Методические указания для студентов



Скачать 367.36 Kb.
Дата02.05.2016
Размер367.36 Kb.
ТипМетодические указания
5 семестр
Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов


Медико-психологический факультет
Занятие № 1
Тема: Введение в дисциплину (понятия, терминология). Лекарствоведение. Фармакопея. Аптека. Общая рецептура: твердые лекарственные формы; лекарственные формы для инъекций.

Домашнее задание

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Определение фармакологии; её задачи как науки и учебной дисциплины; роль и место в системе медицинского образования и здравоохранения.



    1. Понятия (определение): лекарственное средство, лекарственное сырьё, лекарственный препарат, лекарственное вещество, лекарственная форма (лекарства).

    2. Названия лекарственных средств: международное непатентованное название (МНН) и термин «генерик» («дженерик») – синоним МНН; патентованное (коммерческое, торговое, фирменное) название.

    3. Источники получения лекарственных средств. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

    4. Понятие о лекарствоведении и фармации (их структура и задачи).

    5. Фармакопея (определение, предназначение) государственная и международная.

    6. Аптека (определение, задачи, типы и разновидности).

    7. Рецепт (определение, структура). Формы рецептурных бланков. Правила выписывания рецептов.

    8. Твердые лекарственные формы 9порошки, таблетки, драже, капсулы), их дополнительное подразделение, способы выписывания.

    9. Лекарственные формы для инъекций (заводского и аптечного изготовления), способы выписывания. Требования, предъявляемые к инъекционным лекарственным формам.


2. Выписать в форме врачебных рецептов (в тетрадях для лабораторных занятий), см. условия рецептов: “Руководство к практическим занятиям по фармакологии”. Под ред. Д.А. Харкевича. Изд. 3–е. М.:1988; стр. 12 (табл., рецепты № 1, 8, 10; драже, рец. №1); стр.13 (порошки, рецепты № 3, 5, 7); стр. 14 (лек. формы для инъекций, рецепты № 3, 7, 9, 12, 15).
Литература:

Д.А. Харкевич. Фармакология. Изд. 10-е. М.: Медицина. 2008. С. 14 – 38; 686 – 687; 716 – 727.




ПРИМЕЧАНИЕ. При изучении материала по “Общей рецептуре” и оформлении рецептов можно руководствоваться стендовым материалом по рецептуре, который имеется (см. 5 стендов в коридоре, 1 этаж)

На данное занятие студенты приходят с тетрадями для лабораторных занятий по фармакологии, в которых конспектируют материал, излагаемый преподавателем, а также составляют (оформляют) рецепты по условиям задания.

Составил: П.Б. Станкевич

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет


Занятие № 2

ТЕМА: «Жидкие лекарственные формы (растворы, вытяжки из лекарственного сырья, дисперсные системы, микстуры). Мягкие и другие в т.ч. специальные лекарственные формы

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Классификация жидких лекарственных форм по различным признакам (определение каждой подгруппы и каждой лекарственной формы).

1.2. Правила и способы выписывания растворов (выбор способа с учетом дозирования, пути введения, предназначения).

1.3. Извлечения (вытяжки) из растительного лекарственного сырья, классификация. Галеновые и новогаленовые препараты. Правила выписывания, дозирование.

1.4. Вытяжки из органов и тканей животных (органопрепараты) или человека (примеры, правила выписывания).

1.5. Дисперстные системы (суспензии, эмульсии, слизи, аэрозоли), предназначение и способы выписывания.

1.6. Микстуры (определение, разновидность, предназначение, способы выписывания).

1.7. Другие жидкие лекарственные формы (лосьоны, аппликации, бальзамы, коллодии, лимонады), сущность, предназначение.

1.8. Мягкие лекарственные формы (классификация, особенности каждой лекарственной формы, способы выписывания).

1.9. Разные другие (в т.ч. специальные – пленки, пластинки, ТТС и др.) лекарственные формы. Лекарственные формы для детей (сиропы, карамели, пастилки и др.).



2. Выписать в форме врачебных рецептов (в тетрадях для лабораторных занятий). “Руководство к практическим занятиям по фармакологии” Под ред. Д.А. Харкевича. 3-е издание. -М.: Медицина. 1988; стр. 7 (растворы, рецепты № 1, 7, 8); стр. 8 – 9 (эмульсии, рец. № 2; суспензию; настои и отвары, рец. № 1,3; настойки, рец. № 1,4; экстракты, рец. № 1; новогаленовые пр-ты, рец. № 2; микстуры, рец. № 1), стр. 10 (линименты № 2,3) стр.10 – 11 (мази, пасты №1,4,6,7,10; свечи № 2,5,8)

примечание. При изучении теоретического материала и оформлении рецептов по указанной теме необходимо учесть следующее:

а). Настои и отвары выписываются сокращенным способом с указанием массы лекарственного сырья в граммах, а общего количества настоя или отвара - в миллилитрах (например: Inf. herbae Thermopsidis 0,6 - 180 ml).

б). При прописывании настоек и жидких экстрактов указывается только их название и объем в миллилитрах. Часть растения, из которой приготавливается настойка или экстракт, не указывается (например: T-rae Valerianae 25 ml; Extr. Grataegi fluidi 25 ml. Это стандартизированные вытяжки, которые изготавливаются не в аптеках, а на фармацевтических заводах

в). Густые экстракты прописываются, как правило, в капсулах, а сухие - в порошках и таблетках, дозируются в граммах. Extr. Valerianae 0,02 …далее рецепт по правилам. Указывать их консистенцию (spissium или siccum) не обязательно.

г). Эмульсии прописываются преимущественно сокращенным способом с указанием количества масла и общего количества эмульсии в миллилитрах или граммах (Emulsi olei Ricini 20 ml - 150 ml (или 20,0-150,0).

д). Суспензии выписываются только сокращенным способом в %,% (Suspensionis Hydrocortisoni acetatis 0,5 % -10 ml).


Литература:

Д.А. Харкевич. Фармакология. - Изд. 10-е. М.: Медицина. 2008 С. 697 – 716; 727 - 729. Аналогичный материал изложен и в предыдущих изданиях.


Составил: П.Б. Станкевич


Приложение к занятию № 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

Карамели (Caramela) - твердая лек. форма, приготовленная по типу конфет (лек. вещества смешивают с сахаром и патокой). Предназначены для лечения заболеваний слизистой полости рта; их держат во рту до полного рассасывания.



Пример рецепта - Rp.: Carameli Decamini 0,00015 N. 20

D.S. Под язык по 1-2 карамели (до полного рассасывания).

Rp.: Decamini 0,00015

D.t.d. N. 20 in caramela

S. Под язык по 1-2 карамели (до полного рассасывания).

Пастилки (Trochisci - род. пад. ед. число) - твердая лекарственная форма, получаемая путем смешивания лекарственных веществ с сахаром и слизями, внешне напоминает лепешки (пастилки-лепешки). Используются при заболеваниях слизистой ротовой полости.



Пример рецепта - Rp.: Trochisci Benzalconii N. 10

D.S. По 1 пастилке (держать во рту до полного рассасывания).


Глоссеты (Glossetes) - небольшие таблетки, предназначенные для сублингвального применения (подобно нашему отечественному нитроглицерину). Поэтому их можно выписывать как таблетки или с употреблением их названия (glossetes).

Пример рецепта - Rp.: Sterandrili 0,01

D.T.d. N. 20 in glossetis

(in tab.)

S. По 1 глоссете (табл.) под язык.

lГранулы (Granula) - твердая лекарственная форма в виде однородных частиц (размером 0,2 -0,3 мм) различной формы, предназначенная для внутреннего применения. В состав гранул входят лекарственные и вспомогательные вещества (сахар, крахмал, декстрин, глюкоза, сиропы и др.), что улучшает вкус и растворимость.

Пример рецепта - Rp.: Granularum Urodani 100,0

D.S. По 1 чайной ложке 4 раза в сутки (перед едой, в 1/2 стакана воды).

Допускается выписывать как порошок, неразделенный на дозы (без слова Granularum).
Пленки и пластинки (Membranulae et Lamellae) - специальные лекарственные формы, где на полимерной основе содержатся лекарственные вещества.

Пример рецепта - Rp.: Membranulas ophtalmicas cum

Pilocarpini hydrochlorido N. 30

D.S. Помещать за край нижнего века по 1 пленке 1 раз в день.

Rp.: Lamellas Trinitrolong 0,001 N. 50

D.S. Фиксировать к верхней десне над клыками до рассасывания.

Аэрозоли (Aerosola) - дисперсные системы, где дисперсной средой является газ или газовая смесь, а дисперсной фазой - чаще жидкости, реже мельчайшие твердые частицы. Предназначаются для местного (кожа, слизистые) действия или для резорбтивного действия (при ингаляциях). Все аэрозоли официнальны, изготавливаются в фабрично-заводских условиях.



Пример рецепта - Rp.: Aerosolum “Ephatinum” N. 2

D.S. По 2 ингаляции (дозы) 4 раза в день.

Сиропы (Sirupi) - густоватые, прозрачные, сладкие жидкости для внутреннего употребления, различные по составу, вкусу и запаху. Основное назначение сиропов - исправление вкуса лекарственных веществ.

Примеры рецептов - Rp.: Coffeini natrio-benzoatis 1, 2

Sirupi simplicis 24,0

Aquae destillatal ad 150 ml

M.D.S. По 1 десертной ложке 2 раза в день.

Лекарственный (сложный по составу, с коммерческим названием):

Rp.: Sirupi “Broncholitinum” 125,0

D.S. По 1 десертной ложке 3 раза в день.

Приведенные примеры рецептов кафедра рекомендует переписать в тетради для лабораторных занятий.

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.


Занятие № 3
Тема: ФАРМАКОЛОГИЯ: общие принципы. Фармакокинетика.


  1. Фармакология, определение, задачи как науки и учебной дисциплины. Место и взаимосвязь с медицинскими и биологическими дисциплинами.

  2. Источники получения лекарственных веществ. Схема изыскания и внедрения новых лекарственных средств в медицинскую практику.

  3. Понятие о лекарственных средствах, лекарственном сырье, лекарственном препарате, лекарственной форме. Официнальные лекарственные формы. Принципы классификации лекарственных средств. Фармакологический комитет РБ, его назначение.

  4. Государственная фармакопея, содержание и назначение. Понятие о фармации и ее отличие от фармакологии. Международные (фармакопейные) и торговые (фирменные) названия препаратов.

  5. Общая фармакология: определение раздела и его содержание.

  6. Классификация путей введения лекарственных веществ в организме и их сравнительная характеристика.

  7. Основные механизмы транспорта лекарственных веществ через биологические мембраны. Понятие о биодоступности.

  8. Распределение лекарственных веществ, факторы, влияющие на него. Понятие о гематоэнцефалическом барьере, факторы, определяющие его проницаемость.

  9. Биотрансформация, ее типы, общие закономерности.

  10. Характеристика основных путей выведения лекарственных веществ из организма. Факторы, влияющие на элиминацию лекарственных веществ, количественные показатели, ее характеризующие.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 39 – 54.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 15 – 26.

3. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 11– 20.


Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

Занятие № 4
Тема: Фармакодинамика.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:


  1. Основные механизмы действия лекарственных средств.

  2. Понятие о фармакологических рецепторах, их типы. Понятие об агонистах, антагонистах и частичных агонистах.

  3. Роль вторичных посредников (мессенджеров) в механизмах действия лекарственных средств.

  4. Действие лекарственных средств: местное, рефлекторное, резорбтивное, прямое и косвенное.

  5. Элективное (избирательное) и общеклеточное, обратимое и необратимое, главное и побочное действие лекарственных средств.

  6. Конечные фармакологические эффекты.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 55 – 62.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 20– 29.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.

Занятие № 5
Тема: Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику.

Домашнее задание.

Основные (контрольные) вопросы темы:


  1. Классификация факторов, влияющих на фармакокинетику и фармакодинамику. Зависимость действия лекарственных средств от внешних факторов. Доза, определение и классификация. Понятие о широте терапевтического действия и терапевтическом индексе.

  2. Зависимость фармакокинетики и фармакодинамики от химического строения, физико-химического свойств, стереоизомерии лекарственных средств.

  3. Особенности фармакокинетики и фармакодинамики у детей и пожилых людей.

  4. Понятие о хронофармакологии. Влияние биоритмов на действие лекарственных средств.

  5. Роль психологических факторов в действии лекарств, понятие о плацебо-эффекте.

  6. Влияние патологических процессов на фармакокинетику и фармакодинамику. Зависимость действия лекарственных средств от генетических факторов.

  7. Понятие о фармакогенетике. Идиосинкразия (определение, примеры).

  8. Явления, развивающиеся при повторном применении лекарственных средств: привыкание, тахифилаксия, сенсибилизация, кумуляция.

  9. Виды кумуляции, их отличия.

  10. Комбинированное (сочетанное) действие лекарственных средств. Синергизм, антагонизм, их виды и значение для медицинской практики.

  11. Побочное действие лекарственных средств, его разновидности и пути профилактики.

  12. Лекарственная зависимость как разновидность побочного действия лекарственных средств, ее виды. Основные группы лекарственных средств, способных вызвать зависимость. Медицинские и социально-психологические аспекты зависимости, пути ее профилактики.

  13. Виды лекарственной терапии, их характеристика, использование.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 62– 77.

2. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 22– 25, 27-28.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет

Занятие № 6

Частная фармакология. Нейротропные средства.

ТЕМА: “Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию”.



Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Классификация средств, влияющих на афферентную иннервацию (с указанием групп препаратов).

    2. Местноанестезирующие средства: определение, классификация (по раз личным признакам) и ее практическое значение.

    3. Механизм развития местноанестезирующего эффекта (зависимость от факторов). Отличительные особенности препаратов.

    4. Резорбтивное действие местных анестетиков (эффекты и их использование в медицине). Побочные и токсические эффекты препаратов.

1.5 Кокаинизм: медико-биологические и социальные проблемы. Отравление кокаином и помощь.

1.6 Фармакологическая характеристика вяжущих, обволакивающих и адсорбирую- щих средств. Применение в мед. практике.



    1. Фармакологическая характеристика раздражающих средств («отвлекающий» и «трофический» эффекты), использование в медицине. Правила применения горчичников.

  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) прокаин (новокаин); 2) тетракаин (дикаин); 3) бензокаин (анестезин); 4) лидокаин; 5) бупивакаин; 6) артикаин; 7) танин; 8) отвар коры дуба (cortes Quercus); настои: 9) трава зверобоя (herba Hyperici); 10) цветков ромашки (flores Chamomillae); 11) плодов черники (fructus Myrtilli); 12) листьев шалфея (folia Salviae); 13) висмута нитрат основной; 14) таб. «Викалин»; 15) цинка сульфат; 16) серебра нитрат; 17) слизь крахмала и семян льна (seminum Lini); 18) уголь активированный; 19) полифепан; 20) ментол; 21) горчичники (Charta sinapis); 22) масло терпентинное (скипидар); 23) раствор аммиака (нашатырный спирт).




  1. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Бензокаин (анестезин) в табл.

  2. Прокаин (для инфильтрационной анестезии, приготовленный в аптеке).

  3. Раствор лидокаина (2% по 10 мл) в ампулах (в/венно).

  4. Средство для удаления инородного тела с поверхности роговицы.

  5. Таблетки «Викалин».

  6. Раствор цинка сульфата (0,5%) в глаз.

  7. Полифепан (Polyphepanum) 250,0.

  8. Масло терпентинное очищенное.

9) Спиртовой раствор ментола (для наружного применения).

Примечание. Кокаин, как лекарственный препарат, исключен из реестра лекарственных средств РБ, а так же из реестра лек. препаратов России. Значительная часть препаратов с вяжущим, обволакивающим и адсорбирующим действием (или в сочетании с антацидным) будет рассмотрена при изучении темы «Средства, влияющие на функции ЖКТ».

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 82 – 95.



  1. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.) Т. 1. М., 2000. С. 307 – 321; 325 – 328; 331 – 336; 338 – 343.

  2. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 7 – 20.

4. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 29– 36.

Составил П.Б. Станкевич


Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет


Занятие № 7

ТЕМА: Холинергические агонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Общее понятие об эфферентной иннервации.



    1. Особенности функционирования холинергических синапсов.

    2. Классификация и локализация холинорецепторов.

    3. Агонисты мускарина.

    4. Агонисты мускарина и никотина: классификация, основные эффекты, применение.

    5. Фармакологическая характеристика агонистов никотина.

    6. Медико-биологические и социально-психологические аспекты табакокурения.

1.8. Острое отравление мускарином и ингибиторами холинэстеразы (причины, симптомы, лечение).

1.9. Реактиваторы холинэстеразы: лекарственные средства, применение.




  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) пилокарпин, 2) ацеклидин, 3) бетанехол, 4) цизаприд, 5) таблетки «Табекс», 6) аминопиридин, 7) ацетилхолин, 8) карбахол, 9) физостигмин, 10) неостигмин, 11) галантамин, 12) амиридин, 13) такрин,14) амбеноний, 15) эдрофоний,16) эхотиофат, 17) изофлурофат, 18) армин, 19) изонитрозин, 20) пралидоксим.


3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Пилокарпина гидрохлорид в форме мази.

2) Раствор ацеклидина в амп.

3) Таблетки «Табекс».

4) Физостигмина салицилат в растворе борной кислоты.

5) Раствор неостигмина метилсульфата в амп.

6) Неостигмина сульфат в табл.

7) Раствор галантамина гидробромида в амп.

8) Амиридин в табл.

9) Раствор армина.

10) Раствор изонитрозина в амп.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 95 – 115; 119 – 122.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 39 – 46; 67 – 78.


  1. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 193 – 208; 222 – 224.

  2. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 21 – 27.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 36– 43.

Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов


Медико-психологический факультет.
Занятие № 8

ТЕМА: Холинергические антагонисты.


Домашнее задание:

  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).

    2. Антагонисты мускарина. Основные эффекты, сравнительная характеристика (в том числе по влиянию на ЦНС), применение.

    3. Острое отравление антагонистами мускарина (причины, клиника, лечение).

1.4. Ганглиоблокаторы (механизм действия, эффекты, применение).

1.5. Миорелаксанты (механизм действия, эффекты, применение).


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) тровентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).

2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь).

3) Платифиллина гидротартрат в табл.

4) Пирензепин в табл.

5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).

6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.

7) Пемпидина тозилат в табл.

8) Раствор атракурия в амп.

9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.

10) Раствор суксаметония йодида в амп.
Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.


Составил М.И. Бушма


Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов


Медико-психологический факультет.
Занятие № 9

ТЕМА: Адренергические и дофаминергические агонисты.


Домашнее задание:

  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Биосинтез катехоламинов, механизмы их инактивации.

    1. Адренорецепторы (классификация, локализация, основные эффекты при их возбуждении).

    2. Адренергические агонисты (классификация, механизмы действия, эффекты и применение групп препаратов).



  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенилэфрин, 2) метоксамин, 3) нафазолин, 4) клонидин, 5) изопреналин, 6) добутамин, 7) орципреналин, 8) сальбутамол, 9) салметерол, 10) тербуталин, 11) ритодрин, 12) фенотерол, 13) эпинефрин, 14) норэпинефрин, 15) амфетамин, 16) тирамин, 17) эфедрин, 18) метараминол, 19) допамин, 20) фенолдопам.




  1. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Раствор фенилэфрина гидрохлорида, глазные капли.

  2. Раствор фенилэфрина гидрохлорида, п/кожно.

  3. Раствор нафазолина нитрата во флаконах при ринитах.

  4. Изопреналина гидрохлорид в табл.

  5. Сальбутамол в форме аэрозоля.

  6. Фенотерол в форме аэрозоля.

  7. Фенотерол в табл. (0,005).

  8. Раствор эпинефрина гидрохлорида в амп.

  9. Раствор эфедрина гидрохлорида в амп.

  10. Раствор допамина гидрохлорида в амп. (4% - 5 мл) в/венно.



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 133 – 147; 276 – 279.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 58 – 67; 67 – 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 239 – 253.



  1. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 37 – 40, 43 – 48; 51 – 52; 54 – 56.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 51– 58.

Составил М.И. Бушма


Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов


Медико-психологический факультет
Занятие № 10

ТЕМА: Адренергические антагонисты (адреноблокаторы). Блокаторы адренергических нейронов (симпатолитики).


Домашнее задание:

  1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. α-Адренергические антагонисты (эффекты, сравнительная характеристика препаратов, применение). Главные и побочные эффекты, применение.

    2. β-Адренергические антагонисты (классификация и отличия групп). Главные и побочные эффекты, применение.

1.3. Блокаторы адренергических нейронов: механизм действия, отличия от адренэргических антагонистов.



  1. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) феноксибензамин, 2) фентоламин, 3) дигидроэрготамина, 4) ницерголин, 5) празозин, 6) теразозин, 7) доксазозин, 8) урапидил, 9) пропранолол, 10) тимолол, 11) надолол, 12) пиндолол, 13) ацебутолол, 14) атенолол,15) метопролол, 16) эсмолол, 17) лабеталол, 18) карведилол, 19) резерпин, 20) гуанетидин.




  1. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Фентоламина гидрохлорид в табл.

2) Ницерголин в табл.

3) Празозина гидрохлорид в табл.


  1. Пропранолола гидрохлорид в табл.

  2. Раствор тимолола малеата, глазные капли.

  3. Атенолола гидрохлорид в табл.

  4. Метопролола тартрат в табл.

  5. Раствор лабеталола в амп.

  6. Резерпин в табл.

  7. Гуанетидина сульфат в табл.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 147 – 159.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 59 – 65; 68, 67, 69, 72 – 75; 77, 78.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 254 – 275.



  1. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 40 – 43; 48 – 51; 52 – 54.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 59– 67.
Составил М.И. Бушма

Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов


Медико-психологический факультет
Занятие № 11

ТЕМА: Средства для общей анестезии. Спирт этиловый. Средства для лечения алкоголизма.

Домашнее задание:



1. Основные (контрольные) вопросы темы:

    1. Премедикация: определения, сущность, все компоненты.

    2. Наркоз (общая анестезия) клиническое и физиологическое определение. Средства для ингаляционного наркоза (указать недостатки каждого препарата).

    3. Сравнительная характеристика препаратов для неингаляционного наркоза (с указанием преимуществ и недостатков каждого их них). Применение в медицинской практике.

    4. Спирт этиловый (виды действия и их использование в практической медицине). Острое отравление этанолом и метанолом (клиника и помощь).

    5. Алкоголизм: медико-биологические и социальные проблемы; направления в лечении и принципы медикаментозной терапии.


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) закись азота, 2) галотан, 3) изофлуран, 4) энфлуран, 5) десфлуран, 6) севофлуран, 7) тиопентал, 8) кетамин, 9) этомидат, 10) пропофол, 11) мидазолам, 12) фентанил, 13) диазепам, 14) акампросат, 15) налтрексон, 16) тетурам(дисульфирам), 17) фомепизол.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Деазепам в ампулах для премедикации.

  2. Налтрексон в табл.

  3. Акампросат в табл.

  4. Спирт этиловый для компрессов.

  5. Тетурам (дисульфирам) в табл.

  6. Мидазолам в ампулах для премедикации.


Литература:
1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 157 - 185.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 15-34.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 771-779.

Составил В.П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет


Занятие № 12
ТЕМА: Анальгетические (болеутоляющие) средства. Опиоиды: агонисты и антагонисты.

Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Наркотические (опиоидные) анальгетики: определение, механизм действия, классификация (по влиянию на опиоидные рецепторы, химическому строению, и длительности действия), основные эффекты, применение.

1.2. Острое отравление опиоидными анальгетиками: клиника, лечение. Роль антагонистов опиоидных анальгетиков.

1.3. Опиоидная наркомания, характерные черты, клиника опиоидной абстиненции, лечение наркомании.

1.4. Ненаркотические анальгетики (анальгетики-антипиретики), определение, классификация, механизм действия, основные эффекты. Сравнительная фармакологическая характеристика веществ.

1.5.Отравление парацетамолом: клиника, лечение. Антидот при отравлении парацетамолом.


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) морфин, 2) кодеин, 3) фентанил, 4) тримеперидин (промедол), 5) трамадол, 6) пентазоцин, 7) бупренорфин, 8) метадон, 9) налоксон, 10) налтрексон, 11) парацетамол, 12) кеторолак, 13) метамизол (анальгин).
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Морфин в ампулах.

2) Кодеин в комбинированных официнальных таблетках (Solpadeine).

3) Фентанил в ампулах.

4) Тримеперидин (промедол) в ампулах для обезболивания родов.

5) Трамадол в таблетках.

6) Пентазоцин в ампулах.

7) Бупренорфин в таблетках.

8) Метадон в таблетках.

9) Налоксон.

10) Налтрексон.

11) Парацетамол в таблетках.

12) Кеторолак в ампулах.

13) Метамизол (анальгин) в таблетках.


Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 192-212.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 147-163.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 534-548.


Составил В. П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет


Занятие № 13

Тема: “Противосудорожные средства (противоэпилептические и др.)

Противопаркинсонические средства”
Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1.Эпилепсия – сущность патологии, основные формы, принципы лекарственной терапии.

1.2. Противоэпилептические препараты (классификация по признаку эффективности при различных формах болезни). Побочные эффекты при применении фенобарбитала, фенитоина, карбамазепина, этосуксимида и препаратов вальпроевой кислоты.

1.3. Эпилептический статус (сущность, тактика лекарственной помощи). Помощь при судорожных состояниях невыясненной природы. Фебрильные судороги у детей и помощь при них.

1.4. Болезнь Паркинсонизм, лекарственный паркинсонизм: сущность патологии и принципы лекарственной терапии.

1.5. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия. Особенности действия комбинированных противопаркинсонических средств («Синемет» и т. д.). Возможные побочные эффекты противопаркинсонических средств.

1.6. Синдром спастичности. Основные причины его возникновения. Средства для лечения спастичности (основные вещества и их краткая фармакологическая характеристика).
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) фенитоин, 2) карбамазепин, 3) вальпроат натрия, 4) этосуксимид, 5) клоназепам, 6) фенобарбитал, 7) ламотригин,8) габапентин, 9) диазепам, 10) леводопа, 11) бромокриптин, 12) толкапон, 13) селегилин, 14) тригексифенидил (циклодол), 15) баклофен, 16) тизанидин, 17) толперизон (мидокалм), 18) циклобензаприн, 19) дантролен.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Фенитоин в таблетках.

2) Карбамазепин в таблетках.

3) Вальпроат натрия в таблетках.

4) Этосуксимид в таблетках.

5) Фенобарбитал в таблетках.

6) Габапентин в таблетках.

7) Диазепам в ампулах.

8) Комбинированный препарат леводопы (Синемет).

9) Бромокриптин в таблетках.

10) Селигилин в таблетках.

11) Тригексифенидил в таблетках.

12) Баклофен в таблетках.

13) Толперизон (мидокалм) в драже.

14) Дантролен в капсулах.
Литература.

1.Харкевич Д. А. Фармакология: учебник для вузов / Д. А. Харкевич (8-е, 9-е, 10-е) 10-е изд.- М.: 2008. С. 212-227.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т. 1. М., 2000. С. 36-53, 137-147.

3. Кукес В. Г. Клиническая фармакология: учебник для медицинских вузов / В. Г. Кукес (3-е изд.). М. 2006. С. 771-779.


Составил В.П. Вдовиченко

Кафедра фармакологии ГГМУ

Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет
Занятие № 14

Тема: “Психотропные средства: антипсихотические средства”.


Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Психотропные средства (определение, классификация). Основные группы психических расстройств, понятие о психозах и неврозах (пограничных состояниях).

1.2.Антипсихотические средства: определение, классификация. Сущность антипсихотического действия, современные взгляды на механизмы его развития.

1.3.Характеристика терапевтических и побочных эффектов антипсихотических средств (с указанием механизма их развития). Ранние и поздние экстрапирамидные расстройства, тактика при их развитии.

1.4. Сравнительная характеристика различных групп антипсихотических средств; особенности атипичных антипсихотических средств. Применение антипсихотических средств в медицине.
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) хлорпромазин (аминазин), 2) левомепромазин (тизерцин), 3) трифлуоперазин (трифтазин), 4) тиопроперазин (мажептил), 5) флуфеназина деканоат (модитен-депо), 6) перфеназин (этаперазин), 7) тиоридазин, 8) хлорпротиксен, 9) галоперидол, 10) дроперидол, 11) трифлуоперидол, 12) клозапин, 13) оланзапин, 14) рисперидон.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Раствор хлорпромазина в амп.

2) Трифлуоперазин (трифтазин) в табл.

3) Раствор флуфеназина деканоата (модитен-депо) в амп.

4) Тиоридазин в драже.

5) Галоперидол в табл.

6) Раствор хлорпротиксена в амп.

7) Клозапин (азалептин) в табл.

8) Рисперидон в табл. по 2 мг; по 2 табл. в день.

9) Оланзапин (в табл. по 5 мг; по 2 табл. 1 раз в день).

10) Средство для коррекции ранних экстрапирамидных расстройств.
Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 228 – 237.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 49 – 72.

3. Материалы лекций.


Составил В.И. Козловский

Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет


Занятие № 15

Тема: “Психотропные средства (анксиолитики, снотворные и седативные средства) ”.


Домашнее задание:

1. Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Анксиолитики - определение, классификация. Механизм действия анксиолитиков – производных бензодиазепина.

1.2. Характеристика фармакокинетики производных бензодиазепина, терапевтические и побочные эффекты, применение в педиатрии.

1.3. Основные особенности буспирона, анксиолитиков других групп

1.4. Снотворные средства: определение, классификация, механизмы действия, характеристика снотворного и других эффектов.

1.5. Сравнительная характеристика снотворных средств, применение их при разных типах нарушений сна; правила назначения снотворных средств.

1.6. Краткая фармакологическая характеристика растительных седативных средств и бромидов.


    1. Клиника и лечение острых отравлений анксиолитиками и снотворными средствами.


2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) диазепам (сибазон, реланиум, седуксен), 2) хлордиазепоксид (хлозепид, элениум), 3) феназепам, 4) клоразепат (транксен), 5) медазепам, 6) лоразепам, 7) оксазепам, 8) альпразолам, 9) триазолам, 10) нитразепам, 11) флуразепам, 12) темазепам, 13) флунитразепам, 14) буспирон, 15) мебикар, 16) золпидем, 17) залеплон, 18) дифенгидрамин (димедрол), 19) настойка валерианы, 20) настойка пустырника.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Диазепам в табл.

  2. Раствор диазепама в амп.

  3. Хлордиазепоксид (хлозепид, элениум) в табл.

  4. Алпразолам в табл. по 0,25 мг, по 1 табл. 3 раза в день.

  5. Лоразепам в табл.

  6. Оксазепам в табл.

  7. Медазепам (мезапам, рудотель) в табл.

  8. Нитразепам в табл.

  9. Триазолам в табл. по 0,25 мг, по 1 табл. перед сном.

  10. Золпидем в табл. по 10 мг, по 1 табл. перед сном.

  11. Буспирон в табл. по 5 мг, по 1 табл. 3 раза в день.

  12. Настойку валерианы.


Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 228 – 237, 245 – 252.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 27 – 34, 74 - 86.

3. Материалы лекций.


Составил В.И. Козловский

Кафедра фармакологии ГГМИ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет.


Занятие № 16

Тема: Психотропные средства (антидепрессанты, нормотимические, психостимулирующие и ноотропные средства). Аналептики.

Домашнее задание:



1.Основные (контрольные) вопросы темы:

1.1. Антидепрессанты: определение, классификация, механизмы действия, особенности фармакокинетики и фармакодинамики. Характеристика побочных эффектов.

1.2. Сравнительная характеристика различных антидепрессантов по особенностям психотропного действия, побочным эффектам и безопасности применения. Острое отравление антидепрессантами, клиника и лечение.

1.3. Нормотимические (антиманиакальные) средства: определение, характеристика фармакологических эффектов препаратов лития, краткая характеристика других нормотимичексих средств.

1.4. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы): определение, характеристика фармакологических эффектов психостимуляторов группы амфетамина, краткая характеристика других психостимуляторов. Применение психостимуляторов.

1.5. Ноотропные средства (психометаблические стимуляторы): определение, характеристика фармакологических эффектов, отличия их от психостимуляторов, применение.

1.6. Клиника и лечение острых отравлений антидепрессантами, психостимуляторами и солями лития.

1.7. Краткая фармакологическая характеристика аналептиков.



2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты): 1) имипрамин (имизин), 2) дезипрамин, 3) амитриптилин, 4) нортриптилин, 5) амоксапин, 6) мапротилин, 7) тразодон, 8) венлафаксин, 9) флуоксетин, 10) циталопрам, 11) моклобемид, 12) пиразидол, 13) ниаламид, 14) миртазапи, 15) бупропион, 16) амфетамин, 17) кофеина-натрия бензоат, 18) мезокарб (сиднокарб), 19) пирацетам (ноотропил), 20) гаммааминомасляная кислота (аминалон), 21) лития карбонат, 22) никетамид, 23) бемегрид.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

1) Имипрамин (имизин) в табл.



    1. Раствор амитриптилина в амп.

3) Дезипрамин в драже.

  1. Тразодон в табл.

  2. Флуоксетин в капс.

  3. Моклобемид (аурорикс) в табл.

  4. Мапротилин в табл.

  5. Мезокарб (сиднокарб) в табл.

  6. Пирацетам (ноотропил) в капс.

  7. Кофеина-натрия бензоат в амп.

  8. Лития карбонат в табл.

  9. Никетамид (кордиамин) во флаконах.

Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 237 – 245, 252 – 261.

2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 108 – 112., 116 – 129.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 91 – 128.

4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 115 – 127.

5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 110 - 120.


Составила: Коршак Т.А.


Кафедра фармакологии ГГМУ



Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет
Занятие № 17

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ № 1: контроль знаний, умений и навыков по всем пройденным разделам (общая рецептура, общая фармакология, нейротропные средства).

Планируется две формы контроля:

I. Письменная контрольная работа выполняется студентами согласно индивидуальным заданиям. Каждое задание состоит из 2-х частей.

1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и спо­собы (пути) введения лекарственных препаратов (двух-трех фармакологических групп).

2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать основное (одно конкретное) показание к применению выписанной лекарственной формы препарата (всего 7 условий). После каждого показания дать обоснование (т.е. показать роль препарата в данном конкретном случае).
II. Компьютерный тестовый контроль (всего 422 вопроса, включая введение в фармакологию). Каждый вариант содержит 40 вопросов (состоится на 18-й неделе) после выполнения письменной контрольной работы.

Образец письменной работы.
Задание 1

1. Перечислить латинские названия, формы выпуска (без указания доз и концентраций) и спосо­бы (пути) введения:

а) М-холиноблокаторов.

б) Наркотических (опиоидных) анальгетиков.
2. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные (основные) показания к применению вы­писанной лекарственной формы препарата. После каждого показания дать обоснование (т.е. показать роль препарата в данном конкретном случае):

а). Раствор физостигмина салицилата, приготовленный на 2 % растворе борной кислоты.

б). Раствор гексаметония в ампулах.

в). Сальбутамол в форме аэрозоля.

г). Эпинефрин (адреналин) в амп.

д). Трамадол в капс. по 50 мг.

е). Карбамазепин в табл.

ж). Клозапин в табл.


Составил: Станкевич П.Б.

Кафедра фармакологии ГГМУ


Методические указания для студентов

Медико-психологический факультет

Занятие № 18

Тема: “Фармакологические аспекты наркоманий и токсикоманий ”.

Домашнее задание:



1. Компьютерное тестирование по разделу «Нейротропные средства».

2. Основные (контрольные) вопросы темы:

2.1. Понятие о наркомании, токсикомании, лекарственной зависимости.

2.2. Виды лекарственной зависимости, их сравнительная характеристика.

2.3. Современная классификация средств, вызывающих лекарственную зависимость.

2.4. Краткая характеристика опийных наркоманий.

2.5. Краткая характеристика наркоманий и токсикоманий, связанных с употреблением депрессантов ЦНС и психостимуляторов.

2.6. Краткая характеристика наркоманий и токсикоманий, связанных с употреблением галлюциногенов и препаратов каннабиса.

Характеристика основных разновидностей наркоманий и токсикоманий осуществляется по следующему плану:

1) основные препараты и способы их употребления;

2) основные эффекты, развивающиеся при употреблении препаратов данной группы;

3) особенности развития и течения зависимости;

4) принципы лечения зависимости и используемые препараты; помощь при передозировке



Примечание: для подготовки к занятию необходимо повторить фармакологические эффекты следующих групп лекарственных средств: опиоидные анальгетики, анксиолитические и снотворные средства, психостимуляторы.
3. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты):

  1. Вызывающие зависимость: 1) героин, 2) морфин, 3) оксикодон, 4) меперидин, 5) секобарбитал, 6) пентобарбитал, 7) диазепам; 8) лоразепам, 9) спирт этиловый, 10) кофеин, 11) никотин, 12) амфетамин, 13) метилфенидат, 14) кокаин. 15) катинон, 16) ЛСД, 17) скополамин, 18) циклодол, 19) фенциклидин.

  2. Используемые для лечения зависимости и передозировки: 1) клонидин, 2) метадон, 3) налоксон, 4) налтрексон, 5) пропранолол, 6) фенобарбитал, 7) галоперидол, 8) диазепам, 9) дисульфирам, 10) флумазенил.

4. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:

  1. Метадон в табл. по 0,01; по схеме для лечения опиоидной зависимости.

  2. Раствор налоксона в амп. по 1 мл 0,04 % раствора; по 1 мл в вену.

  3. Налтрексон в табл. по 0,05; по 1 табл. в день.

  4. Средство для купирования алкогольного абстинентого синдрома (диазепам или хлордиазепоксид в табл.).

  5. Дисульфирам (тетурам) в табл.

  6. Средство при передозировке производных бензодиазепина (0,01 % раствор флумазенила в амп. по 1 мл; вводить в вену по 1 мл).

Примечание: при подготовке к данному занятию необходимо повторить особенности фармакологического действия следующих групп: опиоидные анальгетики, снотворные средства, анксиолитики, психостимуляторы.



Литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич. (8-е, 9-е) 10-е изд. – М., 2008. – С. 177 – 206, 245 – 250, 252 – 257.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (14-е изд.). Т.1. М., 2000. – С. 27 – 34, 72 – 86,120 – 124, 146 – 158.

3. Материалы лекций.




Составил В.И. Козловский
Каталог: file -> kafedry -> farma -> metod -> mpf
kafedry -> У больного желчнокаменная болезнь
metod -> «Средства, применяемые при сердечной недостаточности»
kafedry -> Экзаменационные вопросы для студентов 5 курса факультета иностранных студентов
kafedry -> У больного стенокардия
kafedry -> Тематика практических занятий по дерматовенерологии для студентов 6 курса фиу на 2011 2012 учебный год
mpf -> Кафедра фармакологии ггму
metod -> Кафедра фармакологии ггму
mpf -> Кафедра фармакологии ггму
metod -> Вопросы к экзамену по фармакологии (педиатрический факультет) Общая фармакология

Скачать 367.36 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница