Методические рекомендации по проведению практических занятий для студентов



Скачать 45.56 Kb.
Дата23.04.2016
Размер45.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»


Основы специальной педагогики и специальной психологии

Методические рекомендации по проведению практических

занятий для студентов

Специальность: 050704 Дошкольное образование


Чита 2013

Составитель: Аксенова Т.Н. – преподаватель психологии

Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры психолого-педагогических дисциплин

Протокол № ____ от « » _____ 20 г.


Утверждено НМС

Протокол № ___ от « » __________ 20____ г.


Методические рекомендации содержат информацию о видах и формах практической работы , указаны основные дидактические единицы по содержанию каждой темы для подготовки к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений , список литературы .

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.




Пояснительная записка

Семинарские занятия по специальной психологии являются диалогической формой учебного занятия. Подготовка к занятиям потребует от студентов умения поиска информации и правильного оформления научной мысли. В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинару студенты должны уметь:

- осуществлять отбор нужной информации по изучаемой проблеме, отсеивать второстепенный, в данном случае ненужный материал;

- обобщать и классифицировать информацию по проблеме;

- анализировать и синтезировать знания по изучаемой проблеме, стилистически грамотно их оформлять.

На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Не допускается простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказал свое личное мнение, понимание, обосновал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. В заключении преподаватель подводит итоги занятия. Преподаватель может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

По своему желанию студенты могут подготовить доклады для сообщения, сделанные по результатам выполнения самостоятельной работы. На семинарских занятиях студенты выслушивают, обсуждают доклады, ведут записи необходимой информации для расширения и углубления своих знаний.

Основные источники знаний – это учебные и методические пособия, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них.

Конспектирование студентами научных источников, при подготовке к семинарам, составляет основу усвоения учебного материала, позволяет углубить знания по определенным разделам дисциплины.

После каждой темы приводятся основные дидактические единицы по содержанию данной темы для подготовки к семинарским занятиям. К каждому семинарскому занятию указан список рекомендуемой литературы, в котором раскрываются наиболее важные вопросы по изучаемой проблеме.
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1.

Раздел 1. Предмет специальной педагогики и специальной психологии

Тема 1.2. Основные категории специальной педагогики и психологии.

Требования к знаниям: основные классификации нарушений развития;

  • основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития

  • причины нарушений развития у детей и роль психической депривации в возникновении трудностей развития у детей;

Требования к умениям:

  • определять предмет, задачи, цели специальной психологии, уметь характеризовать роль психологии в развитии человека.


Содержание занятия:

Дискуссионное обсуждение предложенных тем:



  1. Наследственно обусловленная патология развития и ее характеристика.

  2. Отличие генетических и наследственных факторов в формировании патологических симптомов и синдромов развития.

  3. Вредности перинатального периода. Характеристика заболеваний матери во время беременности. Интоксикации, травмы, гипоксии плода, профессиональные вредности и их характеристика.

  4. Период родов и новорожденности и значение данного периода в развитии ребенка.

  5. Первые годы жизни. Характеристика вредоносных факторов, способных вызывать нарушения психического развития в первые годы жизни.


Литература

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 2005.

2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 2002.

3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2005.

4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 2011.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М., 2005.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 2006.

7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2012.

8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 2009.
Практическое занятие №2

Раздел 2. Категории детей с разными отклонениями в развитии

Тема 2.1. Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями

Требования к знаниям:


  • общая характеристика дефицитарного дизонтогенеза.

  • основные закономерности развития в условиях сенсорной депривации.

Требования к умениям:

  • различать сенсорные трудности у детей.

  • определять роль социальных факторов и правильного отношения к слепым и глухим для компенсации дефекта.


1.Подбор материала для оформления электронной презентации по следующим темам:

  1. Сурдопсихология. Сурдопедагогика. Слух и его значение в развитии ребенка.

  2. Тифлопсихология. Тифлопедагогика. Зрение, его роль в психическом и физическом развитии ребенка.

2.Заполнение таблиц:

Характеристика категорий детей с нарушениями слуха

Классификация слуховых нарушений

Причины слуховых нарушений.













Причины нарушения зрения.

Степень нарушения зрения

Виды нарушения зрения










Литература

1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 2007.

2. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2009.

3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 2012.

4. Жохов В. П., Коржакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 2009.

5. Жохова В. П., Особова Т. 3. Учителю о близорукости. - М., 2009.

6. Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. - М., 2012.

7. Зайцева Г. Л. Диалогх Л. С. Выготский о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология, 2008. - № 2.

8. Земцова М. Н. Пути компенсации слепоты. - М., 2006.

9. Земцова М. Н, Учителю о детях с нарушениями зрения. - М., 2013.

10. Каплан А. И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). - М., 2009.
Практическое занятие №3

Тема 2.2. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта

Требования к знаниям:


  • основные классификации нарушений развития;

  • основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития интеллекта;

  • основные понятия олигофренопедагогики

  • основные особенности психического развития детей при задержанном психическом развитии и особенности их развития, обучения и воспитания;

Требования к умениям:

  • различать различные формы умственной отсталости и задержанного развития.

  • отличать умственную отсталость от задержанного психического развития.


Семинарское занятие.

Темы для группового обсуждения:

  1. Содержание и организация диагностики и коррекции детей с нарушениями интеллекта и ЗПР.

  2. Особенности работы с родителями детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.

  3. Семейное воспитание, его функции. Виды, содержание и методы семейного воспитания.

  4. Консультативная и просветительская деятельность педагогов и других специалистов среди родителей. Предоставление информации родителям о коррекционно - развивающем обучении и воспитании школьников, формах психолого-педагогической помощи детям.



Литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 2009.

2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т. А. Власовой и др. - М., 2011.

3. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 2007.

4. Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 2011.

5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 2008.

6. Егорова Т. Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 2007.

7. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 2008.

8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М, 2008.
Практическое занятие № 4

Тема 2.3. Психология детей с речевыми нарушениями. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи

Требования к знаниям:

- основные классификации нарушений развития речи;

- основные закономерности развития при ограниченных возможностях развития

- основные понятия логопедии



Требования к умениям:

- различать причины речевых нарушений.

Защита сообщений на предложенные темы:



  1. Логопсихология как отрасль специальной психологии, изучающая психическое развитие ребенка, имеющего первичное речевое расстройство.

  2. Краткая история изучения речевых расстройств у детей в взрослых.

  3. Причины первичных расстройств речи.

  4. Биологические и социальные факторы в возникновении речевых нарушений.

  5. Понятие речевой нормы и нарушений в развитии речи.

  6. Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств.

  7. Понятие дислалии, ринолалии, ринофонии, дизартрии, алалии, афазии, нарушений темпа и плавности речи (тахилалия, брадилалия, заикание), нарушений письменной речи по типу дисграфий и дислексий, фонетико-фонематического нарушений и общего недоразвития речи.

  8. Общая характреистика основных речевых расстройств.

  9. Перечень речевых расстройств наиболее часто встречающихся в общеобразовательной среде.

  10. Особенности познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Роль развития речи в формировании познавательной деятельности в целом.

  11. Искажение оценки и самооценки личности ребенка с тяжелым нарушением речи.


Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 2011.

2. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2011.

3. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. - М., 2008.

4. Богуш А. М. Речевая подготовка детей к школе. - Киев., 2008.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2007.

6. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 2008.
Практическое занятие №5

Тема 2.4 . Особенности психического развития и обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Требования к знаниям:


  • особенности психического развития обучения и воспитания лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  • права детей с ограниченными возможностями здоровья и права инвалидов

Требования к умениям:

  • различать причины моторно-двигательных нарушений.

1..Защита сообщений по одной из предложенных тем:

  1. Особенности развития познавательной деятельности в условиях дефицита двигательной функции. Особенности интеллектуального развития.

  2. Этиология и патогенез детского церебрального паралича.

  3. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП. Нарушения психики. Речевые нарушения.

  4. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

  5. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

2.Вопросы для обсуждения на занятии:

  1. Каковы основные причины детского церебрального паралича?

  2. Чем объясняется полиэтиологичность ДЦП?

  3. Дайте характеристику нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

  4. Каковы нарушения психического развития у детей с ДЦП?

  5. В чем заключаются речевые нарушения при ДЦП?

  6. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

  7. Что представляет собой отечественная система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом?

Литература

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 2009.

2. БадалянЛ. О.,ЖурбаЛ. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. - Киев, 2008.

3. Ипполитпова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастпюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 2013.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 2008.

5. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 2009.

6. Маапюкова Е. М., Ипполитпова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 2005.

7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 2011.


Практическое занятие №6

Тема 2.5 Психические особенности детей с нарушением социально-личностного развития

Требования к знаниям:

  • особенности психического развития обучения и воспитания лиц с нарушением социально-личностного развития;

  • права детей с ограниченными возможностями здоровья и права инвалидов.

Требования к умениям:

  • различать причины социально-личностных нарушений.

Разработка рекомендаций для родителей по предложенным проблемам:

  1. Ребенок с акцентуацией характера.

  2. Психопатия в детском возрасте.

  3. Детские неврозы.

  4. Девиантное поведение и его причины в детском возрасте.


Литература

1. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 2008.

2. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2010.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.,2012.

4. Цятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М., 2008.

5. Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Минск, 2008.


Практическое занятие №7

Тема 2.6. Особенности психофизического развития (возрастные особенности, отклонения в психическом развитии, нарушения физического здоровья)

Требования к знаниям:

  • основные особенности психического развития детей при различных вариантах дизонтогенеза ;

  • особенности их обучения и воспитания;

  • причины возникновения и классификацию нарушений физического здоровья


Требования к умениям:

  • различать причины социально-личностных нарушений.


Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме:

«Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих трудности аффективного развития, связанные со школьными трудностями».

Литература

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. - Минск, 2008.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павле-нок. - М., 2008.

3. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара, 2007.

4. Социальные отклонения. - М., 2009.

5. Социологический словарь. - Минск, 2011.

6. Чудковский В. С, Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д, 2007.
Практическое занятие №8

Тема 2.7. Причины отклонения (биологические и социальные), необходимость раннего выявления отклонений

Требования к знаниям:


  • основные особенности психического развития детей при различных вариантах дизонтогенеза ;

  • особенности их обучения и воспитания;

  • причины возникновения и классификацию нарушений физического здоровья

  • роль ранней диагностики и коррекции нарушений развития

Требования к умениям:

  • различать причины социально-личностных нарушений.

  • использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;

Защита электронных презентаций на предложенные темы:

  1. Понятие здорового образа жизни.

  2. Роль социальных факторов в возникновении отклонений в психическом развитии у детей и подростков.

  3. Понятие репродуктивного здоровья как беспроблемного деторождения.

  4. Факторы риска репродуктивного здоровья.

  5. Значение пропаганды здорового образа жизни как профилактика возникновения нарушений развития у детей.

Литература

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро В. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.

2. Венгер А. А., Выготская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 2012.

3. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2005.

4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 2011.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М., 2005.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьяченко. - М., 2005.

7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.


Практическое занятие № 9

Тема 2.8. Педагогические условия, приемы и особенности коррекционно-педагогической работы с ребенком в разных видах его деятельности

Требования к знаниям:

  • типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • понятие дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интернальной и экстернальной интеграции;

  • соотношение дифференцированного и интеграционного подходов в обучении и воспитании проблемных детей.

Требования к умениям:

  • использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;

Подготовка рекомендаций для родителей по предложенным проблемам:

  1. Особенности семейного воспитания детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.

  2. Законодательное обеспечение прав детей, имеющих нарушения в развитии.

Литература

1. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М., СПб., 2009.

2. Леонгард Т. С. Акцентуированные личности. - Киев, 2011.

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - Л., 2008.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 2012.

5. Немое Р. С. Психология: В 2 т. - М., 2009 - Т. 1.



6. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М., 2010.

Практическое занятие № 10

Тема 3.1. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе образования

Требования к знаниям:

  • типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • понятие дифференцированного и интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интернальной и экстернальной интеграции;

  • соотношение дифференцированного и интеграционного подходов в обучении и воспитании проблемных детей.

Требования к умениям:

  • использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними;

1.Обсуждение современной нормативно - правовой базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (декларация о правах ребенка, «Федеральный закон о гарантиях прав ребенка в РФ», декларация о правах инвалидов, декларация о правах лиц с умственной отсталостью, закон об образовании.
Электронные ресурсы:

http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm - Всеобщая декларация прав человека ООН

http://www.un.org/russian/documen/declarat/disabled.htm - Декларация о правах инвалидов ООН

http://www.un.org/russian/documen/declarat/retarded.htm - Декларация о правах умственно отсталых лиц ООН

http://www.consultant.ru/popular/edu/ - Закон РФ «Об образовании»

http://www.garant.ru/main/10005807-000.htm - Семейный кодекс РФ

http://www.garant.ru/law/10064504-000.htm - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»
Практическое занятие №11

Тема 3.2. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе здравоохранения и социального обеспечения

Требования к знаниям:

  • типы специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • владение понятиями «Медицинская абилитация и реабилитация», медико-социально-педагогический патронаж, медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Требования к умениям:

  • использовать знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для осуществления коррекционной работы с ними.


Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в России.

2. Назовите типы специальных образовательных учреждений в нашей стране.

3. Чем отличается учебно-воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах специальных учреждений?

4. Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?

5. Как организуется учебно-оздоровительный процесс?



6. В чем заключаются задачи ПМПК?

7. Дайте общую характеристику ее деятельности.



8. Каковы основные принципы комплектования учреждения для детей с отклонениями в развитии?

9. Как организована работа психолого-медико-педагогической комиссии и каковы возможные пути ее совершенствования?

10. Возможности психологической диагностики в ПМПК.

12. Как осуществляется коррекционная работа?


Литература

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учебник для пед. вузов. - М.: Academia , 2005. - 572 с.

2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

3. Введение в специальную психологию / Авторы-составители: Г.М. Льдокова, А.З Минахметова, А.Н. Панфилов, О.М. Штерц. - Елабуга, 2007.

4. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика : обучение трудных школьников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. Педагогика и психология; Педагогика. - М. : Академия, 2005. - 237 с.



Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
uploads -> Лечение гериатрических пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
uploads -> План: Предмет экологической биохимии
uploads -> Как алкоголь, табак и другие наркотики влияют на деторождение
uploads -> Кафедра дерматовенерологии
uploads -> Министерство здравоохранения и социального развития
uploads -> Доброкачественная гиперплазия предстательной железы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница