Семинары с подростками по гражданскому образованию центр "Подвал" Москва 2000 год



Скачать 490.51 Kb.
страница1/6
Дата01.05.2016
Размер490.51 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6
Юля Шевелева, Амир Тагиев

ИГРОВЫЕ СЕМИНАРЫ С ПОДРОСТКАМИ


ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Центр "Подвал"
Москва 2000 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие
Глава первая:

"Отношение к себе и к не таким, как ты"


Глава вторая:

"Что такое некоммерческие организации и их роль в жизни подростков"


Глава третья:

"Как сделать так, чтобы возникало меньше конфликтов"


Глава четвертая:

"Профилактика ВИЧ/СПИДа"


Глава пятая:

Общие методические рекомендации по всем темам


Приложение

ПРЕДИСЛОВИЕ

Немного об авторах и о том, как появился проект "Гражданское образование для молодежи"


Авторы этой книги - не профессиональные писатели, не журналисты и не графоманы, мечтающие увидеть свое бессмертное произведение напечатанным хоть где-нибудь.
Мы - сотрудники обычной некоммерческой организации Центр "Подвал", работающей с детьми и подростками.
Такое необычное название появилось из-за того, что мы занимаем подвальное помещение в одном из старых домов в центре Москвы. И в первые годы нашего существования ребята, отвечая на вопрос родителей: "Куда ты пошел?" - обычно говорили: "В Подвал". Вот с их легкой руки и появилось такое название.
Средства, которыми мы используем в своей работе, очень различны: это и театр (спектакли, в которых вместе играют дети и родители, дети с различными заболеваниями и их здоровые сверстники), и ролевые игры (программы с участием подростков из "горячих точек" всего мира), и многое другое.

Кто-то, увидев нашу работу, говорит: "Да это психодрама!" - кто-то: "Классическая конфликтология!" - кто-то считает нас педагогами, кто-то - игротехниками...


Нам же самим неинтересно искать определения для того, чем мы занимаемся вот уже 14 лет. А интересно другое: помочь подросткам разобраться в окружающем их мире, научить внимательному и уважительному отношению как к себе, так и к другим, сделать все возможное для того, чтобы они не чувствовали себя одинокими и никому не нужными.
Чаще всего мы работаем с группами от 15 до 30 человек. Это могут быть занятия в течение одного дня, трех дней, недели. Но есть ребята, которые приходят к нам по многу лет, фактически вырастая на наших глазах. Их радости и успехи становятся нашими общими достижениями, их беды и ошибки - нашими общими проблемами.
Несколько лет назад один из наших "подвальцев" попал под следствие. Парень и виноват-то особенно не был: незаконные действия совершали его приятели, а он просто оказался рядом... Но когда в милиции составляли протокол, ему так задавали вопросы (или он так на них отвечал), что через 5 дней оказался в СИЗО Матросской тишины уже как организатор группового разбойного нападения с целью грабежа. И только через 8 месяцев, благодаря помощи замечательного адвоката, Ольги Николаевны Хлебниковой, нам удалось добиться вынесения ему условного приговора вместо предполагавшихся 5 лет в колонии строгого режима.
Этот парень не знал, что имеет право на телефонный звонок родителям, право не отвечать на вопросы без адвоката, он многого не знал... как сотни других подростков.
Вот тогда у нас и появилась идея проекта "Гражданское образование для молодежи", включающего в себя игровые семинары для старшеклассников по различным темам, в том числе:

- Была ли когда-нибудь Россия правовым государством (с точки зрения истории)?

- Права и обязанности подростков в демократическом государстве;

- Отношение к себе и к не таким, как ты;

- Как сделать так, чтобы было меньше конфликтов?

- Профилактика ВИЧ/СПИДа;

- Что такое некоммерческие организации, и их роль в жизни подростков.
В 1996 году при поддержке "Института Открытое Общество" мы начали вести такие семинары в московских школах. Получили от участников более 300 восторженных отзывов. За три последующих года в проекте приняло участие более 1000 подростков не только в Москве, но и в Уральской области (в том числе, воспитанники спец. учреждений для несовершеннолетних).
Благодаря поддержке ЮНИСЕФ в 1998 - 1999 гг. у нас появилась возможность не только поработать с "трудными подростками" из неблагополучных столичных школ, но и провести обучающие семинары по проекту "Гражданское образование для молодежи" уже для взрослых в пяти российских городах: Калининграде, Санкт-Петербурге, Баранауле, Томске и Твери.
Словом, накопился определенный опыт, которым хочется поделиться и который мы постараемся обобщить на страницах этой книги.
В первых четырех главах вы найдете подробное описание занятий по четырем темам и общие рекомендации по ведению каждой из них. Для проведения дискуссий и обсуждений, мы часто используем цитаты, метафоры или различные истории -часть из них вы найдете в начале описаний каждого из занятий, часть - в приложении. Во пятой главе мы постарались ответить на вопросы, которые нам чаще всего задавали участники обучающих семинаров для взрослых.
Надеемся, что это издание окажется полезным для людей самых разных профессий: педагогов, школьных психологов, сотрудников некоммерческих организаций, социальных работников, - словом, всех тех, кому интересны игровые формы в работе с подростками.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Занятия по теме:

"ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И К НЕ ТАКИМ, КАК ТЫ"
Цитата для участников:

"Люди строят стены вместо того, чтобы строить мосты"

"Разогревающие упражнения"




"Имена"


(Примерную продолжительность упражнения предсказать трудно - она зависит от количества участников)
Это один из вариантов известного упражнения, когда каждый участник по кругу называет свое имя и коротко рассказывает, почему его так назвали. Можно добавить к этому такие варианты:

- что это имя означает в переводе;

- нравится оно участнику или нет;

- в честь кого его так назвали;

- как бы он хотел, чтобы во время занятий его называли участники.

Можете предложить каждому следующему участнику сначала повторить все то, что сказал предыдущий человек (его сосед), а потом уже рассказывать о своем имени.


Это упражнение позволит участникам начать говорить что-то о себе, а вам поможет с ними познакомиться.

"Приветствие"


(Примерная продолжительность упражнения: 5 минут)
Задание: за 10 секунд поздороваться за руку как можно с большим количеством людей. После того как время, отведенное вами, закончится, найдите победителя, пожавшего руку наибольшему количеству людей.

Можете добавить еще одно условие: не просто пожать руку, а посмотреть человеку в глаза и сказать: "Привет".



"Направо, налево, вверх, вниз"


(Примерная продолжительность упражнения: 5-7 минут)
Задание:

1 часть.


Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит всех повторять его движения. Если он поднимает руки вверх - то и все вверх, если вниз - все вниз. Он поворачивает согнутые в локтях руки направо - значит и все поворачивают направо, он поворачивает руки налево - все повторяют.
При этом ведущий просит тех участников, которые в процессе упражнения ошибутся, быстро пересечь круг, встать напротив и продолжить делать упражнение на новом месте.
2 часть.

Вся группа стоит в кругу. Ведущий просит участников не повторять за ним движения, а делать прямо противоположное тому, что делает он (например, если он поднимает руки вверх - все должны опустить их вниз, если он поворачивает руки направо - участники должны повернуть их налево и т. д.). Как и в 1 части упражнения тот, кто ошибся, пересекает круг и продолжает делать упражнение.


Короткая дискуссия.

Можно задать участникам вопрос: "Как вам кажется, зачем мы делали это упражнение?" Обычно ребята отвечают: "Чтобы мы вставали рядом с разными людьми", "Чтобы проверить нашу честность" и т.д. - и они правы. Но у этого простого упражнения есть еще одна цель: обратить внимание участников на то, что нет ничего страшного в том, чтобы сделать ошибку и признать ее при всех (как они делали это, пересекая круг, и все это видели).



Упражнение "Дни рождения"


(Примерная продолжительность каждой из частей упражнения:10-15 минут)
Задание:

1 часть.


Ведущий просит участников, не говоря ни слова, разбиться на группы, соответствующие тем временам года, в которые они родились (на это дается несколько минут).
Убедившись, что образовались 4 группы (соответствующие зиме, лету, весне и осени) ведущий просит каждую из групп, посовещавшись, представить окружающим свое время года небольшой сценкой (пантомимой). Во время подготовки упражнения участникам разрешается разговаривать, во время представления - нет.
2 часть.

Ведущий предлагает участникам, не произнося ни слова, построиться по своим дням рождениям (числам и месяцам) в прямую линию, соответствующую календарю (от 1 января до 31 декабря). Во время выполнения упражнения не разрешается писать в воздухе, или на любых поверхностях цифры и числа, показывать цифры пальцами, нельзя так же использовать циферблаты часов и настоящие календари.


После того как группа встанет в прямую линию, попросите ребят (одного за другим, начиная с зимних именинников) делать шаг вперед и вслух говорить дату своего рождения. Те, кто ошиблись и встали не туда, могут по ходу исправиться и занять свое "правильное место в календаре".
Обсуждение.

Ведущий может спросить ребят, как им удавалось понимать друг друга и общаться без слов.


На примере этого упражнения можно обратить внимание участников на то, что при желании люди всегда могут договориться, даже если они говорят на разных языках и принадлежат к разным культурам.

Упражнение "Фотограф и фотоаппарат"


(Примерная продолжительность всего упражнения зависит от продолжительности дискуссии и количества участников. Само упражнение занимает 10 минут. Вместе с короткой дискуссией - 30 минут)
Задание:

Ведущий просит участников разбиться на пары и условиться, кто из них будет партнер А и партнер Б. Партнер А становится "фотографом", партнер Б - "фотоаппаратом". Задача партнера А - поводить партнера Б с закрытыми глазами по комнате и сделать три интересных "снимка" (для этого партнер А должен подвести свой "фотоаппарат" к тому месту, которое он хотел бы "сфотографировать", остановиться и легко нажать партнеру Б на плечо. Почувствовав это, партнер Б должен на секунду открыть глаза и как бы "сфотографировать" то, что увидит). Когда три "кадра" сделаны, партнер Б открывает глаза и "проявляет пленку": показывает и рассказывает партнеру А, где были сделаны "фотографии" и что "попало в кадр". После этого партнеры меняются местами (тот, кто был "фотографом", становится "фотоаппаратом", и наоборот) и повторяют задание.

ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ УЧАСТНИКОВ НА ОДНУ УСЛОВНОСТЬ ЭТОГО УПРАЖНЕНИЯ: С ПАРТНЕРОМ, ЗАКРЫВШИМ ГЛАЗА И ИГРАЮЩИМ РОЛЬ ФОТОАППАРАТА, МОЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ.

Во время выполнения упражнения задача ведущего внимательно следить за участниками и обеспечить их безопасность (так, чтобы никто не упал).


Обсуждение.

У ведущего есть очень широкий выбор тем для обсуждения после этого упражнения.


Вы можете расспросить участников, как они себя чувствовали с закрытыми глазами, и потом поговорить о том, изменилось ли после этого опыта их отношение к незрячим людям (например, мало кому из ребят приходит в голову спросить во время "фотографирования" у незрячего партнера, как ему хотелось бы, чтобы с ним шли - за руку, под руку, в каком темпе и т. д.). Этот разговор может помочь участникам изменить свое отношение к инвалидности, потому что очень часто именно незрячих или неслышащих людей воспринимают как неполноценных, не "таких, как мы".
Вы можете начать очень важный разговор о доверии (ведь, закрывая в этом упражнении глаза, мы становимся зависимыми от другого человека и должны ему доверять) и о том, что людям нужно в жизни для того, чтобы начать доверять кому-то.
Темой для обсуждения может стать и то, что мы все разные, у каждого из нас есть свой взгляд на мир (именно поэтому все делают разные фотографии в одном и том же помещении), и это нужно уважать.
После этого упражнения у вас есть возможность провести 2 варианта дискуссий:

- попросить ответить на ваши вопросы только тех, кто хочет высказать свою точку зрения;

- спросить каждого участника о его впечатлениях и задать каждому какой-нибудь вопрос.
Планируя дискуссию, оцените заранее все плюсы и минусы обоих вариантов.
Упражнение " Руки" (или, как его часто называют, "Путаница")

(Примерная продолжительность упражнения - от 10 до 40 минут, зависит от участников)


Задание:

Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы за руки не держались соседи и чтобы не оказалось, что два человека держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.


Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в "восьмерку".
Если во время выполнения упражнения кто-нибудь из участников разжимает кисть и цепочка разрывается, упражнение начинается сначала.
Обсуждение

После этого упражнения можно поговорить с ребятами об очень многом, в том числе о том, как часто мы бываем нетерпимы по отношению к другим людям и считаем их "не такими" всего лишь из-за того, что они думают по-другому или предлагают свой путь решения проблемы.



БЛОК ДОВЕРИЯ


(примерная продолжительность трех упражнений - час)
1. Доверчивая передача

Упражнение делается в группах не больше 12 человек (если общее количество участников больше, их можно разделить на несколько маленьких групп). Все участники встают в круг, а один - в центр круга. ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы у тех, кто стоит в кругу, одна нога была поставлена на упор, так, чтобы человек мог немножко пружинить (для устойчивости). У человека, стоящего в центре круга (по очереди все участники побывают в этой роли) ноги должны быть вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты (по желанию). Все участники кладут руки на стоящего в центре. После того как стоящий в центре участник получит утвердительный ответ на вопрос: "Все ли готовы?" - он опускается на чьи-либо руки, и группа плавно передает его по кругу. Участнику, стоящему в центре, следует не забывать о том, что ноги его должны быть все время вместе (и не шагать), а также не сгибаться.


2. Круг доверия

Это упражнение очень похоже на предыдущее, но в отличие от него, здесь стоящие в круге держат полусогнутые в локтях руки перед собой, кисти - тыльной стороной к себе, пальцы расставлены, но не напряжены. Стоящего в центре участника нужно передавать друг другу (не обязательно по кругу, как это было в предыдущем упражнении).


3. Доверчивое падение

Это упражнение завершает блок упражнений на доверие. Для выполнения потребуется устойчивое возвышение (стол, подоконник, сцена и т.д.), находящееся на уровне локтей участников. В этом упражнении особенно важны правила безопасности: ноги участников на упоре, так чтобы они могли пружинить; согнутые в локтях руки поставлены перед собой, ладонями вверх, пальцы вместе, руки не напряжены. Можно попросить всех участников перед выполнением упражнения попробовать встать в это положение. Если на руках есть крупные кольца, браслеты, часы, желательно на время выполнения доверчивого падения их снять. Вся группа должна встать возле возвышения в две шеренги лицом друг к другу так, чтобы вытянутые руки чередовались: одна рука с одной стороны - другая - с другой и т.д. Один участник (в его роли также побывают все) встает на возвышение лицом или спиной к группе, ноги вместе, руки скрещены на груди. После того, как группа утвердительно ответит на вопрос: "Готовы?" - этот участник должен упасть на руки. Важно, чтобы те, кто стоит внизу, перед падением немножко отклонили корпус назад, чтобы головы не мешали. Эта "конструкция" может выдержать очень большой вес, так как он распределяется между всеми участниками, но она совершенно не приспособлена для "усаживания", поэтому очень важно, чтобы падающий именно падал, а не садился. Можно предложить ему представить, что от его затылка до пяток натянута струна, и он не может согнуться. Кроме того, падающему нужно в буквальном смысле держать себя в руках, чтобы не ударить ловящих.


Если участник боится падать (что вполне естественно и ни в коем случае не должно быть осуждено участниками), можно предложить ему еще один вариант этого упражнения. Он становится на возвышение в исходную позицию, а вся группа подходит к нему и протягивает к нему руки. Предложите посмотреть на руки падающему, а затем как бы опереться на них, после чего участники постепенно будут опускать его.
Обсуждение

После этих трех упражнений можно провести большой разговор о доверии. Участники могут поделиться своими ощущениями от того, какое упражнение им больше понравилось и почему. Можно начать разговор о страхе. Часто ли в жизни ребята чего-то боятся? Часто ли преодолевают страх? Можно обсудить цитату: "Смелый - не тот, кто ничего не боится, а тот, кто боится, но преодолевает свой страх".


Примечание для ведущего: пожалуйста, обратите особое внимание на соблюдение правил безопасности в блоке доверия. Невнимательность, небрежность, нечетко объясненные правила могут привести к серьезным травмам участников (как физическим, так и моральным).

Упражнение "Построиться слепыми по росту"


(примерная продолжительность упражнения - 30 минут)
Для выполнения этого упражнения вам потребуются повязки на глаза по количеству участников. После того, как все в группе завяжут глаза, ведущий объясняет задание: вся группа должна построиться в одну прямую линию по росту. При этом никому нельзя разговаривать.
Обсуждение

Это упражнение дает возможность провести дискуссию о лидерстве и об умении следовать за лидером



Упражнение "Веревочка"


(Примерная продолжительность упражнения от 1 часа до полутора)
Сразу хотим обратить ваше внимание на то, что если вы впервые прочтете об этом упражнении, лучше не применять его в рамках данного семинара.

Проведение "Веревочки" требует от ведущего определенной подготовки и опыта. В противном же случае вы можете, во-первых, вместо положительного результата получить отрицательный, а во-вторых, участникам может быть причинен физический вред.


Для тех, кто уже встречался с этим упражнением и проходил через него сам, напоминаем условия.
Задание:

Между группой и ведущим натянута тонкая веревка на уровне чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Задача группы: перебраться на противоположную сторону. Под веревкой проходить нельзя (так же, как и протягивать под нее руки), возвращаться назад тем, кто уже переправился - нельзя, прыгать можно только первому переправляющемуся, да и то очень тихонько и осторожно. Если кто-нибудь чем-нибудь (будь то часть тела или одежды) задевает за веревочку - вся группа возвращается назад и начинает выполнение упражнения сначала.


Что можно добавить к этим правилам в рамках этого семинара.

Вы можете усложнить задачу: дать некоторым участникам возможность побыть в положении человека с ограниченными возможностями. Например, кому-то завязать глаза и запретить их развязывать до конца упражнения, кому-то- запретить говорить, кому-то - оставить только одну руку (вторую убрать в карман и не вынимать до самого конца). Это позволит ребятам не на словах, а на собственном опыте понять и почувствовать все, что чувствуют те, кого называют инвалидами, находясь в обществе. Если вы решите усложнить задачу таким образом, то во время обсуждения обязательно попросите этих ребят рассказать о своих ощущениях, о том, как их воспринимали окружающие, "такие, как все", и каково это быть "не таким, как все".


Кроме того, после этого упражнения можно говорить и об умении ребят работать в одной команде, и о развитии лидерских навыков, и о том, как они умеют слушать другого и уважать чужую точку зрения.
Пожалуйста, не забудьте, что одна из главнейших задач ведущего во время выполнения этого упражнения - обеспечить безопасность участников. Убедитесь, что способы переправы, избранные ими, продуманы. Если они решат наступать друг другу на спины, обязательно покажите им, при какой стойке не пострадает позвоночник. Будьте все время рядом с тем, кого передают: иногда лучше подстраховать, но не допустить падения.

Упражнение "Орехи"


(Примерная продолжительность упражнения: 15 минут)
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся грецкие орехи. Положите в пакет столько орехов, сколько у вас участников.
Задание:

Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по одному ореху, а потом в течение минуты внимательно рассмотреть и запомнить свой орех (ставить на нем метки и раскалывать нельзя). Через минуту все орехи складываются обратно в пакет. Ведущий их перемешивает, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой орех.


Когда это выполнено, вы просите ребят рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он так отличается от других.
Обсуждение

Вы можете провести аналогию между грецкими орехами и людьми.

И те, и другие в куче (или в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково.

Для того чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, приглядеться.

О ценности ореха, как правило, судят по тому, что находится у него внутри. Может быть внешне очень красивый орех, но внутри - абсолютно пустой. И наоборот. Так же бывает и с людьми, поэтому не надо судить о человеке по каким-то внешним признакам. У ореха очень жесткая скорлупа, и она нужна ему для того, чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто выращивают вокруг себя "скорлупу", чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим. Для этого требуется время.

Методические рекомендации по теме

"Отношение к себе и к не таким, как ты"
1. Для занятий по этой теме очень важно проследить, чтобы количество участников в группе с одним ведущим не превышало 12-15 человек. Если ребят будет больше, вам будет труднее проследить за каждым из них, а, кроме того, дискуссии могут слишком затянуться (особенно в те моменты, когда вам нужно услышать мнение каждого человека).
Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнений в группе не возобладал принцип "цель оправдывает средства", другими словами, чтобы участники не разговаривали неуважительно или грубо, не толкались и не критиковали друг друга.
2. Если вы планируете включить в свой семинар по этой теме двигательные упражнения (например, такие как "Путаница" или "Веревочка"), предупредите заранее участников о том, чтобы они пришли на занятия в удобной одежде. Пятнадцатилетней барышне, одетой в туфли на высоких каблуках или в короткую юбку будет чисто психологически сложнее принимать участие, например, в переправе через веревочку, чем ее однокласснице в джинсах и кроссовках.
3. Помните, что многие упражнения даются для того, чтобы участники получили собственный опыт, побыв в положении чем-то отличающегося от окружающих человека. Поэтому во время дискуссий очень важно спросить каждого участника, получившего такой опыт во время игровой ситуации о том, как ему было в положении "не такого как все".

Это нужно и для того, чтобы сам человек смог отследить свои чувства, и для того, чтобы остальные участники могли услышать о его впечатлениях.

Постарайтесь создать атмосферу доверительности, чтобы ребята не боялись высказываться.
4. "Отношение к себе и к не таким, как ты" - тема очень широкая.

Это может быть и отношение к инвалидности, и проблемы дискриминации по национальному признаку, и наиболее распространенные стереотипы.

Набор упражнений может быть любым, мы привели здесь лишь немногие из тех, которые можно было бы использовать в занятиях по этой теме.

По большому счету, не так важно, какие упражнения вы выберете, важнее другое: к каким выводам или размышлениям они подтолкнут участников.

Нам также хочется обратить ваше внимание на то, что хорошо продуманные, откровенные дискуссии являются неотъемлемой и значительной частью упражнений. Они во много раз повышают эффективность работы, помогая ведущему акцентировать внимание участников на различных аспектах этой темы. Например, на том, что если человек ограничен в своих возможностях из-за болезни, то это не значит, что его нужно жалеть или относиться к нему как к неполноценному. Или на том, что быть не таким, как все - не всегда плохо. Это значит, уважать в себе личность и право на собственный путь. Нужно лишь помнить, что и другие имеют такие же права.

Иными словами - относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.




Каталог: kniga
kniga -> А. Л. Чижевский в этой главе мы расскажем, какой вред ноосфере может исходить от магнитных бурь. По поводу пользы пока сообщений не поступало, но ведь должна же быть и польза? Казалось бы во время сильной бури выделя
kniga -> Осмысление и попытка применения
kniga -> «Агрессия: определение и основные теории»
kniga -> Книга Владимира Соколинского «Здоровье 5 звезд»
kniga -> Препаратов растительного происхождения
kniga -> Препаратов растительного происхождения
kniga -> Книга Иова 1 1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла
kniga -> В. И. Маслов Стратегическое управление персоналом в XXI веке
kniga -> Книга Бабушкиных

Скачать 490.51 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница