Методические рекомендации для студентов по изучению мдк. 01. 01. «Лекарствоведение»



Скачать 202.02 Kb.
страница1/7
Дата25.04.2016
Размер202.02 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению




ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

МДК.01.01. Лекарствоведение
специальность «Фармация»

(очно-заочная форма обучения)

Братск, 2014г.


Составитель:

Н.А.Носковец – преподаватель высшей квалификационной категории.


Рецензент:

Е.В. Политковская - преподаватель высшей квалификационной категории


Рассмотрено на заседании ЦМК № 5

Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.


Методические рекомендации для студентов по изучению МДК.01.01. «Лекарствоведение», входящего в профессиональный модуль ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности «Фармация» (очно-заочная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом по МДК.01.01. «Лекарствоведение»
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы МДК.01.01. «Лекарствоведение» отводится __764___ часа.

Из них:


Теоретические занятия – 168 часов

Практические занятия – 142 часов

Самостоятельная работа студентов – 454 часа

Учебная практика – 108 часов

Производственная практика – 48 часов
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:


  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;

  2. Виды самостоятельной работы;

  3. Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;

  4. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;

  5. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;

  6. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методические рекомендации для студентов по

самоподготовке к занятиям……………………………………стр. 4

  1. Виды самостоятельной работы………………………………..стр. 99

  2. Перечень практических навыков, которыми студент должен

Овладеть в результате изучения рабочей программы по

учебной и производственной практике……………………....стр.102



  1. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации……………стр.103

  2. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)…стр.109


Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям

Раздел: Фармакология
Раздел 1 Общая фармакология

Тема 1.1 Введение

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин

Основные понятия:

  1. Фармация, фармакология; дисциплины, развитие фармакологии; получение лекарственных веществ, создание лекарственных препаратов; лекарственное вещество, средство, фармакологический препарат


Вопросы для самоконтроля:

  1. Рассказать, что такое фармация, и какие разделы она изучает;

  2. Дать определение понятию «Фармакология»;

  3. Назвать основные задачи фармакологии;

  4. Назовите виды классификаций лекарственных средств;


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы.


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 11-17;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 3-12.



Тема 1.2 Общие правила выписывания рецептов

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

  1. Фармацевтическая терминология, наркотические, ядовитые и сильнодействующие вещества.; Лекарственные средства списков А и Б; рецепт, формы рецептурных бланков, нормативная документация, рецептурные сокращения, хранение; аптека


Вопросы для самоконтроля:

  1. Аптека – функции и задачи;

  2. Понятие о лекарствах;

  3. Правила хранения лекарственных средств;

  4. Общие правила выписывания рецептов;

  5. Нормативная документация, регламентирующая правила выписывания рецептов;

  6. Рецептурные сокращения;

  7. Формы рецептурных бланков и особенности их использования.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы;

  2. Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;

  3. Определять правильность оформления рецептов;

  4. Работать с основными нормативными документами;

  5. Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 17-23;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 14-33.


Тема 1.3 Общая рецептура

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

  1. Лекарственные формы: твердые, мягкие, жидкие

Вопросы для самоконтроля:

  1. Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, капсулы, спансулы, пилюли;

  2. Жидкие лекарственные формы – растворы, суспензии, эмульсии, настои и отвары, настойки, жидкие экстракты, микстуры, аэрозоли;

  3. Мягкие лекарственные формы – мази, пасты, линименты, суппозитории, пластыри, лекарственные пленки


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы;

  2. Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;

  3. Определять правильность оформления рецептов;

  4. Работать с основными нормативными документами;

  5. Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач;

  6. Уметь выписывать рецепты на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 23-47;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 34-68


Тема 1.3 Общая рецептура

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

  1. Работа с нормативной документацией по заполнению рецептурных бланков;

  2. Выписывание рецептов на предложенные лекарственные формы, используя справочную литературу;

  3. Обучение пациентов правилам приема лекарственных средств по назначению врача;

  4. Проведение расчетов количества таблеток, капсул, объема лекарственного средства для применения внутрь в жидком виде, расчет дозы при парентеральном применении лекарственных средств


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое рецепт?

  2. Основные требования, предъявляемые к рецепту?

  3. Какими приказами регламентируются формы рецептурных бланков?

  4. Формы рецептурных бланков?

  5. Структура рецепта и значение его составных частей?

  6. Алгоритм выписывания рецептов на твердые лекарственные формы? Привести примеры.

  7. Правила выписывания сложных дозированных и не дозированных порошков?

  8. Назовите жидкие лекарственные формы. Дайте их характеристику.

  9. Назовите растворители, используемые для приготовления растворов?

  10. Перечислите основные алгоритмы выписывания рецептов на жидкие

  11. лекарственные формы.

  12. Дайте определение лекарственному веществу, лекарственной форме.

  13. Какой объем (в миллилитрах) в столовой, десертной и чайной ложке?

  14. Как рассчитать процентную концентрацию раствора?

  15. Как рассчитать дозу сухого вещества на один прием в общем объеме раствора?

  16. Пути введения инъекционных растворов?

  17. Какие растворители могут быть использованы для приготовления инъекционных лекарственных форм?

  18. Назовите алгоритмы выписывания рецептов на лекарственные формы для инъекций.

  19. Дайте общую характеристику мазей. Назовите ее составные части. Где применяется?

  20. Что служит основой для изготовления мазей и пасты?

  21. Назовите алгоритмы выписывания рецептов на мази.

  22. Назовите алгоритмы выписывания рецептов на пасты.

  23. Дайте общую характеристику суппозиториев.

  24. Назовите основы, используемые для приготовления суппозиториев.

  25. Назовите алгоритмы выписывания рецептов на суппозитории.

  26. Назовите условия хранения лекарственных форм.

  27. Как проводится анализ выписанной лекарственной формы?


Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;

  2. Определять правильность оформления рецептов;

  3. Работать с основными нормативными документами;

  4. Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач;

  5. Выписывать рецепты на мягкие, жидкие и твердые лекарственные формы.


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр 23-47;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 34-68


Тема 1.4 Общая фармакология

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

  1. Фармакокинетика, пути введения, биологические барьеры, экскреция, клиренс, элиминация;

  2. Фармакодинамика, виды действия, виды доз, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ; комбинированное применение лекарственных средств; механизм транспорт.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Фармакокинетика лекарственных веществ:

    1. Проникновение лекарственных веществ через биологические барьеры;

    2. Энтеральные и парентеральные пути введения ЛВ;

    3. Распределение лекарств в организме;

    4. Превращения (биотрансформация)лекарственных веществ в организме;

    5. Пути и механизмы (экскреции)лекарственных веществ;

  2. Фармакодинамика лекарственных веществ:

    1. Общие представления;

    2. Принципы дозирования лекарств. Факторы, влияющие на действие ЛС;

    3. Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой ЛС;

    4. Проблемы комбинированного применения ЛС;

    5. Виды лекарственной терапии.


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Читать рецепт;

  2. Определять правильность оформления рецептов;

  3. Работать с основными нормативными документами;

  4. Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания, справочную литературу при выполнении заданий, решений ситуационных задач;


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 47-73;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 76-131


Тема 1.4 Общая фармакология

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин

Содержание практического занятия:

  1. Решение обучающих и ситуационных задач по определению путей введения лекарственных средств, видов действия и взаимодействия, видов побочного и токсического действия;

  2. Выполнение контрольного задания в форме тестов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «Фармакология».

  2. Дайте определение понятия «Фармакокинетика»

  3. Какие закономерности рассматривает «Фармакодинамика»?

  4. Пути введения лекарственных веществ?

  5. Что такое «Биодоступность»?

  6. Инъекционные пути введения, меры предосторожности.

  7. Что такое абсорбция?

  8. Как распределяется лекарственное вещество в организме?

  9. Дайте понятие термина «Фармакологические эффекты»

  10. Как вы понимаете, что такое механизм действия?

  11. Что такое «Биотрансформация», «Экскреция»?

  12. Какие виды действия лекарств вы знаете?

  13. Понятие о дозах.

  14. Что такое «Идиосинкразия»?

  15. Дайте определение понятию «Кумуляция»

  16. Как вы понимаете понятия: «Привыкание», «Лекарственная зависимость»?

  17. Особенности действия ЛС при повторном применении?

  18. Общая характеристика токсического и побочного действия ЛС?

  19. Дайте понятия о тератогенном и эмбриотоксическом действии лекарственных средств?

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Работать с основными нормативными документами;

  2. Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические рекомендации при выполнении заданий, решений ситуационных задач;

  3. Пользуясь справочной литературой, аннотациями корректировать рецепты по теме.

  4. Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.

Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 47-73;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 76-131

Раздел 2. Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему
Тема 2.1 Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

  1. Периферическая нервная система; афферентная нервная система. Виды местной анестезии. Местные анестетики;

  2. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и мягчительные лекарственные средства; раздражающие лекарственные средства


Вопросы для самоконтроля:

  1. Местно-анестезирующие средства;

  2. Вяжущие, обволакивающие, пленкообразующие и адсорбирующие средства;

  3. Раздражающие средства


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Классификацию средств, влияющих на афферентную нервную систему;

  2. Правила выписывания рецептов на лекарственные средства;

  3. Показания и противопоказания на ЛС, влияющих на афферентную нервную систему, побочные эффекты.


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 130-142;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 262-280


Тема 2.1 Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

  1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения средств, действующих на афферентную нервную систему;

  2. Выписывание препаратов в рецептах с использованием справочной литературы;

  3. Знакомство с готовыми препаратами;

  4. Решение ситуационных задач;

  5. Консультировать больных правилам приема лекарственных средств по назначению врача.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему (иннервацию).

  2. Дайте понятия о местной анестезии и ее видах.

  3. Требования, предъявляемые местноанестезирующим средствам?

  4. Для чего к местноанестезирующим средствам добавляют адреналин?

  5. Какие лекарственные средства применяют при проводниковой анестезии?

  6. В каких случаях и где используют спинномозговую инфильтрационную анестезию?

  7. Какое анестезирующее средство применяется при всех видах анестезии и при инфаркте миокарда?

  8. Симптомы отравления анестетиками и меры помощи?

  9. Дайте общую характеристику вяжущих средств.

  10. Назовите вяжущие средства растительного происхождения и неорганического. Применение.

  11. Особенности действия и применение обволакивающих средств?

  12. Назовите неорганические средства, обладающие обволакивающим действием.

  13. Особенности действия и применение адсорбирующих средств. Препараты.

  14. Дайте определение раздражающим веществам.

  15. Что происходит при местном и рефлекторном действии раздражающих средств?

  16. Из чего получают, как действует и применяется ментол. В состав каких препаратов он входит?


Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Уметь выписать рецепт на лекарственное средство, знать его основные эффекты, показания к применению, нежелательные эффекты препарата;

  2. Давать сравнительную характеристику препаратов по фармакологическим группам;

  3. Пользоваться справочной литературой, аннотациями, консультировать клиентов по правилам использования ЛП.

  4. Подбирать аналогичные препараты


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 130-142;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 262-280


Тема 2.2.1 Лекарственные средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиноблокаторы

Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 270 мин
Основные понятия:

  1. Холинергические средства; периферические холинергические процессы, холиномиметики, антихолинестеразные средства;

  2. Холиноблокаторы, механизм действия


Вопросы для самоконтроля:

  1. Реакции организма на раздражение вегетативных органов;

  2. Общее представление о синаптической передаче нервного импульса;

  3. Распределение холинергических и адренергических синапсов и нервов;

  4. Основные этапы передачи импульсов. Локализация в организме и функциональное значение холинорецепторов;

  5. Холиномиметики, показания и противопок4азания, побочные эффекты;

  6. Антихолиностеразные средства


Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Классификацией средств, влияющих на периферическую нервную систему;

  2. Основная локализация импульсов и их локализация в организме;

  3. Лекарственные средства, влияющие на холинергические процессы. Показания и противопоказания, побочные эффекты.

  4. Отравление антихолинестеразными средствами и первая помощь при отравлениях


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 143-166;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 280-311



Тема 2.2.1 Лекарственные средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиноблокаторы

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

  1. Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лекарственных средств, действующих на холинергические синапсы;

  2. Выписывание препаратов в рецептах с использованием справочной литературы;

  3. Выявление побочных эффектов и противопоказаний;

  4. Знакомство с готовыми препаратами;

  5. Решение ситуационных задач. Обучение больных правилам приема лекарственных средств по назначению врача.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Классификация средств, влияющих на эфферентную иннервацию.

  2. Что происходит при возбуждении парасимпатической иннервации?

  3. М-холиномиметики, механизм действия, препараты.

  4. Какие эффекты вызывает пилокапина гидрохлорид на глаз? Применение.

  5. Симптомы отравления М-холиномиметиками, меры помощи при отравлении.

  6. Н-холиномиметики. Действие. Препараты, применение?

  7. Токсическое действие никотина на организм. Применение Н-холиномиметиков для борьбы с курением.

  8. М и Н-холиномиметик прямого действия. Препарат, показания к применению.

9. М и Н холиномиметики непрямого действия (антихолиностеразные

средства). Механизм действия.

10. Прозерин, его действие на организм, применение.

11. Фосфорорганические соединения, применяемые в медицинской

практике

12. Симптомы отравления ФОС. Помощь при отравлении.

13. М-холиноблокаторы. Механизм действия.

146. Атропин. Его действие и применение.

15. Симптомы отравления атропином. Меры помощи.

16. Ганглиоблокаторы, действие применение. Препараты.

17. Курареподобные средства, действие, применение.

18. Антидоты, при передозировке курареподобными средствами?



Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. Ориентироваться в синонимах ЛС;

  2. Производить равноценную замену;

  3. Уметь выписать рецепт на лекарственное средство, знать его основные эффекты, показания к применению, нежелательные эффекты препарата;

  4. Давать сравнительную характеристику препаратов по фармакологическим группам;

  5. Пользоваться справочной литературой, аннотациями, консультировать клиентов по правилам использования ЛП.


Литература для подготовки:

  1. М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 143-166;

  2. В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 280-311



Каталог: info -> files
files -> Специальность Лечебное дело Примерные темы курсовых работ пм. 02 Лечебная деятельность мдк. 02. 04 Лечение пациентов детского возраста
files -> Антисептика
files -> Методическая разработка Практического занятия для студентов По специальности Лечебное дело пм 01 Диагностическая деятельность
files -> Виды высокотехнологичной медицинской помощи при применении вспомогательных репродуктивных технологий и источники финансирования
files -> Методическая разработка практического занятия для студентов
files -> Министерство здравоохранения иркутской области
files -> ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01. 04. Сестринский уход при различных заболевания и состояниях в акушерстве и гинекологии

Скачать 202.02 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница