«Половой состав населения России»



Дата06.10.2017
Размер62 Kb.

Тема: «Половой состав населения России»

Цель: формирование знаний о половозрастном составе населения России;

Задачи:

  • Определить причины, влияющие на преобладание женщин в составе населения России;

  • Выяснить факторы, влияющие на продолжительность жизни;

  • Продолжить развивать навык работы со статистическими данными;

  • Продолжить пропаганду ЗОЖ.

Оборудование: проектор, линейка с кругом, непрограммируемый калькулятор, учебник, презентация, буклеты на тему ЗОЖ.
Ход урока:

Слайд 1 (Население России)



1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания по теме: «Численность и воспроизводство населения».

На прошлом уроке мы сами говорили на тему численность и воспроизводство населения России. А теперь я предлагаю выполнить вам тест на проверку изученного материала.

Слайд 2 (первый вопрос теста)

А) Тест по изученным понятиям.

1. Как называется наука, изучающая население?

А) этнография; В) демография;

Б) биография; Г) география.

Слайд 3 (второй вопрос теста)

2. Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости называется:

А) демографическая революция; В) демографический взрыв;

Б) демографический кризис; Г) естественный прирост.

Слайд 4 (третий вопрос теста)

3. Процесс непрерывной смены поколений – это:

А) архетип; В) традиционный тип;

Б) естественный прирост; Г) воспроизводство населения.

Слайд 5 (четвертый вопрос теста)

4. Для какого типа воспроизводства населения верна следующая характеристика – планирование числа детей в семье, желание своим детям дать хорошее образование и воспитание, семья становится малодетной, для неё характерно в среднем два ребенка.

А) архетип; В) традиционный тип.

Б) современный тип.

Слайд 6 (пятый вопрос теста)

5. Разницу между числом родившихся и числом умерших называют:

А) демографическая революция; В) демографический взрыв;

Б) демографический кризис; Г) естественный прирост.

Слайд 7 (взаимопроверка; правильные ответы на тест; дети меняются тетрадями и оценивают друг друга по принципу - сколько вопросов выполнил правильно – ту оценку и получил)

Б) Определите естественный прирост по следующим данным

Слайд 8, 9 (таблица «Показатели рождаемости и смертности населения России»)




годы

2000

2002

2004

2006

2008

2010

Число родившихся

8,7

9,8

10,4

10,4

12,1

12,3

Число умерших

15,3

16,3

16,0

15,2

14,6

14,1

Естественный прирост

- 6,6

- 6,5

- 5,6

- 4,8

- 2,5

- 1,8


- Анализ получившихся данных

- О чем нам говорят эти данные? (Численность населения России по-прежнему уменьшается)



3. Изучение нового материала.

- Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами будем дальше знакомиться с населением нашего государства и поговорим о половом составе населения России

Слайд 10 (дети записывают тему урока в тетрадь)

- Исходя из темы урока, предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Ребята, а как вы думаете, кого в России больше представителей мужского или женского населения?

Я понимаю, что наши мнения разделились и поэтому сегодня на уроке мы постараемся выяснить половой состав населения нашего государства и причины, определяющие такое соотношение мужчин и женщин.

Слайд 11 (Соотношение мужчин и женщин в России)

- Анализ круговой диаграммы: «Соотношение мужчин и женщин в России» Из данной диаграммы следует, что в России женское население в целом больше, чем мужское.

- А как вы думаете, сохраняется ли такая тенденция в различные возрастные периоды? Для ответа на этот вопрос, предлагаю вам построить круговую диаграмму: «Соотношение юношей и девушек в вашем классе».

Слайд 12 (данные класса)

По списку в вашем классе 22 человека, девочек - 10, а мальчиков – 12. Строим пропорцию (мальчики высчитывают процент юношей, а девочки – девушек), получившееся число округляем до целого. Таким образом, девочки в классе составляют - 45%, а юноши – 55%. Строим диаграмму.

Слайд 13 (Сравнение диаграмм)

- А теперь давайте, сравним диаграммы. При сравнении этих двух диаграмм становится понятным, что соотношение полов в России в зависимости от возраста имеет разную тенденцию. И выглядит следующим образом.

Слайд 14 (Статистические данные)



- Анализ статистических данных: «Соотношение мужчин и женщин в разных возрастах»

Анализируя следующие данные, следует отметить, что при рождении на 100 девочек рождается 105-106 мальчиков, к 30-ти годам соотношение мужчин и женщин в среднем по стране выравнивается, а в дальнейшем женщин становиться все больше и больше. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод, что для мужчин характерна белее высокая смертность, чем для женщин. И сейчас мы с вами выясним причины высокой смертности мужчин? Записываем в тетради подзаголовокпричины высокой смертности мужчин.

Слайд 15 (Причины высокой смертности мужчин)

И чтобы выяснить первую причину, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть – физминутка. (Учитель называет профессии, и дети в зависимости от принадлежности полов определяют традиционные мужские и женские профессии, хлопая в ладоши)




Традиционные мужские профессии

Традиционные женские профессии

шахтер

медицинская сестра

нефтянник

ткачиха

пожарный

бухгалтер

металлург

секретарь

воннослужащий




моряк




летчик



Слайд 16 (таблица профессии) Анализ таблицы


Слайд 17 (Причины высокой смертности мужчин)

- опасные мужские профессии;

Но, а каковы другие причины высокой смертности мужчин вы выясните, работая с учебником стр. 229 пунк 1 § 40. Дети работают самостоятельно, записывая причины в тетрадь.

Слайд 18 (Делам вывод о причинах высокой смертности мужчин)

Согласно статистическим данным средняя продолжительность жизни в России составляет 65 лет, а мужчины живут и того меньше.

- А как вы, думаете, можно ли увеличить продолжительность жизни?

- А теперь давайте выясним, какие факторы влияют на продолжительность жизни? (записываем в тетрадь)

Слайд 19 (факторы, влияющие на продолжительность жизни) по щелчку

По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни зависит:


  • на 20% от генетических (наследственных факторов); У здоровых родителей рождаются здоровые дети, заболевания родителей чаще всего передаются детям, например, близорукость.

  • 10% состояние здравоохранения;

  • 20-25% экологические факторы;

  • 50-55% приходится на образ жизни – сложное понятие, которое включает в себя все виды деятельности человека: труд, быт, отдых, образование, культурную и общественную деятельность и т.д. Но мне большее внимание хотелось уделить здоровому образу жизни. Но прежде чем об этом поговорить, давайте посмотрим следующий ролик, внимание на экран.

(фильм)

Слайд 20 (видеоролик ЗОЖ)


- О чем нам хотели сказать авторы этого ролика?

- К чему они нас призывают?



- работа с буклетами

- Рассмотрите буклеты и назовите составляющие ЗОЖ



- Создание проспекта «Мы за здоровый образ жизни!» Детям необходимо выбрать один из элементов ЗОЖ и поместить его на доску.

Помните: ваша жизнь и здоровье в ваших руках. Все зависит от вас, вашего образа жизни, который формируется еще в юности. И как гласит русская пословица…

«В здоровом теле – здоровый дух»!

- А какие еще пословицы вы, знаете о здоровье о чем они нам говорят?




  1. Итог урока.

А теперь я предлагаю вспомнить вам то, чему был посвящен наш урок

- как звучит тема нашего урока?

- каково соотношение мужского и женского населения в нашей стране?

- сохраняется ли такая тенденция на разных возрастных этапах?

- каковы причины высокой смертности мужчин?

- как увеличить продолжительность жизни?




Домашнее задание: § 40, вопросы и задания в конце параграфа; подготовить статистические данные о возрастном составе населения России.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница