Основная образовательная программа высшего образования по дисциплине истории и философии науки по специальности



Скачать 463.55 Kb.
Дата01.05.2016
Размер463.55 Kb.
ТипОсновная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ

Проектор по учебной работе ГБОУ

ВПО ДГМА Минздрава России

________________С.Н.Маммаев



«______»______________2015г.
Основная образовательная программа высшего образования
по дисциплине_______ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ____________________

по специальности____________14.00.00 – «Медицинские науки»___

___________________________03.00.00. – «биологические науки»__________

кафедра________________философии и истории_________________________________

форма обучения________________очная, заочная________________________________

всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах)______________162 ч. (4,5 зач.ед.).____

лекции_______________________________16 ч.___________

семинарские занятия ___________________32 ч.___________

самостоятельная работа_________________78 ч.__________

экзамен_______________________ 36 ч._ _____________



Махачкала 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «История и философия науки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки «Медицинские науки», «Биологические науки».
Разработчики рабочей программы:

Зав.кафедрой философии и истории,

профессор, д.ф.н. Кафаров Т.Э.
Доцент кафедры философии

и истории, к.филос.н. Халиков А.С.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры философии и истории от «_31_»_марта__2015 г. Протокол № _8__




Зав.кафедрой философии и истории,

профессор, д.ф.н. Кафаров Т.Э.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины




2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)




3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины




4. Объем дисциплины и виды учебной работы




5. Тематический план




6. Содержание дисциплины




6.1. Содержание лекционных и практических занятий.




6.2. Самостоятельная работа




6.3. Вступительные вопросы в аспирантуру




6.4. Вопросы к кандидатскому минимуму




7. Образовательные технологии




8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




8.1. Основная литература




8.2. Дополнительная литература




8.3. Периодическая литература




8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы




9. Материально-техническое обеспечение



1. Цели и задачи освоения дисциплины.


Цель - получение аспирантами комплекса фундаментальных знаний и практических навыков в области философии науки, которые позволят им квалифицированно разрабатывать и реализовывать мероприятия по своей исследовательской деятельности, углубление знаний по определенной отрасли, базовых научных, формирование навыков проведения самостоятельного исследования с целью достижения результата профессиональной подготовки систематически и совершенствования теоретических знаний и практических навыков.
Задачи курса:

  • изучить основы истории и философии науки;

  • изучить основные направления философии науки;

  • изучить научные подходы к исследованию роста и динамики знания;

  • изучить современные подходы в понимании рациональности;

• изучить методы исследования человека как биосоциального и духовного существа.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Дисциплина «История и философия науки (медицина)» относится к числу обязательных дисциплин основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по медицинским специальностям (ОД.А.01).

  1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины.

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:


  • знать:




  • научные подходы к исследованию человека как особой реальности;

  • современные подходы, принципы в развитии знания;

  • уровни, логику проведения научного исследования;

  • иметь представление о специфике науки как социокультурного феномена;

  • о многообразии фор человеческого познания, истине и заблуждении применительно к медицинскому знанию;

  • о роли культуры и науки в развитии цивилизации.




  • уметь:

  • использовать усвоенное в учебном процессе знание в исследовательской работе;

  • разрабатывать и научно обосновывать актуальную проблему по теме исследования;

  • аргументировано отстаивать свою научную и терапевтическую позицию; вести конструктивный диалог на основе доказательств и опровержений;

  • организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы эмпирического и теоретического исследования;

  • использовать разнообразные методы исследования профессионального образования.




  • демонстрировать:

  • способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний и исследований в системе;

  • умения самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с проблемами исследования;

  • навыки и умения применения научных методов в ходе проведения эмпирического и теоретического исследования, а также разработки программы и методики его практического проведения;

владеть:

  • основными моделями развития современного научного знания;

  • навыками работы с текстами по важнейшим философским проблемам медицины;

  • этическими нормами и правилами осуществления научного исследования;

  • навыками развития и совершенствования профессионального мастерства.

По итогам освоения курса проводится экзамен.

Контроль за усвоением учебного материала осуществляется в форме опроса и собеседования преподавателя с соискателями ученой степени по принципиальным вопросам программы обучения во время проведения аудиторных занятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа / 2 ЗЕТ.



Вид учебной работы

Объем часов / ЗЕТ

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45/1, 3 зач.ед.

Лекции

16 ч.

практические занятия

32 ч.

Самостоятельная работа аспиранта.


78 ч.

Вид контроля по дисциплине

Собеседование, реферат















п/п

Наименование разделов и тем

Всего, час.

В том числе

Форма

контрол

я

лекци и

Практи- ческие

занятия

Самосто­ятельная работа




порождения нового знания.













вание

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

9

1

2

6

Собеседо- вание

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

9

1

2

6

Собеседо- вание




Раздел II. Философские проблемы медицины.
















1.

Философия и медицина: взаимосвязь в процессе исторического развития.

12

2

4

6

Собеседо- вание

2.

Проблема человека: философские и медико-биологические аспекты.

9

1

2

6

Собеседо- вание

3

Сознание и проблема бессознатель

ного в философии и медицине.



9

1

2

6

Собеседо- вание

4.

Принципы развития и системности в философии и медицине.

9

1

2

6




5

Гносеологические проблемы медицины и биологии.

9

1

2

6




6

Нравственно-гуманистические основания современной медицины.

10

2

2

6




Всего

116 ч.

16 ч.

32 ч.

78 ч.




6. Содержание дисциплины.

6.1. Содержание лекционных и практических занятий.




  1. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание.

  2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

  3. Функции науки в обществе.

  4. Наука как социокультурный феномен.

  5. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.







3.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.

  1. Генезис науки и проблема периодизации её истории.

  2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретического знания.

  3. Особенности развития науки в Средневековой Европе.

  4. Средневековая наука мусульманского Востока.

  5. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

  6. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт.

  7. Особенности механистического естествознания и его методологии. Истоки формирования научной медицины.

  8. Технологическое применение науки. Формирование технических наук.

  9. Становление социальных и гуманитарных наук.




2




4.

Тема 4. Структура научного знания.

  1. Научное знание как сложная развивающая система.

  2. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Структура эмпирического знания.

  3. Специфика теоретического познания. Структура и функции научной теории.

  4. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследовательской деятельности.

  5. Научная картина мира, её исторические формы и функции.

  6. Философские основания науки.

  7. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.




1




5.

6.


Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

  1. Динамика научного знания: модели роста.

  2. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

  3. Становление развитой научной теории.

  4. Проблемные ситуации в науке.

  5. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

  6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы

научной рациональности.

  1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

  2. Научные революции как перестройка основании науки.

  3. Типы научных революций.

  4. Глобальные революции и типы рациональности.

  5. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.




2

1





7.

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.



  1. Основные характеристики современной постнеклассической науки.

  2. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  3. Этические проблемы науки XXI века.

  4. Постнеклассическая наука и изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации.

  5. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

  6. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.




2




1.

Раздел 2. Философские проблемы медицины

Тема 1. Философия и медицина: взаимосвязь в процессе исторического развития.



  1. Медицина как наука о человеке и особая социокультурная реальность.

  2. Философия - теоретическая основа и методология в мед.исследованиях. Общая родословная мудрости философии и медицины в восточной и античной культурах.

  3. Философия и медицина в эпоху средневековья:

а) схоластическая философия и её влияние на медицину;

б) арабоязычный перипатетизм и медицина.



  1. Влияние идей немецкой классической философии на медицину.

  2. Естественнонаучные воззрения русских физиологов.

  3. Проблемы медицины в современной Западной философии.




2




2.

Тема 2. Проблема человека: философские и медико-биологические аспекты

2.1. Человек как основной объект философствования.



  • проблема человека в истории философии: основные вехи;

  • специфика медицинского подхода к человеку.




  1. Природа человека: взаимосвязь биологического и социального.

  • философские аспекты социально-биологической проблемы;

  • антропосоциогенез.

  1. Человек в контексте современных достижений генной инженерии, евгеники, клонирования.

  2. Здоровье и болезнь как характеристики бытия человека.




2




3.

Тема 3. Сознание и проблема бессознательного в философии и медицине.

  1. Сознание как одно из чудес и «крест» человека.

  2. Основные подходы к объяснению природы сознания.

  3. Сознание и мозг. Структура сознания.

  4. Проблема бессознательного и медицина.




1




4.

Тема 4. Принципы развития и системности в философии и медицине.

  1. Идея развития в истории философии:

  • диалектика и её исторические формы;

  • принципы диалектики и их роль в медицине.

  1. Категории диалектики в медицинском преломлении.

  2. Законы диалектики и их проявление в медицине.

  3. Роль диалектики в формировании клинического мышления:

  • постановка диагноза как логическая процедура;

  • клиническое мышление и его роль в диагностике.




1




5.

Тема 5. Гносеологические проблемы медицины.

  1. Структурные уровни научного познания.

- эмпирический и теоретический уровни научного знания.

  1. Методы научного познания:

  • эксперимент, расспрос, перкуссия, аускультация - методы медицинской диагностики;

  • методы теоретического познания; моделирование в медицине как метод научного поиска;

4.3. Клиническое мышление и её роль в диагностике.

4.4 Интуитивное познание в медицине. -




1




6.

Нравственно-гуманистические основания

современной медицины.

    1. Моральное регулирование медицинской деятельности:

  • специфика проявления морали в медицине;

  • становление и развитие медицинской этики.

    1. Современный этап развития медицинской этики:

  • новейшие технологии в медицине: этический аспект;

  • правила медицинского этикета.

    1. Биоэтика: основные принципы и правила.




2







Итого:

20

0,55

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

Курс практических занятий



Раздел, тема учебного курса, содержание практического

Трудоемкость

зан-я

занятия

Час.

ЗЕТ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1.


Раздел I. Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки.

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

1.1.Наука как система знаний человека об окружающем мире.

1.2. Место и роль науки в развитии общества.

1.3. Какие проблемы рассматривает философия науки.

1.4. Какие существуют подходы к исследованию развития науки и в чём их различие.

1.5. Предпосылки возникновения философии науки.

1.6. Взаимосвязь философии науки с другими науковедческими дисциплинами (социология науки, науковедение, психология научного познания и др.).

1.7. Основные концепции философии науки.



2




2.

Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации. Наука как социальный институт.

  1. Понятие «культура» и «цивилизация»: их соотношение.

  2. Основные типы цивилизационного развития: общее и особенное.

  3. Роль науки в техногенной цивилизации: достижения и проблемы.

2.4.Вненаучные формы познания: их когнитивный потенциал.

  1. Медицина как наука и искусство.

  2. Является ли философия наукой?

  3. Познавательный потенциал искусства.

  4. Критерии научности.




  1. Наука и религия как формы духовной культуры общества.

  2. Наука как социальный институт.

  3. Развитие способов трансляции научного знания.

  4. Компьютеризация науки и её социальные последствия.




  1. Свобода научного творчества и необходимость государственного регулирования научных исследований.

  2. Политика государства в области здравоохранения: достижения и проблемы.




2




3.

Тема 3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции.

  1. Предпосылки возникновения научного знания.

  2. Развитие научных знаний в Античности.

  3. Особенности становления научного знания в восточной культуре (Египет, Индия, Китай).




  1. Алхимия, астрология и магия как формы знания в средневековой Европе.

  2. Организация науки в средневековых университетах. Влияние схоластики на медицину.

  3. Культура и наука средневекового арабского Востока. Ибн Сина - как философ и медик.

3.7. Предпосылки опытной науки в новоевропейской культуре.



2




4.

Тема 4. Структура научного знания.

  1. Научное знание как эмистемологическая система.

  2. Человек как объект познания.

4.3. Эмпирическое знание и его роль в медицинской практике.

4.4.Теоретическое мышление и его роль в научном познании.



  1. Сенсуализм и рационализм в познании.

  2. Скептицизм и агностицизм в познании.

  3. Формы и методы теоретического познания.

  4. Роль моделирования в науке и медицине.

  5. Проблема истины в науке.




2




5.

Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

5.1. Исторический характер научного знания.



  1. Революционная модель динамики научного знания. (А.Койре, Т.Кун).

  1. Становление и формирование научных понятий.

  2. Варианты формирования научных теорий.

  3. Проблема связи научных представлений с культурными ценностями эпохи.

  1. Природа научного открытия. Научные открытия в медицине.

  2. Роль интуиции в научном познании и медицинской практике.




4




6.

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

6.1. Традиции и новаторство в научном познании.


6.2. Научные школы как формы существования традиций.
6.3 Качественное преобразование научных понятий и теорий
(парадигм) в процессе научных революций.

  1. Типы научной рациональности и их характеристика.

  2. Классификация наук и характер их взаимодействия.

  1. Влияние смены типов научной рациональности на развитие медицинского знания.




2




7.

Тема 7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

7.1. Характерные особенности современного этапа развития науки.

7.2. Что такое глобальный эволюционизм.


  1. Интеграция и дифференциация научного знания в современную эпоху.

  2. Сциентизм и антисциентизм о роли науки в современном обществе.

  1. Этика науки и ответственность ученого.

  2. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.

7.7. Взаимосвязь естественно-научного и социогуманитарного
знания в современной медицине.


2







Раздел 2. Философские проблемы истории и теории медицины.

Тема 1. Философия и медицина: взаимосвязь в процессе исторического развития.

    1. Место и роль медицины в культуре общества.

  1. Философия как методологическая и теоретическая основа медицины.

  2. Гуморальное и солидарное направления в античной медицине: их философские основания.

  1. Соотношение духа и плоти (души и тела) в Средневековье.

  1. «Канон врачебной науки» Ибн Сины и его значение для медицинской науки и практики.

  2. «Новоевропейский» эмпиризм и сенсуализм и медицина.

  1. «Материализм как родина медицины» (Фейербах): возможности обоснования. Влияние немецкой классической философии на медицину.

  1. Идеи позитивизма в медицине.




2




2.

Тема 2. Проблема человека в философии и медицине.

2.1. Проблема человека в философии: краткий и


исторический экскурс.

2.2. Человек как субъект и объект медицины.

2.4. Технологизм и дегуманизация современной медицины.

2.5. Психоматическая медицина: истоки и современное состояние.



  1. Идеи евгенетики в эпоху высоких технологий.

  1. Клонирование - шаг к бессмертию или деградация человеческой культуры.

  1. Здоровье как ценность: состояние и проблемы в России.




  1. Болезни цивилизации: взаимосвязь объективных факторов и субъективных условий.

  2. Проблема антропологического кризиса в условиях глобализации.

  3. О роли нематериальных факторов (смысл жизни, ценностные ориентации и т.д.) в профилактике и причинах заболеваний.




2




3.

Тема 3. Сознание как философская и

медикобиологическая проблема.

  1. Основные подходы в трактовке сознания.

  2. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Понятие идеального, соотношение с материальным.

  3. Основные структурные компоненты сознания.

  1. Интуиция, воображение и творчество в мед.науке и практике врачевания.




  1. Психофизиологическая локализация и специфика мозговых функций.

  2. Бессознательное: понятие, природа и формы его проявления.




  1. Бессознательное и психопатология.

  2. Сознание и искусственный интеллект.




2




4.

Тема 4. Принципы развития и системности в философии

и медицине.

4.1. Проблема метода в философии и медицине.

4.2. Диалектика и ее методологическое значение для медицины.



  1. Категории диалектики и основные понятия медицины, их взаимосвязь.

  2. Принцип развития в медицине, болезнь как процесс.

  3. Принцип взаимосвязи (системности) в медицине.

  4. Болезнь и здоровье - единство противоположностей.

2




5.

Тема 5. Гносеологические проблемы медицины и биологии.

    1. Гносеология: понятие, основной круг вопросов.

    2. Эмпирический уровень развития жизни.

    3. Эмпиризм и сенсуализм, их сходство - различие.

    4. Основные методы эмпирического уровня познания: их взаимосвязь.

    5. Метод самонаблюдения в медицине, его достоинства и ограниченность.




    1. Проблема эксперимента на человеке. Клиника и эксперимент.

    2. Теоретический уровень научного познания, его отличительные признаки и взаимосвязь с эмпирическим.




    1. Гипотеза как форма развития медицинского знания.

    2. Анализ и синтез в медицинской теории и практике.

    3. Проблема истинности клинического мышления и
      источники диагностических ошибок.




2




6.

Тема 6. Нравственно-гуманистические основания современной медицины: история и современность.

    1. Мораль как ядро и основа духовной культуры общества и личности.

    2. Особенности проявления морали в медицине.

    3. Формирование ценностных представлений о здоровье.

    4. Клятва Гиппократа как первый этический кодекс.

    5. Медицинская этика и деонтология.

    6. Биоэтика - современный этап развития нравственного сознания медицинского сообщества.

    7. От патернализма к информированному согласию и
      партнёрству в медицине.

    8. Правило правдивости в медицине: мера императивности.

    9. Проблема реализации принципа справедливости в
      современной медицине.




2







ИТОГО:







*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

6.2. Самостоятельная работа аспиранта.

(Приводятся виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения
и контроля, учебно-методическое обеспечение (возможно в виде ссылок) самостоятельной работы по отдельным видам дисциплин)



Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Задания для самостоятельной работы аспирантов

Сроки

выпол-ния

(№ недели)

Трудоемкость

Форма контроля самост. работы

час

зач. ед.




1. Познание как философская проблема. Многообразие форм познания.

Конспектир. и реферирование первоисточников



10

0,31


собеседование

2. Наука как часть культуры. Эволюция науки в процессе исторического развития.

Проработка лекции, учебного материала



10

0,31

рефераты


3. Медицина в системе научного знания.

Подготовка докладов



10

0,31


собеседование

4. Здоровье, норма и болезнь в системе целостной жизнедеятель-

ности.


Написание реферата, научных статей



10

0,31


собеседование

5. Проблема метода в медицине и специфика клинического мышления.

Выполнение пере-

вода науч. статей иностр. журналов





10

0,31

рефераты


6. Медицина и социум (общест-во).Роль здравоохранения в развитии индивида и общества.

Участие и выступление на семинарах



12

0,33


Собеседование

7. Этические проблемы современной медицины

Участие и выступление на семинарах



12

0,33

рефераты


6.3. Перечень вопросов к вступительному экзамену в аспирантуру


  1. Философия и ее предмет. Особенности философского знания

  2. Главные философские направления. Понятие основного вопроса философской системы.

  3. Структура, функции и особенности развития философского знания.

  4. Соотношение философии и частных наук. Философия и медицина.

  5. Древнеиндийская философия: основные школы и идеи.

  6. Конфуцианство и даосизм как философские системы.

  7. Основные функции философии.

  8. Основные черты античной философии. Проблемы бытия и познания в античной философии.

  9. Философия европейского средневековья: общая характеристика.

  10. Особенности развития медицины в средневековье.

  11. Патристика: осногвные представления и идеи.

  12. Схоластическая философия: основная проблематика.

  13. Гуморальное и солидарное направления в античной медицине и их философские основания.

  14. Философские учения эпохи Возрождения. Гуманизм и пантеизм в эпоху Возрождения.

  15. Научная революция и философия 17-18 вв. Эмпиризм и рационализм.

  16. Парацельс и его вклад в развитие медицины.

  17. Философия эпохи Просвещения: Гносеология и социальная философия (Локк, Гоббс, Вольтер, Руссо).

  18. Философия Канта. Гносеологическое содержание философии Канта. Моральная философия Канта.

  19. Философская система и метод Гегеля.

  20. Арабоязычная философия Средневековья: основные предпосылки возникновения.

  21. Калам: основная проблематика.

  22. Мутазализм и ашаризм: основные идеи.

  23. Арабоязычный перипатетизм: персоналии и их идеи.

  24. Суфизм как философское течение.

  25. Взаимосвязь философии и медицины в арабо-язычной культуре.

  26. Антропологический материализм Фейербаха.

  27. Влияние немецкой классической философии на развитие медицины.

  28. Возникновение марксистской философии и ее основные принципы.

  29. Диалектика и её законы.

  30. Закон единства и «борьбы» противоположностей. Понятие диалектического противоречия.

  31. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, проявление в медицине.

  32. Категории диалектики и их методологическое значение для медицины.

  33. Закон отрицания отрицания. Сущность и роль диалектического отрицания в развитии.

  34. Методологическое значение законов диалектики. Синергетическая и диалектическая картина развития.

  35. Тенденции развития русской философии в XI – XVIII веках.

  36. Материализм и позитивизм в России XIX века.

  37. Марксистская философия в России.

  38. Традиции развития философии в России (19 – начало 20 века). Русский духовный ренессанс.

  39. Славянофильство и западничество.

  40. Философские взгляды русских врачей-естествоиспытателей (И.Сеченов, И.Павлов, И.Мечников).

  41. Русский космизм.

  42. Эволюция представлений о материи. Принцип единства мира.

  43. Идея о формах движения материи.

  44. Концепции пространства и времени.

  45. Происхождение и сущность сознания. Концепции сознания.

  46. Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение форм отражения на различных уровнях материи. Социальная природа сознания.

  47. Структура психики. Сознание и самосознание.

  48. Социальное и биологическое пространство – время.

  49. Понятие движения: основные формы. Движение и покой.

  50. Сознание и бессознательное.

  51. Причина и следствие. Понятие и виды детерминизма.

  52. Гносеология в структуре философского знания.

  53. Субъект и объект познания. Социально-историческая природа познания.

  54. Активная роль субъекта в познании.

  55. Чувственное познание и его формы – роль в диагностике.

  56. Рациональное познание и его формы.

  57. Структура и сущность человеческой деятельности, практики.

  58. Концепции истины. Процесс постижения истины.

  59. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Внеэмпирические критерии истины.

  60. Проблема истины в медицине.

  61. Наука как объект познания. Закономерности развития науки.

  62. Позитивизм как философское направление. Эволюция позитивизма.

  63. Концепции развития науки в 20 веке.

  64. Особенности неопозитивистского и постпозитивистского подходов к анализу науки.

  65. Методология, методы и формы научного познания и их роль в поиске истины.

  66. Социальная философия: основной круг проблем.

  67. Общество как система.

  68. Основные концепции в понимании общества.

  69. Социальная структура общества.

  70. Формационный и цивилизационный подход к истории. Проблемы развития общества в философии истории.

  71. Проблема человека в философии: основные подходы.

  72. Биологическое и социальное в человеке.

  73. Проблема смысла жизни человека в философии.

  74. Глобальные проблемы современности: причины и пути разрешения.

  75. Перспективы и основные тенденции развития современной цивилизации.


6.4. Перечень вопросов к кандидатскому минимуму

  1. Предмет и становление философии науки.

  2. Основные модели взаимоотношения врача и пациента.

  3. Основные аспекты бытия науки.

  4. Философия медицины, её цели, задачи и основная проблематика.

  5. Основные концепции философии науки.

  6. Связь медицины с общественными и естественно-гуманитарными науками.

  1. Эволюционная эпистемология о динамике знания.

  2. Философия как мировоззренческая и общетеоретическая основа медицины.

  3. Основные структурные компоненты теоретического познания.

  4. Количество, качество и мера, их методологическое значение в философии медицине.

  5. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.

  6. Проблема противоречий в философии и медицине.

  7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности.

  8. Современные взгляды на учение Дарвина.

  9. Понятие научной рациональности.

  10. Категории целое и часть, структура и функция в медицине.

  11. Наука и философия. Наука и искусство.

  12. Теория отражения и её методологическое значение для медицины.

  13. Функции науки в обществе.

  14. Проблема сознания в философии и медицине. Свойства сознания.

  15. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

  16. Этические проблемы трансплантологии.

  17. Исторические этапы развития науки.

  18. Соотношение философского, общенаучного и конкретнонаучного метода в медицине.

  19. Коллегиальная и контрактная модели взаимоотношений врач-пациент.

  20. Уровни и формы научного познания и их особенности в медицине.

  21. Западная и восточная средневековая наука: основные характеристики.

  22. Проблема истинности диагноза и источники диагностических ошибок.

  23. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

  24. Многообразие видов познания.

  25. Особенности механистического естествознания и его методологии.

  26. Гносеологическая специфика медицинской диагностики.

  27. Становление социальных и гуманитарных наук.

  28. Сознание и мозг. Мышление и язык.

  29. Научное знание как сложная развивающаяся система.

  30. Международное этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и животных.

  31. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.

  32. Понятие здоровье. Здоровье как социальная ценность и общественное богатство.

  33. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение.

  34. Основные принципы биоэтики и их роль в современной медицине.

  35. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.

  36. Понятие болезни, её элементы, социальная обусловленность, функциональный и органный характер.

  37. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  38. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.

  39. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.

  40. Понятие причины и причинности, их сущность, характерные черты и особенности.

  41. Проблема метода в науке. Основные подходы.

  42. Правило правдивости и конфиденциальности во взаимоотношениях врач-пациент.

  43. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки.

  44. Методологическая роль философских категорий для медицинской науки и практики.

  45. Т.Кун и И.Лакатос в процессе развития знания.

  46. Проблемы жизни и смерти в контексте биоэтики.

  47. Типы научной рациональности.

  48. Эвтаназия: моральные, правовые и социальные аспекты.

  49. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

  50. К.Поппер, П.Фейербенд о развитии знания.

  51. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  52. Учение о моральном долге И.Канта и его связь с моральными проблемами современной медицины.

  53. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

  54. Биоэтика: понятие, сущность и основные проблемы.

  55. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.

  56. Патерналистская и инженерная модели взаимоотношений между врачом и пациентом.

  57. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  58. Диалектика и системный подход в медицине.

  59. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

  60. Понятие болезни. Соотношение социального и биологического в этиологии, патогенезе, профилактике, клинике некоторых болезней.

  61. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  62. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

  63. Различные подходы к определению науки как социального института. Наука и экономика. Наука и власть.

  64. Роль проблемных ситуаций в развитии научного знания.


Перечень рефератов к I разделу:

  1. Наука как система знаний человека об окружающем мире.

  2. Предпосылки возникновения философии науки.

  3. Взаимосвязь философии науки с другими науковедческими дисциплинами (социология науки, науковедение, психология научного познания и др.)

  4. Значение изучения философии науки в исследовательской работе аспирантов-медиков.

  5. Основные типы цивилизационного развития: общее и особенное.

  6. Вненаучные формы познания: их когнитивный потенциал.

  7. Медицина как наука и искусство.

  8. Предпосылки возникновения научного знания.

  9. Особенности становления научного знания в восточной культуре (Египет, Индия, Китай).

  10. Организация науки в средневековых университетах. Влияние схоластики на медицину.

  11. Культура и наука средневекового арабского Востока.

  12. Истоки формирования научной медицины.

  13. Научное знание как эмистемологическая система.

  14. Роль моделирования в науке и медицине.

  15. Проблема истины в философии и медицине.

  16. Традиции и новаторство в научном познании.

  17. Классификация наук и характер их взаимодействия.

  18. Влияние смены типов научной рациональности на развитие медицинского знания.

  19. Развитие способов трансляции научного знания.

  20. Компьютеризация науки и её социальные последствия.

  21. Научные школы и подготовка научных кадров (на примере Дагестана).

  22. Политика государства в области здравоохранения: достижения и проблемы.


Перечень рефератов к II разделу:

1. Место и роль медицины в культуре общества.

2. Философия как методологическая и теоретическая основа медицины.

3. Гуморальное и солидарное направления в античной медицине: их философские основания.

4. Соотношение духа и плоти (души и тела) в Средневековье.


  1. «Канон врачебной науки» Ибн Сина и его значение для медицинской науки и практики.

  2. «Новоевропейский» эмпиризм и сенсуализм и медицина.

  3. «Материализм как родина медицины» (Фейербах): возможности обоснования.

  4. Идеи позитивизма в медицине.

  5. Холизм как принцип развития современной медицины.

  6. Человек как субъект и объект медицины.

  7. Технологизм и дегуманизация современной медицины.

  8. Идеи евгенетики в эпоху высоких технологий.

  9. 0 роли нематериальных факторов (смысл жизни, ценностные ориентации и т.д.) в причинах и профилактике заболеваний.

  10. Метод самонаблюдения в медицине, его достоинства и ограниченность.

  11. Гипотеза как форма развития медицинского знания.

  12. Проблема истинности клинического мышления и источники диагностических ошибок.

  13. Проблема метода в медицине.

  14. Категории диалектики и основные понятия медицины, их взаимосвязь.

  15. Принцип взаимосвязи (системности) в медицине.

  16. Болезнь и здоровье - единство противоположностей.

  17. Мораль как ядро и основа духовной культуры общества и личности.

  18. Формирование ценностных представлений о здоровье.

  19. Биоэтика - современный этап развития нравственного сознания медицинского сообщества.

  20. Проблема реализации принципа справедливости в современной медицине.


7. Образовательные технологии.

В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:

1. Лекционно-практические технологии: лекция, консультации, практические занятия.

2. Использование учебно-методического программного комплекса.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно - информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Академия располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по истории и философии науки, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, научные журналы «Вопросы философии» и «Философия науки».


8.1. Основная литература:

  1. Степин B.C. Философия науки: общие программы. Учебник для аспирантов и соискателей. - М., 2011.

  2. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник для аспирантов и соискателей. - М, 2007.

  3. Царегородцев Г.И., Шингаров Г.Х., Губанов Н.И. Философия. Учебник. М., ИМС, 2012.


8.2. Дополнительная литература:

1. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: общие проблемы. Учебное пособие для вузов. - М, 2006.

2. Философия науки. (Под ред. С.А.Лебедева). Учебное пособие для вузов. М., 2007.
3. Сточик A.M., Затравкин С.Н. Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17-19 веков. - М: Шихо, 2011 - 144 с.
8.3. Периодическая литература:

1. С.А.Лебедев. Основные парадигмы эпистемологии и философии науки. Ж. «Вопросы философии», № 1, 2014.

2. О.В.Летов. Социальные исследования науки и техники. Ж. «Вопросы философии», № 8, 2010.

8.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования. Источники информации. Правила поиска научной информации. Электронные базы данных.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Академия располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; учебники, учебные пособия и рекомендации.



ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за / учебный год
В рабочую программу

(наименование дисциплины)

Для специальности

(номер специальности)

Вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внес

_______________________________________________________________________________

(должность, ФИО, подпись)
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании Ученого совета факультета

_______________________________________________________________________________

(наименование факультета)

«___»___________________20____ г.
Председатель Ученого совета

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»

Скачать 463.55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница