэ),

  • боли в области грудной клетки,

  • ухудшение зрения,

  • парадонтологические заболевания, воспаления слизистой оболочки ротовой полости,

  • герпес, в том числе генитальный,

  • различные папилломы, кондиломы,

  • легочные заболевания - пневмонии, туберкулез,

  • заболевание вирусным гепатитом.

  • К ВИЧ-симптомам в совокупности с другими признаками ВИЧ относятся и депрессивные состояния.


Профилактика ВИЧ-инфекции

Эффективная терапия ВИЧ-инфекции и СПИДа активно применяется во многих странах, включая Россию. Единственная радикальная профилактика - это ментальная защита. К другим видам профилактики относится антивирусная превентивная терапия в случае беременности инфицированной женщины, использование барьерных защитных средств при половых контактах, соблюдение гигиенических правил, снижение общего количества проституток и наркоманов и т.д. Самой надежной профилактической мерой является ответственное отношение к своему здоровью.

Профилактика заражения ВИЧ-инфекцией персонала медицинских учреждений сводится в основном к соблюдению правил безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.
3. Самостоятельная работа


  1. Пользуясь текстом, заполните таблицу «Сравнительная характеристика возбудителей вирусных инфекций»




грипп

клещевой энцефалит

бешенство

краснуха

гепатит А

гепатиты В,С

ВИЧ

Морфология























Источник инфекции






















Пути передачи






















Клиника и патогенез























Иммунитет






















Профилактика

Спец. профилактика
























Исследуемый

материал
























4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание:

Повторение всего пройденного материала


Литература:

  1. Камышева К.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Феникс, 2009.

  2. Поздеев О.К. Медицинская микробиология. – ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  3. Учебное пособие по общей микробиологии. Н.В. Нестеренко. – КМФК, 2010.







Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Тесты по специальности общая врачебная практика
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»
content attach -> Предмет и задачи патологии, связь с другими дисциплинами. Значение патологии для современной медицины
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «История медицины»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница