Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология безопасности»



Скачать 231.51 Kb.
Дата01.05.2016
Размер231.51 Kb.
ТипПримерная программа


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация специалист и включает следующие разделы
Подготовка специалистов по профилю психологии безопасности отвечает потребности современного общества в эпоху роста техногенных, природных, социогенных катастроф в осуществлении процесса психологического сопровождения специалистов профессий экстремального профиля, оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В условиях развивающихся технологий требования к специалистам социально значимых профессий экстремального профиля, к которым относятся спасатели, пожарные и многие другие, выполняющие свои профессиональные обязанности с риском для здоровья и жизни, непрерывно возрастают.

Работа в чрезвычайных ситуациях, экстремальных условиях предъявляет серьезные требования, как к высокой профессиональной подготовке специалистов, так и не в меньшей мере к психологической.

Обладая высоким уровнем профессиональной подготовки, специалисты на чрезвычайных ситуациях и в повседневном режиме оказываются в атмосфере воздействия сразу огромного количества стрессовых факторов. Цена ошибки в таких ситуациях очень высока. Необходимость быстрого принятия решений, от которых может зависеть развитие ситуации, или жизни людей, работа в нестандартных условиях, с ненормированным режимом работы и дефицитом информации является «спецификой» работы специалиста экстремального профиля. Так же, как и другие специалисты - они проходят через этапы адаптации к профессии, профессионального становления, профессионального «выгорания», перехода на следующую ступень профессионального развития.

Чрезвычайная, экстремальная ситуация может явиться отправной точкой будущих перемен в убеждениях, образе жизни, изменения состояний и чувств или запуска механизма динамики уже имеющегося опыта травматических переживаний людей оказавшихся в эпицентре событий. Это затрагивает не только пострадавших, которые нуждаются в профессиональной психологической помощи и поддержке, но и специалистов, которые оказывают им помощь, либо выполняют профессиональные задачи в экстремальных или объективно сложных условиях.

Специалисты в области психологии безопасности должны овладеть систематизированными теоретическими знаниями, владеть практическими навыками в области психологии безопасности и поведения человека в экстремальных ситуациях, психологического обеспечения специалистов экстремального профиля для осуществления профессиональной научной, методической и практической деятельности по выбранной специальности, что предъявляет высокие требования к подготовке специалистов, включающие овладение целым рядом ключевых компетенций. К таким компетенциям относятся:

1. Анализ, оценка, выбор форм, средств, методов в организации системы психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля и осуществлении мероприятий по основным направлениям психологического сопровождения: психологической подготовке, психологической диагностике, психологической коррекции;

2. Анализ, оценка, выбор форм, средств, методов в организации и осуществления психологической работы с пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций различного характера в условиях чрезвычайной ситуации;

3. Анализ, оценка, составление прогноза динамики социально-психологических процессов в условиях чрезвычайной ситуации;

4. Анализ, оценка, выбор форм, средств, методов, построение стратегий оказания психологической помощи пострадавшим с отсроченными психологическими последствиями чрезвычайных ситуаций;

4. Анализ, оценка, выбор стратегий при осуществлении целостной системы форм, методов, профилактических мероприятий в концепции сохранения профессионального здоровья.

5. Анализ, оценка, изучение закономерностей, владение навыками формирования паттернов безопасного поведения.

Для специалиста в области психологии безопасности, особенно важным является наличие сформированной профессиональной позиции и профессиональной идентичности в направлении работы с людьми в кризисных и экстремальных ситуациях, осуществлении процесса психологического сопровождения специалистов профессий экстремального профиля, пострадавших в условиях чрезвычайной ситуации.

Методологические предпосылки возникновения специализации «Психологии безопасности» в направлении психологического сопровождения специалистов экстремального профиля заложены в трудах В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, других ученых, основаны на опыте многолетней работы психологических служб МО Российской Федерации, МВД Российской Федерации, других силовых ведомств Российской Федерации и зарубежных стран, подтверждена опытом работы на чрезвычайных ситуациях специалистов психологической службы МЧС России, опытом зарубежных коллег.

Изучение закономерностей и формирование паттернов гетеро- и ауто - безопасного поведения в социуме, минимизация психологических последствий больших стрессовых нагрузок, сохранение психического и соматического здоровья является важной задачей современного общества в целом в соответствии с принципами гуманизма уважения прав и свобод человека и гражданина.
РАЗДЕЛ 1. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Тема 1.1. Типология чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Виды и критерии чрезвычайных ситуаций. Локальная чрезвычайная ситуация, региональная чрезвычайная ситуация, федеральная чрезвычайная ситуация. Природная катастрофа. Техногенная катастрофа. Социогенная катастрофа.


Тема 1.2. Методологические основы оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению.

Факторы, определяющие специфику деятельности психолога в зоне чрезвычайных ситуаций. Определение экстренной психологической помощи. Цели оказания экстренной психологической помощи. Задачи профессиональной деятельности психолога в зоне чрезвычайной ситуации.

Профессиональные этические принципы психолога в чрезвычайной ситуации.
Тема 1.3. Субъекты психологической работы в чрезвычайной ситуации.

Группы пострадавших: жертвы; пострадавшие; свидетели; зеваки; специалисты. Задачи, принципы, специфика психологической работы. Методы диагностики в чрезвычайной ситуации. Метод наблюдения. Метод беседы. Группы риска в чрезвычайной ситуации.


Тема 1.4. Организационные аспекты психологической работы в зоне чрезвычайной ситуации.

Этапы психологической работы в условиях чрезвычайной ситуации. Содержание, специфика работы психолога на каждом из этапов. Подготовительный этап. Основной этап. Заключительный этап.

Специфика работы психолога при сопровождении массовых мероприятий. Оказание экстренной психологической помощи. Специфика работы психолога при эвакуации пострадавших, в пунктах приема пострадавших. Психологическое сопровождение личного состава и специалистов, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах.
Тема 1.5. Практика оказания экстренной психологической помощи.

Общение с пострадавшими. Принципы общения с пострадавшими. Методы диагностики в чрезвычайной ситуации. Работа с острыми реакциями на стресс.

Формы, методы психологической работы в чрезвычайной ситуации. Психологическая работа с детьми. Проективные рисуночные методы. Работа с детьми в пунктах приема пострадавших. Консультирование родителей, близких взрослых. Работа с детьми при эвакуации. Взаимодействие с медицинским персоналом в чрезвычайной ситуации. Работа со взрослыми. Консультирование. Регуляция актуального физиологического состояния. Приемы психологической помощи.
Тема 1.6. Этнические и культурные особенности переживания экстремальных ситуаций

Общечеловеческое, национальное и социальное в культурах. Этнокультурные зоны России. Отношение к проблеме смерти у народов, проживающих на территории России. Культурно-этнические особенности переживания потери близкого человека и периода траура. Ритуалы похорон, поминальные обряды на примере двух народов.


Сравнительный анализ ценностей личности и группы в незападных и западных культурах. Социокультурные размерности Хофстеда. Установки и отношения на Востоке и на Западе по Н. Пезешкиану.
Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях. Психогенные реакции и симптоматические комплексы, относящиеся к Острой реакции на стресс по МКБ-10 (F43.0), расстройствам приспособительных реакций (F43.2). Данные российских психологов по опыту работы с пострадавшими в зонах чрезвычайных ситуаций. Данные зарубежных специалистов.
Тема 1.7. Психологические аспекты информационного управления в чрезвычайной ситуации.

Что такое информация. Виды информации. Значение информации в повседневной деятельности и в режиме чрезвычайной ситуации. Характеристика источников и носителей информации. Принципы оценки и анализа информации в режиме чрезвычайной ситуации.


Психологические аспекты информационного освещения чрезвычайной ситуации. Информационный стресс.
Задачи и принципы информационного управления в чрезвычайной ситуации. Психологические характеристики чрезвычайной ситуации. Требования к информации, информированию в чрезвычайной ситуации. Цикл информационного управления в чрезвычайной ситуации. Источники информации. Средства передачи информации. Координация информационных потоков.
Информационная политика организации при работе в условиях чрезвычайной ситуации. Связи с общественностью информационных подразделений организации. Понятие, цели, принципы связей с общественностью. Требования к персоналу по связям с общественностью. Имидж организации. Формирование имиджа организации. Составляющие имиджа. Взаимодействие со средствами массовой информации.
Тема 1.8. Дистанционные методы психологического консультирования
Особенности оказания психологической помощи по телефону. Цели и задачи оказания психологической помощи по телефону. Особенности ограниченной коммуникации. Признаки эффективной и неэффективной коммуникации. Активное слушание как основной метод психологической помощи по телефону. Ошибки консультанта при использовании техники активного слушания. Фазы телефонной консультации. Установление контакта. Исследование проблемы в телефонной консультации. Формулирование запроса. Интервенция. Фаза подведения итогов. Психологический ресурс. Что такое психологический ресурс. Назначение ресурса. Источник психологического ресурса.

Частные случаи оказания экстренной психологической помощи при телефонном консультировании. Основные подходы в работе с ситуациями: потери близкого; насилия; суицидальных намерений.


РАЗДЕЛ 2. ОТСРОЧЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС
Тема 2.1. Травматический стресс.
Характеристики стрессового события. Общий адаптационный синдром по Г. Селье. Виды стресса. Психологический стресс. Психические стрессоры. Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса. Виды (уровни) реакций человека на стресс. Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на развитие стресса. Понятие стрессоустойчивости.
Факторы, влияющие на степень воздействия на человека сильной стрессовой ситуации. Понятие психической травмы. Динамика переживания травматической ситуации. Стратегии поведения людей получивших психическую травму. Механизмы адаптации в стрессовой ситуации. Осознаваемые и неосознанные механизмы адаптации. Копинг-механизмы: адаптивные, полуадаптивные, неадаптивные. Виды психологических защит. Феномен компульсивного поведения.
Тема 2.2. Психогенные реакции как последствия травматического стресса.
Систематика психогений (уровневая систематика состояний травматического стресса) по Ю.А. Александровскому. Психологические реакции, состояния. Невротические реакции, состояния. Форма выраженности реакций травматического стресса. Невротические реакции (острые, затяжные). Невротические состояния.
Тревожно-фобические реакции. Тревожно-фобическое расстройство.
Симптомы проявления депрессии. Особенности проявления депрессивных состояний. Временные аспекты депрессивного состояния. Виды депрессий. Депрессивные состояния как симптом ПТСР.
Феноменология психосоматических расстройств. История изучения психосоматических болезней. Семь групп психосоматических заболеваний по Александеру.

Психосоматические расстройства, как реакция на травматический стресс. Типы психосоматических заболеваний. Причины возникновения психосоматики в кризисных ситуациях.


Тема 2.3. Посттравматическое стрессовое расстройство.
Феноменология. История изучения ПТСР. Диагностические критерии ПТСР по DSM-IV. Диагностические формы ПТСР: острое расстройство, хроническое расстройство, отсроченное расстройство. Феномен сотравматизации. Диагностические методы и методики. Направления реабилитации ПТСР.
Тема 2.4. Суицидальное поведение.
Феноменология суицида. Проблема определения суицида. Различные подходы к изучению проблемы суицида. Концепции суицидального поведения. Мотивы и поводы суицидальных поступков. Виды самоубийства: демонстративный суицид, истинный суицид, скрытый суицид.

Формы суицидальной активности. Виды суицидальной активности: мысли о самоубийстве, намерения, действия, собственно попытка самоубийства. Группы суицидального риска. Факторы, формирующие суицидальные намерения. Основные обращения через суицид: протест, месть, призыв, самонаказание, отказ, избегание. Суицидальные факторы. Антисуицидальные факторы. Диагностика суицидоопасных состояний.


Тема 2.5. Психология горя
Стадии процесса горевания. Стадии процесса горевания по Э. Линдеману. Стадия «острого горя». Стадии процесса горевания по Д. Боулби. Стадии процесса горевания по Ф.Е. Василюку. Комплекс эмоциональных реакций для каждой стадии. Комплекс клинических проявлений. Психосоматические реакции.
Эмоциональные реакции у детей, переживающих утрату близкого взрослого. Клинический симптомокомплекс у детей, переживающих утрату близкого взрослого человека. Факторы, влияющие на тяжесть переживания детьми утраты близкого человека. Психологическая помощь детям, потерявшим близкого.
Формы, симптомы «патологического» горевания. Клинический симптомокомплекс «патологического» горевания по Э. Линдеману. Искаженные реакции горя. Предвосхищающее горе. Факторы, способствующие формированию патологических реакций горевания.
Формы, методы психологической помощи горюющим. Задачи работы горя по Г. Уайтеду. Ритуалы, как форма психологической помощи. Консультирование горюющих. Метод клинической беседы. Актуализация ресурса.
Отношение к проблеме смерти в психотерапевтических направлениях. Отношение к проблеме смерти в работах З. Фрейда. Отношение к проблеме смерти в работах психотерапевтов экзистенциального направления: И. Ялом, Э. Фромм.

Субъективное переживание экспозиции смерти специалистом. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.


Тема 2.6. Проблема умирания в ситуации неизлечимой болезни.
Терминальные состояния. Психогенные или ситуативные реакции на неблагоприятный диагноз и их связь с личностными особенностями больного. Психогенные реакции больных на поздних стадиях.

Проблема качества жизни в ситуации опасного для жизни заболевания. Динамика отношений в семьях терминальных больных. Динамика эмоциональных реакций онкологического больного по Э. Кюблер-Росс.


Тема 2.7. Психология совладания
Основные теоретические подходы к анализу совладания. Копинг как поведенческая реакция на стресс. Бихевиористские модели совладания. Совладание как реализация психологических защит личности. Психоаналитические подходы к анализу и интерпретации стратегий совладания. Копинг-стратегии как когнитивная активность субъекта. Когнитивистские модели эффективного совладания. Совладание как процесс. Динамический подход к проблеме совладания как реализация идеи взаимодействия личности и ситуации. Совладание с трудностями как элемент жизненной стратегии. Определяющая роль ценностей в выборе стратегий совладания.
Феноменология совладания. Ситуации, требующие совладания: негативные жизненные события, стресс, травма, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Виды стрессоров. Возможные основания их классификации: тип трудностей, длительность, управляемость, величина потерь, уровень влияния на личность.

Совладание как процесс. Стадии совладания. Проактивный копинг как начальная стадия совладания. Проблема эффективности совладания: интериндивидуальный и интраиндивидуальный подход. Стратегии совладающего поведения. Конструктивный и деструктивный копинг. Активное и пассивное совладание. Проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг.


Личностные и средовые детерминанты совладания. Личностные ресурсы совладания. Особенности когнитивного стиля личности и их взаимосвязь со стратегиями совладания. Уровень субъективного контроля и совладание. Самоэффективность как фактор выбора копинг-стратегий. Идентичность как ресурс и результат совладания. Средовые детерминанты совладания. Социально-психологическая адаптация и совладающее поведение. Особенности межличностной коммуникации, социальная сеть и статусно-ролевые характеристики личности как факторы совладания.
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Тема 3.1. Предпосылки и история становления психологического сопровождения специалистов экстремальных видов деятельности.
Предпосылки становления психологического сопровождения специалистов в ХIХ в. Вклад В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. и других ученых в становление и развитие психологической работы со специалистами экстремального профиля. Психологическое сопровождение специалистов экстремального профиля на современном этапе.
Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля. Понятие психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля: цели, задачи. Основные направления психологического сопровождения. Система задач по направлениям психологической и психофизиологической диагностики, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции и реабилитации.

Психологическая подготовка специалистов к деятельности в экстремальных условиях. Понятие психологической подготовки специалистов экстремального профиля. Основанные задачи психологической подготовки. Виды психологической подготовки. Методологические и методические принципы психологической подготовки.

Психодиагностическое обеспечение деятельности специалистов экстремального профиля: классификация мероприятий, цели, задачи, организация и порядок проведения, ответственность сторон.
Организационные модели психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля. Модели психологического сопровождения. Цели и основные задачи различных моделей психологического сопровождения.

Модели с единым организационным, научным, методическим руководством, модели с разделенным руководством. Виды организационных структур моделей психологического сопровождения. Возможности и ограничения моделей.


Тема 3.2. Деятельность психолога при работе с кризисными состояниями
Специфика профессиональной деятельности психолога с кризисными состояниями в чрезвычайных ситуациях. Специфика работы психолога в условиях ЧС. Организационная структура деятельности психолога в ЧС. Стрессогенные факторы в деятельности специалистов экстремального профиля в условиях ЧС. Группы стрессогенных факторов: группа, характеризующая особенности ЧС; индивидуальные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших; группа, характеризующая особенности ведения аварийно-спасательных работ.
Профессиональные деструкции и деформации специалистов-психологов, работающих в кризисных и экстремальных ситуациях. Профессиональные деформации специалистов-психологов, работающих в кризисных и экстремальных ситуациях. Профессиональные деструкции. Основные тенденции профессиональных деструкций. Особенности профессиональных деформаций у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания.
Модели синдрома эмоционального выгорания. Факторы риска развития синдрома выгорания. Процессуальные модели выгорания. Фазовая модель выгорания Голембиевского и Мунзенридера. Модели Гринберга и Буриш. Модель эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Подготовка психолога к работе в кризисных и экстремальных ситуациях. Психологическая готовность к профессиональной деятельности в экстремальной ситуации: мотивационно-личностный компонент; когнитивный компонент; эмоционально-волевой компонент, регуляторный компонент. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию: теоретический компонент; практический компонент; личностный компонент. Основные направления подготовки психолога к работе с кризисными состояниями: профессиональная подготовка, психологическая подготовка, физическая подготовка.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991.

  2. Александровский Ю.А. Состояния психической адаптации и их компенсация. М., 1976.

  3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе //Вопросы психологии. №2. М., 1991. С. 87-96

  4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психол. Журнал. 1994. Т.15. № 1. С. 3-18.

  5. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. – СПб, 1997.

  6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.

  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  8. Военная психиатрия / Под ред. Ф.И. Иванова. Л.: Изд-ние ВМА МО им. С.М. Кирова, 1974.

  9. Волкова Н.В. Копинг-стратегии как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2.

  10. Грановская Р.М. Психология Веры. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.

  11. Гнездилов А.В. Психологические аспекты онкологии в условиях хосписа. СПб., 1996.

  12. Дейтс Б. Жизнь после потери. М.: ГРАНД, 1999.

  13. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души. СПб., 2001.

  14. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2001.

  15. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, КГУ. 2004.

  16. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб, Речь. 2005.

  17. Колодзин Б. Как жить после психологической травмы. М.: Шанс, 1992.

  18. Котенев И.О., Богданова М.Б. Террористический акт в Буденовске: постстрессовые состояния у работников милиции\\ Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России.- 1996. - №3

  19. Кюблер-Росс Э. Динамика психологических реакций умирающего. М., 1969.

  20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.

  21. Лазебная Е.О. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе. Методическое пособие. Программа курса. М. Ин-т психоанализа. 2003г.

  22. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002.

  23. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психол. Журнал, 2004. Т. 25. № 2.

  24. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. - М.: МПСИ: Флинта, 1998

  25. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001.

  26. Мастерство психологического консультирования./Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. – СПб., 2002.

  27. Моховиков А.Н. Практика телефонного консультирования. - М.: Смысл, 2001.

  28. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002.

  29. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1, № 2.

  30. Нартова-Бочавер С.К. «Coping-behavior” в системе понятий психологии личности // Психол. Журнал. 1997. Т.18. № 5.

  31. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб, Речь. 2000

  32. Народы Дагестана / Отв. ред. С.А Арутюнов, АИ. Османов, Г.А Серргеева. - М.: Наука, 2002. - 588 с.: ил. - (Народы и культуры).

  33. О посттравматическом стрессе: Памятка. М.: Академия управления МВД России, 1994.

  34. Психология смерти и умирания. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1998.

  35. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  36. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия/ Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000.

  37. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных \ Под ред. Ю.С. Шойгу – М. «Смысл», 2008г.

  38. Прибалтийско-финские народы России \ Отв.ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.- М.: Наука, 2003.

  39. Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., Чермянин С.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия \\ Психологический журнал.-1989.- Т.10 №4.

  40. Ромек В.Г., Контрович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.

  41. Старшенбаум Г.В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. – М., 1987.

  42. Семенова Н.Д. Проблемы психосоциальной реабилитации беженцев \ Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М.: Медпрактика-М, 2004г.;

  43. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. М.: Смысл, 2002.

  44. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы // Психол. журн. № 2. 1992. Т. 13.

  45. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. и соавт. Психофизиологическая реактивность у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС // Психол. журн. № 2. 1996. Т. 17

  46. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб: Питер, 2001. - 272 с.

  47. Тихоненко В.А., Сафуанов Ф.С. Введение в суицидологию\\Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.: Генезис, 2004., С. 266 - 283.

  48. Трубицина Л.В. «Процесс травмы». М.: Смысл, 2005.

  49. Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. - М.: ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002. - 134 с.

  50. Тюркские народы Сибири\отв.ред. Д.А. Функ, Н.А. Томилов; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Омский филиал Института аржеологии и этнографии СО РАН. – М.: Наука, 2006.

  51. Франкл В. Человек в системе смысла. М.: Прогресс, 1990.

  52. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002.

  53. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт, 1981.

  54. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995.

  55. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1997.

  56. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М. «Смысл», 2001

  57. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.

  58. Abdalla K., Elklit A. A nation-wide screening survey of refugee children from Kosovo\\Torture.-2001/

  59. Semenova N.D. The somatic fasade of the post-traumatic stress disorder. Paper given at the 4th European Conference on Traumatic Stress of the Europen Society for Traumatic Stress Studies. Psychotraumatology 1945-1995, May 9th, Paris, France, 1995.


Дополнительная литература:


  1. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

  2. Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1990.

  3. Ясперс К. Философия религии. Л., 1982

  4. Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии. – Мн при работе в экстремальных условиях.-М., 1995..: ООО «Харвест», 2003. – 528 с.

  5. Alexander H. Le vagabondage/ maladie sociale\\Alienist et Neurol. – St. Louise, 1907 №27/

  6. Allen J.G. Coping with trauma: a guide to self – understanding. – Washington: American Psychiatric Press, Inc., 1995.

  7. Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Mental health and social characteristics of the homeless: a survey of mission users\\Am. J. Public Health/ - 1986

  8. Fisher P.J., Shapiro S., Breakey W.R. et al. Mental health problems among homeless persons: a review of epidemiological research from 1980 to 1990\\ Treating the homeless mentally ill. – 1991.


Примерный перечень вопросов


  1. Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

  2. Культурно-этнические особенности переживания потери близкого человека и периода траура.

  3. Феноменология горя. Стадии процесса горевания.

  4. Формы, симптомы «патологического» горевания.

  5. Терминальные состояния. Комплекс стрессогенных факторов и психологических проблем в ситуациях неизлечимой болезни.

  6. Особенности переживания горя у детей.

  7. Формы, методы психологической помощи людям, потерявшим близких.

  8. Подготовка специалиста для работы с людьми, потерявшими близких.

  9. Субъективные факторы восприятия стресса. Понятие стрессоустойчивости.

  10. Психогенные реакции как последствия травматического стресса.

  11. Травматический стресс. Факторы, влияющие на степень воздействия на человека сильной стрессовой ситуации. Понятие психической травмы.

  12. Стратегии поведения людей, получивших психическую травму.

  13. Посттравматическое стрессовое расстройство: феноменология, диагностические критерии, методы и методики диагностики.

  14. Группы симптомов ПТСР. Феномен сотравматизации. Основные направления реабилитации ПТСР.

  15. Феноменология суицида. Концепции суицидального поведения.

  16. Суицидальное поведение. Формы и виды суицидальной активности. Диагностика суицидоопасных состояний.

  17. Невротические реакции и состояния как форма реагирования на травматический стресс

  18. Депрессивные состояния как отсроченные последствия травматического стресса.

  19. Психосоматические расстройства как реакции на травматический стресс.

  20. Типология чрезвычайных ситуаций. Виды и критерии классификации чрезвычайных ситуаций.

  21. Методологические основы оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению.

  22. Субъекты психологической работы в чрезвычайной ситуации.

  23. Организационные аспекты психологической работы в зоне чрезвычайной ситуации.

  24. Формы, методы психологической работы в чрезвычайной ситуации.

  25. Технологии оказания экстренной психологической помощи. Работа с реакциями на острый стресс и расстройством адаптации.

  26. Психологическая роль и значение информационного управления в чрезвычайной ситуации.

  27. Источники информации в чрезвычайной ситуации. Краткая характеристика источников, средств приема-передачи, распространения информации.

  28. Информационный стресс. Психологические аспекты информационного освещения чрезвычайной ситуации.

  29. Психологическая составляющая информационного управления в чрезвычайной ситуации.

  30. Имидж специалиста, работающего в чрезвычайной ситуации.

  31. Социально-психологические особенности создания корпоративной среды при работе в чрезвычайных ситуациях.

  32. Организация работы психологической службы на примере силового ведомства.

  33. Направления профессиональной деятельности психолога по сопровождению специалистов экстремального профиля.

  34. Психодиагностическое обеспечение деятельности специалистов экстремального профиля: классификация мероприятий, цели, задачи, организация и порядок проведения, ответственность сторон.

  35. Культурно-ориентированный подход в выборе стратегии оказания психологической помощи пострадавшим в зоне чрезвычайной ситуации.

  36. Особенности оказания психологической помощи по телефону.

  37. Активное слушание как основной метод психологической помощи по телефону.

  38. Фазы телефонной консультации.

  39. Метод работы с психологическим ресурсом в телефонном консультировании.

  40. Предпосылки и история становления системы психологического сопровождения специалистов экстремальных видов деятельности.

  41. Система психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.

  42. Психологическая подготовка специалистов к деятельности в экстремальных условиях.

  43. Организационные модели психологического сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля.

  44. Специфика профессиональной деятельности психолога с кризисными состояниями в чрезвычайных ситуациях.

  45. Профессиональные деструкции и деформации специалистов-психологов, работающих в кризисных и экстремальных ситуациях.

  46. Модели синдрома эмоционального выгорания. Факторы риска развития синдрома выгорания.

  47. Система профилактики синдрома эмоционального выгорания психолога. Подготовка психолога при работе в кризисных и экстремальных ситуациях.

  48. Основные теоретические подходы к анализу совладания.

  49. Феноменология совладания.

  50. Личностные и средовые детерминанты совладания.


Пример задачи
Методическая задача
Вы состоите в должности психолога поисково-спасательного отряда. Вам необходимо провести психодиагностический мониторинг.

Составьте план организационных мероприятий. Определите психодиагностический инструментарий в соответствии с поставленной задачей.


Ключ:

План проекта. Сформулировать цели и задачи психодиагностического мониторинга. Описать методологический подход. Определить и аргументировать сроки проведения психодиагностического мониторинга. Описать формы психодиагностического мониторинга. Аргументировать выбор психодиагностических методик для психодиагностического мониторинга для разных форм (индивидуальной, групповой) проведения.

Описать основные направления работы с разными категориями сотрудников, выделенных по результатам психодиагностического мониторинга.





Каталог: educat -> dnevn -> gos -> 2015 -> docs
gos -> Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Организационное консультирование»
gos -> Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация»
gos -> Программа подготовки к государственному экзамену Специализация «Психология спорта»
gos -> Вопросы к госэкзаменам по специализации «Психология безопасности»
docs -> Вопросы к госэкзаменам по специализации «Психология безопасности»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница