Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Национальная Медицинская Палата



страница1/98
Дата10.12.2019
Размер3.29 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   98

Национальное Агентство по безопасности пациентов

и независимой медицинской экспертизе

Национальная Медицинская Палата
А.А. Старченко, О.В. Тарасова, О.В. Салдуева, М.Д. Гуженко


Карта дефектов медицинской помощи:

пособие для медицинских работников

и экспертов по дефектам оказания медицинской помощи

Москва

2015

УДК 614.2:616-082.6

ББК 51.

Н19


Старченко А.А., Тарасова О.В., Салдуева О.В., Гуженко М.Д.

Карта дефектов медицинской помощи: пособие для медицинских работников и экспертов по дефектам оказания медицинской помощи.- М., 2015.- с.


Авторский коллектив: доктор мед. наук, проф. А.А. Старченко, канд.мед.наук О.В. Тарасова, врачи-эксперты О.В. Салдуева, М.Д. Гуженко.
Карта дефектов медицинской помощи, как пособие для медицинских работников и экспертов по дефектам оказания медицинской помощи, разработана коллективом авторов – опытных и авторитетных экспертов оказания медицинской помощи - сотрудников крупнейшей страховой медицинской орагнизации группы компаний «Росгосстрах-Медицина» под руководством д.м.н., проф. А.А. Старченко, члена Общественного совета Минздрава России, президента НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», сопредседателя комитета по независимой медицинской экспертизе НП «Национальная медицинская палата», члена Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, в рамках проекта «Независимая медицинская экспертиза».
Авторский коллектив благодарит НП «Национальная медицинкая палата» и ее президента – профессора Л.М. Рошаля за помошь и поддержку при реализации проекта «Независимая медицинская экспертиза – инструмент общественного контроля в сфере здравоохранения России» по гранту в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 №243-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

Авторский коллектив благодарит все экспертное медицинское сообщество системы обязательного медицинского страхования за многолетний вклад в совершенствоание сферы здравоохранения России, повышение качества медицинской помощи и смоотверженное служение принципу социальной справедливости.

Оглавление

I. Законодательство РФ о качестве и дефекте медицинской помощи

II. Дефекты медицинской помощи в соответствие с МКБ 10 пересмотра (МКБ-10)

III. Вопросы эксперту медицинской помощи для разрешения в процессе экспертной деятельности

IV. Алгоритм анализа медицинской документации

V. Проверка соблюдения Правил формулировки диагнозов

VI. Дефекты оформления первичной медицинской документации патологоанатомической службы

VII. Алгоритм анализа медицинской документации: выявление дефектов оказания медицинской помощи, связанных с дефектами оформления медицинской

документации

VIII. Дефекты медицинской помощи в акушерстве и гинекологии

IX. Признание случая внутрибольничной инфекции дефектом оказания медицинской помощи

X. Дефекты и критерии ненадлежащего качества медицинской помощи, устанавливаемые по порядкам оказания медицинской помощи

1. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания медицинской помощи женщинам в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)»

2. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания анестезиолого-реанимационной помощи в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Анестезиология и реаниматология»

3. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания анестезиолого-реанимационной помощи детям в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю «Анестезиология и реаниматология»

4. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями

5. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания медицинской помощи больным с ОНМК

6. Критерии ненадлежащего объема и качества проведения патологоанатомических вскрытий

7. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком

8. Критерии ненадлежащего объема, качества и условий оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нейрохирургия»

9. Критерии ненадлежащего качества медицинской помощи взрослому населению по профилю «Заболевания нервной системы»

10. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Онкология»

11. Критерии ненадлежащего качества медицинской помощи населению по профилю «Гастроэнтерология»

12. Критерии ненадлежащего качества оказания помощи взрослому населению в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Ревматология»

13. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Хирургия»

14. Критерии ненадлежащего качества медицинской помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия»



15. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи населению по профилю «неонаталогия» в соответствие с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 921н

16. Критерии ненадлежащего качества оказания помощи взрослому населению в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденным приказом МЗ РФ от 15.11.12 г. N 923н.

17. Критерии ненадлежащего качества медицинской помощи населению по профилю «Оториноларигология» в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 905н.

18. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Нефрология» в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.01.12г. № 17н.

19. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи населению по профилю «Детская урология-андрология» в соответствие с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 31 октября 2012 г. N 561н.

20. Критерии ненадлежащего качества оказания помощи взрослому населению в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Эндокринология", утвержденным приказом МЗ РФ от 12.11.12 г. N 899н.

21. Критерии ненадлежащего качества оказания помощи детям в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю "Детская эндокринология", утвержденным приказом МЗ РФ от 12.11.12 г. N 908н.

22. Критерии ненадлежащего качества оказания помощи детям в соответствие с Порядком оказания медицинской помощи детям по профилю "Ревматология", утвержденным приказом МЗ РФ от 25.10.12 г. N 441н.

23. Критерии ненадлежащего качества оказания медицинской помощи населению по профилю «Пульмонология» в соответствие с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 916н.

24. Критерии ненадлежащего качества медицинской помощи населению по профилю "Торакальная хирургия» в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 898 н.


Приложение 1. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Приложение 2. Приказ Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 г. № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (в ред. приказов ФФОМС от 16.08.2011 N 144, от 21.07.2015 N 130).

Приложение 3. Письмо Федерального фонда ОМС от 30.12.14 № 6545/30-5 «О целевых экспертизах качества медицинской помощи».

Приложение 4. Средняя длительность пребывания 1-ого больного в стационаре.

Приложение 5. Примерный порядок оценки обоснованности госпитализации (Извлечение из Сборника информационных материалов по вопросам совершенствования организации защиты прав застрахованных, М.: ФФОМС, 2015).

«…С самого начала моего врачебного поприща я принял за правило: не скрывать ни моих заблуждений, ни моих неудач, и я доказал это, обнародовав все мои ошибки и неудачи…».


«…Я видел, как многие опытные практические врачи … ошибались, и сам я так часто ошибался…».
Николай Иванович Пирогов

Оказание медицинской помощи является одним из важнейших факторов, который влияет на здоровье население. Вступление в силу с 1 января 2012 года нового Закона РФ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» подчеркнуло новые возможности разрешения споров о качестве медицинской помощи. Статья 58 (пункт 1) Закона РФ № 323-ФЗ является правовым основанием для создания и функционирования института независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В настоящее время такое положение отсутствует. В России фактически с 1994-1995 года действует система первичного контроля оказания медицинской помощи в рамках самого массового оказания медицинской помощи – обязательного медицинского страхования. Среди проблем в системе оценки медицинской помощи – отсутствие объективности, которая следует из недостатков организации системы здравоохранения, а также отсутствие механизмов досудебного урегулирования конфликтов между врачом и пациентом.

Несовершенство законодательной базы системы обязательного медицинского страхования не позволяет решать вопросы независимой медицинской экспертизы в субъектах РФ в случаях оказания медицинской помощи на уровне республиканских, областных, краевых учреждений здравоохранения. В этих случаях не представляется возможным обеспечить независимый принцип экспертизы, т.к. включенные в территориальный регистр экспертов качества медицинской помощи субъекта РФ врачи отводят свои кандидатуры в связи с подчинением главному внештатному специалисту, работающему в проверяемом республиканском, областном, краевом учреждении здравоохранения. Жестокое административно-служебное подчинение врачей патологоанатомической службы руководству медицинского учреждения, где были оказаны ненадлежащего качества медицинские услуги, исключает патологоанатома из круга доверия независимых экспертов, что приводит к тому, что родственники умерших пациентов требуют судебно-медицинского исследования.

Однако аналогичное служебное подчинение экспертов судебно-медицинской службы органу управления здравоохранением субъекта РФ, т.е. местному министру здравоохранения, также не повышает доверия родственников умерших пациентов к судебно-медицинским заключениям. На сегодняшний день в российской системе здравоохранения отсутствуют также и механизмы, позволяющие обеспечить досудебное урегулирования конфликтов между врачом и пациентом в случае некачественного оказания медицинской помощи. Как отмечают, эксперты Национальной медицинской палаты кроме как открытия гражданского или уголовного дела других механизмов решения конфликтных ситуаций при оказании медицинской помощи – нет. Страховые компании в свою очередь стремятся обеспечить досудебное регулирование конфликтов, но пока медицинские организации к этому не готовы – их цель уголовный процесс против врача с целью снижения своих финансовых издержек.

Неготовность медицинских организаций даже в случаях, когда учреждение здравоохранения признает наличие выявленных дефектов, решать в досудебном порядке конфликт, по мнению экспертов Национальной медицинской палаты, определяется отсутствием в структуре расходов статьи о возмещении такого вреда. В этом случае руководители учреждений здравоохранения ссылаются на то, что выплаты возможны исключительно по судебному исполнительном листу. Таким образом, сейчас в системе здравоохранения и в обществе в целом возникла необходимость повышения результативности общественного экспертного контроля и создании системы досудебного урегулирования конфликтов между врачом и пациентом, особенно на фоне развития института саморегулирования медицинской деятельности. Предлагаемый к реализации проект направлен на формирование нормативно-правовых, методологических и инфраструктурных условий для реализации пилотного проекта по независимой медицинской экспертизе на базе Национальной медицинской палаты. Актуальность решения этих задач определяется в том числе и развитием саморегулирования профессиональной деятельности, которое предполагает реализацию общественно-государственной модели управления отраслью. Одним из ожидаемых результатов реализации разработанной Минздравом России и НП «Национальная медицинская палата» Концепции развития саморегулирования является создание альтернативных механизмов разрешения споров, возникающих по поводу оказания медицинской помощи или вреда жизни, здоровью, связанному с оказанной медицинской помощью.


Каталог: files -> userfiles
userfiles -> Лекция аденома (гиперплазия, доброкачественная гиперплазия) и Рак предстательной железы. Аденома ( гиперплазия, доброкачественная гиперплазия) простаты
userfiles -> Ю. А. Кудачков общая характеристика опухолей человека (курс лекций)
userfiles -> Приложение №1 к Акту передачи
userfiles -> Проект программы VIII cъезда научного общества нефрологов россии (нонр), проводимого совместно с ассоциацией нефрологов россии
userfiles -> Айзек Азимов я робот My Favourite Fiction 3 закона роботехники


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   98


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница