Сборник методических материалов по курсу «Мировая художественная культура». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. 18 с



Дата28.04.2016
Размер316 Kb.
ТипСборник


сборник
методических материалов
по курсу



мировая
художественная культура


Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории
журналистики и литературы

С о с т а в и т е л ь – канд. филос. наук, доц. И.Д. Кузнецова


Сборник методических материалов по курсу «Мировая художественная культура». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 18 с.

Подготовлен на факультете журналистики.


Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Кузнецова И.Д., 2003



Цели и задачи курса
Цели курса:

  • создание базы необходимых систематических знаний об основных периодах развития художественной культуры европейских стран и отечественной культуры;

  • формирование конкретных представлений о характерных особенностях, тенденциях, направлениях, стилях и методах, сменяющихся в процессе эволюции искусства;

  • знакомство с наиболее значимыми произведениями и признанными шедеврами изобразительного искусства, архитектуры и других видов творчества;

  • развитие способности давать самостоятельную критическую оценку, определять художественную значимость произведений искусства различных эпох;

  • расширение общекультурного диапазона и формирование системы ценностей, которые могут быть реализованы в сфере профессиональной деятельности.

В процессе изучения курса формируются устойчивые представления о фундаментальных понятиях художественной культуры, факторах, обуславливающих специфику культурных традиций, творческих методов, направлений и стилей. Последовательное изучение античной, средневековой, ренессансной культур, а также особенностей художественного развития Нового времени и современности позволяет воссоздать сложный и противоречивый путь становления духовности и национального самосознания, процессы интеграции национальных культур, образование единого общекультурного пространства. Важным аспектом изучения является соотношение этического и эстетического в духовной культуре.

Студенты, изучившие настоящий курс, должны знать:



  • исторические этапы развития мировой художественной культуры;

  • особенности культурной эволюции в сфере эстетической деятельности;

  • основные направления европейского искусства, их характерные черты и наиболее значимых представителей;

а также иметь представление о:

  • системе видов искусства и средствах создания художественного образа;

  • характеристиках творческой индивидуальности, выразительных и изобразительных средствах различных авторов;

  • структуре процесса художественного творчества;

  • соотношении традиционного и новаторского в искусстве различных направлений;

  • синтезе видов искусств.

В результате изучения данного курса студенты должны уметь:




  • ориентироваться в специальной литературе; анализировать и интерпретировать художественные и нехудожественные тексты;

  • обосновывать индивидуальную позицию в оценке результатов процесса художественного творчества;

Учитывая то обстоятельство, что студенты факультета журналистики подробно изучают историю зарубежной и отечественной литературы, составитель программы считает целесообразным сделать акцент на пространственных искусствах, их видах и жанрах.

Формы контроля: итоговый контроль – зачет; виды промежуточного контроля – внутрисеместровая аттестация и письменный реферат.




Программа

Тема 1. Античная культура

Художественная культура Древней Греции

Происхождение древнегреческой культуры. Миф и ритуал. Греческая мифология как источник поэтического творчества. Гомер – «воспитатель Греции». Гомеровские поэмы как отражение эстетических норм эпохи. Гесиод – древнейший поэт Греции.

Архаический период. Эгейское, дорийское, восточное влияние на искусство Эллады. Керамика и орнамент. Изобразительное искусство. Архитектура (дорический и ионический стили).


Поэтическое творчество (Сапфо, Алкей). Зарождение литературной прозы. Прозаический фольклор. Загадочный Эзоп – герой «низового» фольклора. Эзоповы басни.

Классический период. Греческое искусство – утверждение идеала красоты и гармонии. Люди и боги как воплощение совершенства. Эстетическая теория и художественная практика. Скульпторы Мирон и Поликлет. Фидий – великий ваятель и архитектор Афин, его влияние на дальнейшее развитие античного искусства. Афинский Акрополь – знаменитый памятник греческого зодчества.

Греческий театр и драматургия (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Пластические искусства периода поздней классики. Пракситель – певец любви и красоты. Легенды об Афродите Праксителя. Лисипп – последний ваятель поздней классики, любимый мастер Александра Македонского. Реалистическая тенденция в греческой скульптуре.


Эллинистический период. Развитие литературного творчества: лирика, комедия. Изобразительное искусство (скульптура, искусство портрета, камеи).

Греция и Римская империя.



Художественная культура Древнего Рима

Греческое влияние на развитие искусства Рима (традиция скульптурного портрета).

Театральное искусство. Развитие комедийного поэтического творчества (Плавт).

Римская литература периода империи (Вергилий, Гораций, Овидий). Особенности римской поэзии. Формы поэтического творчества.

Характерные черты архитектуры. Колизей и Пантеон – шедевры архитектуры и символы «вечного Рима».

Влияние христианства на развитие художественной культуры.



Тема 2. Культура Средневековья


Истоки средневековой культуры: христианство, античная традиция. Изменение системы духовных ценностей. Раннехристианский период в художественной культуре Рима: архитектура и изобразительное искусство.

Византийская культура

Переход от античной традиции к условности и подчинение художественных средств духовно-умозрительному началу в изобразительных искусствах. Феномены иконопочитания и иконоборчества. Особенности византийской архитектуры.



Европейское Средневековье

Университеты и монастыри как центры культуры.

Средневековая литература: рыцарский роман, поэзия вагантов.

Романский и готический стили в архитектуре. Романское искусство – время расцвета монументального искусства (Франция, Германия, Италия). Готическое искусство: архитектура, пластика, монументальная живопись, витражи.

Франция – колыбель готики. Знаменитые памятники готической архитектуры – Собор Парижской богоматери, Шартрский собор, Амьенский собор. Влияние французской архитектуры на развитие готического искусства европейских стран.

Искусство книжной иллюстрации в средневековой Европе.

Влияние религии и церкви на музыкальное и театральное искусство.

Народное искусство. «Карнавальная культура».



Отечественная культура
в контексте средневековой культуры Запада и Востока

Славянская мифология и верования. Народные традиции, ритуалы, обряды. Развитие национального языка. Создание славянской азбуки Кириллом и Ме­фодием. Влияние христианской литературы на подготовку христианизации Руси.

Христианские монастыри и первые русские иконописные школы. Язычество и православие: противостояние, взаимодействие, синтез.

Развитие русской словесности. Летопись как памятник русской литературы.

«Слово о полку Игореве» – памятник отечественной литературы XII в.

Влияние православия на развитие изобразительного искусства, архитектуры и музыки. Прикладное искусство и народные обычаи.

Русская культура развитого Средневековья (XIV–XV вв.)

«Русское Возрождение». Определяющее влияние религии и церкви на духовное развитие отечества. Монастыри как очаги культуры и просвещения.

Русская иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

Русская культура позднего Средневековья (XVI в.). Книжная культура России и книгопечатанье. Развитие прикладного искусства.


Тема 3. Культура эпохи Возрождения


Предвозрождение – переход от традиций Средневековья к гуманизму Ренессанса. Великие писатели-гуманисты (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Изобразительное искусство и зодчество Проторенессанса (Джотто, Донателло).

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – характерные черты художественного мышления эпохи Возрождения. Отражение в искусстве нового понимания личности.

Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени.

Изобразительное искусство раннего Возрождения. Знаменитые живописцы (Ф. Анджелико, С. Боттичелли, Дж. Беллини) и их произведения.

Высокое Возрождение. Изобразительное искусство и архитектура.

Леонардо да Винчи – художник, поэт, мыслитель-философ. Рафаэль Санти – центральная фигура художественной жизни Рима, художник и архитектор. Микеланджело Буонарроти – живописец, ваятель, архитектор, поэт. Тициан Вечеллио – художник венецианского Возрождения.

Позднее Возрождение. Реализм в живописи (П. Веронезе, Я. Тинторетто).

Архитектурные стили итальянского Ренессанса. Знаменитые города-памятники: Рим, Флоренция, Венеция.

Литература Ренессанса: поэзия, проза (новелла, роман), драматургия.

«Северное Возрождение» XVI в. (Германия, Нидерланды). Германская школа живописи (А. Дюрер, Л. Кранах Старший). Нидерландская школа живописи (Х. Босх, П. Брейгель Старший).



Тема 4. Культура Западной Европы XVII века


Новый тип художественного мышления как синтез внестилевого реализма и академизма. Барокко и классицизм – две основные стилевые системы Нового времени. Ведущие национальные школы и центры культуры: Италия, Нидерланды, Франция. Отражение противоречивого характера эпохи в структуре художественного образа (конфликтная природа и динамичность образа; ориентация на воспроизведение реальности в неизмененном виде).

Кризис «эпохального стиля» и возникновение внестилевого мышления – характерная особенность пространственных искусств. Ориентация внестилевого мышления на конкретное, индивидуальное явление. Появление нового типа художественного сознания, опирающегося на индивидуальный творческий метод, и «художника-одиночки». Изменения тематики произведений изобразительного искусства. Система видов пространственных искусств. «Большие формы» в изобразительном искусстве (алтарные картины, монументальные росписи). Особенности жанровой живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

Итальянская живопись: «болонский» академизм и реализм. «Академия направленных на истинный путь» братьев Карраччи. Развитие монументально-декоративной живописи и пейзажа. Принципы реалистического искусства в живописи Караваджо (бытовая живопись, религиозные сюжеты).
Испанская живопись. Портрет, пейзаж и натюрморт в творчестве Эль Гре­ко. Жанровая живопись Х. Риберы. Парадный портрет и жанровая живопись Д. Веласкеса.

Фламандская школа в изобразительном искусстве Нидерландов. Живопись Фландрии. Выражение особенностей стиля барокко в живописи П. Рубенса и его учеников. Искусство портретной живописи А. ван Дейка. Натюрморт как особый жанр фламандской живописи (Ф. Снейдерс).

Голландская школа в изобразительном искусстве Нидерландов. Живопись Ф. Халса (групповой и индивидуальный портрет, натюрморт). Мастера натюрморта П. Клас и В. Хеда.

Реалистическое течение в голландской живописи. Творчество Рембрандта: групповой портрет, портрет-биография. Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта.

Французская школа живописи: сочетание классицизма (Н. Пуссен, К. Лор­рен) с традициями академического искусства.

Пространственно-временные искусства, доминирующая роль театра. Театральное искусство как синтез человека и мира, действительного и вымышленного, созерцательно-эмоционального и рационально-действующ­его. Литературные источники театра: драматургия Тирсо де Молина, Кальдерона, Мольера.



Тема 5. Культура эпохи Просвещения (XVIII век)

Западноевропейское Просвещение
Проблема человека и способы ее решения в национальных вариантах Просвещения. Сентиментализм и классицизм как выражение идей Просвещения в искусстве.

Итальянское искусство XVIII в. Венеция – центр культурной жизни Италии XVIII в. Развитие музыкального и театрального искусства, книгопечатания. Традиции венецианского изобразительного искусства. Последний представитель стиля барокко в европейском искусстве – Дж.-Б. Тьеполо.

Французское искусство XVIII в. Вытеснение религиозной культуры светской. Стиль позднего барокко и рококо. Живопись А. Ватто и Ф. Буше. Искусство натюрморта и жанровая живопись Ж. Шардена. Бытовой жанр в произведениях Ж. Грёза. Пластические искусства. Шедевры скульптуры: Э. Фальконе («Медный всадник») и Ж. Гудон («Вольтер»).

Английское искусство XVIII в. Расцвет национальной школы живописи (В. Хогарт). Великий портретист Англии Т. Гейнсборо.

Русская культура XVIII века
в контексте европейского просветительского движения
Культура России Петровской эпохи. Расширение культурных контактов с Европой. Открытие Петербургской Академии наук (1725) и Московского университета (1755). М. Ломоносов (1711–1765) – личность и лицо отечественной культуры.

Влияние западноевропейской традиции и участие «иноземцев» в развитии национального изобразительного искусства России. Искусство барокко (архитектура, изобразительное искусство).
Культура Екатерининской эпохи. Просвещение в России (Н. Новиков, А. Радищев). Классицизм, реалистическая тенденция, сентиментализм в русской литературе. Рождение русского профессионального театра. Отечественная и зарубежная драматургия на русской сцене.

Развитие российского изобразительного искусства: портретная живопись, скульптура. Открытие Академии художеств.



Тема 6. Европейская культура XIX века


Взаимосвязь художественной культуры и социальной практики – характерная черта европейской культуры начала XIX в. Классицизм как «уходящий стиль».

Особенности классицизма во Франции. «Революционный классицизм». Ж.-Л. Давид – первый художник республики и первый живописец императора. Продолжение традиций классицизма в живописи Ж.-О. Энгра.

Искусство Испании в борьбе за национальную самобытность. Ф. Гойя и его эпоха. Живописный портрет и графика. Влияние творчества Ф. Гойи на развитие реализма и романтизма.

Романтизм как новое эстетическое направление и оппозиция классицизму. Немецкие романтики (Э.-Т.-А. Гофман). Зарождение романтизма в искусстве Франции: изобразительное искусство, литература. Борьба нового течения с традициями академизма. Т. Жерико – первый художник-романтик Франции. Развитие традиций романтизма в творчестве Э. Делакруа.

Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист).

Реализм как метод в искусстве середины XIX в. Критический реализм в жанровой живописи Г. Курбе. Живопись и графика О. Домье.

Импрессионисты Франции: Э. Мане, К. Писсаро, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега.

Творчество О. Родена: импрессионизм, реализм. Влияние Родена на развитие искусства пластики.

Импрессионизм в музыке: К. Дебюсси, М. Равель.

Постимпрессионисты: «ученик Писсаро» П. Сезанн, «великий голландец» В. Ван Гог. Творческий путь П. Гогена: от Понт-Авен до Таити.

Основные тенденции развития европейской художественной литературы XIX в. Отражение борьбы эстетических идеалов, мировоззренческих позиций, творческих методов в литературном процессе.

Театральное искусство Западной Европы XIX в.: традиции музыкального и драматического театра.

Изобретение Дагерра (1839). Фотография как новый вид изобразительного искусства. Рождение кинематографа (1895). Первые короткометражные фильмы (Огюст и Луи Люмьер).

Кризис европейской культуры XIX в. Модернизм как поиск новых форм и выразительных средств в искусстве.



Тема 7. Русская культура XIX века


Культура России XIX в. в контексте социального развития. Формирование национального самосознания. «Философические письма» П. Чаадаева – отправной пункт нового этапа социально-политической активности.

Отражение общественных тенденций в литературном творчестве. Влияние идей западноевропейского Просвещения на формирование системы ценностей российской дворянской культуры.

«Золотой век» отечественной литературы: основные тенденции, направления, жанры. Романтическое и реалистическое направления в художественной литературе.

А. Пушкин – гений «золотого века». Пушкинская традиция в русской литературе. Многообразие форм литературного творчества. Художественная проза (повесть, рассказ, роман). Поэтическое творчество (поэма, ода, эпиграмма, роман в стихах). Нехудожественная литература (дневниковая проза, произведения эпистолярного жанра, мемуары). Развитие отечественной драматургии (А. Грибоедов, Н. Гоголь, А. Сухово-Кобылин и др.) и театрального искусства.

Русская художественная школа начала XIX в. Академия художеств. Классицизм и «академизм» в русской живописи. Творчество А. Иванова. Направления в русской живописи первой половины XIX в.: сентиментализм (А. Венецианов), романтизм (К. Брюллов, О. Кипренский), реализм (П. Федотов).

Изобразительное искусство второй половины XIX в. Историческая живопись (Н. Ге, И. Репин, В. Суриков). Жанровая живопись (В. Перов). Батальная живопись (В. Верещагин). Пейзажная живопись (А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан).

Русская культура за рубежом. Феномен «русского европейца». Взаимодействие русской и европейской культур.

Тема 8. Европейская культура ХХ века


ХХ век – эпоха противоречий, драматических конфликтов, столкновения интересов и идеалов. Отражение социальных процессов в художественной культуре ХХ в. Влияние науки и техники на развитие художественной практики. Влияние радио и телевидения на духовную культуру. Феномен массовой культуры.

Традиции и новации в европейском искусстве ХХ в. Многообразие направлений и художественных методов. Развитие синтетических видов искусства.

Архитектурные стили: модерн, функционализм, утилитаризм. Актуальные проблемы градостроительства. Соотношение национального и интернационального в современной западной архитектуре.

Изобразительное искусство. Реалистические тенденции и авангард. Мастера французской живописи начала в.: А. Матисс, А. Марке, А. Модильяни.

Экспрессионизм, кубизм, абстракционизм в европейской живописи.

Творческая эволюция П. Пикассо.

Сюрреализм в европейской живописи. Многоликий С. Дали: натурализм, мистицизм, «католический сюрреализм».

Пластические искусства (А. Майоль, А. Бурдель).

Основные направления развития европейской художественной литературы ХХ в. Перспективы развития современной европейской литературы: традиционные виды и жанры, авангардная волна.

Модерн и постмодерн в современном искусстве: пути развития.

Театр и драматургия в европейской художественной культуре: драматический театр, музыкальный театр, синтетические виды театрального искусства.

Духовное наследие и новые тенденции культуры начала третьего тысячелетия.

Культура XXI в. и художественное наследие XIX–ХХ вв. Переоценка истории европейской культуры с позиции новых эстетических критериев.

Тема 9. Русская культура ХХ века


Формирование духовного климата России начала ХХ в. под влиянием революционного движения. Традиции XIX в. в творчестве писателей ХХ в. (реалистическое направление, романтизм).

«Серебряный век» русской литературы: основные направления, тенденции, течения (декадентство, символизм, акмеизм, футуризм). Поэзия вне течений (М. Волошин, М. Цветаева, Б. Пастернак и др.).

Активное взаимодействие отечественной литературы начала ХХ в. с европейской литературой и общественной мыслью.

Изменение политической системы и вектора ценностной ориентации как последствие социальной революции (1917). Попытка построения «пролетарской» культуры. Литература как средство распространения социалистической идеологии.

В. Маяковский – поэт и гражданин. Отражение социальных тенденций в творчестве Маяковского.

Русская живопись начала ХХ в. Разнообразие стилей и жанров: «поэтический реализм» (В. Серов), импрессионизм (К. Коровин), постимпрессионизм (В. Борисов-Мусатов), символизм (М. Врубель), примитивизм (М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов). Абстрактная живопись (В. Кандинский, К. Малевич). «Мир искусства». Творческая деятельность А. Бенуа и С. Дягилева.

Музыкальное искусство: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.

Искусство кинематографии как новая область творческой деятельности. Художественное и документальное кино.

Новые системы в театральном искусстве (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, др.).

Судьбы российской интеллигенции в 20–30-е годы ХХ в. «Параллельные» культуры. Отечественная культура в условиях политической несвободы. Культура русского зарубежья. «Литературные изгнанники»: И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Иванов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Андреев).

Феномен В. Набокова   поэта, прозаика, мемуариста, литературоведа.

«Советская культура» в качестве официального идеологического лидера (30–50-е годы). Изменение качественного состояния и тематической направленности художественных произведений. Унификация творческого процесса (социалистический реализм).

Литература «оттепели». Движение «шестидесятников»: советская или русская культура? Диссидентское движение 60–70-е годы в России.

Новые тенденции в отечественной культуре к. ХХ в. (90-е годы). Переосмысление отечественной истории в произведениях художественной литературы и отечественной публицистике. Возвращение отечественного культурного наследия первой половины ХХ в. в систему функционирующей культуры.




Учебные задания к семинарским занятиям

Тема 1. Античная культура


Вопросы для обсуждения

1Художественная культура Древней Греции. Греческая мифология как источник поэтического творчества. Гомер – «воспитатель Греции». Гомеровские поэмы как отражение эстетических норм эпохи.

2. Классический период в развитии греческого искусства – утверждение идеала красоты и гармонии:

а) скульпторы Мирон и Поликлет. Фидий – великий ваятель и архитектор Афин. Афинский Акрополь – знаменитый памятник греческого зодчества;

б) пластические искусства периода поздней классики. Пракситель – певец любви и красоты. Легенды об Афродите Праксителя. Лисипп – последний ваятель поздней классики, любимый ваятель Александра Македонского.


3Художественная культура Древнего Рима. Римская архитектура. Колизей и Пантеон – шедевры архитектуры и символы «вечного Рима».

Литература

Античность как тип культуры. – М., 1988.

Античная цивилизация. – М., 1973.

Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992. – Т. 1–3.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963–1980. – Т. 1–6.

Мифы в искусстве старом и новом. – М., 1993.



Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1980.

Словарь античности. – М., 1989.



Барт Р. Мифология. – М., 1996.

Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады. – М., 1994.

Культура Древнего Рима: В 2 т. – М., 1986.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета (любое изд.).

Тема 2. Культура Средневековья


Вопросы для обсуждения

1. Византийская культура (IV–XV вв.). Изобразительное искусство. Феномены иконопочитания и иконоборчества. Особенности византийской архитектуры.

2. Европейское Средневековье:

а) романский стиль в искусстве: архитектура, живопись, скульптура;

б) готический стиль в искусстве: архитектура, живопись, скульптура, витражи. Знаменитые памятники готики глазами современного человека.

3. Отечественная культура в контексте средневековой культуры Запада и Востока:

а) славянская мифология и верования; язычество и православие: противостояние, взаимодействие, синтез;

б) русская иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).



Литература

Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев, 1995.

Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Райс Д.Т. Искусство Византии. – М., 2002.

Яковлев Е.Г. Христианство и искусство // Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. – М., 2003.

Ястребицкая. А.Л. Западная Европа XI–XIII веков. – М., 1978.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

Персонажи славянской мифологии. – Киев, 1992.

Славянская мифология: Энциклопедический сл. – М., 1995.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003.

Тема 3. Культура эпохи Возрождения


Вопросы для обсуждения

1. Изобразительное искусство раннего Возрождения (XV в.) Знаменитые живописцы (Ф. Анджелико, С. Боттичелли, Дж. Беллини).

2. Высокое Возрождение (к. XV в. – н. XVI в.). Изобразительное искусство (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан).

3. «Северное Возрождение» XVI в. (Германия, Нидерланды). Германская школа живописи (А. Дюрер, Л. Кранах Старший). Нидерландская школа живописи (Х. Босх, П. Брейгель Старший).

4. Архитектурные стили итальянского Ренессанса. Знаменитые города-памятники: Рим, Флоренция, Венеция.

Литература

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003.

Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М., 1978.

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М., 1994. – Т. 1–5.

Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. – М., 1985.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1976.

Муратов П.П. Образы Италии. – М., 1994.

Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Собрание сочинений: В 14 т. – М. – Т. 2.

Боттичелли. Сборник материалов о творчестве. – М., 1962.

Мережковский Д.С. Воскресшие боги: Леонардо да Винчи. – М., 1990.

Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452–1519. – М., 1997.

Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биографические очерки. – М., 1993.



Баткин Л.В. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

Дюрер. А. Дневники, письма, трактаты: В 2 т. – М-Л., 1957.

Тема 4. Культура Западной Европы XVII века


Вопросы для обсуждения

1. Итальянская школа живописи. Жизнь и творчество Караваджо. Принципы реалистического искусства в живописи Караваджо (бытовая живопись, религиозные сюжеты).

2. Испанская школа живописи. Жизнь и творчество Эль Греко. Портрет, пейзаж и натюрморт в творчестве Эль Греко.

3. Фламандская школа в изобразительном искусстве Нидерландов. Питер Пауль Рубенс – центральная фигура фламандского искусства XVII в.

4. Голландская школа в изобразительном искусстве Нидерландов. Реалистическое течение в голландской живописи. Творчество Рембрандта: групповой портрет, портрет-биография. Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта.

Литература

Фромантен Э. Старые мастера. – М., 1966.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М., 1963.

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. – СПб., 1912–1914. – Т. 3 4.

Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. – М., 1999.

Бонканти Д. Караваджо. – М.,1995.

Рубенс, Питер Пауль. Письма. Документы. Суждения современников. – М., 1977.

Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. – М., 1972.

Грицай Н. Фламандская живопись XVII в. – Л., 1990.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII веков.

Реальность и символика. – М., 1983.



Фехнер Е.К. Голландский натюрморт XVII в. – М., 1981.

Тема 5. Культура эпохи Просвещения (XVIII век)


Вопросы для обсуждения:

1. Французское искусство XVIII в. Вытеснение религиозной культуры светской. Стиль позднего барокко и рококо. Живопись А. Ватто. Искусство натюрморта и жанровая живопись Ж. Шардена. Бытовой жанр в произведениях Ж. Грёза. Пластические искусства. Шедевры скульптуры: Э. Фальконе и Ж. Гудон.


2. Английское искусство XVIII в. Расцвет национальной школы живописи (В. Хогарт). Великий портретист Англии Т. Гейнсборо.
3. Русская культура XVIII в.:

а) культура России Петровской эпохи; расширение культурных контактов с Европой; влияние западноевропейской традиции и участие «иноземцев» в развитии национального изобразительного искусства России;

б) искусство барокко (архитектура, изобразительное искусство);

в) культура Екатерининской эпохи. Рождение русского профессионального театра. Развитие российского изобразительного искусства: портретная живопись, скульптура.

Литература

Западноевропейская художественная культура XVIII в. – М., 1980.



Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. – СПб., 1912–1914. – Т. 4.

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М., 1964.

Кантор А.И. и др. Искусство XVIII в. – М., 1977. – (Малая история искусств).

Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII в. – Л., 1971.

Кроль А.Е. Английская живопись XVI-XIX вв. в Эрмитаже. – Л., 1961.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). – СПб., 1994.

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в. – М., 1995.

Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. – М., 1983.

Тема 6. Культура Европы XIX века


Вопросы для обсуждения

1. Романтизм как новое эстетическое направление и оппозиция классицизму. Зарождение романтизма в искусстве Франции. Развитие традиций романтизма в творчестве Э. Делакруа.

2. Импрессионисты Франции: Э. Мане, К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега.

3. Постимпрессионисты: «ученик Писсаро» П. Сезанн, «великий голландец» В. Ван Гог. Творческий путь П. Гогена: от Понт-Авен до Таити.

4.Жизнь и творчество О. Родена.

Литература

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII–ХХ веков. – Л., 1990.

Искусство Западной Европы в XIX веке // Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

Импрессионизм: Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. – М., 1980.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Ревалд Дж. История импрессионизма. – М.-Л., 1959.

Ревалд Дж. Постимпрессионизм. – М.-Л., 1962.

Рильке, Р.-М. Огюст Роден // Рильке, Р.-.М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. – М., 1971.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Тема 7. Русская культура XIX века


Вопросы для обсуждения

1. Русская художественная школа начала XIX в. Академия художеств. Классицизм и «академизм» в русской живописи. Творчество А. Иванова. Направления в русской живописи первой половины XIX в.: сентиментализм (А. Венецианов), романтизм (К. Брюллов, О. Кипренский), реализм (П. Федотов).

2. Изобразительное искусство второй половины XIX в. Историческая живопись (Н. Ге, И. Репин, В. Суриков). Жанровая живопись (В. Перов). Батальная живопись (В. Верещагин). Пейзажная живопись (А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан).

3. Русская культура XIX в. за рубежом. Феномен «русского европейца». Взаимодействие русской и европейской культур.



Литература

Ракова М. Русское искусство первой половины XIX в. – Л., 1975.

Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. – М., 1994.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX в. – М., 1989.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. – М., 1997.

Леонтьева Г.К. Питомцы муз: Книга о русских зодчих, ваятелях и живописцах первой половины XIX в. – Л., 1968.

Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. – Л., 1980.

К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. – М., 1952.

Василий Иванович Суриков: Письма. Воспоминания о художнике. – Л., 1977.



Леняшин В.А. Василий Григорьевич Перов (1934–1882). – Л., 1988.

Верещагин В.В. Избранные письма. – М., 1981.

Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. – М., 2001.

Тема 8. Европейская культура ХХ века


Вопросы для обсуждения

1. Изобразительное искусство ХХ в.: реалистические тенденции и авангард. Мастера французской живописи начала в.: А. Матисс, А. Марке, А. Модильяни.

2. Творческая эволюция П. Пикассо.

3. Сюрреализм в европейской живописи. Многоликий С. Дали: натурализм, мистицизм, «католический сюрреализм».



Литература

Кантор. А.И. Изобразительное искусство ХХ в. – М., 1988.

Самосознание европейской культуры ХХ в. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

Актуальные проблемы культуры ХХ в. – М., 1993.

Дмитриева Н.А. Пикассо. – М., 1971.

Эсколье Э. Матисс. – Л., 1979.

Виленкин В.Б. А. Модильяни. – М., 1970.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Модернизм: Сб. – М., 1980.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Художественная культура Древней Греции, основные периоды ее развития. Греческая мифология как источник поэтического творчества.

2. Классическое греческое искусство – утверждение идеала красоты и гармонии. Скульпторы Мирон и Поликлет. Фидий – великий ваятель и архитектор Афин.

3. Пластические искусства периода поздней классики. Пракситель – певец любви и красоты. Легенды об Афродите Праксителя.


4. Художественная культура Древнего Рима. Характерные черты римской архитектуры. Колизей и Пантеон – шедевры архитектуры и символы «вечного Рима».

5. Византийская культура. Феномены иконопочитания и иконоборчества. Особенности византийской архитектуры.

6. Франция – колыбель готики. Знаменитые памятники готической архитектуры: Собор Парижской богоматери, Шартрский собор, Амьенский собор.

7. Русская иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

8. Изобразительное искусство и зодчество Проторенессанса (Джотто, Донателло).

9. Изобразительное искусство раннего Возрождения. Живопись Сандро Боттичелли.

10. Леонардо да Винчи – художник, поэт, мыслитель.

11. Рафаэль Санти – центральная фигура художественной жизни Рима, художник и архитектор.

12. Микеланджело Буонарроти – живописец, ваятель, архитектор, поэт.

13. Тициан Вечеллио – художник венецианского Возрождения.

14. «Северное Возрождение»: Германская школа живописи (А. Дюрер, Л. Кранах Старший).

15. «Северное Возрождение»: Нидерландская школа живописи (Х. Босх, П. Брейгель Старший).

16. Итальянская живопись. Принципы реалистического искусства в живописи Караваджо (бытовая живопись, религиозные сюжеты).

17. Испанская живопись XVII в. Портрет, пейзаж и натюрморт в творчестве Эль Греко.

18. Фламандская живопись XVII в. Выражение особенностей стиля барокко в живописи: Питер Пауль Рубенс и его ученики.

19. Реалистическое течение в голландской живописи XVII в. Творчество Рембрандта: групповой портрет, портрет-биография. Библейские сюжеты в творчестве Рембрандта.

20. Французское искусство XVIII в. Шедевры скульптуры: Э. Фальконе («Медный всадник») и Ж. Гудон («Вольтер»).

21. Английское искусство ХУШ в. Расцвет национальной школы живописи (В. Хогарт). Великий портретист Англии Т. Гейнсборо.

22. Искусство Испании XIX в. Ф. Гойя: живописный портрет и графика. Влияние творчества Ф. Гойи на развитие реализма и романтизма.

23. Импрессионисты Франции: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега.

24. Жизнь и творчество О. Родена.

25. Постимпрессионисты: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген.

26. Направления в русской живописи первой половины XIX в.: сентиментализм (А. Венецианов), романтизм (К. Брюллов, О. Кипренский), реализм (П. Федотов).

27. Русское изобразительное искусство второй половины XIX в.: историческая живопись (Н. Ге, И. Репин, В. Суриков); жанровая живопись (В. Перов); пейзажная живопись (А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан).

28. Русская культура XIX в. за рубежом. Феномен «русского европейца». Взаимодействие русской и европейской культур.

29. Мастера французской живописи начала ХХ в.: А. Матисс, А. Марке, А. Модильяни.

30. Сюрреализм в европейской живописи. Творческая эволюция С. Дали.

31. Русская живопись начала ХХ в.: «поэтический реализм» (В. Серов), импрессионизм (К. Коровин), символизм (М. Врубель), абстрактная живопись (В. Кандинский, К. Малевич).

32. Культура русского зарубежья (ХХ в.).


Литература ко всем темам
Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2002.

История европейской культуры: Учеб. пособие. – Киев, 2002.

Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2002.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – СПб., 2003.

Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. – М., 1998.

Шор Ю.М. Культура как переживание. – СПб., 2003.

Пархоменко И.Г., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. – М., 2002.

Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.



Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

История мировой культуры: наследие Запада. – М., 1998.

Хроника мировой культуры. – М., 2001.

Яковкина Н.И. История русской культуры. XIX век. – СПб., 2002.

Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1994.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Кантор В.К. «Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. – М., 1997.

Лихачев Д.С. О русском. – М., 1990.

Розанов В.В. О себе и жизни своей. – М., 1990.

Русская идея и современность. – М., 1992.



Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М., 1989.

Франк С.Л. Русское мировоззрение. – СПб., 1996.

Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989.


Содержание

Цели и задачи курса 3

Программа 4

Учебные задания к семинарским занятиям 11



Вопросы для подготовки к зачету 16

Литература ко всем темам 17
Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
meth -> Учебное пособие по курсу «Основы журналистики»
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины
meth -> Сборник методических материалов курса бюджет и бюджетная система РФ для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов
meth -> 1. Основы управления организацией (общий менеджмент) Типологическое разнообразие управления. Понятие менеджмента, его концепция в условиях либеральной экономики
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Сборник методических материалов по курсу международное право прав человека
meth -> По курсу переговорный процесс
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины переговорный процесс для студентов факультета журналистики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница