Рабочая учебная программа по дисциплине: «Офтальмология» По направлению подготовки: 060201 Стоматология



Скачать 146.83 Kb.
страница1/3
Дата29.04.2016
Размер146.83 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: «Офтальмология»

По направлению подготовки: 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)

Курс: 4-ый

Вид промежуточной аттестации: зачет

Кафедры: офтальмологии

Трудоемкость дисциплины: 72час. (2зачет.ед.)

Архангельск, 2013


1.Цель и задачи.

Цель вузовского профессионального образования врача-стоматолога по дисциплине «офтальмология» - подготовка квалифицированного врача-стоматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной, скорой, в том числе специализированной медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Задачи :

1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определение видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.

2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения будущего врача с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях работы.

3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической, лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.

4. Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов.

Содержание образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по офтальмологии.

Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модули); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

-учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса,

-клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-стоматолога по специальности «офтальмология» обязательным является определение базисных знаний обучающихся. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом могут использоваться различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, Теоретическая подготовка предусматривает обязательное участие в практических и семинарских занятиях, а также самостоятельное изучение литературы по программе вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология»; написание рефератов (используя для этого специальную медицинскую литературу).

По окончании обучения в интернатуре проводится зачет, цель которого – выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы по специальности «офтальмология».

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Офтальмология» изучается в восьмом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060201 Стоматология.

В состав дисциплины «офтальмология» входят 7 учебных модулей:

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык) ;

- в цикле естественно-научных, медико-биологических дисциплин

( физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);

- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, хирургия, травматология, нейрохирургия, эндокринология, неврология, медицинская генетика).



3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета

Будущий врач должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.


Общекультурные компетенции характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществления воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).



Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

-способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (ПК-22);

-способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23);
в лечебной деятельности:

-способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27);

-способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28);

в профилактической деятельности:

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин ПК-11);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам ПК-12);

в организационно-управленческой деятельности:

-способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций (ПК-45)



Перечень знаний, умений и владений.

Студент-стоматолог должен знать:

- Нормативно-правовую базу оказания специализированной офтальмологической медицинской помощи детям, подросткам и взрослому населению.

- Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора в различные возрастные периоды.

- Биологические и средовые факторы, формирующие здоровье глаз.

- Принципы профилактики глазных заболеваний в различные возрастные периоды жизни, при различной сопутствующей патологии.

-Этиологию, патогенез и особенности течения острых и хронических заболеваний орбиты, глаза и его придатков.

- Принципы дифференциальной диагностики глазной патологии.

- Методы клинической, функциональной и лабораторной диагностики, применяемые в офтальмологии.

- Основные принципы медикаментозного лечения глазных болезней.

- Принципы хирургической помощи при патологии глаза, его придатков и орбиты.

- Принципы реабилитационного лечения в офтальмологии

- Основы медико-социальной реабилитации слепых и слабовидящих



Студент-стоматолог должен уметь:

- Организовать работу по профилактике глазной патологии в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях

- Организовать мероприятия, направленные на устранение причин и условий возникновения острых инфекционных заболеваний органа зрения

- Организовать работу по профилактике глазного травматизма среди различных профессиональных и возрастных групп населения.




Студент-стоматолог должен владеть:

- Методикой наружного осмотра, осмотра окружающих глаз тканей. Иммобилизация (фиксация) детей при осмотре их глаз.

- Методиками исследования слезных органов и слезоотводящих путей, промыванием слезных путей.

- Методикой осмотра конъюнктивы верхнего и нижнего века и сводов, выворота век.

- Методиками осмотра переднего отрезка глаза методом бокового освещения.

- Методика осмотра прозрачности сред глаза в проодящем свете.

- Методиками осмотра глазного дна (офтальмоскопия прямая и обратная. офтальмоскопия в бескрасном свете, офтальмохромоскопия).

- Методикой биомикроскопии различных отделов глаза.

- Методиками определения чувствительности роговицы.

- Методиками исследование реакции зрачка на свет.

- Методиками исследование остроты зрения.

- Методиками периметрии и кампиметрии.

- Методиками исследование цветового зрения.

- Методиками рефрактометрии.

- Методиками коррекциии аметропии, анизометропии, астигматизма, пресбиопии.

- Методиками определение первичного и вторичного угла косоглазия.

- Методиками экзофтальмометрии.

- Методиками закапывания капель,закладывания мази за веки,массажа век.

- Методиками оказания медицинской помощи при неотложных состояниях
Перечень практических навыков студента стоматолога по офтальмологии.

Студент-стоматолог по офтальмологии должен владеть следующими практическими навыками:









1

Метод наружного осмотра

2

Выворот верхнего века

3

Метод бокового освещения

4

Метод осмотра в проходящем свете

5

Офтальмоскопия (прямая и обратная) с помощью зеркального, электрического и бинокулярного налобного офтальмоскопов

6

Биомикроскопия

7

Определение чувствительности роговицы

8

Исследование реакции зрачков на свет

9

Исследование цветоощущения

10

Периметрия

11

Кампиметрия

12

Субъективный метод определения рефракции

13

Подбор очков при миопии, гиперметропии, пресбиопии, астигматизме

14

Скиаскопия

15

Определение угла косоглазия

16

Определение характера зрения

17

Экзофтальмометрия

18

Инстилляции капель, закладывание мазей

19

Наложение монокулярных и бинокулярных повязок


4.Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.



Виды учебной работы

Трудоемкость

(час)


Аудиторные занятия:

47час.

Лекции

12 часов

Практические занятия

35часов

Самостоятельная работа

25 часов

Общая трудоемкость

72час.

Форма итогового контроля – зачет.



5.Содержание дисциплины:

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета.

  1. Содержание рабочей программы дисциплин (модулей)

Индекс

Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д.

1.

Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительных функций, методы исследования органа зрения и функций зрительного анализатора у лиц различного возраста

.2.

Клиническая рефракция, аккомодация, оптическая коррекция зрения. Бинокулярное зрение, патология глазодвигательного аппарата.

3.

Заболевания защитного аппарата глаза (век, конъюнктивы, слезных органов, орбиты, склеры) у лиц различного возраста

4.

Заболевания оптического аппарата глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) у лиц различного возраста

5.

Заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей, корковых отделов зрительного анализатора у лиц различного возраста

6.

Патология сосудистого тракта глаза у лиц различного возраста

7.

Нарушения регуляции внутриглазного давления. Типы глауком у детей и взрослых. Повреждения органа зрения, профессиональные повреждения и заболевания, глазное протезирование



Индекс


Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д.




Раздел «Офтальмология»

1.

Модуль 1. Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительных функций, методы исследования органа зрения и функций зрительного анализатора у лиц различного возраста

1.1.

Развитие органа зрения

1.2.

Особенности постнатального развития вспомогательных органов глаза и глазницы

1.3.

Нормальная анатомия и гистология органа зрения

1.4.

Зрительный нерв

1.5.

Физиология зрения, зрительные функции и методы их исследования




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,5,6,10,11,18,27,28,29


2.

Модуль 2. Клиническая рефракция, аккомодация, оптическая коррекция зрения. Бинокулярное зрение, патология глазодвигательного аппарата.

2.1.

Оптическая система глаза

2.2.

Астигматизм, сопутствующий эмметропии, гиперметропии и миопии

2.3

Методы устранения дефектов зрения и лечение при аметропиях

2.4.

Физиология и патология бинокулярного зрения.

2.5.

Общая характеристика и клиническая классификация содружественного косоглазияя

2.6.

Классификация бинокулярных функций по фузионной способности (при исследовании на синоптофоре)

2.7.

Дифференциальный диагноз содружественного косоглазияя

2.8.

Паралитическое косоглазие

2.9.

Оптическая коррекция аметропий при содружественном косоглазии

2.10.

Современные методы и этапы лечения содружественного косоглазия и их клиническая оценкА

2.11.

Профилактика содружественного косоглазияя




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,12,13,15,16,18,21


3.

Модуль 3. Заболевания защитного аппарата глаза (век, конъюнктивы, слезных органов, орбиты, склеры) у лиц различного возраста

3.1.

Заболевания век

3.2.

Заболевания конъюнктивы

3.3.

Заболевания слезных органов

3.4.

Заболевания орбиты

3.5.

Заболевания склеры




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,4,8,9,12,18,27


4.

Модуль 4. Заболевания оптического аппарата глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) у лиц различного возраста

4.1.

Воспалительные заболевания роговицы – кератиты

4.2.

Классификация кератитов

.4.3.

Дистрофии роговицы

4.4.

Хирургическое лечение заболеваний роговицы

4.5.

МСЭ и реабилитация при заболеваниях роговицы

4.6.

Аномалии развития хрусталикА

4.7.

Катаракта

4.8.

Лечение катаракты

4.9.

МСЭ и реабилитация при патологии хрусталикА

4.10.

Патология стекловидного тела

4.11.

Лечение патологических изменений стекловидного тела

4.12.

МСЭ и реабилитация при патологии стекловидного тела




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная:: 1,2,8,9,18,20,27


5.

Модуль 5. Заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей, корковых отделов зрительного анализатора у лиц различного возраста

5.1.

Сосудистые заболевания сетчатки

5.2.

Острые нарушения кровообращения сетчатки

5.3

Хронические нарушения кровообращения сетчатки

5.4.

МСЭ и реабилитация при сосудистых заболеваниях сетчатки

5.5

Воспалительные заболевания сетчатки

5.6

Отслойка сетчатки

5.7.

Токсические поражения зрительного нерва

5.8.

Метилалкогольная интоксикация

5.9.

Алкогольно-табачная интоксикация

5.10.

Сосудистые поражения зрительного нерва (ишемические оптиче ские нейропатии)

5.11.

Застойный диск зрительного нерва

5.12.

Атрофии зрительного нерва

5.13.

МСЭ и реабилитации при патологии зрительного нерва




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная:1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная:: 1,2,4,7,8,9,11,14,24,31,32


.6.

Модуль 6. Патология сосудистой оболочки глаза у лиц различного возраста

6.1.

Увеиты

6.2.

Общие принципы терапии увеитов

6.3.

МСЭ и реабилитация при увеитах

6.4.

Дистрофии сосудистой оболочки




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7



Б. Дополнительная:: 1,3,4,9,12,18,22

7.

Модуль 7. Нарушения регуляции внутриглазного давления. Типы глауком у детей и взрослых. Повреждения органа зрения, профессиональные повреждения и заболевания, глазное протезирование.

7.1.

Зрительный нерв в норме и при глаукоме

7.2.

Методы исследования при глаукоме

7.3.

Патофизиологические механизмы гипертензии

7.4.

Врожденная и детская глаукомА

7.5.

Первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ)

7.6.

Первичная закрытоугольная глаукома (ПЗУГ)

7.7.

Вторичная глаукомА

7.8.

Ранняя диагностика глаукомы. Диспансеризация больных глаукомой.

7.9.

Профилактические осмотры

7.10.

Лечение глаукомы

7.11.

МСЭ и реабилитации больных глаукомой

7.12.

Гипертензия глаза

7.13

Повреждения вспомогательных органов глаза и глазницы

7.14

Осложнения и последствия прободных ранений

7.15

Контузии глазного яблока

7.16

Ожоги глаз

7.17

Лечебная тактика

7.18

Прочие повреждения органа зрения

7.19

Диспансеризация после повреждения органа зрения. Профилактика производственных, бытовых, детских и спортивных травм органа зрения

7.20

МСЭ и реабилитация при повреждении органа зрения

7.21

Глазное протезирование

7.22

Показания к энуклеации и подготовка конъюнктивальной полости к протезированию

7.23

Реконструктивные операции при деформациях конъюнктивальной полости и орбиты




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная: 4,8,9,12,15,18,23,24,27,30



1 МОДУЛЬ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»

Лекции


1 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


Тестирование

Самостоятельная работа


3 час.

Всего часов

9


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Тема 1. Развитие органа зрения

  • Три отдела конъюнктивы, особенности морфологического строения различных отделов конъюнктивы.

  • Особенности кровоснабжения и лимфооттока различных структур глаза.

  • Возрастные особенности симпатической и парасимпатической иннервации.

  • Химический состав, особенности химического состава, веса, кривизны хрусталика и состояния цинновых связок у детей и взрослых.

  • Изменения роговицы с возрастом.

  • Особенность гистологического строения желтого пятна (отличия у новорожденных и взрослых).

  • Начало функционирования слезной железы у детей.

Тема 2. Особенности постнатального развития вспомогательных органов глаза и глазницы

  • Эволюция органа зрения

  • Особенности зрительного анализатора у детей и постнатальное созревание его структур

Тема 3. Нормальная анатомия и гистология органа зрения

  • Анатомия конъюнктивы.

Кровоснабжение конъюнктивы.

Иннервация, конъюнктивы.



  • Анатомия слезопродуцирующего аппарата.

Слезная железа, ее топография, строение, функции.

Кровоснабжение и иннервация слезной железы.

Добавочные слезные железы Краузе-Моля.

Слезоотводящий аппарат.

Слезоотводящие пути и механизм слезоотведения.

Значение слезного аппарата для нормального функционирования глаза.



  • Мышечный аппарат.

Мышцы глазницы, век, глазного яблока.

Внутриглазные мышцы.

Иннервация мышц.


  • Кровеносная и лимфатическая система глаза.

Основные пути венозного и лимфатического оттока.

  • Иннервация глаза.

Черепно-мозговые нервы.

Вегетативная иннервация.



  • Анатомия роговицы.

Форма, размеры, свойства.

Радиус кривизны, толщина, преломляющая сила роговицы.

Гистологическое строение.

Пути питания роговицы.

Иннервация роговицы.


  • Анатомия склеры.

Толщина, ее изменения с возрастом.

Гистологическое строение склеры.

Венозный синус склеры, эмиссарии склеры.

Топография прикрепления глазодвигательных мышц.

Топография выхода вортикозных вен.

Кровоснабжение склеры.

Иннервация склеры.

Тонкие места склеры.



  • Лимб.

Гистологическое строение.

Локализация наружного и внутреннего лимба.



  • Сосудистая оболочка глаза.

Радужка. Топография, форма, цвет, размеры, толщина радужки.

Зрачок, его расположение, форма и размеры.

Гистологическое строение радужки.

Мышца, суживающая зрачок и мышца, расширяющая зрачок, их иннервация.

Кровоснабжение и иннервация радужки.

Функция радужки.

Цилиарное тело. Топография, форма, гистологическое строение.

Кровоснабжение, иннервация цилиарного тела

Функции цилиарного тела.

Хориоидея. Топография, гистологическое строение.

Кровоснабжение, иннервация хориоидеи.

Функция хориоидеи. Связь с сетчаткой и другими отделами сосудистого тракта.

Супрахориоидальное пространство. Топография, функции.


  • Сетчатка.

Гистологическое строение сетчатки.

Три нейрона сетчатки.

Строение фоторецепторов, биполярных и ганглионарных клеток.

Мембраны сетчатки.

Места прикрепления сетчатки.

Особенности кровоснабжения сетчатки.

Диск (сосок) зрительного нерва (ДЗН). Строение, вид, размеры, функции ДЗН.

Сосудистый пучок ДЗН, экскавация.

Строение, вид, размеры, функции ДЗН.


  • Передняя и задняя камеры глазного яблока.

Строение и глубина камер у детей и взрослых.

Радужно-роговичный угол передней камеры.

Трабекулярная сеть, ее строение и отделы.

Водянистая влага, состав, количество, источники образования, функции.

Циркуляция и пути оттока внутриглазной жидкости (ВГЖ).

Роль ВГЖ в питании безсосудистых структур глаза.



  • Стекловидное тело.

Гистологическое строение стекловидного тела.

Объем, химический состав стекловидного тела.

Каналы и цистерны стекловидного тела.

Процессы обмена веществ и роль стекловидного тела, значение стекловидного тела в функционировании глаза.



  • Хрусталик. Топография, форма, размеры, толщина разных отделов, преломляющая сила хрусталика.

Гистологическое строение хрусталика.

Функции хрусталика



Тема 3. Зрительный нерв

  • Зрительный нерв и зрительный путь.

Четыре отдела зрительного нерва. Протяженность зрительного пути

  • Структура внутриглазной части зрительного нерва, гистологическое строение, кровоснабжение.

  • Периферический нейрон и его топография.

  • Центральный нейрон и его топография.

  • Зрительные корковые центры.

Тема 4. Физиология зрения, зрительные функции и методы их исследования

  • Структура зрительного анализатора.

Спектр электромагнитных волн, воспринимаемых органом зрения.

Биохимические, биоэлектрические и другие процессы в зрительно-нервном пути, лежащие в основе механизма зрительного акта.



  • Острота зрения.

Единица измерения остроты зрения.

Зависимость остроты зрения от угла зрения.

Причины высокой разрешающей способности центральной ямки сетчатки.

Развитие остроты зрения в возрастном аспекте.

Методы определения остроты зрения у взрослых и детей различных возрастных групп.

Принципы построения таблиц для определения остроты зрения, их виды.

Субъективные, объективные и контрольные методы определения остроты зрения.


  • Светоощущение, зрачковые рефлексы, слежение, фиксация, узнавание, предметное зрение.

  • Цветовое зрение

Основные признаки цвета, тона.

Теории цветового зрения.

Классификация расстройства цветоощущения.

Методы исследование цветоощущения.

Частота встречаемости расстройства цветоощущения.


  • Периферическое зрение.

Понятие о периферическом зрении, значение его как зрительной функции.

Поле зрения. Нормальные границы поля зрения на белый цвет и цвета у взрослых и детей разного возраста.

Скотомы физиологические и патологические.

Контрольный метод определения поля зрения.

Периметрия. Приборы для исследования поля зрения.

Значение исследования поля зрения для топографической диагностики патологических процессов в головном мозге.

Исследования центральных полей зрения. Кампиметрия.


  • Светоощущение.

Абсолютная световая чувствительность и минимальные световые пороги.

Особенности дневного, сумеречного и ночного зрения. Скорость адаптации к свету и темноте.



  • Методы исследования темновой адаптации у взрослых и детей.

Кривые темновой и световой адаптации.

Значение исследования темновой адаптации в диагностике ряда глазных и общих заболеваний.



  • Глубинное (стереоскопическое) зрение.

Понятие о монокулярном и одновременном зрении.

Значение функции стереоскопического зрения. Сроки и этапы формирования глубинного бинокулярного зрения.

Условия, необходимые для осуществления глубинного бинокулярного зрения, причины нарушения бинокулярного зрения.

Бинокулярное зрение и профессиональный отбор.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А. Обязательная: 1,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,5,6,10,11,18,27,28,29

МОДУЛЬ 2

«КЛИНИЧЕСКАЯ РЕФРАКЦИЯ, АККОМОДАЦИЯ, ОПТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ. БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ, ПАТОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ГЛАЗА»

Лекции


1 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


тестирование

Самостоятельная работа


3 час.

Всего часов

9 час.


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Тема 1. Оптическая система глаза:

Оптическая система глаз, ее составные части. Единица измерения рефракции – диоптрия.



  • Понятие о физической рефракции глаза и возрастная динамика ее развития. Три оптических постоянных.

  • Характеристика клинической рефракции и ее видов: эмметропии, миопии, гиперметропии. Астигматизм. Анизометропия. Анизейкония.

  • Объективные и субъективные методы определения клинической рефракции.

  • Статическая и динамическая рефракция.

Тема 2. Астигматизм, сопутствующий эмметропии, гиперметропии и миопии:

  • Характеристика. Виды астигматизма, методы его определения.

  • Особенности стекол, применяемых для коррекции астигматизма. Способы коррекции.

Тема 3. Методы устранения дефектов зрения и лечение при аметропиях

  • Оптическая коррекция аметропий.

  • Назначение очков при гиперметропии: показания, принципы.

  • Назначение очков при миопии: показания, принципы.

  • Назначение очков при астигматизме: показания, принципы.

  • Назначение очков при анизометропии: показания, принципы.

  • Правила выписки очковых линз: однофокальные, многофокальные.

  • Правила выписки очковых оправ.

  • Контроль правильности изготовления очков. Проверка оптической характеристики линз методом нейтрализации или с помощью диоптриметра. Определение соответствия центров очковых линз центрам зрачков пациента с помощью зеркального офтальмоскопа или центроскопа.

  • Медикаментозное и клиническое лечение аметропий. Общее медикаментозное лечение при прогрессирующей миопии: выбор препаратов, метод их применения. Обоснование повторных курсов. Медикаментозное воздействие на ресничную мышцу: показания, оценка результатов. Методы устранения дефектов зрения и лечения при аметропиях.

  • Методы физического воздействия на ресничную мышцу при слабости аккомодации и псевдомиопии (тренировки при помощи сменных линз). Тренировки ресничной мышцы с помощью стационарного глазного эргографа, упражнения «объект на оконном стекле – дальний объект». Тренировки на аккомодотренере. по Ю.З. Розенблюму, К.А. Мац, Н.И. Лохтиной. Тренировки резервов аккомодации по А.И. Дашевскому. Метод А.А. Ватченко. Метод тренировки ресничной мышцы по В.В. Волкову и Л.Н. Колесниковой.

  • Хирургическая коррекция зрения.
    Операции при миопии. Операции при гиперметропии. Операции при астигматизме.

Тема 4. Физиология и патология бинокулярного зрения

  • Общее понятие о монокулярном, одновременном и бинокулярном зрении; условия, необходимые для осуществления бинокулярного зрения.

  • Время появления бинокулярного зрения, окончание формирования бинокулярного зрения.

  • Способы определения бинокулярной фиксации. Местные и общие причины нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения для выбора профессии.

Тема 5. Общая характеристика и клиническая классификация содружественного косоглазия

  • Этиология, патогенез и клиника содружественного косоглазия

  • Выпадение или ослабление зрительной афферентации одного из глаз. Зрительная разница в величине изображений на сетчатках обоих глаз. Аккомодационно-рефракционный фактор. Поражение центральной нервной системы. Патогенез. Нарушение механизма бификсации обеих половин зрительного анализатора. Подавление зрительной функции одной из монокулярных систем.

  • Общая характеристика и клиническая классификация косоглазия по направлению девиации, по постоянству и непостоянству косоглазия, углу косоглазия и степени девиации, по виду рефракции, по состоянию фузии, бинокулярной локализации направления, по состоянию зрительной фиксации и наличию амблиопии.

  • Проверка рефракции у больных с косоглазием. Определение объема движений глазного яблока. Определение вертикального компонента. Аккомодационно-рефракционный фактор.

  • Определение вида косоглазия: горизонтальное, сходящееся, расходящееся, вторичное, постоянное, периодическое перемежающееся. Определение угла косоглазия по Гиршбергу. Проба закрытого и открытого глаза. Определение фиксации.

  • Диагностика содружественного косоглазия
    Анамнез. Наружный осмотр. Исследование остроты зрения, фиксации. Исследование угла косоглазия, конвергенции, исследование корреспонденции сетчаток и функциональной скотомы с помощью синоптофора. Порядок обследования больного содружественным косоглазием. Исследование остроты зрения и зрительной фиксации. Определение вида косоглазия, угла косоглазия. Исследование конвергенции. Исследование характера зрения. Определение остроты глубинного зрения. Исследование глазодвигательного аппарата. Исследование фузионной способности и функциональной скотомы.

    Тема 6. Классификация бинокулярных функций по фузионной способности (при исследовании на синоптофоре)

  • Применение синоптофора с диагностическими и лечебными целями: величина субъективного и объективного углов косоглазия, способность к бифовеальному слиянию изображений, наличие фузионных резервов и величину функциональной скотомы, устранение функциональной скотомы, развитие бифовеального слияния изображений, фузионных резервов и подвижности глаз.

  • Методика работы на синоптофоре

  • Трактовка результатов

Тема 7. Дифференциальный диагноз содружественного косоглазия

  • Мнимое, или кажущееся (угол между оптической и зрительной осью) косоглазие

  • Гетерофория (проба ковер-тест).

Тема 8. Паралитическое косоглазие

  • Врожденное паралитическое косоглазие. Лечение. Ошибки лечения.

  • Неврожденное паралитическое косоглазие. Лечение. Ошибки лечения. Дифференциальный диагноз.

  • «Глазной тортиколлис». Дифференциальный диагноз при истинном тортиколлисе и при поражении глазодвигательной мышцы.

Тема 9. Оптическая коррекция аметропий при содружественном косоглазии

  • Основные принципы оптической коррекции аметропий при содружественном косоглазии

Тема 10. Лечение и профилактика содружественного косоглазия

  • Хирургический, консервативный, комбинированный методы лечения. Пенализация, обратная и прямая окклюзия.

  • Плеоптика, ортоптика. Основные принципы проведения данных видов лечения. Диплотика, Операции на мышцах горизонтального, вертикального действия.

  • Профилактика содружественного косоглазия. Оптическая коррекция аметропий при содружественном косоглазии. Рефрактометрия. Скиаскопия. Проверка угла отклонения с коррекцией и без неё.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7



Б.Дополнительная: 1,12,13,15,16,18,21

МОДУЛЬ 3

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗАЩИТНОГО АППАРАТА ГЛАЗА (ВЕК, КОНЪЮНКТИВЫ, СЛЕЗНЫХ ОРГАНОВ, ОРБИТЫ, СКЛЕРЫ) У ЛИЦ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА»

Лекции


2 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


тестирование

Самостоятельная работа


3 час.

Всего часов

10 час.


Содержание модуля

Тема 1. Заболевания век

  • Воспалительные заболевания век: блефарит (клиника и лечение), ячмень, абсцесс, халязион, контагиозный моллюск, простой и опоясывающий герпес.

  • Аллергические заболевания век: отек Квинке, токсикодермия, лекарственные дерматиты.

  • Врожденные аномалии положения и формы век.

Тема 2. Заболевания конъюнктивы

  • Основные субъективные и объективные признаки конъюнктивитов. Дифференциальный диагноз.

  • Методы диагностики конъюнктивитов.

  • Возрастные особенности этиологии и клиники конъюнктивитов (острый эпидемический, пневмококковый, стафилококковый, гонобленоррейный, дифтерийный, аденовирусный, геморрагический, весенний, трахома).

  • Принципы лечения.

  • Хронический конъюнктивит.

  • Трахома.

Тема 3. Заболевания слезных органов.

  • Патология слезопродуцирующего аппарата.

  • Врожденные аномалии слезной железы.

  • Дакриоаденит.

  • Синдром Съегрена: методы диагностики, причины, клиника, терапия. Роль врача общего профиля в своевременной диагностике и комплексном лечении.

  • Патология слезопроводящего аппарата.

  • Дакриоцистит новорожденных.

  • Хронический дакриоцистит.

Тема 4. Заболевания орбиты.

  • Аномалии развития орбиты.

  • Воспалительные заболевания орбиты. Целлюлит. Остеопериостит. Субпериостальный абсцесс. Флегмона орбиты. Принципы лечения.

  • Новообразования орбиты.(доброкачественные и злокачественные.) Дермоидная киста. Саркома. Псевдотумор и другие опухолевидные образования орбиты.

Вторичные и метастатические опухоли орбиты.

Тема 5. Заболевания склеры.

  • Врожденные аномалии склеры. Синдром голубых склер, меланоз склеры. Аномалии формы склеры. Стафиломы, причины появления,клиника,методы лечения,исходы.

  • Воспаление склеры. Склериты и эписклериты (узелковый эписклерит, летучий эписклерит, розацеа-эписклерит, абсцессы склеры.) Связь с общими заболеваниями.(ревматизм, ревматоидный артрит, болезнь Вегенера.) Глубокие склериты.(передний склерит. склерокератит, задний склерит, поствоспалительные стафиломы склеры, прободная склеромаляция). Дифференциальная диагностика. Возможные исходы.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7



Б.Дополнительная: 1,4,8,9,12,18,27

МОДУЛЬ 4

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛАЗА (РОГОВИЦА, ХРУСТАЛИК, СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО)»

Лекции


2 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


тестирование

Самостоятельная работа


4 час.

Всего часов

11 час.


Содержание модуля

Тема 1. Воспалительные заболевания роговицы – кератиты.

  • Анатомия роговицы, хрусталика и стекловидного тела.

  • Общая симптоматика болезней роговой оболочки.

  • Методы исследования роговицы.

Тема 2 Классификация кератитов

  • Экзогенные кератиты: эрозия роговицы; травматические кератиты, обусловленные механической, физической или химической травмой (посттравматические кератиты); инфекционные кератиты бактериального происхождения; кератиты, вызванные заболеваниями конъюнктивы, век, мейбомиевых желез; грибковые кератиты, или кератомикозы.

  • Эндогенные кератиты: инфекционные кератиты: туберкулезные: гематогенные и аллергические; сифилитические; герпетические; нейропаралитические; авитаминозные.

Тема 3 Дистрофии роговицы

  • Первичная дистрофия: семейно-наследственная дистрофия Гренува, Фэра, Диммера. Краевая эктазия роговицы. Птеригиум. Старческая дуга. Определение клинических и лабораторных признаков заболевания. Определение параметров лабораторных и инструментальных исследований. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.

  • Вторичные дистрофии. Эпителиально-эндотелиальные дистрофии. Буллезная дистрофия. Дегенеративный паннус. Определение клинических и лабораторных признаков заболевания. Определение параметров лабораторных и инструментальных исследований. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.

  • Смешанные формы дистрофий. Пигментация роговицы. Веретено Крукхенберга. Эндотелиальный меланоз. Экзогенная пигментация роговицы. Определение клинических и лабораторных признаков заболевания. Определение параметров лабораторных и инструментальных исследований. Дифференциальный диагноз. Лечение. Прогноз.

Тема 4 Хирургическое лечение заболеваний роговицы

  • Классификация поражений роговицы с точки зрения современных показаний к хирургическому лечению. Наиболее распространенные операции на роговице. Основы микрохирургии роговицы.

  • Консервация роговицы. Банк тканей.

  • Виды кератопластик. Комбинированные методы кератопластики.

  • Кератопротезирование Виды кератопротезов.

  • Рефракционная кератопластика.

  • Показания к радиальной кератотомии.

  • Хирургическое лечение острого и хронического кератоконуса.

  • Лечебная кератопластика. Биопокрытие.

  • Операции при птеригиуме.

  • Операции при эпибульбарных опухолях и кистах. Операции при ожогах глаз.

  • Инструментарий для микрохирургического лечения роговицы.

Тема 5 МСЭ и реабилитация при заболеваниях роговицы

  • Определение путей реабилитации инвалидов с заболеваниями роговицы

  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида с заболеваниями роговицы

Тема 6 Аномалии развития хрусталика

  • Врожденная афакия.

  • Колобомы хрусталика 

- первичные

- вторичные. 



Тема 7 Катаракта

  • Клиническая классификация катаракт.

  • Врожденные катаракты.

  • Приобретенные катаракты.

  • Осложненные катаракты.

  • Травматические катаракты.

  • Возрастные катаракты.

  • Морфологическая классификация катаракт.

  • Классификация по степени зрелости катаракты.

  • Клинические проявления катаракт в зависимости от локализации помутнений. Передняя полярная. задняя полярная. веретенообразная. слоистая или зонулярная. ядерная. кортикальная. задняя субкапсулярная (чашевидная). тотальная (полная).

  • Набухающая катаракта. Визуальные функции.

  • Биомикроскопические признаки набухающей катаракты. Возможные осложнения при набухающей катаракте. Тактика врача при набухающей катаракте.

Тема 8 Лечение катаракты

  • Ультразвуковая факоэмульсификация. Аппараты для ультразвуковой факоэмульсификации. Необходимый инструментарий. Расходные материалы. Круговой капсулорексис. Гидродисекция. Гидроделинеация. Мобилизация ядра хрусталика. Способы ультразвуковой фрагментации ядра. Параметры ультразвука, ирригации, аспирации. Аспирация остаточных масс – параметры вакуума. Допустимое время работы ультразвука.

  • Интраоперационные осложнения и пути их устранения.

Тема 9 МСЭ и реабилитация при патологии хрусталика

  • Определение путей реабилитации инвалидов с заболеваниями хрусталика

  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида с заболеваниями хрусталика



Тема 10 Патология стекловидного тела

  • Заболевания стекловидного тела: причины изменений стекловидного тела (воспаления, дистрофии, повреждения глаз).

  • Методы диагностики заболеваний стекловидного тела.

  • Клиническое течение патологических изменений в стекловидном теле.

Тема 11 Лечение патологических изменений стекловидного тела

  • Принципы лечения, хирургические вмешательства на стекловидном теле (витрэктомии).

Тема 12 МСЭ и реабилитация при патологии стекловидного тела

  • Определение путей реабилитации инвалидов с заболеваниями стекловидного тела

  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида с заболеваниями

стекловидного тела

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7



Б.Дополнительная:: 1,2,8,9,18,20,27

МОДУЛЬ 5

«ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕТЧАТКИ И ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА, ПРОВОДЯЩИХ ПУТЕЙ, КОРКОВЫХ ОТДЕЛОВ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА»

Лекции


2 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


тестирование

Самостоятельная работа


4 час.

Всего часов

9 час.


Содержание модуля

Тема 1. Сосудистые заболевания сетчатки
  • Тромбоз вен сетчатки определение, классификация, этиология, патогенез, клиника. Методы физикального обследования. Инструментальное исследование. Методы лечения. Исходы.

  • Окклюзия центральной артерии сетчатки и её ветвей: определение, классификация, этиология, патогенез, клиника. Методы физикального обследования. Инструментальное исследование. Методы лечения. Исходы.


Тема 2. Острые нарушения кровообращения сетчатки

  • Острая непроходимостъ центральной артерии сетчатки и ее ветвей. 
    Этиологическое значение ревматических поражений сердца, атеросклероза, облитерирующего эндартериита, сепсиса, воздушной и жировой эмболии при диагностических исследованиях, пневмотораксе, переломе костей. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Неотложная помощь, сроки ее оказания. Лечение, исходы. 

  • Тромбоз центральной вены сетчатки и ее ветвей. Этиологическое значение болезни, атеросклероза, инфекционных и септических заболеваний организма, коагулопатий, новообразований орбиты, травм. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Осложнения. Методы лечения (принципы антикоагулянтной терапии, аргонлазеркоагуляция). Исходы. 

Тема 3. Хронические нарушения кровообращения сетчатки

  • Изменения сетчатки при гипертонической болезни и атеросклерозе. Патогенез, клиническая картина различных стадий гипертонической ретинопатии, возрастные особенности офтальмоскопической картины. Осложнения, исходы. Значение исследования глазного дна для диагностики, оценки эффективности лечения, прогноза заболевания и профилактики осложнений основного заболевания. 

  • Изменения сетчатки при диабете. Клиническая картина различных стадий изменений глазного дна при сахарном диабете, осложнения, исходы. Принципы современного лечения диабетических ретинопатий. 

  • Пигментная дистрофия сетчатки. Сроки проявления заболевания, офтальмоскопическая картина, динамика падения зрительных функций. Методы диагностики и лечения. Прогноз. 

  • Дистрофии сетчатки в области желтого пятна. Роль наследственного фактора, время проявления заболевания у детей и у взрослых. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Лечение. Прогноз. 

Тема 4. МСЭ и реабилитация при сосудистых заболеваниях сетчатки.

  • Определение путей реабилитации инвалидов с заболеваниями сетчатки.

  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида с заболеваниями сетчатки.

Тема 5. Воспалительные заболевания сетчатки.

  • Ретиниты, ретиноваскулиты. Хориоретиниты: Эндогенные причины, Классификация. Острое и и хроническое воспаление. Симптомы заболевания сетчатки (Снижение центрального зрения, Метаморфопсия, Микропсия, Макропсия Нарушение цветового зрения скотомы различной локализации).

  • Диагностика. эндоартериит, периартериит, панваскулит, атероматоз, атеросклероз, воспалительные изменения в стенках сосудов и нарушения дистрофического характера. Кровоизлияния в сетчатую оболочку.

  • Методы лечения. Исходы.

Тема 6. Отслойка сетчатки

  • Этиология.

  • Роль локализации разрыва в клиническом течении заболевания. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций.

  • Сроки и методы оперативных вмешательств, роль фото- и лазеркоагуляции в лечении заболевания.

  • Исходы.

Тема 7. Токсические поражения зрительного нерва

  • Классификация и стадии токсических поражений зрительного нерва.

  • Этиология.

  • Клиника.

  • Диагностика.

  • Методы лечения.

  • Исходы.

Тема 8. Метилалкогольная интоксикация

  • Атрофия зрительного нерва развивается после отравления метиловым спиртом.

  • Лечение

Тема 9. Алкогольно-табачная интоксикация

  • Поражение зрительного нерва при алкогольно-табачной интоксикации

  • Лечение

Тема 10. Сосудистые поражения зрительного нерва (ишемические оптические нейропатии)

  • Этиология,

  • Клиника

  • Неотложная помощь, лечение

  • Исход.

Тема 11. Застойный диск зрительного нерва

  • Причины и стадии развития застойного диска и присущие им офтальмологические изменения. Состояние зрительных функций при обычном и осложненном застойном диске.

  • Дифференциальная диагностика застоя и неврита зрительного нерва.

  • Принципы и методы симптоматического лечения.

  • Исходы.

Тема 12. Атрофии зрительного нерва

  • Этиология, клиника, диагностика, лечение, прогноз.

  • Табачная амблиопия: клиника, лечение, прогноз.

Тема 13. МСЭ и реабилитации при патологии зрительного нерва.

  • Определение путей реабилитации инвалидов с заболеваниями сетчатки.

  • Индивидуальная программа реабилитации инвалида с заболеваниями сетчатки.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

А. Обязательная:1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная:: 1,2,4,7,8,9,11,14,24,31,32

МОДУЛЬ 6

«ПАТОЛОГИЯ СОСУДИСТОГО ТРАКТА ГЛАЗА У ЛИЦ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА»

Лекции


2 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


тестирование

Самостоятельная работа


4 час.

Всего часов

11 час.

Содержание модуля

Тема 1. Увеиты.


  • Определение. Наиболее частые причины возникновения увеитов.

  • Классификация увеитов по течению, локализации, клинико-морфологической картине, этиологии, иммунологии. Основные морфологические, функциональные признаки передних увеитов (иритов, иридоциклитов); задних увеитов (хориоидитов); панувеитов.

  • Осложнения иридоциклитов: последовательная (осложненная) катаракта, вторичная глаукома, гипотония глаза, субатрофия и атрофия глазного яблока, абсцесс стекловидного тела, эндофтальмит, отслойка сетчатки, неврит.

  • Дифференциальный диагноз заболеваний сосудистой оболочки. Исходы. Тема 2. Общие принципы терапии увеитов.

  • Методы обследования больных (консультация смежных специалистов, биохимические, серологические, аллергологические, бактериологические исследования).

  • Методы общего и местного лечения передних и задних увеитов в зависимости от этиологии и характера процесса. Показания к госпитализации.

  • Медикаментозное, хирургическое лечение.


Каталог: student -> faculty -> faculty -> stomat -> cno -> doc
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Учебно-методический комплекс по дисциплине Эндодонтия Основная образовательная программа 060201 «Стоматология» Утверждено на заседании
stomat -> Рабочая учебная программа по дисциплине История медицины­­­­­­­­­ ­ По направлению подготовки
stomat -> Программа по дисциплине; Приложение №1 к рабочей программе «Тематический план лекций»
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
stomat -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
doc -> Рабочая учебная программа по дисциплине акушерство По направлению подготовки стоматология 060201


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница