Пояснительная записка к рабочей программе по биологии



Скачать 383.88 Kb.
Дата01.05.2016
Размер383.88 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 8 класс

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.).



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение, 8 практических и 6 лабораторных работ.


Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2012 год.

Структура курса складывается из трех частей.

Задачи:


В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.



Структура курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Биологическая и социальная природа человека

1

2

Организм человека. Общий обзор

5

3

Опорно-двигательная система

9

4

Кровь и кровообращение

8

5

Дыхательная система

6

6

Пищеварительная система

7

7

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

8

Мочевыделительная система

2

9

Кожа

3

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

4

12

Органы чувств. Анализаторы

5

13

Поведение и психика

9

14

Индивидуальное развитие человека

4


Контроль уровня обученности

№ п/п

Тема

1

Кровеносная система

2

Пищеварительная система

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема

1

Действие фермента каталазы на пероксид водорода

2

Клетки и ткани под микроскопом

3

Состав костей

4

Сравнение крови человека с кровью лягушки

5

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

6

Действие ферментов слюны на крахмал


Перечень практических работ

№ п/п

Тема

1

Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

2

Выявление нарушений осанки и плоскостопия

3

Определение пульса

4

Функциональная сердечно-сосудистая проба

5

Определение запыленности воздуха в зимний период

6

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

7

Изменение обхвата грудной клетки.

8

Наблюдение за подъемом гортани при глотании.


Содержание курса
Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки.

Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (2 часа)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно – гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.



Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

Лабораторные работы.

  • Разложение ферментом каталазой пероксида водорода

  • Клетки и ткани под микроскопом.


Тема 3. Опорно-двигательная система. (9 часов)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.



Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.

Практическая работа. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Лабораторные работы.

  • Строение костной ткани.

  • Состав костей.


Тема 4. Кровь и кровообращение. (8 часов)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав:

плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа.Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы.


  • Пульс и движение крови.

  • Функциональная сердечно-сосудистая проба.


Тема 5. Дыхательная система. (6 часов)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.

Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы.

Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.

Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации:торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работа.


  • Дыхательные движения.

Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.
Тема 6. Пищеварительная система. (7 часов)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.



Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа.Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме.

Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.


Тема 9. Кожа. (3 часа)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи.

Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.

Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.
Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.



Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Тема 11. Нервная система. (4 часа)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции.

Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.



Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Тема 13. Поведение и психика. (9 часов)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практические работы.


  • Изучение внимания при разных условиях.


Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (4 часа)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;



уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;

5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
7. Информационно – методическое обеспечение
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.

2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.

4. Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

5. «Физиология человека». Москва, «Просвещение», 1976 год.

6. Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. практикум по гигиене». Москва, «АРКТИ», 2002 год.

7. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.

Дополнительной литературы для учителя:

1). Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.:

2). Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003.-96с.: ил.:

3). Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с.: ил.;

4). Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.

5). Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.; для учащихся:

1). Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

2). Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. - М.: Дрофа, 2005. -96с.



  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

http://bio.1september.ru  - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Календарно-тематическое планирование

урока

ТЕМА.

Лабораторные работы

Дата по плану

Дата по факту




ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

ОБЩИЙ ОБЗОР 5 часов









Урок 1

Биосоциальная природа человека .Науки об организме человека.




1нед Сен




Урок 2

Структура тела. Место человека в живой природе.




1нед Сен




Урок 3

Клетка: Строение , химический состав и жизнедеятельность

Лаб р-та №1 . Действие фермента каталазы на пероксид водорода

2нед Сен




Урок 4

Ткани.

Лаб. р-та №2 Клетки и ткани под микроскопом

2нед Сен




Урок 5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гормональная регуляция.




3нед Сен







ТЕМА 2.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. 7 часов










Урок 6

Железы внешней. внутренней и смешанной секреции




3нед Сен




Урок 7

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.




4нед Сен




Урок 8

Значение. Строение и функционирование нервной системы.




4нед Сен




Урок 9

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы




1нед окт




Урок 10

Нейрогуморальная регуляция.

Практ . р-та. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.


1нед окт




Урок 11

Спинной мозг

.

2нед окт




Урок 12

Головной мозг: строение и функции





2нед окт







Тема 3.

Органы чувств. Анализаторы.5час










Урок 13

Как действуют органы чувств и анализаторы.





3нед окт




Урок 14

Орган зрения и зрительный анализатор.





3нед окт




Урок 15

Заболевания и повреждения глаз.





4нед окт




Урок 16

Орган слуха.





4нед окт




Урок 17

Орган равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов.




5нед окт







Тема 4.

Опорно-двигательная система 9 час










Урок 18

Скелет. Строение и состав костей

Лаб. р-та №3. « Состав кости. Исследование свойств нормальной. жженой и декальцинированной кости»

2нед ноя




Урок 19

Соединение костей




2нед ноя




Урок 20

Скелет головы и туловища




3нед ноя




Урок 21

Скелет конечностей




3нед ноя




Урок 22

Первая помощь при травмах




4нед ноя




Урок 23

Мышцы. Типы мышц, их строение, значение.




4нед ноя




Урок 24

Работа мышц.




1нед дек




Урок 25

Нарушение осанки. Плоскостопие.

Практ работа. Выявление нарушений осанки и плоскостопия

1нед дек




Урок 26

Развитие опорно-двигательной системы.




2нед дек







Тема 5.

Кровь Кровообращение. 8 час










Урок 27

Внутренняя среда организма. Значение крови, ее состав.

Лаб.р-та №4 Сравнение клеток крови человека и лягушки.

2нед дек




Урок 28

Иммунитет




3нед дек




Урок 29

Тканевая совместимость и переливание крови.




3нед дек




Урок 30

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

Демонстрация: модели сердца, приборов для измерения артериального давления


4нед дек




Урок 31


Движение лимфы.

Движение крови по сосудам.



. Практ. р-та.Определение пульса

3нед янв





Урок 32

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.




3нед янв




Урок 33

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.




4нед янв




Урок 34

Первая помощь при кровотечениях. Контрольное тестирование




4нед янв







Тема 6.

Дыхательная система 6 час










Урок 35


Значение дыхания. Органы дыхания.

Строение легких.



Демонстрация: модели гортани и легких.

5нед янв





Урок 36

Газообмен в легких и тканях.

Лаб.р-та №5 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1 нед фев




Урок 37

Дыхательные движения.

Практ р-та: изменение обхвата грудной клетки.

1 нед фев




Урок 38

Регуляция дыхания.




2 нед фев




Урок 39

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Практ р-та. Определение чистоты воздуха

2 нед фев




Урок 40

Первая помощь при поражении органов дыхания.




3 нед фев







Тема 7.

Пищеварительная система. 7 ч










Урок 41

Значение пищи и ее состав.




3нед фев




Урок 42

Органы пищеварения.

.

4 нед фев




Урок 43


Строение и значение зубов.




1 нед март




Урок 44

Пищеварение в ротовой полости.



Лаб.р-та№6 Ознакомление с действием ферментов слюны на

крахмал.


1 нед март




Урок 45

Всасывание питательных веществ.




2 нед март




Урок 46

Регуляция пищеварения.




2 нед март




Урок 47

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Контрольное тестирование




3нед март







Тема 8.

Обмен веществ и энергии. Витамины.3 час










Урок 48

Обменные процессы в организме

Практ.р-та: определение максимальной задержки дыхания до и после нагрузки.

3нед март




Урок 49

Нормы питания




1нед апр




Урок 50

Витамины.













Тема 9.

Мочевыделительная система. Кожа 3 часа










Урок 51

Строение и функции почек.




1 нед апр




Урок 52

Предупреждение заболеваний почек.




2 нед апр




Урок 53


Значение кожи и ее строение.

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи.






2 нед апр





Урок 54

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание, .оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.




3нед апр







Тема 10.

Поведение и психика 6час.










Урок 55

Врожденные и приобретенные формы поведения.




3нед апр




Урок 56

Закономерности работы головного мозга.




4нед апр




Урок 57

Биологические ритмы. Сон и его значение.




4 нед апр




Урок 58

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание.

Демонстрация модели головного мозга

5нед апр




Урок 59

Воля и эмоции. Внимание.


.







Урок 60

Психологические особенности личности.




2 нед май







Тема 11.

Индивидуальное развитие организма 4ч




2 нед май




Урок 61

Половая система человека




3 нед май




Урок 62

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.




3 нед май




Урок 63

О вреде наркогенных веществ.




4 нед май




Урок 64

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.




4нед май




Урок 65

Обобщение. Обсуждение сложных проблем подростков.










Уроки 66-68

Резервные уроки. Тестирование.









Каталог: uploads -> 3000 -> 2827 -> section -> 186948 -> folder 2
3000 -> Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Я обратила особое внимание на тему «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении»
3000 -> Нужны ли нам прививки?
3000 -> Причины заражения гриппом
3000 -> Защита зрения у детей
3000 -> Муниципальное бюджетное дошкольное
3000 -> Памятка для родителей в условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же чёткий распорядок дня и занятий, что и в детском саду
3000 -> Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника
3000 -> Анализ деятельности шмо учителей начальных классов моу прогимназии пос. Романцево Жидкова М. Б. (Ф. И. О. руководителя) за 2013-2014 учебный год
3000 -> Педикулез и меры его профилактики!
folder 2 -> Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 11 класс

Скачать 383.88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница