Методика В. Базарного г. Березники Владимир Базарный



Скачать 35.22 Kb.
Дата01.05.2016
Размер35.22 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57» компенсирующего вида




Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности

в детских садах и школах

(методика В.Базарного)

г. Березники

Владимир Базарный – доктор медицинских наук,

руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-

здравоохранительных проблем образования Администрации

Московской области, «Человек года в образовании – 2000».

Ученый, врач, педагог, он почти тридцать лет занимается

вопросами здоровья детей в школьной среде. Огромной

популярностью пользуются его работы, посвященные этой проблеме: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологий, или Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах», «Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса»,»Школьный стресс и демографическая катастрофа России», а также видеофильм «Спасем детей – спасем Россию».


Практические советы, которыми должны воспользоваться учителя, воспитатели и родители в своей повседневной практике.

  1. Ребенок должен как можно больше двигаться.

Особенно мальчики, у которых потребность в движении в 4-6 раз больше, нежели у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Особенность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха – мы задыхаемся. Нет движения – тело увядает, мысль не работает, психика угасает. Ещё древние говорили: движение – это жизнь.

Дети думают (воспроизводят образы по памяти) только тогда, когда двигаются, и двигаются тогда, когда думают. Вот почему любое «обездвиживание» ведет к нарушению психики. Физическая и психическая целостность как раз и объясняются целостностью телесно-мышечного тонуса, телесно-моторной активностью. У ребенка проявляется врожденное стремление сформировать этот чувственно-моторный «модуль».

На занятие соблюдать двигательный режим, смену действий.

Методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого шагового ритма

Данная методика направлена на повышение эффективности психомоторных функций вообще, и речемоторной функции в частности, за счет подведения под их основу произвольного шагового ритма.

Задача педагога (логопеда) сводится к тому, чтобы научить каждого ребенка самостоятельно конструировать и подбирать оптимальный на каждый момент времени темп телесных и речевых усилий.

С учетом речевого дефекта каждому ребенку логопед подбирает «коррекционное» стихотворение.

Адоптированный принцип работы:

- в руках у ребенка резиновый (каучуковый) шарик (мячик), который можно свободно обхватить кистью (пальцами). В процессе общения ребенок держит в руке шарик и синхронизирует ритм кистевых усилий с логоритмом;

- в процессе речевого выражения ребенок «подстраивает», синхронизирует логоритм с ритмом легких подъемов пяток и сопровождающихся усилий на носочки;

- упражнения выполняются как в положении стоя на месте, так и в процессе движения. Для выполнения упражнения в режиме «стоя на месте» с правой и левой сторон фиксируется вертикальная послоговая разбивка из подобранных для каждого ребенка рифмованных слов, фраз, чистоговорок. Главное требование – 1 поворот головы в сторону сопровождается произношением 1-го слога. В этих условиях слово оказывается разделенным на слоги, которые размещаются по разные стороны сверху вниз.

Пример: ПО → ДО

РО → ГЕ


ЗИМ → НЕЙ

СКУЧ → НОЙ …

Для выполнения упражнения в режиме движения базовым ритмом выступает шаг и одновременно поворот головы;

- хорошо известное ребенку стихотворение предлагается рассказывать в темпе ритмически-шагового пения (шаг – слово).



  1. Не усади!

Для обеспечения сообразного природе ребенка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а предоставить ему возможность работать, и не только работать – жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать рекомендуемые нами конторки. Ребенок сам определяет наиболее удобный режим. Если он устал двигаться или работать за конторкой – пусть полежит, посидит или поползает.

Надо четко себе представлять, что телесная стойка – это стойка психическая, стойка волевая. Народная мудрость через язык донесла до нас это понимание. О чем мечтают родители, если обобщить все их пожелания? Они хотят, чтобы ребенок в жизни состоялся. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека – человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого.

При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

- высота столов (конторок)должны быть подобраны в соответствии с ростом каждого дошкольника;

- столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

- расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц (наименее благоприятно фиксирование столов по рядам).



  1. Никакой преграды глазу ребенка!

Увидеть – значит своевременно обнаружить всю совокупность объектов в пространстве, в их взаимоотношениях друг с другом.

Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики пространства, с помощью которых происходит формирование психических функций человека. Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду. Появился даже особый вид лечения – светоцветотерапия. Через изменение цветовой гаммы окружающей среды осуществляется воздействие на общее состояние человека. Основой этого метода как раз и является эффект оптимизации внутренних (эндогенных) биоритмов с помощью «навязывания» определенных световых и цветовых характеристик. В частности, есть данные, что только изменение цветовой гаммы и освещения в школе приводило к повышению успеваемости и укреплению дисциплины учащихся. Предпочтительными цветами оказались - белый, бежевый и коричневый.

И еще. Наш глаз – это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме … отторжения. Через 7 секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.

В дошкольном образовании на занятиях наглядный материал рекомендуется выставлять на доске или мольберте не прямо - горизонтально, а по волнистой линии.

Как отмечалось выше, особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств и, в первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обедненность школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Установлено, что систематическое пребывание детей в этих условиях способствует расстройствам сенсорных ритмов организма – базовых ритмов в поддержании нейровегативной, моторной и психической жизни, в т.ч. чувства равновесия и гармонии.

С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм выше отмеченного комплекса факторов Базарным предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – «СУС»

Оптимальным местом для нанесения схемы-тренажера является потолок. Можно сделать схему-тренажер виде таблице - плаката и повесить перед детьми, против лица на хорошо освещаемую стену.


Цвета должны соответствовать следующим требованиям:
- изображается ярко-голубым цветом;

- коричнево-золотистым;

- наружный овал – красным;

- внутренний овал – зеленым.

Методика работы с тренажером заключается:

- в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременном слежением за ним органом зрения;

- дети стоят напротив и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение, при этом выполняется непроизвольное сочетание движений глазами, головой и туловищем.

Кратность: примерно по 10=12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмеркам» и по «кресту»). Частота выполнений зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: на уроках чтения, письма, рисования – через каждые 15-20 минут.



Данные упражнения способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшают общее чувство гармонии и ритма, в т.ч. в музыкальном и художественном творчестве.



  1. Да здравствует рукотворчество!

Ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование, вышивка и т.д.). Десять наших пальцев – это те «спицы», которые в эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. Эти «кружева» должны постоянно воссоздаваться и поддерживаться у каждого ребенка. От рукотворчества к полетам на крыльях творческого воображения – таков путь каждого человека.

  1. «Нам песня строить и жить помогает …»

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищенным, пусть он как можно чаще поет – самостоятельно, в коллективе и вместе с семьей. Песня – это то пространство, в котором раскрывается его душа. Если ребенок поет с вами, с другими детьми русские народные песни и водит при этом хороводы, то легкие речевые дефекты будут исправлены им самим без особой помощи логопеда.

  1. Образы управляют миром.

Ребенок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи (диалогической, художественной речи, декламации стихов, в процессе участия в детских театрализованных постановках и т.п.) – только так у него может сформироваться уверенное и свободное мышление.


Список использованной литературы:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

  2. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса (Президентская программа «Дети России») - Сергиев Посад,1995

  3. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (методология, методика) – Сергиев Посад,1996

  4. Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий: серия «Педагогика здорового развития» - Сергиев Посад, 1996

  5. Базарный В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся (Президентская программа «Дети России») – Сергиев Посад, 1995

  6. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной среде – Сергиев Посад, 1995

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница