Программа для подтверждения квалификации медсестер



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.92 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДСЕСТЕР (материалы для чтения)


СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРЕДОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ
Таблица 7-1. Примеры периоперативной деятельности медсестры

Предоперационный период


Операционный период

Послеоперационный период

ПРЕДОПЕРАЦИОННОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ:

Дом/Клиника

1. Начинается первичное предопе-

рационное обследование

2. Планируются методы обучения,

подходящие для конкретного

пациента


3. Включается беседа с членами семьи

Хирургическое отделение

1. Продолжается предоперацион-

ное обследование

2. Координируется обучение паци-

ента с медперсоналом хирурги-

ческого отделения

3. Объясняются этапы хирургического

лечения и ожидаемые результаты

4. Составляется план ухода

Операционный блок

1. Оценивается уровень сознания

пациента

2. Просматривается история болезни

3. Проводится идентификация

пациента


4. Осмотр места хирургического

разреза


Планирование

Определяется план ухода



Психологическая поддержка

1. Расскажите пациенту, что

происходит

2. Определите психологическое со-

стояние пациента

3. Предупредите перед проведени-

ем болезненной манипуляции

4. Обсудите (передайте) эмоцио-

нальное состояние пациента с

другими членами медицинской

команды


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Убедитесь, что у вас достаточное

количество тампонов, игл и инст

рументов


2. Правильно расположите пациента:

а) функциональное положение

б) открытие операционного поля

в) поддержание необходимого

положения пациента во время

операции


3. Прикрепите заземление пациента

4. Обеспечьте физическую под-

держку во время операции

Контроль физиологических

параметров

1. Следите за признаками дегидра-

тации пациента

2. Следите за показателями сердеч-

но-легочной деятельности. Умейте

отличить нормальные показатели

от патологических

3. Сообщите врачу об изменении

частоты пульса, дыхания, темпе-

ратуры, артериального давления



Психологический контроль (до введения в наркоз и в случае, если пациент остается в сознании)

1. Обеспечьте эмоциональную под-

держку пациента

2. Перед введением в наркоз или

при самой процедуре стойте рядом с пациентом, подержите его

за руку


3. Продолжайте оценивать эмоцио-

нальное состояние пациента

4. Обсудите (передайте) эмоцио-

нальное состояние пациента дру-

гим членам медицинской команды

Сестринская помощь

1. Обеспечьте физическую безо-

пасность пациента

2. Поддерживайте асептические ус-

ловия окружающей среды

3. Эффективно используйте челове-

ческие ресурсы


ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

ОБ ОПЕРАЦИИ

1. Назовите имя пациента

2. Сформулируйте тип хирургичес-

кого вмешательства

3. Сообщите дополнительную интра-

операционную информацию

(например, об установленных

дренажах, катетерах)

4. Сообщите о физических

ограничениях

5. Сообщите о нарушении функ-

ций, связанных с операцией

6. Сообщите о предоперационном

уровне сознания пациента

7. Передайте необходимое обору-

дование

Послеоперационная оценка

Реанимационное отделение

Определите непосредственную

реакцию пациента на хирурги-

ческое вмешательство

Хирургическое отделение

1. Оцените эффективность медсест-

ринского ухода в операционной

2. Определите, насколько пациент

удовлетворен уровнем ухода в

процессе хирургического лечения

3. Определите, какие материалы

были использованы для пациента

в операционной

4. Определите психологическое со-

стояние пациента

5. Помогите запланировать выписку

Дом/Клиника

1. Оцените, как пациент восприни-

мает проведенное вмешательство

в плане действия анестетиков,

влияния на представление о соб-

ственном теле, появления каких-

либо изъянов, ограничения по-

движности

2. Определите, как члены семьи па-

циента воспринимают проведен-

ную операцию


Паллиативная хирургия не вылечивает, а лишь уменьшает проявление симптомов заболева­ния. Примерами таких операций являются симпатэктомия и частичное удаление опухоли.

Косметическая операция проводится с целью со­хранения или улучшения внешнего вида. При­мерами таких операций являются удаление уродующих шрамов или реконструкция носа для улучшения внешности.

Хирургические операции разделяются также по степени неотложности или по угрозе летально­го исхода, потери конечности, инвалидизации.

Необязательные (факультативные) операции, та­кие как подтяжка лица, проводятся по жела­нию пациента и в удобное для него время.

Элективными (плановыми) называют операции, которые рекомендуются хирургами, но необхо­димости проводить их срочно нет. Задержка с операцией не принесет вреда пациенту, вмеша­тельство может быть выполнено в удобное для пациента и хирурга время.

Срочными являются операции, задержка в прове­дении которых может принести ущерб здоро­вью пациента. Такие операции должны прово­диться в строго соответствующее время.

Экстренная операция проводится для спасения жизни пациента или избежания необратимых последствий заболевания.

Название большинства хирургических вмеша­тельств основывается на названии органа или части тела, где проводится вмешательство. Например, тонзиллэктомия — это операция по удалению неб­ных миндалин.



АНЕСТЕЗИЯ

В общем, проведение анестезии — это введение человека в состояние нечувствительности к боли во время проведения хирургических, акушерских, тера­певтических и диагностических процедур. Выделяют общую, местную и контролируемую анестезию.

Перед операцией анестезиолог изучает историю болезни, разговаривает с пациентом, проводит ко­роткое физикальное обследование. Предоперацион­ная подготовка проводится для того, чтобы анесте­зиолог мог подобрать наиболее подходящий для данного пациента метод обезболивания. Решение о выборе метода обезболивания принимается совме­стно с пациентом только после оценки индивиду­альных особенностей пациента и необходимых ус­ловий операции. Врач-анестезиолог определяет фи­зическое состояние пациента и оценивает степень риска проведения анестезии для пациента. Наибо­лее широко используется классификация, предло­женная Американской Ассоциацией Анестезиологов, по оценке физического состояния пациента и связанной с ним степенью риска. На основании предоперационной оценки пациента относят к сле­дующим категориям:

Класс I. Патологический процесс является лока­лизованным. У пациента отсутствуют серьез­ные физиологические или психологические нарушения (т. е. пациент, в общем, находится в хорошей форме).

Класс II. У пациента небольшая общая патоло­гия, связанная с причиной, по которой пациент оперируется, или с другими процессами (на­пример, умеренное ожирение, курение, кон­тролируемая гипертония).

Класс III. У пациента серьезная общая патология, ограничивающая физическую активность, од­нако пациент остается трудоспособным (на­пример, ишемическая болезнь сердца, инсулинзависимый сахарный диабет, неконтроли­руемая гипертония).

Класс IV. У пациента серьезная общая патология, представляющая постоянную угрозу жизни па­циента (например, почечная недостаточность, выраженное поражение сосудов).

Класс V. Умирающий пациент. Смерть ожидается в течение 24 ч даже при проведении хирургиче­ского вмешательства (например, разрыв брюш­ной аорты, синдром полиорганной недостаточ­ности, тяжелая травма).

Класс VI. У пациента констатируется смерть моз­га, его органы могут быть использованы для трансплантации.

Экстренная анестезия — пациент может принад­лежать к любому из перечисленных классов и нуждаться в экстренном проведении хирурги­ческого вмешательства. Указание на экстрен­ность добавляется к номеру класса операции.

АМБУЛАТОРНАЯ ХИРУРГИЯ

Исторически сложилось, что большинство хи­рургических вмешательств проводится в клинике и для их проведения требуется госпитализация на не­сколько дней. В настоящее время многие операции, такие как малоинвазивные эндоскопические вме­шательства, все чаще проводятся амбулаторно как в операционных, прикрепленных к больницам, так и в самостоятельных хирургических центрах. Некото­рые преимущества амбулаторной хирургии пред­ставлены во вставке. Даже если пациент после вме­шательства должен находиться в больнице, он мо­жет быть госпитализирован утром в день операции, а не за день до этого, как было ранее принято. Не­смотря на то, что тенденция к увеличению числа ам­булаторных вмешательств сохраняется, в последнее время рост подобных вмешательств стабилизиро­вался. В США было определено, что 43,2% всех хи­рургических вмешательств может быть проведено амбулаторно. Проводится специальное обследова­ние для определения готовности пациента к амбула­торной операции. Далее будет представлена вставка, в которой указаны некоторые общие критерии, ко­торые должны быть рассмотрены перед планирова­нием амбулаторного хирургического вмешательства. Каждая клиника определяет свои конкретные кри­терии отбора пациентов.

Целью амбулаторной хирургии является оказа­ние высококвалифицированной помощи пациенту, нуждающемуся в операции, и наряду с сокращением вероятности осложнений при оптимальном исполь­зовании времени и денег. Исходя из изложенной це­ли, работа медсестры становится более сложной. Медсестра должна ухаживать за пациентом компе­тентно, осторожно, с состраданием, вступая в меж­личностные отношения с ним, несмотря на то, что она оказывается ограниченной временными рамка­ми в пределах нескольких часов. Медсестра амбула­торного хирургического отделения — это специа­лист, постоянно углубляющий и расширяющий свои знания, растущий специалист. Для работы по дан­ной специальности медсестра пользуется своими знаниями из других областей: медико-хирургичес­кой, операционной, педиатрической, гериатричес­кой, физиотерапевтической, реанимационной, а также навыками по уходу за больными на дому и со­циальной работы с пациентом и его семьей.

Временные рамки амбулаторной хирургии отли­чаются от традиционной госпитальной хирургии, поэтому стандартные медсестринские процедуры должны быть изменены. Так как пациент не госпи­тализируется заранее перед операцией, ответствен­ность за подготовку в плане отказа от еды и жидкос­ти ложится на самого пациента и его семью. Следо­вательно, повышается ответственность медсестры за предоперационное обучение пациента.

В большинстве хирургических отделениях за день до операции проводится тщательное предоперационное обследование пациента.
Преимущества амбулаторной хирургии

Меньший психологический стресс, связанный с госпитализацией

Меньшая вероятность заразиться больничной ин­фекцией

Пациент может раньше возвратиться на работу

Экономически более выгодна

Большая удовлетворенность пациентов


Критерии отбора пациентов

ПАЦИЕНТ


Пациент согласен с преимуществами амбулатор­ной хирургии

В ранний послеоперационный период возможно оказание необходимой помощи дома

Пациент способен (готов) следовать предопераци­онным и послеоперационным рекомендациям

Физическое состояние оценивается по классифи­кации Американской Ассоциации Анестезиоло­гов как I, II или медикаментозно стабилизиро­ванный класс III

ПРОЦЕДУР

Элективная (плановая) операция

Приводит к минимальным физиологическим рас­стройствам

Вероятность послеоперационной тошноты и рвоты минимальна

Большая кровопотеря, требующая переливания крови, не ожидается

После операции пациент не нуждается в постоян­ном врачебном или медсестринском наблюде­нии и оценках.

Обследование, кото­рое может быть проведено в кабинете врача, в боль­нице, в амбулаторном центре, включает в себя изуче­ние истории болезни до дня обследования, необхо­димые консультации, лабораторные анализы, прове­дение рентгенографии, снятие электрокардиограмм. Назначение обследования за день до операции в ам­булаторном хирургическом центре позволяет для медсестры увеличить время работы с пациентом. Это дает возможность тщательно оценить состояние и провести обучение пациента в более спокойной об­становке, показать пациенту медицинское учрежде­ние, в котором будет проведена операция. Предопе­рационная оценка и необходимые рекомендации мо­гут быть даны по телефону. Предоставление пациен­ту письменных инструкций является важным момен­том работы медсестры в амбулаторном хирургичес­ком отделении. Проведенные исследования показа­ли, что использование печатных материалов в амбу­латорных отделениях (в стационарных) позволяет значительно повысить понимание пациентом прин­ципов течения предоперационного и послеопераци­онного периодов. В инструкциях должно быть указа­но, когда и куда приходить на операцию, какие огра­ничения приема воды и пищи необходимо соблюдать, какой тип одежды выбрать, какие лекарства принимать накануне, какие лабораторные анализы и результаты исследований принести с собой. Домой пациента должен сопровождать взрослый ответст­венный человек. Другим методом обучения пациента является использование видеозаписей. Во многих центрах пациенту во время предоперационного ви­зита предлагают посмотреть видеофильм с информа­цией о предстоящем вмешательстве или предостав­ляют видеокассеты для домашнего просмотра. Доку­ментация амбулаторных пациентов облегчается ис­пользованием специальных листков, в которых ука­зана структура обследования и подготовки пациента. В этих листах содержится важная информация. Такая форма информации позволяет избежать ошибок, иногда допускаемых пациентом из-за невниматель­ности или волнения перед операцией.

Общая тенденция к амбулаторной хирургии при­вела к сокращению сроков пребывания пациентов в клинике и при госпитальных операциях, появлению так называемых программ короткого пребывания. Программы короткого пребывания позволяют наблю­дать и лечить пациента в дополнительное время перед тем, как он сможет перейти в разряд амбулаторного пациента. Часто пациенты после операции находятся в палате наблюдения (промежуточной). Эти палаты созданы для удобного восстановления пациента после операции в течение короткого промежутка времени, как правило, менее 24 ч. Пациенты могут наблюдать­ся также в течение 23 ч в отделении общей хирургии, формально не будучи госпитализированными. Хирур­гия короткого пребывания часто используется для па­циентов, которым необходим квалифицированный послеоперационный уход или наблюдение перед тем, как они смогут возвратиться домой. Если после ко­роткого пребывания и наблюдения пациент не готов к выписке, он может быть госпитализирован в клинику для дальнейшего наблюдения и лечения. Программа короткого пребывания позволяет избежать некоторых осложнений, связанных с преждевременной выпис­кой пациентов после операции, а также сократить число ненужных госпитализаций и связанных с ними случаев отказа оплаты расходов третьей стороной.

Подготовка начинается после того, как решение о проведении операции принято. Период подготов­ки может занимать от нескольких недель до, как в случае экстренной операции, нескольких минут. В программу подготовки могут быть включены лабо­раторные исследования, диагностические тесты, рентгенография. Хотя все эти процедуры являются врачебными, подготовка к ним и координация раз­личных исследований обычно проводится медсест­рой. Наиболее часто проводимые лабораторные тес­ты представлены в табл. 7—2.
Таблица 7-2. Лабораторные тесты

Тест

Ситуации, в которых он показан

Гемоглобин/Гематокрит Количество лейкоцитов

Протромбиновое время/частичное тромбопластиновое время

Количество тромбоцитов

Электролиты


Глюкоза крови

Функция почек (мочевина крови, общий азот крови, креатинин)

Биохимический анализ
Тест на беременность
Общий анализ мочи

Электрокардиограмма (ЭКГ)


Обзорная рентгенограмма грудной клетки

Всем пациентам

При подозрении на инфекцию, после лучевой терапии, иммунодепрессантов, те­рапии стероидными препаратами. При увеличении селезенки, апластической анемии, болезнях соединительной ткани (коллагенозах)

При коагулопатии в анамнезе или подозрении на нее, проводимой или ожидае­мой антикоагуляционной терапии, кровотечении или анемии, тромбозах, болез­ни печени, нарушении кишечного всасывания или плохом питании, планируе­мой эпидуральной анестезии

При нарушении функции тромбоцитов в анамнезе, геморрагии или пурпуре, лей­кемии, увеличении селезенки, отторжении трансплантата, после лучевой или хи­миотерапии

При возрасте старше 60 лет, сахарном диабете, использовании диуретиков, арит­мии, заболевании почек, урологических процедурах, диареи или нарушении ки­шечного всасывания, других нарушениях баланса жидкости и электролитов

При сахарном диабете, гипогликемии

При протеинурии, урологических процедурах, выраженной артериальной гипер­тонии, заболевании почек

При возрасте более 60 лет, сахарном диабете, заболеваниях поджелудочной же­лезы, почек, печени, после лучевой или химиотерапии

Женщинам детородного возраста, за исключением случаев текущей менструации или хирургической стерилизации

Всем пациентам

Мужчинам старше 40 лет, женщинам старше 45 лет. При анамнестических указа­ниях на ишемическую болезнь сердца или подозрении на ее наличие

При возрасте более 60 лет, если пациент - курильщик, при указании на наличие в анамнезе или подозрении на заболевания легких или инфекцию дыхательных путей.




ПРЕДОПЕРАЦИОННАЯ КОМНАТА

В большинстве клиник и хирургических цент­рах существует предоперационная комната, рас­положенная рядом с операционной. В этой ком­нате пациент ожидает транспортировки в опера­ционную. Во многих учреждениях членам семьи разрешается находиться рядом с пациентом в пре­доперационной. Окончательные приготовления и последний просмотр истории болезни перед опе­рацией осуществляются здесь. Обычно для про­верки того, все ли приготовления были выполне­ны, используется специальный лист, похожий на тот, что представлен на рис. 7—1. Обычно пациент надевает чистый больничный халат и специаль­ную шапочку, закрывающую волосы. Хирург и анестезиолог могут зайти в предоперационную комнату, чтобы еще раз проверить необходимые данные или ответить на вопросы пациента. Если предоперационные препараты не были введены (если не была проведена премедикация), это мо­жет быть сделано здесь. Внутривенная инфузия может быть налажена в предоперационной комна­те. Для оценки реакции пациента на премедикацию за ним внимательно наблюдают. В предопера­ционной комнате всегда должна быть спокойная обстановка, позволяющая медсестре успокоить и ободрить пациента перед операцией.



ПРЕДОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Медсестра играет важную роль в предопераци­онном периоде. От того, как медсестра проведет. подготовку пациента, зависит его общее впечатле­ние о проведенном вмешательстве. Соответствую­щая подготовка, включающая оценку риска, обуче­ние пациента, будет способствовать гладкому тече­нию операции и восстановлению. Не существует шаблона предоперационной подготовки, каждый пациент требует индивидуального подхода. Задачей медсестры является выявление индивидуальных особенностей пациента и с их учетом планирова­ние и обеспечение ухода.

Переживания, связанные с операцией, и ее вос­приятие индивидуальны для каждого пациента. Хи­рургическое вмешательство представляет прямую и потенциальную угрозу организму, нарушает его нор­мальное функционирование. Пациент переживает личную травму и/или болезнь, ему приходится, хотя бы временно, менять свои привычки. Возможно на­рушение сна, приема пищи, возможности выпол­нять физические упражнения, общаться в коллекти­ве. При хирургическом вмешательстве все системы

организма подвергаются как физиологическому, так и психологическому стрессу. Хотя телесное и душев­ное состояния пациента здесь для ясности обсужда­ются отдельно, они неделимы. Понимание стресса возможно только при целостном подходе.



ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

НА ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Гомеостаз в здоровом организме поддерживает­ся комплексом ауторегуляторных механизмов. Операционный стресс инициирует эти ауторегуляторные механизмы, которые должны восстано­вить здоровье после большой травмы. При хирур­гическом вмешательстве активизируется нейроэндокринная система, действие которой направлено на сохранение энергии и восстановление повреж­дений. Метаболическая реакция на хирургичес­кий стресс, представленная в табл. 7—2, характе­ризуется выбросом катехоламинов, глюкокортикоидов, гормона роста, глюкагона и подавлением секреции инсулина. Действие всех этих гормонов активизирует катаболические реакции (табл. 7—3). Продолжительность и выраженность физиологи­ческих реакций определяются степенью операци­онной травмы, преморбидным состоянием паци­ента, наличием инфекции, принимаемыми препа­ратами, голоданием, анестезией, психологичес­ким состоянием пациента, а также различными индивидуальными факторами.



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

НА ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Страх, неудобство, иммобилизация, зависимое положение, нарушение жизненного уклада, связан­ные с операцией, приводят к сильной эмоциональ­ной реакции. Даже тот страх и тревога, которые счи­таются нормальными для операционного стресса, способны сыграть важную роль в процессе операции и последующем восстановлении. Основными стра­хами, связанными с хирургическим вмешательст­вом, являются следующие:

1. Потеря контроля над собой, прежде всего обусловленная анестезией. Пациенты могут беспокоиться по поводу своих поступков и сказанных слов под действием лекарственных препаратов. Будучи под наркозом, пациент и основные функции его организма, включая ды­хание и жизнеобеспечение, попадают под пол­ную зависимость от медицинской команды.

2. Часто встречается страх неизвестности, свя­занный с неуверенностью в исходе операции, а также обусловленный незнанием того, что предстоит пережить.





Рисунок 7-1 Пример предоперационного листа.
3. Страх анестезии может быть обусловлен бояз­нью введения в наркоз или выхода из него. Па­циент может бояться того, что он проснется во время операции или будет чувствовать боль, несмотря на наркоз. Эти ощущения часто свя­заны со страхом потери контроля над собой или со страхом неизвестности.

4. Часто встречается страх боли или возможного недостаточного послеоперационного обезбо­ливания.

5. Обоснованным является часто встречаю­щийся страх смерти. Несмотря на значи­тельный прогресс в хирургии и анестезиоло­гии, ни одна анестезия и ни одно хирургиче­ское вмешательство не являются абсолютно безопасными для всех пациентов. Однако многие пациенты, добираясь на машине до клиники или хирургического центра для проведения операции, рискуют больше по­гибнуть за это время в ДТП, чем во время са­мой операции.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница