Образования



Скачать 148.5 Kb.
Дата24.04.2016
Размер148.5 Kb.
ТипМетодическая разработка


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой поликлинической

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


к практическому занятию для студентов

VI курса специальности «Лечебное дело»

по учебной дисциплине «Педиатрия»

Занятие №1 «Лихорадочные состояния у детей. Этиология и патогенетические механизмы развития лихорадки. Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями другого генеза. Длительные субфебрилитеты в детском возрасте. Подходы к дифференциальной диагностике на догоспитальном этапе».

Обсуждена на заседании кафедры


«___»______________20___г.

протокол № _____________


Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Воронкиной Е.Н. «___»_______________20___г.

Ставрополь, 20 г.
Занятие №1 «Лихорадочные состояния у детей. Этиология и патогенетические механизмы развития лихорадки. Гипертермический синдром, «белая» и «розовая» лихорадка. Дифференциальный диагноз фебрильных судорог и с судорожными состояниями другого генеза. Длительные субфебрилитеты в детском возрасте. Подходы к дифференциальной диагностике на догоспитальном этапе».

Учебные вопросы занятия:


  1. Определение понятия лихорадки и гипертермии, их отличие друг от друга, локализация центра терморегуляции;

  2. Понятие о температурном гомеостазе;

  3. Непатологические причины колебания То;

  4. Этиология лихорадки и гипертермии;

  5. Типы лихорадки в зависимости от температурной кривой;

  6. Классификация лихорадки по степени повышения То;

  7. Понятие о «розовой» и «бледной» лихорадках

  8. Особенности теплообмена у детей;

  9. Изменения в органах и системах при лихорадке;

  10. Показания для симптоматического лечения лихорадки.

  11. Аргумента «за» и «против» лечения лихорадки;

  12. Лечение лихорадки различного происхождения;

  13. Понятие о субфебрильных состояниях;

  14. Дифференциально-диагностический алгоритм при лихорадке неясного генеза;

  15. Техника проведения и интерпретация аспиринового теста


Место проведения занятий:

Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП № 2, 3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.


Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

    • Детское инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения ДККБ;

    • Методические рекомендации для студентов по теме;

    • Выписки из истории болезни стационарных больных;

    • Ситуационные задачи по тематике занятий;

    • Клинические, бактериологические и биохимические анализы;

    • Тестовый контроль по темам;

    • Тематические учебные комнаты;

  • Видео-аудио аппаратура с видеотекой по разделам детские инфекционные заболевания;

  • Проектор;

  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой);

  • Учебные кинофильмы;

  • Слайды;

  • Аппараты для проведения экстренной и неотложной помощи (на базе реанимационного отделения клинических баз).

Учебные и воспитательные цели:

а) общая цель – Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии вра; изучить лихорадки инфекционного и неинфекционного генеза, овладеть принципами выбора рациональной жаропонижающей терапии, дифференциально-диагностическим алгоритмом при лихорадке неясной этиологии.
б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:



  1. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации;

  2. Показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье ребенка (социальные, эпидемиологические, психо-эмоциональные, генетические);

  3. Особенности теплообмена у детей;

  4. Основные процессы, поддерживающие температурный гомеостаз организма;

  5. Причины лихорадки;

  6. Типы температурной кривой;

  7. Различия между «бледной» и «розовой» лихорадками;

  8. Изменения в органах и системах при лихорадке;

  9. Аргументы «за» и «против» лечения лихорадки;

  10. Дифференциально-диагностический алгоритм при лихорадке неясного генеза;

  11. Тактику врача при лихорадке;

  12. Показания для симптоматического лечения лихорадки.


Студент должен УМЕТЬ:

  1. Работать с типовой учетно-отчетной медицинской документацией;

  2. Оценивать и анализировать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье ребенка (социальные, эпидемиологические, психо-эмоциональные, генетические);

  3. Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование и оценить его состояние;

  4. Наметить объем дополнительных исследований;

  5. Сформулировать клинический диагноз;

  6. Подобрать индивидуальный вид оказания медицинской помощи, разработать план терапевтических мероприятий;

  7. Обосновать фармакотерапию при гипертермическом синдроме, определить путь введения, режим и дозу лекарственных средств, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

  8. Оказать неотложную помощь при гипертермическо синдроме;

  9. Провести и оценить аспириновый тест;

  10. Назначить обследование при гипертермии неясного генеза;

  11. Заполнять историю болезни.


ВЛАДЕТЬ:

  1. Правильным ведением медицинской документации;

  2. Методами общеклинического обследования больного;

  3. Интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики;

  4. Алгоритмом развернутого клинического диагноза;

  5. Основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  1. Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины;

  2. Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и лабораторно-инструментальное обследование и написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

  3. Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики;

  4. Владеть техникой ухода за больным с лихорадкой.

  5. Способностью и готовностью выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, использовать алгоритм постановки диагноза с учетом МКБ-X;

  6. Способностью и готовностью анализировать результаты современных лабораторных исследований и использовать их в постановке диагноза;

  7. Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия;

  8. Способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства;

  9. Способностью и готовностью к проведению основных гигиенических мероприятий, формированию здорового образа жизни;

  10. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  1. о правильном ведении медицинской документации;

  2. о методах общеклинического обследования больного;

  3. о технике ухода за больными с гипертермическим синдромом;

  4. о клинических проявлениях «бледной» и «розовой» лихорадках, современных принципах их лечения;

  5. о лихорадке неясного генеза, методах дифференциальной диагностики лихорадок инфекционного и неинфекционного генеза;

  6. о перегревании (тепловой и солнечный удар) и принципах его лечения;

  7. об алгоритмах постановки диагноза с учетом МКБ-X.


Рекомендуемая литература студенту:

Обязательная:

  1. «Детские болезни» под ред. А.А. Баранова, М., 2007 г.

  2. Учебное пособие «Краткий справочник педиатра под ред. Ю.П. Копейкина», Ставрополь, 2000 г.

  3. Учебное пособие «Педиатрия в практике семейного врача» под ред. Ю.П. Копейкина», Ставрополь, 2001 г.

  4. Лекционный материал

Дополнительная:

  1. Справочник «Синдромная диагностика в педиатрии» под ред. А.П.Баранова, М., 1997 г.



ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов инфекционных болезней, нормальной анатомии и физиологии, патофизиологии, биохимии, клинической фармакологии.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).

Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты 1-20 и ситуационные задачи.

Заготовьте в рабочей тетради схематическое изображение температурных кривых. Они Вам пригодятся при работе на занятии.



  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.



3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите ситуационные задачи (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.

Приложение №1

Аннотация к методическим рекомендациям
Лихорадка (Л.) – защитно-приспособительная реакция организма на действие патогенных раздражителей, выражающаяся в перестройке терморегуляции на поддержание большего, чем в норме, уровня теплосодержания и То тела.

Гипертермией (Г.) – повышение То тела, при котором нет перестройки температурного гомеостаза, т.е. терморегуляция нарушена, разбалансирована.

Регуляция Т0 в первую очередь, но не исключительно, осуществляется центром терморегуляции, который локализуется в преоптической области передней части гипоталамуса (ПОПГ) около дна 3-го желудочка. Этот центр отвечает за координацию функций организма, имеющих отношение к теплопродукции и теплоотдаче. Введение в ПОПГ вызывает быстрое нарастание Т0, в введение кальция – такое же стремительное падение Т0.

Температурный гомеостаз организма поддерживается динамикой двух основных процессов – теплопродукцией и теплоотдачей.

Теплопродукция зависит от общей метаболической активности, главным компонентом которой является метаболизм скелетных мышц. Реализуется нейроэндокринной системой (в основном гормоны щитовидной железы и надпочечников) через стимуляцию окислительных (катаболических) процессовв буром жире, мышцах и печени.

Теплоотдача осуществляется испарительным и неиспарительным путем. Неиспарительный путь включает радиацию, когда тепло переносится электромагнитными волнами без соприкосновения между собой поверхностей (например, если человек обнажен, он отдает тепло путем излучения стенам комнат, если их Т0 ниже Т0 тела, даже если Т0 воздуха равна или выше Т0 тела); кондукцию, когда тепло переносится при прямом контакте (отдача тепла креслу, на котором сидит человек); конвекцию, когда тепло переносится молекулами газов или жидкости, соприкасающихся с телом (при обдувании тела воздухом, при дыхании, с калом, мочой).

Неиспарительный теплообмен осуществляется в первую очередь путем изменения кровотока через кожу, особенно в дистальных отделах конечностей.

Испарительная теплоотдача происходит посредством нечувствительной перспирации, т.е. постоянного испарения воды через кожу и дыхательные пути, и при потооделении.

Не все виды повышения Т0 тела являются патологическими. Например, Т0 ядра может колебаться в зависимости от:



  1. времени суток (суточные колебания (циркадный ритм) – это изменение Т0 в течение 24 часов. Т0 тела падает ночью, достигая минимума к 3 ч, и затем постепенно повышается до пика к 17-18 ч. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается к 2-3 годам жизни. 2) физической активности (отмечается повышение Т0 «ядра» на несколько градусов)

  2. Т0 окружающей среды (в холодную погоду ректальная Т0 может снижаться до 36,10 С, а оральная еще ниже; при сильном жаре ректальная поднимается выше 37,80С).

  3. характера пищи (увеличение может быть связано с обильным приемом пищи богатой белками, а снижение – с недостаточной калорийностью пищи).

  4. эмоционального состояния (эмоциональный стресс вызывает повышение Т0 тела).

  5. возраста (считается, что у детей, кроме новорожденных, Т0 тела выше, чем у взрослых, что связано с тем, что у детей относительная площадь поверхности тела и скорость метаболизма выше).

  6. менструального цикла (Т0 «ядра» снижается на 0,20С за несколько дней до начала месячных и сохраняется на таком уровне до овуляции).

  7. характера и количества одежды особенно у маленьких детей.

Однако эти колебания незначительны.

Детей с лихорадкой разделяют на три группы:

  • дети с недлительной лихорадкой, у которых анамнез и местная симптоматика позволяют поставить диагноз и без дополнительных исследований;

  • дети с лихорадкой без местных симптомов, у которых ни анамнез, ни физикальное обследование не позволяют поставить диагноз, но рутинные дополнительные исследования помогают решить вопрос об этиологии и диагностировать заболевание;

  • дети с лихорадкой неизвестного происхождения (температура выше 38,0°С держится дольше 1 недели и рутинные обследования не позволяют решить вопрос о диагнозе).

Этиология

Выделяют 2 группы причин Л.: инфекционные и неинфекционные. К инфекционным причинам относятся: бактерии, вирусы, микоплазма, хламидии, паразиты, грибы, а так же вакцины (коклюшная, гриппозная, коревая и др.)

К экзогенным прирогенам относятся: эндотоксины грамотрицательных бактерий липоид А, экзотоксины дифтерийной палочки, стрептококков, белковые вещества дизентерийной и паратифозной палочек. Эндогенные пирогены синтезируются под влиянием вышеперечисленных пирогенов фагоцитами – макрофагами (в т.ч. и моноцитами крови), звездчатыми ретикулоэндотелиальными клетками печени, кератиноцитами, клетками нейроглии, и др.: интерлейкин-1b, интерлейкин-6, интерферон -a, фактор некроза опухоли.

Неинфекционные причины: иммунопатологические и опухолевые процессы (ЛГМ, нейробласома), внутричерепные травмы и кровоизлияния, тромбозы сосудов (чаще легочной аретрии), инфаркты и некрозы тканей после инъекций, грануломатозные болезни (саркоидоз), прием лекарств (производные фенотиазинов, амфотерицин В, интерфероны, интерлейкины), некоторые метаболические заболевания (болезнь Фабри, гиперлипидемия 1 типа), эндокринные заболевания (феохромоцитома, тиреотоксикоз), наследственные факторы (злокачественная гипертермия, средиземноморская лихорадка). При всех этих расстройствах Л. возникает не за счет экзогенных пиронгенов, а за счет эндогенных.

Типы лихорадки





Тип температурной кривой

Характеристика


Примеры

Интермиттирующая


(перемежающаяся)

(febris intrmittens)




Т0 нормализуется 1 или несколько раз в день. Наиболее низкая отмечается по утрам, а наиболее высокая – по вечерам.

Гнойная инфекция, абсцессы, лимфомы, туберкулез, ЮРА

Ремиттирующая

(послабляющая)

(febris remittens)



Т0 колеблется (более 1о С), но не возвращается к норме

Большинство вирусных и многие бактериальные инфекции

Постоянная

(febris cjntinua)



Т0 постоянно увеличена с небольшими колебаниями (не более 1о С)

Брюшной и сыпной тиф

Неправильная


Febris irregularis, febris atipica

Высокая или умеренно высокая Т0 тела, суточные колебания различны и незакономерны (наиболее частый тип Л.)

При любых инфекциях

Гектическая


(febris hectica)

Представляет собой сочетание послабляющей и неправильной лихорадки, с суточными размахами Т0 тела, превышающими 2-3 о С




Возвратная

(febris recurrens)



Безлихорадочные периоды длительностью 1 и боле дней между приступами лихорадки

Малярия, болезнь Ходжкина

Для лимфогрануломатоза характерна Л. Пеля-Эбштейна (возвратная Л., когда безлихорадочный период длится 2 и более нед.).
По степени повышения Т0 тела может быть:

  • субфебрильная (от 37,2 0 С до 38,0 0 С);

  • умеренная фебрильная (38,1-39,00 С);

  • высокая фебрильная (выше 39,00 С);

  • гиперпирексическая (гипертермия)(выше 41,00 С);

В случае высокой фебрильной Т0 и отсутствия эффекта от жаропонижающих средств говорят о гипертермическом синдроме.

Целесообразно у детей различать «белую» и «розовую» Л. ведущим патогенетическим звеном «белой» Л. является чрезмерная гиперкатехоламинемия, что приводит к появлению клинических признаков централизации кровообращения: бледность и цианотичность кожных покровов, сухость, мраморность кожи, ощущение холода, озноб, холодные на ощупь конечности, тахикардия, повышение систолического АД, увеличение разницы между аксиллярной и ректальной То (до 1о С и выше). При «розовой», прогностически благоприятная Л. кожные покровы розовые, влажные, горячие на ощупь



Особенности теплообмена у детей:

  • более высокая теплоотдача по отношению к теплопродукции;

  • резко ограниченная способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а так же повышать теплопродукцию при охлаждении (отсутствие сократительного термогенеза);

  • неспособность давать типичную лихорадочную реакцию

Изменения в органах и системах при лихорадке.

Система кровообращения – увеличение частоты сердечных сокращений за счет симпатикотонии (правило Либермейстера – на каждый 1о С повышения То тела пульс учащается на 8-10 ударов, но у маленьких детей лишь на 5). Увеличивается ударный и минутный объем сердца, повышается АД. При длительном течении Л. при критическом снижении То тела может возникнуть падение АД вплоть до коллапса.

ЦНС на начальных этапах Л. всегда характеризуется торможением коры, объясняемым прямым влиянием интерлейкина –1b: чувство разбитости, усталости, головная боль, бред, бессонница или сонливость, a-ритм на ЭКГ.

Внешнее дыхание. На первой фазе Л. частота дыхания уряжается, а далее – увеличивается (» на 4 удара в 1 мин. При повышении Т0 тела на 1о С), но глубина дыхания снижается и МОД не увеличивается, а по данным Маслова – уменьшается Þгипоксия.

Система пищеварения при Л. характеризуется моторной и ферментативной активности, снижением кислотности желудочного сока, уменьшением активности пристеночного и вакуольного пищеварения, всасывание пищевых веществÞпри Л. необходима диетическая разгрузка, но не голодание (!). при Л. всегда снижается аппетит.

Обмен веществ. На первом этапе Л., на фоне пониженного аппетита и голодания, из энергетических резервов организма, прежде всего, используются углеводы, и потому дыхательный коэффициент приближается к 1. Далее при исчерпании этих резервов и протеолиза для глюконеогенеза организм использует жиры, которые на фоне дефицита углеводов и пентоз (дефицит АТФ) возникает кетоз и ацидоз. Метаболический ацидоз и гипогликемия – самый ранний признак системных бактериальных инфекций у детей (особенно грудничков.) Отсюда следует, что в лечении лихорадящих детей следует использовать легкоусвояемые углеводы, соки (щелочи).

Азотистый обмен при Л. характеризуется катаболической направленностью и становиться отрицательным.

Водно-электролитный обмен. На первой стадии Л. отмечают кратковременное увеличение диуреза из-за подъема АД и централизации кровотока, а на второй стадии диурез ограничен (повышен синтез альдостерона и диуретического гормона). На третьей стадии увеличивается выведение хлоридов (особенно при обильном потоотделении) и больному угрожает хлоридный кризис, коллапс. Обратим внимание на то, что при гипертермии вследствие перегревания или большой физической нагрузке не только отмечается вододефицитная дегидратация, что типично для Л., но и из-за обильного пота может теряться много натрия, калия, и тогда озникает мышечный спазм, диарея или вздутие живота, слабость, что на фоне дачи воды без добавления солей может только ухудшить ситуацию.

Перегревание (тепловой и солнечный удар) опасно тем, что при чрезмерной температуре «ядра» тела (выше 40-40,5°С) возникает тепловая блокада окислительного фосфорилирования, тканевая гипоксия, от которой страдает прежде всего мозг, развивается его отек. При перегревании нарушения водно-солевого баланса имеют важнейшее значение. Возможен изолированный дефицит воды, проявляющийся жаждой, сухостью кожи и слизистых (в частности языка), другими признаками дегидратации, олигурией с мочой высокой удельной плотности, ацидозом. Нередок смешанный дефицит воды и электролитов, и в том случае, если пострадавшему будет даваться лишь вода, возникают признаки дефицита натрия: тошнота, диарея, мышечные спазмы. Поэтому при перегревании, особенно на фоне физической нагрузки, всегда важно поить подсоленной водой, соками, минеральными водами, а не только водой. Надо помнить, что ирритативно-сопорозные нарушения при перегревании возможны еще при нормальной температуре тела: повышенная возбудимость, сильная головная боль, тошнота, рвота, и если присоединяется диарея, то быстро может возникнуть и угнетение, сопор. Тепловой удар – крайняя степень перегревания с утратой сознания и прекращением потоотделения – кожа мертвенно бледная, но сухая, горячая на ощупь, температура тела высокая. Описано три варианта теплового удара:

  • асфиксический (доминирует угнетение дыхательного и сосудодвигательного центров с преобладанием вначале тахипноэ и тахикардии с поверхностным дыханием и нитевидным пульсом, акроцианозом, а далее возникают приступы апноэ, брадикардия);

  • паралитический (мышечные спазмы, судороги каждые 3-5 мин и далее вялая кома с остановкой сердечной деятельности, дыхания);

  • психопатический (доминирует расстройство сознания, галлюцинации, бред).

Солнечный удар может протекать так же, как тепловой, но могут доминировать покраснение лица, тошнота, вялость, рвота, расстройство зрения, тахикардия, тахипноэ, сменяющиеся брадикардией, бредом, галлюцинациями с последующим угнетением дыхания, сердечной деятельности.
Показания для симптоматического лечения Л.

  • Т0 тела в подмышечной впадине выше 39,00 С

  • Детям первых 2 мес. жизни при То тела 38,0-38,5о С

  • Возраст от 6 мес до 3 лет (наиболее часто возникают фебрильные судороги)

  • Лихорадка с То тела выше 38,50 Су детей с перинатальной энцефалопатией, ВПС, наследственными аномалиями обмена веществ, судорогами в анамнезе, в т.ч., фебрильными, а так же у детей плохо ее переносящих (дефекты коммуникабельности, избыточное возбуждение, угнетение, мышечные и головные боли.)

  • Заболевания сердца и легких

  • Почечные и метаболические нарушения

  • Водно-электролитные нарушения

  • Острые неврологические заболевания

  • Сепсис

  • Шок

  • Нарушения терморегуляции

  • Серповидноклеточная анемия

  • Тепловые заболевания, вызванные внешними факторами


Аргументы «за» и «против» лечения Л.

ПРОТИВ

ЗА


Л. у детей в большинстве случаев кратковременна и проходит самостоятельно

Л. доставляет страдания больному

Л. влияет на размножение и выживание некоторых микроорганизмов (гибель гонококка и трепонем при Т040-40,10 С, при Л. создается неблагоприятные условия для развития некоторых видов пневмококка, снижается содержание сыв Fe, необходимого для развития бактерий).

Л. неблагоприятно влияет на метаболические процессы

Л. может увеличивать иммунный ответ

Л. неблагоприятно влияет на сердце и легкие

Л. обеспечивает покой больного

Л. неблагоприятно влияет на ЦНС

Лечение Л. может затруднить диагностику и прогнозирование заболеваний, обеспечивая чувство ложной безопасности

Л. может способствовать развитию судорог

Л. может служить единственным диагностическим и прогностческим индикатором заболевания.

Л. может нарушить иммунный ответ

Жаропонижающие средства не сокращают общей длительности лихорадочного периода при ОРВИ, ветряной оспе и других инфекций.

Л. может способствовать повышению летальности при эндотоксическом шоке




Л. угнетает моторику желудка




Л. может нарушить рост и развитие плода




Лечение Л. облегчает обследование больного

Лечение

  1. Диета.

  2. Физические методы охлаждения (обычно применяют при Т0 выше 39,0 0 С).

  3. Жаропонижающие средства.

В качестве жаропонижающих средств обычно используют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). По выраженности жаропонижающего действия НПВП расположены в следующей последовательности: вольтарен®анальгин®индометацин®напроксен®амидопирин®ибупрофен®бута-дион®парацетамол=ацетилсалициловая кислота

!!При острых лихорадочных состояниях ацетилсалициловую кислоту (аспирин) применять не следует до 12 лет!! Возможен синдром Рея, гастропатический эффект, снижение функциональной активности тромбоцитов,

Наиболее приемлем парацетамол (10-15 мг/кг, 3-4 раза в день). При назначении жаропонижающих препаратов рекомендуется обтирание губкой, смоченной теплой водой (30-320 С), в течение 5 мин на 30-й, 60-й, 90-й мин после приема парацетамола.

При рвоте – ректальные жаропонижающие средства (лучше на основе парацетамола). Если Т0 не снижается в течение 30-45 мин, то жаропонижающие средства повторяют, но уже в сочетании с гистаминолитиками, которые так же обладают седативным действием:

Гипертермический синдром является показанием для госпитализации ребенка. Установлено, что у детей с «бледной» Л. применение НПВП неэффективно. Таким детям назначают препараты из группы фенотиазинов (пипольфен, дипразин, пропазин) в дозе 0,25 мг/кг (разовая доза) без или в сочетании с 0,25% дроперидолом (0,05-0,15 мг/кг).



Сосудорасширяющие средства. Назначаются в первую очередь детям старше 1года с клиническими признаками централизации кровообращения. Начать можно с никотиновой кислоты по 1 мг/кг на прием с парацетамолом (10-15 мг/кг). При неэффективности 2-х кратной дачи является показанием для в/м введения пипольфена с дроперидолом (см. выше) или папаверин+дибазол (папазол 1 мг/кг на прием).

Субфебрилитет неясной этиологии (СНЭ).

Диагностическими критериями длительного субфебрилитета неясного генеза являются:



  1. повышение То тела в пределах 37-38о С в течение 3 недель;

  2. отсутствие отклонений при тщательном и всестороннем обследовании, включающем общий и биохимический анализы крови, анализы мочи, рентгенологическое исследование, постановку туберкулиновой пробы и др.;

  3. отсутствие дефицита массы;

  4. диссоциация между частотой пульса и степенью повышения То тела (нормокардия, у части больных - брадикардия);

  5. отрицательный аспириновый тест;

Единственный путь для постановки диагноза – дифференциально-диагностический метод исключения.

В условиях поликлиники каждому ребенку с субфебрилитетом необходимо производить:



  • термометрия каждые 3-4 часа в течение 3 дней, в т.ч. в 24 часа во время сна;

  • общий анализ крови; общий анализ мочи;

  • анализ мочи по Нечипоренко;

  • анализ мочи по Аддису;

  • посев мочи;

  • R-графию органов грудной полости и придаточных пазух носа;

  • туберкулиновая проба;

  • определение титров антистрептолизина-О, антистрептокиназы, С-реактивного белка;

  • протеинограмма сыворотки крови;

  • ЭКГ;

  • дуоденальное зондирование;

  • серологическое исследование крови на зоонозные инфекции;

  • исследование кала на я/г, ц/л, соскоб на э/б – 3-5 раз;

  • УФО-пробы;

  • мазок из носа и зева на флору;

По мере надобности проводят консультации:

  • ЛОР-врача;

  • стоматолога;

  • фтизиатра;

  • эндокринолога;

  • невропатолога;

  • аллерголога;

В ряде случаев показано параллельное обследование родителей, т.к. иногда у отца или матери можно обнаружить подобное нарушение температуры тела.

При возникновении субфебрилитета после психической травмы, сочетание его с невротическими расстройствами (утомляемость, повышенная возбудимость, плаксивость, страхи и т.д.) возможен диагноз «термоневроз».

У детей с длительным субфебрилитетом необходимо искать признаки поражения гипоталамической области.

Для дифференциальной диагностики субфебрилитета инфекционного и неинфекционного генеза используют аспириновый тест.


Аспириновый тест


Ф.И.О._____________________________________________Возраст________________Дата
1-й день – исследование до приема аспмрина.

Время измерения То тела

То тела (о С)

Частота пульса в 1 мин


6 00







9 00







12 00







15 00







18 00







21 00







24 00







2-й день – исследование на фоне приема аспирина, даваемого после или во время еды и запиваемого молоком.

Время приема аспирина

Время измерения То тела

То тела (о С)

Частота пульса

в 1 мин

9 00

10 00







12 00

1100







15 00

13 00







18 00

14 00







21 00

16 00










17 00










19 00










20 00










22 00










23 00







Примечание: 1. температура тела измеряется в положении лежа в течение 10-15 мин, а затем подсчитать частоту пульса в течение 1 мин. 2. Возрастные разовые дозы аспирина (ацетилсалициловой кислоты): 2-3 года –162 мг, , 4-5 лет – 243 мг, 6-8 лет – 324 мг., 9-10 лет – 405 мг, 11-14 лет – 648 мг.



Каталог: userfiles -> depts -> childhood diseases tf df
childhood diseases tf df -> Экзаменационные вопросы для студентов лечебного факультета VI курса
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Образования
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»
childhood diseases tf df -> Вскармливание
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине
childhood diseases tf df -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело» по учебной дисциплине

Скачать 148.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница