Программа дисциплины «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья»



Скачать 66.49 Kb.
Дата01.05.2016
Размер66.49 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук

Департамент психологии




Рабочая программа дисциплины

«Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья»

для образовательной программы «Системная семейная психотерапия»

направления подготовки магистра 37.04.01 Психология

Разработчик программы: Климова Светлана Владимировна , svlklimova@gmail.com

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г.

Утверждена академическим руководителем образовательной программы

_________________ [подпись] «___»____________ 2015 г.

Москва, 2015



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 37.04.01 «Психология», обучающихся по магистерской программе «Системная семейная психотерапия» изучающих дисциплину «Психология семьи с «особым» ребенком».

Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 Психология, уровень подготовки: магистр и Учебным планом образовательной программы «Системная семейная психотерапия», утвержденным в 2015 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология семьи с «особым» ребенком» являются:

  • ознакомление студентов-психологов с психологическими особенностями и структурой семьи, имеющей ребенка с особенностями развития;

  • обучение студентов-психологов практическим навыкам работы с данной категорией семей в рамках системного подхода в психотерапии.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные способы деятельности

СК-М1

Демонстрирует навыки восприятия, подразумевающие способность наблюдения за семьей и понимания, какое влияние болезнь ребенка оказывает на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом

Интерактивные лекции, опросы, коллоквиум

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

Может вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с группой людей, находящихся в стрессе и нуждающихся в помощи

Тренинги методик и техник классической системной семейной психотерапии, работа с симулированной семьей.

Способен к восприятию, анализу и обобщению устных сообщений (лекций) и письменных (в том числе и интернет)

ИК – М. 2.1.

Воспроизводит данные, содержащиеся в научной и практической литературе, анализирует, сопоставляет и обобщает их, делает самостоятельные выводы

Самостоятельное теоретическое изучение отдельных вопросов, сопоставление полученной информации с материалами лекций.

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов в терапевтической и внутрисемейной коммуникации.


ИК – М 7.1. (ПС)

Знает и понимает цели и задачи психологической помощи данной категории семей.

Умеет использовать полученные знания в консультативной и психокоррекционной работе с семьей, имеющей ребенка с особенностями развития.



Разбор случаев из практики работы преподавателя, демонстрирующий эффективность использования ресурсной модели помощи данной категории семей.

Исследование собственного отношения к данной проблематике, как необходимый фактор эффективной работы с такой семьей




4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку.
Для магистерской программы «Системная семейная психотерапия» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Клиническая психология»

«Основы психологического консультирования»

«Методы и школы классической системной семейной психотерапии»

«Трансгенерационный подход»

«Конструктивистские подходы в системной терапии семьи»


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знание дизонтогенеза

знание закономерностей переживания утраты и травмы

знание структурных, динамических и исторических характеристик семейной системы

владение диагностикой семейной системы

знание эмоциональных процессов, протекающих в семейной системе и оказывающих влияние на ее функционирование; умение диагностировать эти процессы

знание теоретических основ конструктивистского подхода в психотерапии семьи

знание методов психотерапевтической работы с семейной системой


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии»

«Исследование семейной системы»

«Квалификационная практика»

«Модели супервизии в системной семейной психотерапии»


5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии в исторической ретроспективе. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту.

3







1

2


2

Семейная система. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера. Основные понятия. Модель приспособления семьи Джона Ролланда

8







3

5


3

Переживание горя – борьба между мечтой и реальностью. Препятствия в проживании горя.

8







2

6


4

Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Младенчество. Детство и юность. Типология адаптации.

4







2

2


5

Влияние на семью как систему. Основные трудности семьи: эмоциональные, функциональные, социальные, финансовые. Структура семьи. Дисфункциональная семейная динамика.

8







2

6


6

Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития. Препятствия на пути к эффективной помощи.

8







3

5


7

Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

17







3



14

8

Взаимодействие команды помогающих специалистов и семьи.

8







2

6

9

Особенности сеттинга в случае работы в клинике. Тренинг вступления в контакт с семьей в условиях клиники.

3







3

_

10

Особенности профильного заболевания (в зависимости от базы практики)

5







2

3

11

Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей.

4







1

3




Всего

76







24

52



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Итоговый

Экзамен







*




Устный экзамен


6.1Критерии оценки знаний, навыков
Во время тестирования оцениваются глубина понимания прочитанной литературы по предмету, способность сопоставлять и сравнивать взгляды разных авторов, понимание особенностей травматических переживаний людьми в семье, способность взаимодействовать с людьми, испытывающими горе и стресс, способность оказывать помощь, не заражаясь и не разрушаясь. Способность анализировать терапевтический процесс, наблюдаемый в клинике.


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: готовность иметь дело с острым горем, травмой и стрессом, эмпатичность, владение психотерапевтическими техниками. Оценки за работу на семинарских практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: глубину понимания литературы по предмету, способность сравнивать подходы разных авторов, делать самостоятельные выводы, применять полученные знания к конкретным практическим случаям. Эти знания и навыки оцениваются на семинарах. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,3* Отекущий + 0,4* Оауд + 0,3 * Осам.работа,

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5*·Оэкз

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине.


7Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.
Тема 1. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии в исторической ретроспективе. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту. (1 час)

  • Избавление от неполноценных лиц, включая новорожденных, как форма самозащиты человека и государства в древнем мире. Возникновение и развитие гуманистического отношения к аномальным лицам. Первые опыты изучения, лечения, обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии и привлечение для реализации этих целей членов их семей. Организация консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии в начале ХХ века. История семейно-ориентированной помощи.

  • Негативное представление здоровых лиц об образе человека с психофизическими нарушениями. Боязнь людей с психофизическими нарушениями. Восприятие нарушения психофизического развития как «платы» за ошибки предков, греховности семьи, общества, как проявления недоступных человеческому разуму сил (дьявольских, божьих).

Тема 2. Семейная система. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера. Основные понятия. (3 часа)

  • Структура семьи; семейное взаимодействие; функции семьи; жизненный цикл семьи, основные стрессовые факторы семьи, имеющей ребенка с особенностями развития на каждой стадии жизненного цикла.

  • Микросистема - мезосистема, экзосистема, макросистема.

  • Стресс, приспособление и адаптация, этапы развития семьи. Модель приспособления семьи Джона Ролланда.

Тема 3. Переживание горя – борьба между мечтой и реальностью. Препятствия в проживании горя. (2 часа)

  • Ребенок как символ. Утрата, хотя ребенок жив. Отчаяние. Различия в процессе переживания горя, когда ребенок мертв и когда у ребенка есть особенности развития.

  • Модель переживания Кюблер-Росс. Протест, разочарование, депрессия. Задачи работы горя по Уордену.

  • Защита от невыносимой реальности. Отрицание диагноза. Психологическое отречение от ребенка. Отречение от собственных чувств. Желание смерти. Самоотстранение от окружающего мира. Перемена взгляда на ребенка – принятие?


Тема 4. Известие о нарушениях у ребенка: первые реакции. Младенчество. Детство и юность. Типология адаптации. (2 часа)

  • Дородовый период; роды; послеродовой период.

  • Аномия. Необходимость прогноза; вопрос о помощи; необходимость эмоциональной поддержки.

  • Нормализация. Факторы, способствующие нормализации: структуры возможностей, изменения в социальных сетях. Принцип минимальной адаптации. Препятствия к нормализации: особые нужды в области обучения, медицинские проблемы ребенка, проблемы с поведением, продолжающаяся зависимость, финансовое бремя, постоянная необходимость в поддержке, стигма и ее последствия, физические барьеры.

  • «Крестовый поход», «Альтруизм», «Покорность».


Тема 5. Влияние на семью как систему. Основные трудности семьи: эмоциональные, функциональные, социальные, финансовые. Структура семьи. Дисфункциональная семейная динамика. (2 часа)

  • Горе, хроническое бремя, стигма, разводы. Воздействие на сиблингов, отцов, членов расширенной семьи.

  • Ретравматизация; амбивалентное отношение к ребенку; чувство вины; внутрисемейная организация: перераспределение функций, ролей; трудности самореализации; потеря родительской компетенции; социальная изоляция.

  • Ребенок с особенностями развития как системобразующий фактор. Коалиция «мать-ребенок»; переферический отец; плохо проницаемые, жесткие внешние границы; усиление межпоколенных симбиотических отношений. Больной ребенок как стабилизатор семейной системы.


Тема 6. Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития. Препятствия на пути к эффективной помощи. (3 часа)

  • Проживание горя. Адаптация к ситуации болезни. Оптимизация жизни семьи: забота о ребенке и удовлетворение индивидуальных потребностей всех членов семьи. Социальные сети.

  • Эффективный специалист.

Семинарские занятия:

Преподаватель предлагает слушателям самостоятельно ответить на вопросы, касающиеся следующих тем:

- значение ребенка для человека;

- мечты, образы, чувства, мысли до и в процессе ожидания ребенка;

- чувства, касающиеся разных качеств наших детей;

- установки, чувства, касающиеся детей с психофизическими нарушениями;

- личные цели и мотивы работы с подобными семьями.

По завершении самостоятельной работы происходит обсуждение вышеперечисленных тем.


Тема 7. Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития. Ресурсная модель. (3 часа)

  • Работа с горем. Социальные сети; экокарта семьи. Раннее вмешательство. Групповая работа. Поведенческий тренинг для родителей.

  • Фокусы работы: поиск уникального эпизода; влияние социального контекста на жизнь этих семей; исключения из проблемнонасыщенной истории; поиск ресурсов для совладания с трудностями; поиск предпочитаемой идентичности.

Семинарские занятия:

  • Слушатели выявляют влияние социального контекста на жизнь собственной семьи, делятся найденными ресурсами для совладания с трудностями.




  • Преподаватель представляет случаи из практики. Слушатели проводят диагностику семейной системы, обозначают направления работы, выделяют ресурсные стороны семьи и способы ее адаптации.


Тема 8. Взаимодействие команды помогающих специалистов и семьи. (2 часа)


Тема 9. Особенности сеттинга в случае работы в клинике. Тренинг вступления в контакт с семьей в условиях клиники. (3 часа )

  • Активная позиция психолога, предложение помощи. Завершенность каждой встречи. Варьируемая продолжительность сессии. Ресурсная модель работы.

Семинарские занятия:

  • Слушатели обсуждают свои опасения, возникающие при предложении психологической помощи семье, возможные варианты поведения родителя (-ей).

  • Слушатели разыгрывают ситуацию симулированной семьи, тренируют навыки вступления в контакт и взаимодействия с семьей в условиях клиники.

Тема 10. Особенности профильного заболевания (в зависимости от базы практики). (2 часа)

Тема 11. Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей. (1 час)

  • Основы субкультурных различий.

  • Различия в структуре семьи.

  • Влияние социального класса. Этнические, религиозные и региональные вариации.

Темы для самостоятельной работы.

  1. Философские подходы к пониманию природы человеческого отношения к дефекту.

  2. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера.

  3. Культурно обусловленные реакции на нарушения у детей.

  4. Система ранней помощи.

  5. Влияние болезни ребенка на его сиблингов и прародителей.

  6. Препятствия к адаптации семьи.

  7. Взаимодействие родителей с детьми с особенностями развития (синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость, ДЦП).

  8. Семья с ребенком, страдающим хроническим заболеванием (онкозаболевание, сердечно-сосудистая патология, сахарный диабет, аутоимунные патологии и пр.)

  9. Психологическая помощь семьям с «особым» ребенком: различные психотерапевтические подходы.

  10. Тренинги взаимодействия родителей с «особым» ребенком. Игровые, бихевиоральные модели.

  11. Групповая работа с родителями «особых» детей.

  12. Взаимодействие специалистов и семьи.



8Образовательные технологии


Разбор практических задач и кейсов, психологические тренинги.

8.1для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.


  1. История помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Предпосылки негативного отношения социума к людям с психофизическими нарушениями.

  2. Социально-экологическая модель Ури Бронфенбреннера и ее значение в помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

  3. Особенности переживания горя в семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

  4. Модель переживания горя Э.Кюблер-Росс. Протест, защита, депрессия.

  5. Переживание горя – принятие. Особенности в случае семьи с особым ребенком.

  6. Задачи работы горя по Уордену и семья с особым ребенком.

  7. Основные стрессовые факторы семьи, имеющей ребенка с особенностями развития, на каждой стадии жизненного цикла.

  8. Модель приспособления семьи Джона Роланда. Типология адаптации семьи.

  9. Дисфункциональная динамика семьи, имеющей ребенка с особенностями развития.

  10. Особенности структуры и функциональные трудности семьи, имеющей ребенка с особенностями развития.

  11. Влияние наличия ребенка с особенностями развития на сиблингов и членов расширенной семьи.

  12. Эмоциональные и социальные трудности семьи.

  13. Первые реакции на известие о нарушениях у ребенка.

  14. Детство и юность. Нормализация.

  15. Больной ребенок как системообразующий фактор.

  16. Цели и задачи психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

  17. Практика психологической помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития.

  18. Особенности психологической работы в условиях клиники.

  19. Ресурсная и дефицитарная модели психологической помощи семье.

  20. Фокусы психологической работы с семьей.

  21. Система раннего вмешательства. Групповая работа.



9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1Базовый учебник


  1. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. - М., Теревинф, 2007, 368 с.

  2. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. - М., УМК «Психология», 2004, 192 с.

.

9.2Основная литература


  1. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. – СПб, «Речь», 2000, 220с.

  2. Блазер А., Хайм Э. Проблемно-ориентированная психотерапия. - М. «Класс»,1998, 272 с.

  3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Сб. Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-центр, 2000, 379 с.

  4. Вулис Р. Если Ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников. - М., Нолидж, 1998, 192 с.

  5. Жиянова П. Л., Киртоки А.Е., Психологическая поддержка семей ребенка с синдромом Дауна в структуре службы ранней помощи. Доклад на конференции ППЛ. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.supporter.ru/pages.php?idr=59&id=246&pageid=2.

  6. Климова С.В. Особенности и структура семьи, имеющей ребенка с особенностями развития. Системный подход. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.supporter.ru/docs/1160335521/klimova.htm.

  7. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. М., Академия, 2006, 208 с.

  8. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М., «София», 2001, 110 с.

  9. Микаэлян Л.Л., Фисун Е.В. Использование ресурсной модели в психологической работе с родителями «особых» детей. \\ Журнал практического психолога, 2009, № 2, с.167-190

  10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М, Теревинф, 2000, 336 с.

  11. Особое детство: шаг навстречу переменам. - М., Теревинф, 2006, 168 с.

  12. Фюр Г. Запрещенное горе. - Минск, Минсктиппроект, 2003, 64 с.

  13. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. - М., «Класс», 2001, 368 с.

  14. Хилтон Дэвис Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога. – М. Этерна, 2011, 224 с.

  15. Чепмен А., Чемпмен-Сантана М. Проблемно-ориентированнная психотерапия. - С-Пб, 2001, 240 с.

  16. Шац И.К. «Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка», СПб, «Речь», 2010, 192 с.

  17. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.- СПб, «Речь», 2005, 477 с.

  18. Bowen, M. (1978). Family therapy in clinical practice., New York: Jason Aronson.

  19. Bronfenbrenner, U. (1979). The ecology of human development., Cambridge, MA: Harvard University Press.



9.3Дополнительная литература


  1. Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). – М., Теревинф, 2007, 112 с.

  2. Бакк А., Грюнвальд К. Забота и уход: книга о людях с задержкой умственного развития. - СПб, ИРАВ, 2001, 360 с.

  3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. - М., Класс, 1999, 176 с.

  4. Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. - М., Центр лечебной педагогики, 1999, 288 с.

  5. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. - М., Центр лечебной педагогики, 2000, 96 с.

  6. Климова С.В., Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара, - М., Журнал практического психолога, 2009, № 2, с 87-102

  7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.- М., Теревинф, 2005, 240 с.

  8. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. - М., Теревинф, 2009, 240 с.

  9. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М., 1995, 272 с.

  10. Тарасенко Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России. Доступно в сети Интернет по адресу: http://www.healthmanagement.ru/win/faculty/socialwork/tarasenko-sw-russia.rtf

  11. Творческая мастерская для детей и родителей. Социально-психологическая адаптация семьи. - М., Теревинф, 2006, 32 с.

  12. Филпс К. Мама, почему у меня синдром Дауна? - М., Теревинф, 2001, 159 с.

  13. Шефер Ч., Кэрри Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб, 2001, 384 с.

  14. Юхансон И. Особое детство. - М., Центр лечебной педагогики, 2001,

Каталог: data -> 2015
2015 -> Примерные темы, проблемы и направления курсовых работ
2015 -> Пожидаева Ирина Владимировна
2015 -> Основы Анализа данных (в stata) и интерпретация результатов исследований в образовании
2015 -> Программа учебной дисциплины «Основы маркетинговых стратегий»
2015 -> Программа дисциплины «Восстановление зависимостей с использованием эмпирических данных» для направления 01. 04. 02 "Прикладная математика и информатика" подготовки магистра для магистерской программы "Науки о данных"
2015 -> Программа дисциплины Анатомия и физиология цнс для направления 37. 03. 01 Психология подготовки бакалавра
2015 -> Программа дисциплины «Медицинская этика и деонтология»
2015 -> Программа дисциплины «Управление персоналом»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница