Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей детей, попавших в трудную жизненную ситуацию



Скачать 17.54 Kb.
Дата02.04.2019
Размер17.54 Kb.

Профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кыштыма образованна в 1943 году и имело название Школа рабочей молодежи. В 50-80 годы XX столетия основной функцией вечерней школы было обеспечение потребности взрослых людей в образовании. За это время менялись названия школы, возраст обучающихся, но неизменным оставалось и остается то, что в вечернюю школу приходят обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию, те, кому по ряду причин приходится совмещать учебу, работу, семью.

В вечерней школе из года в год растет число несовершеннолетних обучающихся. На основании Устава Школы для обучения принимаются дети с 15 лет. Сегодня в вечерней школе больше 70 % учащихся подростки в возрасте от 15 до 18 лет, у многих из них возрастные проблемы сочетаются с проблемами школьной дезадаптации.

Воздействие неблагоприятных условий жизни детей, асоциальное поведение родителей, отсутствие контроля со стороны родителей, приводит к возникновению значительных отклонений, как в поведении, так и в личностном развитии детей. Это проявляется в отсутствие ценностных ориентаций, норм морали, нравственности принятых в обществе; утрате интереса к знаниям и труду; неспособности адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; в воровстве, лживости, потере ценности человеческой жизни, жестокости, агрессивности, лени; дурных привычках (употребление алкоголя, наркотиков, курении, токсикомании).

Из вышеперечисленного, сделав выводы, получается, что одним из направлений работы школы является профилактика асоциального поведения и негативных зависимостей детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в основе которой лежит социальная адаптация личности к современным условиям. Социальная адаптация подростков проходит через учебно-воспитательные мероприятия, которые в свое время ориентируют, и мотивирую подростков на самоопределение, самосовершенствование и самореализацию.

Профильное обучение в средней общеобразовательной школе, является средством, обеспечивающим преемственность среднего общего и профессионального образования.
В настоящее время у обучающихся вечерней школы, особенно у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, слабо развиты трудовые навыки, а в первую очередь подростки не имеют никого представления о профессиональном самоопределении после окончания 9 классов.

В вечерней школе реализуется программа профессионального самоопределения школьников. В начале 2000-х гг. в нашей школе совместно с Центром занятости населения города проводилась работа по факультативному обучению подростков профессиям. Подростки могли выучиться на такие специальности: повар, швея, плотник, парикмахер, мастер по ремонта обуви. Одним из условий обучения специальностям – посещение учебных занятий и успеваемость в школе. Для обучения на данных факультативах в первую очередь отбирались подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Обучающимся нравилось заниматься на данных факультативах, некоторые из них получили несколько профессий и многим из них полученные занятия пригодились в жизни.

Но жизнь не стоит на месте и с каждым годом обнаруживается все больше разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемых работодателем специальностей. В настоящее время более востребованы рабочие профессии, а на рынке выпускников преобладают экономические, управленческие и юридические специальности.

В соответствии с целями и задачами всероссийской концепции «Темп» разработано сетевое взаимодействие в рамках образовательного кластера «Школа – техникум» между нашей школой и Кыштымским радиомеханическим техникумом. Цель данного кластера – познакомить будущих студентов техникума с рабочим специальностям (сварщик, повар, радист, технолог, автомеханик).

Вначале проекта были проведены социологический опрос родителей и обучающихся, а также психологическое тестирование по профориентационному направлению, можно сделать вывод, что 58 % обучающихся намерены после окончания продолжить обучение по программам СПО, но не могут определиться с выбором профессий, 21 % опрошенных определились с выбором профессии и учебной организацией, 15% - решили получить среднее общее образование, 6% - не могут определить чего именно они хотят.

Особое внимание уделяется предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования. У обучающихся формируются профессионально-значимые качества (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия, мотивирование и др.). Работая в данном проекте по мимо профориентационного определения подростков, педагогами школы и техникума также преследуется цель профилактики асоциального поведения и негативных зависимостей подростков, особенно из семей «группы риска».



Вечерняя школа в данном проекте первый год, но уже видны первые результаты. По истечению полугодового обучения были проведены те же психологические тестирования и социологический опрос обучающихся и их родителей. Были получены такие результаты: 28 % обучающихся намерены после окончания продолжить обучение по программам СПО, но не могут определиться с выбором профессий, 53 % опрошенных определились с выбором профессии и учебной организацией, 15% - решили получить среднее общее образование, 4% - не могут определить чего именно они хотят.

Работа по проекту кластера «Школа – Техникум» направлена на формирование у обучающихся потребности более высокой мотивации в выборе профессии, а также способностью адаптироваться быстро меняющимся условиям рынка труда.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница