Рабочая программа по дисциплине Клиническая фармакология для специальности



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения

Российской Федерации»




Рабочая программа

по дисциплине

Клиническая фармакология

для специальности

Медико-профилактическое дело


- -



«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор, д-р пед. наук, профессор __________________________ В.Б. Мандриков

«____»____________2013 г.





Рабочая программа дисциплины

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

(дисциплина по выбору)


Для специальности: 060105 «Медико-профилактическое дело»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Факультет: медико-профилактический

Кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ

Курс - III

Семестр - VI

Форма обучения - очная

Лекции - 10 (20 часов)

Практические занятия - 13 (52 часа)

Самостоятельная внеаудиторная работа – 36 часов

Экзамен – нет

Зачёт – VI семестр

Всего – 108 часов (3 ЗЕТ)

Волгоград, 2013

При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Клиническая фармакология» в основу положены:
1) ФГОС ВПО по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело» утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» августа 2010г. Приказ №847
2) Учебный план по специальности 060205 «Медико-профилактическое дело» утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО « ВолгГМУ Минздравсоцразвития России»

«____»_______________2012г., Протокол № ____


3) Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ от «___» ___________2013г. Протокол № ____
Заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, Клинической аллергологии ФУВ, Академик РАМН,

д.м.н., профессор __________________________ Петров В.И.

4) Рабочая программа учебной дисциплины «Клиническая фармакология» одобрена Ученым Советом лечебного факультета от «_____» ____________2013 г. Протокол № _____


Председатель УМК, декан лечебного

Факультета, д.м.н., профессор ___________________________ Клаучек С.В.
Разработчики: Заведующий кафедрой клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, Академик РАМН, д.м.н., профессор В.И. Петров

Профессор кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, д. м. н. Н. В. Рогова.

Ассистент кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, к. м. н. А.Ю. Рязанова.
Внешняя рецензия дана профессором кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней МГМУ им. И. М. Сеченова, д. м. н. Д. А. Сычевым. « ___ » ____________ 2013 г. (прилагается)
Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой ___________________________ Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 2013 года


Председатель ЦМС

д-р пед. наук, профессор _______________________ Мандриков В.Б.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 «Медико-профилактическое дело», с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 «Медико-профилактическое дело» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г.).



  1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является

- обучить студента выбору эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств (ЛС) для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР) с использованием положений доказательной медицины (ДМ), позволяющего выпускнику успешно работать по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранению и улучшению его здоровья и осуществлению надзора в области защиты прав потребителей.



Задачами освоения дисциплины являются:

- освоение студентами основных вопросов общей и частной клинической фармакологии на основе современных достижений в области фундаментальной и клинической медицины с позиций доказательной медицины;

- формирование у студентов знаний и умений в области назначения и рационального применения ЛС, которые являются необходимыми для проведения мероприятий по профилактике заболеваний населения; организации проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе; оказания медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения

- изучение студентами ФК и ФД основных групп ЛС, применяющихся с целью профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных и социально значимых заболеваний человека, при реабилитации больных;

- изучение взаимодействия ЛС и нежелательных лекарственных реакций на организм, показаний и противопоказаний к применению ЛС;

- обучение студентов на основе полученных знаний осуществлять индивидуализированную, контролируемую, безопасную и эффективную фармакотерапию, организовывать работу с медикаментозными средствами и соблюдать правила их хранения;

- ознакомление студентов с мероприятиями по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, осуществлением контроля над соблюдением и обеспечением экологической безопасности;

- формирование умений, необходимых для решения отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в области клинической фармакологии с использованием знаний основных требований информационной безопасности;

- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками.


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина Клиническая фармакология для студентов медико-профилактического факультета относиться к вариативной части профессионального цикла С.3 и является дисциплиной по выбору.


2.1. Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины:
Для успешного освоения дисциплины Клиническая фармакология

Студент должен иметь представление о:

- этиологии, патогенезе и принципах терапии наиболее часто встречающихся заболеваний;

- основных симптомах и синдромах заболеваний внутренних органов и механизмах их возникновения;

Студент должен знать:

- основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;

- порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

- строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения;

- роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

- классификацию и основные характеристики ЛС, ФД и ФК, показания и противопоказания к применению ЛС, побочные эффекты;

- общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей ЛС;

- законы генетики, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

- классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов;

- гистофункциональные особенности тканевых элементов;

- анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

- функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики;

Студент должен уметь:

- самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей;

- прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;

- использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности;

- пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности;

- оценивать параметры деятельности систем организма;

- выявлять факторы риска основных заболеваний человека;

- анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

- анализировать действие ЛС по совокупности их фармакологических свойств;

- оценивать возможность использования лекарственных средств при проведении фармакотерапии;

- самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой;

- делать обобщающие выводы



Студент должен владеть:

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

- принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

- навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;

- навыками информирования пациентов различных возрастных групп в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";

- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.


2.2. Перечень дисциплин (с указанием разделов дисциплин) и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:
Изучение «Клинической фармакологии» должно базироваться на знании студентом следующих разделов:
1. Латинский язык

- Знать основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке, владеть навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.


2. Философия, биоэтика

- Знать взаимоотношения "врач-пациент" и "врач-среда, морально-этические нормы; правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача; основные этические документы отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

- Владеть принципами врачебной деонтологии и медицинской этики, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.
3. Фармакология

- Знать классификацию и основные характеристики ЛС, ФД и ФК, показания и противопоказания к применению ЛС, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей ЛС;

- Уметь анализировать действие ЛС по совокупности их фармакологических свойств; оценивать возможность использования лекарственных средств для терапии.
4. Микробиология, вирусология и иммунология

- Знать классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, знать структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики.


5. Нормальная и патологическая физиология

-Знать функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах;

- Уметь оценивать параметры деятельности систем организма.
2.3. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинам:
1. Внутренние болезни

Знать:


- Виды и этапы фармакотерапии, методологию сбора аллергологического и фармакологического анамнеза.

- Принципы расчета и выбора доз лекарственных средств, факторы, влияющие на выведение лекарственных средств.

- Виды фармакологических эффектов, понятие о терапевтическом диапазоне, терапевтическом лекарственном мониторинге.

- Виды и уровни межлекарственного взаимодействия, взаимодействия лекарственных средств с пищей, алкоголем, компонентами табачного дыма, фитопрепаратами, факторы риска взаимодействия лекарственных средств.

- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики основных групп лекарственных средств, использующихся для лечения внутренних болезней.

- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств у пациентов пожилого и старческого возраста, у пациентов пожилого и старческого возраста.

Уметь:

- Выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствие с эпидемиологической обстановкой или клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими лекарственными средствами, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма (беременность и лактации);



- Выбирать дозы лекарственных средств в соответствии с результатами терапевтического лекарственного мониторинга и фармакогенетических исследований;

- Рассчитывать дозы лекарственных средств для пациентов с хронической почечной недостаточностью, нарушениями функции печени, пожилого и старческого возраста, детей;

- Рассчитывать нагрузочную и поддерживающую дозу лекарственного средства по показаниям;

- Разъяснять пациенту правила применения лекарственных средств.

- Проводить контроль эффективности и безопасности применении назначенных лекарственных средств;

- Проводить профилактику, диагностику и коррекцию нежелательных лекарственных реакций, заполнять документы по уведомлению о развитии нежелательных лекарственных реакций;

- Проводить диагностику и лечение передозировки лекарственными средствами.

Владеть:


- Навыками использования источников клинико-фармакологической информации: Федеральным руководством по использованию ЛС (формулярной системой), справочниками, электронными базами данных, Интернет-ресурсами.

- Навыками проведения мероприятий, повышающих приверженность больного медикаментозному лечению.

- Навыками заполнения официальных документов по уведомлению уполномоченных органов о развитии нежелательных лекарственных реакций.

- Навыками разработки программ контроля эффективности лекарственных средств с учетом их фармакологических эффектов.

- Навыками принципы разработки рекомендаций пациентам, посвященным правилам применения лекарственных средств.
2. Профессиональные болезни.

Знать:


- Понятие о нежелательных лекарственных реакциях, их классификация, факторы риска развития нежелательных лекарственных реакций, принципы профилактики, диагностики и коррекции нежелательных лекарственных реакций, правила оповещения органов надзора за лекарственными средствами о возникновения нежелательных лекарственных реакций, принципы диагностики и лечения передозировки лекарственными средствами.

- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики основных групп лекарственных средств, использующихся для лечения профессиональных болезней.

Уметь:

- Выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствие с эпидемиологической обстановкой или клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими лекарственными средствами, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма (беременность и лактации);



- Выбирать дозы лекарственных средств в соответствии с результатами терапевтического лекарственного мониторинга и фармакогенетических исследований;

- Рассчитывать дозы лекарственных средств для пациентов с хронической почечной недостаточностью, нарушениями функции печени, пожилого и старческого возраста, детей;

- Рассчитывать нагрузочную и поддерживающую дозу лекарственного средства по показаниям;

- Разъяснять пациенту правила применения лекарственных средств.

- Проводить контроль эффективности и безопасности применении назначенных лекарственных средств;

- Проводить профилактику, диагностику и коррекцию нежелательных лекарственных реакций, заполнять документы по уведомлению о развитии нежелательных лекарственных реакций;

- Проводить диагностику и лечение передозировки лекарственными средствами.
3. Реаниматология, интенсивная терапия.

Знать:


- Понятие о нежелательных лекарственных реакциях, их классификация, факторы риска развития нежелательных лекарственных реакций, принципы профилактики, диагностики и коррекции нежелательных лекарственных реакций, правила оповещения органов надзора за лекарственными средствами о возникновения нежелательных лекарственных реакций, принципы диагностики и лечения передозировки лекарственными средствами.

- Методы определения лекарственных средств в биологических жидкостях.

- Принципы расчета и выбора доз лекарственных средств, факторы, влияющие на выведение лекарственных средств.

- Виды фармакологических эффектов, понятие о терапевтическом диапазоне, терапевтическом лекарственном мониторинге.

- Виды и уровни межлекарственного взаимодействия, взаимодействия лекарственных средств с пищей, алкоголем, компонентами табачного дыма, фитопрепаратами, факторы риска взаимодействия лекарственных средств.

- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики основных групп лекарственных средств, использующихся в реанимации и интенсивной терапии.

Уметь:

- Выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствие с эпидемиологической обстановкой или клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими лекарственными средствами, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма;



- Выбирать дозы лекарственных средств в соответствии с результатами терапевтического лекарственного мониторинга и фармакогенетических исследований;

- Рассчитывать дозы лекарственных средств для пациентов с хронической почечной недостаточностью, нарушениями функции печени, пожилого и старческого возраста, детей;

- Рассчитывать нагрузочную и поддерживающую дозу лекарственного средства по показаниям;

- Разъяснять пациенту правила применения лекарственных средств.

- Проводить контроль эффективности и безопасности применении назначенных лекарственных средств;

- Проводить профилактику, диагностику и коррекцию нежелательных лекарственных реакций, заполнять документы по уведомлению о развитии нежелательных лекарственных реакций;

- Проводить диагностику и лечение передозировки лекарственными средствами.
4. Инфекционные болезни

Знать


- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики антимикробных препаратов, принципы расчета доз, особенности фармакотерапии антимикробными препаратами.

Уметь:


- Выбирать эффективные, безопасные и доступные лекарственные средства в соответствие с эпидемиологической обстановкой или клиническим диагнозом, с учетом их фармакокинетики, фармакодинамики, взаимодействий с другими лекарственными средствами, индивидуальной чувствительности, сопутствующих заболеваний, функционального состояния организма.
3. Общая трудоемкость дисциплины составляет

3,0 зачетных единиц, 108 академических часов.




Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:




Лекции (Л)

20

Практические занятия (ПЗ)

52

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:




Учебно-исследовательская работа студента (УИРС)

22

Подготовка к занятиям (ПЗ)

12

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

1

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

Общая трудоемкость часы

108

3

зачетные единицы

4. Результаты обучения
Преподавание Клинической фармакологии направлено на формирование у студента следующих компетенций:


п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

Общекультурные компетенции (ОК)



ОК-1

способность к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности





+




Собеседование по ситуационным задачам



ОК-2

владение письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, знание одного иностранного языка как средства делового общения, умение вести дискуссии и полемики, способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания




+

+

Подготовка доклада, беседа



ОК-3

способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности




+

+

Ролевая игра



ОК-4

способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией




+




Ролевая игра, Собеседование по ситуационным задачам



ОК-5

готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий, приумножению отечественного и мирового культурного наследия, владением понятийным аппаратом, знанием истории цивилизации, психологии культурных архетипов




+




Собеседова-ние по ситуационным задачам



ОК-6

способность и готовность к пониманию роли искусства в человеческой жизнедеятельности, значения и роли религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества, к развитию художественного восприятия, к эстетическому развитию и самосовершенствованию




+




Собеседова-ние по ситуационным задачам



ОК-7

владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу




+

+

Собеседова-ние по ситуационным задачам



ОК-8

готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации




+




Собеседова-ние по ситуационным задачам

Профессиональные компетенции (ПК)



ПК-3

способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий







+

Индивиду-альные домашние задания, тестирование, ролевая игра и др.



ПК-5

владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач







+

Индивиду-альные домашние задания



ПК-23

способность и готовность к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач







+

УИРС, собеседование по ситуацион-ным задачам



ПК-25

способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками







+

Собеседова-ние по ситуацион-ным задачам, ролевая игра

  1. П

ПК-33

способность и готовность к интерпретации результатов гигиенических ис-следований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику







+

Собеседова-ние по ситуацион-ным задачам



ПК-36

способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения







+

Тестирова-ние пись-менное или компьютер-ное

Каталог: uploads -> files -> 2013-4
2013-4 -> Методические рекомендации практических занятий для студентов лечебного факультета 4 курса 8 семестр
2013-4 -> Учебно-методическое пособие по фармацевтической химии для студентов III курса фармацевтического факультета
2013-4 -> Учебно-методическое пособие для студентов, интернов и клинических ординаторов Волгоград 2013
2013-4 -> Методические рекомендации практических занятий для студентов стоматологического факультета
2013-4 -> Методические рекомендации практических занятий для студентов педиатрического


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница