Рабочая программа дисциплины дисциплина сд. Р «Клиническая иммунология»



Скачать 260.45 Kb.
Дата23.04.2016
Размер260.45 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ
Директор Института фундаментальной
биологии и биотехнологии

___________________/ Сапожников В.А./

«_____» _____________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина СД.Р.5. «Клиническая иммунология»
Укрупненная группа 020000 Естественные науки
Специальность 020208.65 Биохимия
Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Физико-химической биологии

Красноярск

2008

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 Естественные науки специальности 020208.65 Биохимия


Программу составил ________________профессор Cавченко А.А.

(фамилия, и. о., подпись)
Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А.

(фамилия, и. о., подпись)
«_____»_______________2008 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Физико-химической биологии»___________________________________________________

«______» _________________ 2008 г. протокол № _____________

Заведующая кафедрой ________________профессор Кратасюк В.А.



(фамилия, и. о., подпись)
Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 20___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

__________________________________________________________________


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 20__г. протокол № ________

Заведующая кафедрой ____________________профессор Кратасюк В.А.

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор _ИФБиБТ______________________Сапожников В.А.

(фамилия, и. о., подпись)

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Медицинская иммунология – наука о механизмах функционирования иммунной системы в норме и при различных патологических состояниях. Медицинская иммунология – молодой раздел медико-биологических наук, но уже первые результаты ее применения в профилактике и лечении открывают широкие перспективы. Курс «Клиническая иммунология» занимает важное место в медицинской подготовке студента специальности 020208.65 Биохимия как в плане теоретического понимания иммунологических и иммунопатологических процессов, так и в плане практического применения этих знаний в дальнейшей деятельности.

Рабочая программа дисциплины «Клиническая иммунология» включает новейшие научные данные об инфекционных, аллергических и аутоиммунных болезнях.

Цель дисциплины состоит в формировании и приобретении научных знаний по методам лабораторной диагностики, по этиологии, патогенезу, алгоритмам диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, профилактики и реабилитации иммунодефицитных, аутоиммунных и аллергических заболеваний.


1.2 Задачи изучения дисциплины

Выпускник по специальности 020208.65 - Биохимия в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен использовать общенаучные знания естественных наук, глубокие базовые теоретические и практические знания в области биологии; владеть базовыми общебиологическими методами получения и анализа лабораторной биологической информации, уметь обосновывать необходимость практического использования методов биологии, самостоятельно осуществлять сбор, обработку, интерпретацию биологической информации для решения научных и практических биологических задач.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) свободно владеть терминологией предмета;

2) анализировать и объяснять механизмы иммунного ответа в норме и при различных патологических состояниях;

3) использовать знания о нарушениях иммунной системы и факторах иммунной защиты в профессиональной деятельности;

4) иметь представления о причинах развития и патогенезе конкретных форм иммунопатологии, иммунодефицитных, аутоиммунных, аллергических и других болезней;

5) понимать значимость иммунопатологических нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципах их иммунокоррекции;

6) использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин.
1.3 Межпредметная связь

Медицинская иммунология – новый этап в учении о закономерностях и механизмах защитной реакции организма в норме и при патологии, возникший на основе синтеза достижений патологической физиологии, вирусологии, микробиологии, молекулярной биологии, биохимии и цитологии. Изучение предлагаемого курса невозможно без знакомства студентов с данными анатомии, гистологии, физиологии, экологии, патологии. Особое внимание обращается на разнообразие механизмов нарушения нормального функционирования иммунной системы, на последние достижения наук в лабораторной диагностики иммунных нарушений, а также на применение знаний медицинской иммунологии в практической деятельности человека, и, прежде всего, в медицине.


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

Часов


Семестр

9


Общая трудоемкость дисциплины

70

70

Аудиторные занятия:

30

30

лекции

20

20

практические занятия (ПЗ)

10

10

семинарские занятия (СЗ)







лабораторные работы (ЛР)







другие виды аудиторных занятий







промежуточный контроль







Самостоятельная работа:

40

40

изучение теоретического курса (ТО)

40

40

курсовой проект (работа):







расчетно-графические задания (РГЗ)







реферат







задачи







задания







другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Экзамен



3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Разделы дисциплины

Лекции

часов


ПЗ или СЗ

часов


ПК

часов


Самостоятельная работа часов

1

Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса

3 ч

1 ч




10 ч

2

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния

5 ч

3 ч




10 ч

3

Инфекции

6 ч

3 ч




10 ч

4

Аллергия и аутоиммунные заболевания

6 ч

3 ч




10 ч



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Раздел 1 – ауд. – 3 ч.

«Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса»

1-я неделя – 2-я неделя

Раздел 2 – ауд. – 5 ч.

«Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния»

3-я неделя – 6-я неделя

Раздел 3 – ауд. – 6 ч.

«Инфекции»

7-я неделя – 10-я неделя
Раздел 4 – ауд. – 6 ч.

«Аллергия и аутоиммунные заболевания»

11-я неделя – 16-я неделя
Лекции:

1. Понятия и задачи медицинской иммунологии. Иммунодиагностика – 2 ч / самост. – 5 ч;

2. Оценка иммунного статуса в клинике. Виды иммунного статуса – 2 ч / самост. – 5 ч;

3. Этиология и патогенез первичных иммунодефицитов – 4 ч / самост. – 6 ч;

4. Этиология и патогенез вторичных иммунодефицитов – 4 ч / самост. – 6 ч;

5. Патогенез, диагностика и основные клинические проявления бактериальных инфекций – 2 ч / самост.- 6 ч;

6. Патогенез, диагностика и основные клинические проявления вирусных инфекций – 2 ч / самост. – 6 ч.

7. Этиология и иммунопатогенез аллергических и аутоиммунных заболеваний – 2 ч / самост.- 6 ч.


1. Понятия и задачи медицинской иммунологии. Иммунодиагностика. Основные понятия медицинской иммунологии. Этапы развития медицинской иммунологии. Задачи медицинской иммунологии. Методы оценки фагоцитоза. Методы, характеризующие состояние клеточного и гуморального звена иммунной системы. Иммуноферментные, радиоиммунные, иммунофлуоресцентные методы выявления антигенов и антител.
2. Оценка иммунного статуса в клинике. Виды иммунного статуса. Иммунопатологический анамнез. Объективные признаки иммунопатологии. Иммунограмма, назначение, характеристика. Общий и местный иммунный статус. Популяционные и возрастные особенности иммунного статуса. Влияние факторов внешней среды на состояние иммунитета.
3. Этиология и патогенез первичных иммунодефицитов. Первичные (генетические, врожденные) иммунодефициты, распространенность. Причины, характеристика, классификация. Механизмы развития, диагностика. Основные принципы лечения первичных иммунодефицитов. Первичные дефициты гуморального звена иммунитета. Агаммаглобулинемия. Селективные дефицит IgA. Т-клеточные и комбинированные первичные иммунодефициты. Первичные иммунодефициты, ассоциированные с недостаточностью фагоцитоза. Синдром Джоба. Первичные дефициты системы комплемента.
4. Этиология и патогенез вторичных иммунодефицитов. Вторичные иммунодефициты. Этиология. Особенности иммунодефициты при инфекционных заболеваниях, травме. Диагностика. Принципы терапии.
5. Патогенез, диагностика и основные клинические проявления бактериальных инфекций. Основные понятия. Действие микроорганизмов на клетки и органы иммунной системы (иммунотропизм). Этиология и патогенез туберкулеза, Стафилококковые, стрептококковые, менингококковые и пневмококковые инфекции. Особенности иммунопатогенеза паразитарных инфекций.
6. Патогенез, диагностика и основные клинические проявления вирусных инфекций. ВИЧ-инфекция. Этиология. Эпидемиология. Патогенез и иммунопатогене СПИДа. Диагностика ВИЧ и СПИД на разных стадиях болезни. Лечение и профилактика СПИД. Перспективы создания анти-ВИЧ-вакцин. Цитомегаловирусная инфекция. Инфекция вирусом Эпштейн-Барр. Инфекция вирусами герпеса 6 и 7 типов. Вирусы Т-клеточных лейкозов человека. Эпидемиология. Патогенез и иммунопатогненез. Клиническая картина. Диагностика. Профилактика и лечение.
7. Этиология и иммунопатогенез аллергических и аутоиммунных заболеваний. Аллергические заболевания респираторного тракта. Классификация IgE-опосредованных заболеваний респираторного тракта. Аллергический ринит. Определение, этиология, патогенез, классификация, клиника. Диагностика и лечение. Бронхиальная астма. Определение, этиология, патогенез, классификация, клиника. Диагностика и лечение. Иммунопатогенез аутоиммунных заболеваний: инсулин-зависимый сахарный диабет, диффузный токсический зоб.

3.3 Практические занятия


п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий,

объем в часах



1

1 Предмет, проблемы и методы биологии развития - ауд. - 0.03 з.е. (1ч);

2. Предзародышевое развитие – ауд. – 0,03 з.е. (1ч) / самост. 0,3 з.е. (10ч);

3. Ранние стадии эмбрионального развития ауд. – 0,08 з.е. (3ч) / самост. – 0,2 з.е. (8ч);

4.Вопросы экспериментальной эмбриологии - ауд. – 0,03 з.е. (1ч) / самост. – 0,06 з.е. (2ч);

5.Органогенез и цитодифферинцировка - ауд. – 0.1 з.е. (4ч) / самост. – 0,3 з.е. (10ч);

6.Постэмбриональное развитие - ауд. – 0,1 з.е. (4ч) / самост.- 0,17 з.е. (6ч);
7.Репродуктивный цикл и внутриутробное развитие человека - ауд. – 0,06 з.е. (2ч) / самост.- 0,1 з.е. (4ч).

1


1,2

Работа с иммунограммой: оценка нормы и изменения при патологических состояниях. 1 ч

22


3,4

Первичные Т-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез. 1 ч

33

3,4

Первичные В-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез. 1 ч

44

5

Особенности иммунного статуса при бактериальных инфекциях. 1 ч

55

5

Этиология и патогенез бактериальных инфекций. 2 ч

66

6

Особенности иммунного статуса при вирусных инфекциях. 2 ч

77

7

Особенности иммунного статуса при аллергических и аутоиммунных заболеваниях. 2 ч


1. Работа с иммунограммой: оценка нормы и изменения при патологических состояниях. Теоретическая часть: Нормативы показателей, характеризующих состояние клеточного и гуморального звена иммунной системы. Практическая часть: Схемы и таблицы показателей иммунного статуса при патологических состояниях.

2. Первичные Т-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез. Теоретическая часть: Основные виды первичных Т-клеточных иммунодефицитов. Практическая часть: Схемы и таблицы, характеризующие состояние иммунного статуса при первичных Т-клеточных иммунодефицитах.

3. Первичные В-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез. Теоретическая часть: Основные виды первичных В-клеточных иммунодефицитов. Практическая часть: Схемы и таблицы, характеризующие состояние иммунного статуса при первичных В-клеточных иммунодефицитах.

4. Особенности иммунного статуса при бактериальных инфекциях. Теоретическая часть: Наиболее распространенные виды бактериальных инфекций. Практическая часть: схемы и таблицы, характеризующие состояние иммунного статуса при бактериальных инфекциях.

5. Этиология и патогенез бактериальных инфекций. Теоретическая часть: Механизмы нарушения состояния иммунного статуса при бактериальных инфекциях. Практическая часть: схемы и таблицы по особенностям иммунопатогенеза бактериальных инфекций.

6. Особенности иммунного статуса при вирусных инфекциях. Теоретическая часть: Наиболее распространенные виды вирусных инфекций. Практическая часть: схемы и таблицы, характеризующие состояние иммунного статуса при вирусных инфекциях.

7. Особенности иммунного статуса при аллергических и аутоиммунных заболеваниях. Теоретическая часть: Наиболее распространенные виды аллергических и аутоиммунных заболеваний. Практическая часть: схемы и таблицы, характеризующие состояние иммунного статуса при аллергических и аутоиммунных заболеваниях.
3.4 Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельное изучение теоретического материала включает разбор лекционного курса с использованием учебной и методической литературы, указанной в общем списке основной и дополнительной литературы по дисциплине. – 40 ч.


Таблица 3.5.

Самостоятельное изучение теоретического материала




п/п


Разделы

дисциплины



Самостоятельное изучение

теоретического материала по темам




Трудоемкость, час

1

2

3




1

Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса

Тема 1.1. Методы фракционирования клеток иммунной системы

Тема 1.2. Методы клинической лабораторной диагностики.



10 ч.

2

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния

Тема 2.1. Иммунопатогенез первичных иммунодефицитов.

Тема 2.2. Иммунопатогенез вторичных иммунодефицитов.



10 ч.

3

Инфекции

Тема 3.1. Этиология и патогенез ВИЧ-инфекции.

Тема 3.2. Клиника и патогенез герпетических инфекций.



10 ч.

4

Аллергия и аутоиммунные заболевания

Тема 4.1. Этиология и патогенез аллергических заболеваний.

Тема 4.2. Этиология и патогенез аутоиммунных заболеваний.




10 ч.


4 Учебно-методические материалы по дисциплине
Список основной литературы:

1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. - Москва : Медицина, 2000 . - 430 с. [20 экз.]

2. Галактионов В.Г. Иммунология: учебник для студентов вузов по направлению 510600 "Биология" и биологическим специальностям. - Москва : Academia (Академия), 2004 . - 523 с. [25 экз.]

3. Клиническая иммунология и аллергология / Андрей Михайлович Земсков и Владимир Михайлович Земсков ; под ред. Александр Викторович Караулов . - Москва : Медицинское информационное агентство, 2002 . - 650 с. [3 экз.]

4. Галактионов В.Г. Эволюционная иммунология: учебное пособие для вузов по направлению 510600 "Биология" и специальностям 011600 "Биология" и 012000 "Физиология" : рекомендовано Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию. - Москва : Академкнига, 2005 . - 407 с. [5 экз.]

Список дополнительной литературы:


  1. Паттерсон Р. Аллергические болезни. М., 2000. – 580 с.

  2. Игнатов П. Е. Иммунитет и инфекция.-М.: Время, 2002. – 352 с.

  3. Иммунологические методы /Под редакцией Г. Фримеля, Пер. с нем. — М.: Медицина, 1987.- 472 с.

  4. Кишкун А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 800 с.

  5. 3. Кульберг А.Я. Молекулярная иммунология. - Москва : Высшая школа, 1985 . - 287 с. [7 экз.]

  6. Соколов Е.И. Клиническая иммунология. Руководство для врачей. М., 1998.- 325 с.

  7. Мирошник О.А., Редькин Ю.В. Иммуномодуляторы в России. – Омск: Омская областная типография, 2006.- 432 с.

  8. Система цитокинов /Под ред. В.А.Козлова, С.В.Сенникова. - Новосибирск: Наука, 2004.- 324 с.

  9. Хаитов Р.М. Клиническая аллергология. – М.: «МЕД-пресс-информ», 2002. – 624 с.

Информационные ресурсы


http://www.aids.ru/

http://medbiol.ru/

http://www.who.int/ru/

http://meduniver.com/Medical/Microbiology/6.html

http://www.medicum.nnov.ru/doctor/library/immunology/Lolor/index.php

http://humbio.ru/Humbio/01122001/canc_sv/00014b2c.htm

http://immunologia.ru/

http://www.immunoanaliz.ru/

http://immunology.agava.ru/

http://immuno.health-ua.com/

http://www.raaci.ru/

http://www.immunologylink.com/

http://www.immunology.edu.ru/

http://www.biology.arizona.edu/immunology/immunology.html

http://www.immunology.org/

http://www.immunology.klimov.tom.ru/Demo_ru/Index.html

http://www.mcb.harvard.edu/BioLinks/immunology.html

http://pathmicro.med.sc.edu/book/immunol-sta.htm

http://www.keratin.com/am/

http://bcs.whfreeman.com/immunology5e/default.asp?s=&n=&i=&v=&o=&ns=0&t=&uid=0&rau=0

http://immune.uchc.edu/

http://www.immunology.utoronto.ca/Page223.aspx

http://www.biomedcentral.com/bmcimmunol/

http://www.cehs.siu.edu/fix/medmicro/genimm.htm

http://www.whfreeman.com/Catalog/static/whf/kuby/

http://www.immunologyclinic.com/

http://www.clinimmsoc.org/

http://www.bsaci.org/

http://www.allergy.org.au/

http://www.eaaci.net/index.php

http://www.microbiologybytes.com/iandi/ClinicalI.html

http://medicine.yale.edu/intmed/allergy/index.aspx

http://www.medscape.com/allergy-immunology
4.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
1. Таблицы.

2. Схемы.


4.3. Контрольно-измерительные материалы
1. тестовые задания для промежуточного и итогового контроля;

2. вопросы к зачету;



3. контрольные вопросы по каждой теме.
Перечень примерных контрольных вопросов к экзамену по курсу «Клиническая иммунология»

  1. Предмет "Клиническая иммунология". Задачи клинической иммунологии.

  2. Область клинического применения иммунологии. Понятие иммунного статуса человека.

  3. Этапы оценки иммунного статуса.

  4. Методы клинико-иммунологической диагностики.

  5. Оценка фагоцитоза. Определение адгезии фагоцитов.

  6. Оценка фагоцитоза. Определение движения фагоцитов.

  7. Оценка фагоцитоза. Определение стадии поглощения.

  8. Оценка фагоцитоза. Определение стадии дегрануляции.

  9. Оценка фагоцитоза. Определение стадии киллинга и расщепления.

  10. Оценка фагоцитоза. Определение образования активных форм кислорода.

  11. Оценка клеточного иммунитета. Кожные пробы.

  12. Оценка клеточного иммунитета. Определение пролиферативного ответа лимфоцитов.

  13. Оценка клеточного иммунитета. Определение субпопуляций лимфоцитов.

  14. Оценка клеточного иммунитета. Определение гормонов тимуса и уровня цитокинов.

  15. Оценка гуморального иммунитета. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини.

  16. Оценка гуморального иммунитета. Методы определения ЦИК.

  17. Оценка гуморального иммунитета. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови турбидиметрическим и нефелометрическим методами.

  18. Иммуноферментные методы анализа.

  19. Первичные В-иммунодефициты. Первичная дисгаммаглобулинемия.

  20. Первичные В-иммунодефициты. Спорадическая врожденная гипогаммаглобулинемия.

  21. Первичные В-иммунодефициты. Болезнь Брутона.

  22. Первичные В-иммунодефициты. Синдром Блума.

  23. Первичные Т-иммунодефициты. Синдром Ди Джорджи.

  24. Первичные Т-иммунодефициты. Периодическая лимфопения.

  25. Первичные Т-иммунодефициты. Алимфоцитоз.

  26. Комбинированные иммунодефициты. Швейцарский тип иммунодефицита.

  27. Комбинированные иммунодефициты. Атаксия-телеангиэктазия (синдром Луи-Барр).

  28. Комбинированные иммунодефициты. Лимфоангиэктазия кишечника.

  29. Понятие вторичных иммунодефицитов. Клинические проявления вторичных иммунодефицитов.

  30. Понятие вторичных иммунодефицитов. Стресс как причина развития вторичных иммунодефицитов.

  31. Понятие вторичных иммунодефицитов. Нарушение питания как причина развития вторичных иммунодефицитов.

  32. Понятие вторичных иммунодефицитов. Роль лекарственных средств в развитии вторичных иммунодефицитов.

  33. Понятие вторичных иммунодефицитов. Инфекции как причина развития вторичных иммунодефицитов.

  34. Понятие вторичных иммунодефицитов. Физические воздействия как причина развития вторичных иммунодефицитов.

  35. Понятие вторичных иммунодефицитов. Экзогенная и эндогенная интоксикация как причина развития иммунодефицитов.

  36. Герпес-вирусные инфекции. Эпидемиология. Классификация герпес-вирусов.

  37. Заболевания, вызываемые вирусами простого герпеса. Клиника-иммунологическая характеристика.

  38. Заболевания, вызываемые вирусом герпеса человека 3. Клинико-иммунологическая характеристика.

  39. Заболевания, вызываемые вирусом герпеса человека 4. Клинико-иммунологическая характеристика.

  40. Цитомегаловирусная инфекция. Клинико-иммунологическая характеристика.

  41. ВИЧ-инфекция. Эпидемиология. Характеристика вируса иммунодефицита человека.

  42. ВИЧ-инфекция. Гипотезы появления ВИЧ-инфекции.

  43. СПИД. Клинико-иммунологическая характеристика. СПИД-ассоциированные заболевания.

  44. СПИД. Механизмы передачи. Профилактика. Лечение.

  45. Патогенез истинные аллергий.

  46. Этиология и патогенез псевдоаллергических состояний.

  47. Общие механизмы развития аутоиммунных заболеваний.

  48. Этиология и патогенез диффузного токсического зоба.

Приложение А

ГРАФИК
учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Клиническая иммунология»

специальности 020208.65 Биохимия, ИФБиБТ, 5 курса на _9_семестр 2008/2009 уч. год




п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Клиническая иммунология

9

30

Лекции – 20

экзамен

40

ТО – 40

ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО

Практические – 10










ВПЗ1




ВПЗ2




ВПЗ3




ВПЗ4










ВПЗ5




ВПЗ6




ВПЗ7





































ПК
















































































































































Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине, ПЗ – практическое занятие, ВПЗ – выполнение практического занятияю
Заведующая кафедрой____________________ профессор Кратасюк В.А.
Директор института______________________Сапожников В.А.
«_______» _______________________ 2008 г
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница