Школа биомедицины рабочая программа учебной дисциплины



Скачать 323.44 Kb.
Дата01.05.2016
Размер323.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ


описание: c:\users\medved~1.ev\appdata\local\temp\finereader11\media\image1.jpeg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физиология с основами анатомии



Специальность 060301.65 Фармация

Форма обучения очная

Школа биомедицины

Кафедра фармации

Курс 1, семестр 1,2

лекции - 52 час.

практические занятия - час.

лабораторные работы - 88 час.

консультации

самостоятельная работа – 76 час.

всего часов аудиторной нагрузки - 140 час.

контрольные работы (количество)

Зачет: 1 семестр

Экзамен: 2 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011.


Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры фундаментальной медицины 05.06.2012 г., протокол № 7
Заведующий кафедрой Полевщиков А.В.

Составители: Недобыльская Ю.П.



I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 __ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Полевщиков А.В.

(подпись) (И.О. Фамилия)




II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Физиология с основами анатомии» входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Учебным планом предусмотрены лекции (52 часа), лабораторные занятия (88 часов), самостоятельная работа студентов (76 часов, в том числе 36 часов на подготовку к экзамену). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1-2 семестрах.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных со строением человеческого тела, функционированием основных органов и систем организма человека. Рассматриваются вопросы здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, здоровье сберегающих технологий, гигиены, рационального питания, современные концепции здоровья, социальные аспекты человеческого тела.

Дисциплина «Физиология с основами анатомии» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Биология», «Патология», «Общая гигиена».

Знание о строении и функционировании человеческого тела, об основных закономерностях возникающих патологических процессов, о влиянии на организм факторов внешней и внутренней среды, о возможностях аппаратной диагностики и лечения позволит студентам уверенно разбираться в современной медицинской аппаратуре, понимать принципы ее работы, заниматься разработкой и проектированием нового оборудования для медицинских целей.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

- строение тела человека, анатомические структуры, строение и топографию органов и систем органов человека;

-строение эукариотической клетки, строение и особенности тканей человека, гистологическое строение органов и их морфофункциональных единиц.

- базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне.

- организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия.

- механизмы формирования поведения человека как взаимодействия с окружающей средой.

- закономерности протекания физиологических процессов на этапах онтогенетического развития человека.

- основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма;



уметь:

- находить на муляжах, таблицах и рисунках анатомические структуры, органы и системы органов и называть их.

- находить на рисунках и указывать ткани организма человека, морфо-функциональные единицы органов, структуры эукариотической клетки и называть их.

- анализировать механизмы протекания физиологических процессов на различных уровнях организации живого от молекулярно-клеточного до целостного организма.

- проводить анализ работы функциональных систем организма, обеспечивающих поддержание гомеостаза, представлять, как изменяются процессы жизнедеятельности человека в ходе его онтогенетического развития.

- давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека;



владеть:

- медико-анатомическим понятийным аппаратом;

- простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет)

- навыком научного анализа механизмов действия биологически-активных веществ.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Профессиональные компетенции (ПК):

-способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров (ПК-45);

-способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

-способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (52 ч, в том числе с применением методов активного обучения – 8 часов).

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР (16 час.)




Тема 1. Морфологические основы жизнедеятельности человека. Классификация структур организма. Строение и основные функции клеток и тканей (2 час.)

Краткий исторический очерк развития анатомии и физиологии. Основные этапы развития.

Понятие клетки, ткани, органа, системы органов. Организм, как единое целое. Онтогенетическое становление физиологических функций. Гомеостаз. Процессы управления в живых системах.

Объект и методы исследований в физиологии и анатомии. Структурно-функциональный и молекулярно-генетические подходы в изучении физиологических процессов. Достижения современной физиологии.

Аналитико-синтетический метод изучения функций организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях, на уровне целогоорганизма.











Тема 2. Базисные физиологические процессы клеток. Особенности физиологических свойств возбудимых клеток. (2 час.)

Типы возбудимых клеток. Современные представления о структуре и

свойствах мембраны возбудимых клеток. Потенциал покоя или мембранный

потенциал и метод его регистрации. Механизм раздражения клетки электрическим током. Явление аккомодации. Электротоническое и импульсное распространение возбуждения. Зависимость скорости проведения возбуждения от диаметра нервного волокна и сопротивления мембраны. Миелинезированные и немиелинезированные нервные волокна. Роль перехватов Ранвье. Аксонный транспорт.











Тема 3. Особенности физиологических свойств возбудимых клеток. Рецепция. Синапс. Синаптическая передача возбуждения. (2 час.)

Основные структурно-функциональные элементы нейрона, тело нейрона, дендриты, аксон. Типы нейронов. Механизмы связи между нейронами. Электрический и химический синапсы, принципиальные отличия электрического и химического синапсов. Медиаторы нервных клеток: ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин ГАМК, глутамат, глицин и др. Ионная природа возбуждающего постсинаптического потенциала. Торможение: пресинаптическое и постсинаптическое торможение, функциональная роль этих видов торможения. Взаимодействие нейронов в нервных центрах. Дивергенция и конвергенция нервных импульсов. Временная и пространственная суммация.

Принцип общего конечного пути Шеррингтона. Явления облегчения, окклюзии, последействия и трансформации ритма возбуждения в нервных центрах. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге.











Тема 4. Физиологические свойства мышц. Механизм мышечного сокращения. (2 час.)

Гладкие (непроизвольные) и поперечно-полосатые (произвольные) мышцы. Основная функция, строение. Свойства, положенные в основу классификации фазных (быстрых, медленных) и тонических мышечных волокон.

Структурная единица мышечного волокна -саркомер. Характеристики и функции основных и сократительных белков. Теория скольжения. Электромеханическое сопряжение. Сарко-тубулярная система. Механизм мышечного расслабления. Механические свойства мышц.

Энергетическое обеспечение мышечного сокращения, теплопродукция, работа. Нервный контроль мышечного сокращения. Понятие о нейромоторной единице. Классификация моторных единиц. Нервно-мышечный синапс: особенности его морфологической структуры. Особенность нервно-мышечной организации низших позвоночных и беспозвоночных.

Гладкие мышцы. Основные морфологические и функциональные особенности. Иннервация гладких мышц. Природа спонтанной активности гладких мышц. Факторы, контролирующие двигательную активность гладкой мускулатуры.











Тема 5. Регуляция процессов жизнедеятельности человека. Виды и принципы регуляции физиологических функций. Понятие гомеостаза. Функциональные системы как основа саморегуляции жизнедеятельности организма. (2 час.)

Различие между нервной и гуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция медленно протекающих процессов: развитие половых желез, рост тела, секреция пищеварительных соков.

Высшие центры координации и интеграции (объединения) функций двух регуляторных систем: гипоталамус (подбугровая зона промежуточного мозга) и гипофиз (нижний придаток мозга).











Тема 6. Нервная регуляция физиологических функций. (2 час.)

Нервная регуляция, координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды; один из основных механизмов саморегуляции функций. Нейроны и глиальные клетки. Центральный и периферический отделы нервной системы. Принципы работы центральной нервной системы. Медиаторы, модуляторы и рецепторы нервной системы.












Тема 7. Автономная (вегетативная) нервная система (АНС). Симпатический, парасимпатический, метасимпатический отделы АНС. (2 час.)

Центральные структуры ВНС. 2 отдела: симпатический и парасимпатический. Центры парасимпатической НС. Центры симпатической НС. Морфологические отличия ВНС от соматической НС.


Образование физиологически активных веществ – медиаторов.










Тема 8. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Гормональная регуляция физиологических функций. Классификация и метаболизм гормонов, клеточные и системные механизмы их действия. (2 час.)

Эндокринная система и ее регуляторные физиологические функции. Понятия "внутренняя секреция" и "гормон". Основные свойства гормона. Архитектоника и функции эндокринной системы позвоночных и беспозвоночных. Эволюция эндокринной системы. Главные эндокринные железы позвоночных и секретируемые ими гормоны

Формы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Химическая структура гормонов и ее связь с функцией. Физиологическая организация эндокринных функций

Механизмы взаимодействия гормонов с клетками-мишенями. Типы гормональных рецепторов.

Роль эндокринной системы в регуляции процессов роста, развития, размножения, разных форм адаптации, поведения.

Патология эндокринной системы. Гормоны в медицине и животноводстве.










ВТОРОЙ СЕМЕСТР (36 час.)




Тема 1. Кровообращение человека: морфология кровеносной системы и принципы её функционирования. Строение сердца, свойства сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности. (2час.)

Основные этапы развития сердечно-сосудистой системы в процессе эволюции. Замкнутость сердечно-сосудистой системы у высших организмов. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, представление об эволюции его структуры и функции. Сердце млекопитающих животных и человека, его строение. Функциональная роль предсердий и желудочков.

Динамика сердечного цикла. Общие свойства сердечной мышцы. Автоматия сердца и его природа. Строение сердечной мышцы. Сократимость. Электрокардиограмма и ее компоненты. Коронарные сосуды и особенности кровоснабжения сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца: миогенная, нейрогенная и гуморальная. Авторегуляторные механизмы сердца. Иннервация сердца. Миогенная, нейрогенная и гуморальная регуляция тонуса сосудов. Факторы, способствующие движению крови по венам. Роль венозного возврата в регуляции сердечного выброса. Артериальное давление и его регуляция.











Тема 2. Строение и принципы классификации кровеносных сосудов человека. (2час.)

Основные показатели гемодинамики. Микроциркуляция. Методы исследования гемодинамики. Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления.












Тема 3. Компоненты внутренней среды организма человека. Взаимосвязь жидкостей внутренней среды. Кровь. (2час.)

Основные функции крови. Количество и состав крови. Объем циркулирующей крови и его изменение. Кровопотеря и ее последствия. Физико-химические свойства крови. Коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление. Буферные свойства крови. Кровезаменители. Плазма и сыворотка крови. Белки и липопротеины плазмы. Форменные элементы крови и их функции. Понятие об эритроне. Кроветворение и его регуляция. Гомеостаз и свертывание крови. Сосудисто-тромбоцитарное звено гомеостаза и его регуляция. Свертывание крови и его роль в гомеостазе.

Белки свертывания крови и ингибиторы этого процесса. Гепарин. Фибринолиз. Нейрогуморальная регуляция жидкого состояния крови и ее свертывания. Противосвертывающая система.

Группы крови. Резус-фактор. Агглютинация эритроцитов. Методы и практическое значение переливания крови.












Тема 4. Барьерные функции организма. Внешние барьеры. Гистогематические барьеры: строение, виды, функции. Особенности гистогематических барьеров различных органов. (2час.)

Жидкостные пространства (компартменты) организма. Состав жидких сред организма. Фильтрация и гипотеза Старлинга. Фильтрация и образование тканевой жидкости. Образование лимфы. Кровообращение в каппилярах. Лимфообращение.

Барьерные функции. Внешние и внутренние барьеры. Гистогематические барьеры. Барьеры между кровью и другими жидкими средами организма.











Тема 5. Иммунофизиология. Иммунные основы гомеостаза. Иммунные органы человека. Нейрогуморальная регуляция иммунных процессов. (2час.)

Защитная функция крови и лимфатической системы. Современные представления о клеточном и гуморальном иммунитете. Иммунокомпетентные клетки.












Тема 6. Дыхание человека: основные этапы. (2час.)

Органы дыхания. Внешнее дыхание. Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью и газообмен в тканях. Дыхательный центр. Функциональная система поддержания количества газов в крови. Дыхание в изменённой газовой среде.












Тема 7. Строение и принципы функционирования пищеварительного тракта. (2час.)

Основные процессы пищеварения. Секреция и всасывание в пищеварительном тракте. Транспорт липидов кровью. Кишечно-печеночный кругооборот веществ. Регуляция пищеварения. Голод, аппетит, насыщение.












Тема 8. Обмен веществ и энергии. Теплообмен и терморегуляция человека (2час.)

Обмен веществ и энергии как обязательное условие жизни. Этапы обмена веществ. Физиологические подходы к изучению обмена веществ и энергии. Типы обмена: азотистый, углеводный, липидный, биоэнергетический, обмен воды, натрия и калия, кальция и фосфора. Обмен энергии. Некоторые теоретические положения биоэнергетики. Этапы высвобождения свободной энергии в организме. Методы оценки энерготрат.

Основной обмен. Промежуточный обмен, анаболизм и катаболизм.

Составление норм питания. Понятие о гомойотермии и пойкилотермии. Изотермия. Механизм химической и физической терморегуляции. Центральные механизмы терморегуляции. Тепловые и холодовые терморецепторы, их характеристика.

Гипо- и гипертермия. Значение изучения терморегуляции для экологической физиологии и практической медицины.











Тема 9. Строение почек. Процессы мочеобразования. Регуляция состава и количества мочи. Образование и выделение пота. (2час.)

Сравнительно-физиологический обзор выделительных систем. Почки, их строение и выделительная функция. Нейроны, тельца Шумлянского и их структура. Почечные канальцы. Специфика кровоснабжения почек.

Клубочковая фильтрация. Состав первичной мочи. Реабсорбция.

Осмотическое давление тканевой жидкости в разных частях почки. Противоточная система и принцип ее работы. концентрирование мочи.

Гормональная регуляция почечной функции и водно-солевого равновесия.

Функция мочевого пузыря и мочевыделения. Олигурия и анурия. Механизмы мочеиспускания. Дополнительные органы выделения. Потовые железы, состав пота. Экскреторная функция печени и легких.












Тема 10. Понятие о рецепторах, органах чувств, анализаторах. (2час.)

Понятие о рецепторах, органах чувств, анализаторах. Сенсорные системы. Классификация рецепторов. Возбудимость рецепторов. Адаптация рецепторов. Кодирование сенсорной информации.

Кожные рецепторы: тактильные, температурные, болевые; мышечно-суставная рецепция (проприорецепция). Вкусовые и обонятельные рецепторы.

Строение и функция вестибулярного аппарата, оттолитовых органов и полукружных каналов. Орган слуха, его строение и функция. Механизмы восприятия высоты и силы звука.

Глаз, его строение и функция.

Пути соматосенсорных, слуховых, обонятельных и зрительных сигналов к коре. Корковое представительство рецепторных систем. Понятие об анализаторе. Принцип анализа афферентных сигналов к коре на примере зрительного анализатора. Простые, сложные и сверхсложные клетки в зрительной зоне коры.












Тема 11. Железы внутренней секреции. Гормональная регуляция физиологических функций. Особенности регуляции ЖВС (2час.)

Железы внутренней секреции (эндокринные, инкреторные): гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники.

Гормоны:


  • белки и пептиды - инсулин, гормоны передней доли гипофиза;

  • производные аминокислот - гормон щитовидной железы - тироксин и гормон мозгового вещества надпочечников – адреналин;

  • жироподобные вещества - стероиды - гормоны половых желез и коры надпочечников.

Роль и функция гормонов в организме. Механизмы влияния гормонов на клетки.










Тема 12. Онтогенез человека. (2час.)

Физиологические критерии периодизации. Антенатальный период онтогенеза. Беременность. Роды. Постнатальный период онтогенеза. Морфо-функциональные особенности ребенка, взрослого, пожилого и старого человека.












Тема 13. Репродуктивная функция человека. Половое поведение человека. (2час.)

Репродуктивная функция. Женский половой цикл. Гормональные изменения после оплодотворения. Формирование и механизм половой мотивации. Фазы полового цикла у мужчин и женщин.

Стадии воспроизведения (половое созревание, беременность, роды, лактация). Нервно-гуморальная регуляция полового созревания.











Тема 14. Нейромедиаторы и нейромодуляторы центральной нервной системы. Биогенные амины, пурины, нейропептиды ЦНС (2час.)

Нейромедиаторы: критерии, химия, классификация. Комедиаторы. Нейромодуляторы.












Тема 15. Физиологические основы восприятия. Строение и физиологические свойства анализаторов. Основы нейрональной организации функциональной системы поведенческого акта (2час.)

Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Физиологические основы восприятия. Основные свойства и виды восприятия. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени. 












Тема 16. Неврологическая память – физиологические механизмы Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль эмоций в поведении (2час.)

Структуры мозга, участвующие в эмоциях: лимбическая система, ретикулярной формации, лобным и височным долям. Теории эмоций. Мозг


Внешний стимул. Стимул, воспринятый мозгом. Двигательные и сенсорные нервы. Реакции организма и ощущения от них.










Тема 17. Биоритмы человека. Сон. Функциональная система поведенческого акта по П.К. Анохину. Обратная связь. Мотивация (2час.)

Периодика сна и бодрствования у человека. Сон А - медленный, или ортодоксальный, сон (на электроэнцефалограмме преобладают медленные высокоамплитудные дельта-волны). Сон В - быстрый, или парадоксальный, сон (на электроэнцефалограмме регистрируются частые, низкоамплитудные волны, напоминающие бета-ритм). Механизм сна. Теории, объясняющие физиологическую сущность сна.












Тема 18. Нейрофизиологические механизмы боли. Физиологические основы обезболивания. Наркоз. (2 час.)

Свободные нервные окончания, воспринимающие болевые раздражения (ноцицепторы). Рецепторы давления (тельца Пачини), холода (колбы Краузе). Рецепторы прикосновения (тельца Меркеля). Болевые сплетения, связанные с кровеносными сосудами.










  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса (88 ч, в том числе с использованием методов активного обучения – 8 часов).

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР (34 час.)




Лабораторная работа 1. Морфологические основы процессов жизнедеятельности. Уровни структурной организации организма человека (2 час.)










Лабораторная работа 2. Строение клеток. Межклеточные контакты. Ткани и органы. Базисные физиологические процессы клеток. Секреция клеток. (2 час.)










Лабораторная работа 3. Особенности функционирования возбудимых клеток. Поддержание потенциала покоя. Процесс возбуждения. (2 час.)










Лабораторная работа 4. Потенциал действия. Проведение возбуждения по нервному волокну и нервному стволу. Проводящие межклеточные контакты. (2 час.)










Лабораторная работа 5. Синаптическая передача возбуждения. Клеточные механизмы торможения(2 час.)










Лабораторная работа 6. Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Физиологические особенности скелетных и гладких мышц. (2 час.)










Лабораторная работа 7. Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач. (2 час.)










Лабораторная работа 8. Регуляция физиологических функций. Внутренняя среда организма человека. Принципы поддержания постоянства внутренней среды. (2 час.)










Лабораторная работа 9. Саморегуляция. Функциональные системы организма. (2 час.)










Лабораторная работа 10. контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач. (2 час.)










Лабораторная работа 11. Нервная регуляция физиологических процессов. Строение нервной системы. (2 час.)










Лабораторная работа 12. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Медиаторы и рецепторы нервной системы. (2 час.)










Лабораторная работа 13. Регуляция соматических функций человека. Нервная регуляция вегетативных функций человека. (2 час.)










Лабораторная работа 14. Строение и принципы работы автономной (вегетативной) нервной системы. (2 час.)










Лабораторная работа 15. Гуморальная регуляция физиологических процессов человека. Классификация биологически активных веществ. Клеточные механизмы действия гормонов. Механизмы действия и регуляция выделения гормонов. (2 час.)










Лабораторная работа 16. Железы внутренней секреции. Внежелезистые гормонпродуцирующие клетки. (2 час.)










Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач. (2 час.)







ВТОРОЙ СЕМЕСТР (54 час.)




Лабораторная работа 1. Кровообращение человека. Строение и функции сердца. Свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Методы исследования сердца. (2 час.)










Лабораторная работа 2. Кровь, лимфа и межклеточная жидкость − компоненты внутренней среды организма человека. Взаимосвязь циркулирующих жидкостей внутренней среды. Гомеостаз и гомеокинез. Строение кровеносных сосудов. Гемодинамика человека. Процессы микроциркуляции. Методы исследования кровообращения(4 час.)










Лабораторная работа 3. Регуляция деятельности сердца и гемодинамики. Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления. (2 час.)










Лабораторная работа 4. Группы крови. Барьерные функции организма. Гистогематические барьеры; их строение и функции. Защитные функции крови. Гемостаз. Иммунофизиология человека. Органы иммунной системы. Иммунные процессы. Нейрогуморальная регуляция иммунитета (4 час.)










Лабораторная работа 5. Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач (2 час.)










Лабораторная работа 6. Органы дыхания. Внешнее дыхание человека. Физиологический механизм вдоха и выдоха. Спирометрия. Показатели внешнего дыхания. Негазообменные функции органов дыхания. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью и газообмен в тканях. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Функциональная система поддержания соотношения О2 и СО2 в крови. Дыхание в измененной газовой среде (4 час.)










Лабораторная работа 7. Пищеварение человека. Строение органов пищеварения. Моторная функция желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Секреция ферментов. Преобразование пищевых веществ в ЖКТ. Железы внутренней секреции. Внежелезистые гормонпродуцирующие клетки (2 час.)










Лабораторная работа 8. Пищеварение человека. Секреция и всасывание в пищеварительном тракте. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Функциональная система поддержания оптимального уровня питательных веществ (4 час.)










Лабораторная работа 9. Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач (2 час.)










Лабораторная работа 10. Обмен веществ и энергии в организме человека. Теплообмен и терморегуляция человека (4 час.)










Лабораторная работа 11. Процессы образования мочи, их регуляция. Оценка деятельности почек. Образование и выделение пота. Функциональная система поддержания осмотического давления плазмы крови (2 час.)










Лабораторная работа 12. Водные пространства организма. Водно-солевой баланс. Экскреция. Строение органов мочеобразования и выведения мочи (4 час.)










Лабораторная работа 13. Онтогенез человека: морфо-функциональные критерии периодизации. Репродуктивная функция человека - особенности у мужчин и женщин. Менструальный цикл. Овуляция. Оплодотворение. Половое поведение человека. Физиологические основы контрацепции (2 час.)










Лабораторная работа 14. Физиологические основы восприятия. Строение и физиологические свойства зрительного, слухового, обонятельного и вкусового анализаторов человека. Методы исследования анализаторов (4 час.)










Лабораторная работа 15. Поведение – взаимодействие организма с окружающей средой. Теории поведения Условные рефлексы. Внутреннее торможение. Типы высшей нервной деятельности человека. Биоритмы человека (2 час.)










Лабораторная работа 16. Функциональная система поведенческого акта по П.К.Анохину. Мотивация. Физиологические механизмы неврологической памяти. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль эмоций в поведении. Сон Нейрофизиологические механизмы речи. Физиологические основы психики (4 час.)










Лабораторная работа 17. Нейрофизиологические механизмы боли и зуда. Физиологические основы обезболивания. Наркоз (2 час.)










Лабораторная работа 18. Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач (4 час.)










  1. контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

Общая физиология

  1. Организм, его строение и жизнедеятельность.

  2. Возбудимые ткани и их основные свойства.

  3. Биоэлектрические явления в живых тканях. Мембранный потенциал.

  4. Возбуждение. Потенциал действия, механизм происхождения, фазы.

  5. Раздражитель, классификация. Виды электрических ответов в зависимости от силы раздражителя.

  6. Возбудимость и возбуждение. Изменение возбудимости в процессе возбуждения.

  7. Законы раздражения: закон силы, закон «все или ничего».

  8. Законы раздражения: закон «силы времени», закон градиента.

  9. Полярный закон раздражения. Физиологический электротон.

  10. Рецепторы классификация. Механизм преобразования энергии стимула в нервный импульс. Свойства рецепторов.

  11. Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам. Законы проведения возбуждения. Лабильность.

  12. Классификация мышц, морфо-функциональные особенности. Виды и режимы мышечных сокращений.

  13. Гладкие мышцы, их морфологические и физиологические особенности.

  14. Одиночное мышечное сокращение, его фазы. Суммация сокращений.

  15. Тетаническое сокращение, его виды. Оптимум и пессимум по Введенскому.

  16. Сократительный аппарат мышечного волокна. Механизм мышечного сокращения.

  17. Синапс. Классификация. Строение. Особенности передачи возбуждения в электрическом синапсе. Свойства синапсов.

  18. Механизм передачи возбуждения в химическом синапсе. Свойства синапсов.

  19. Тормозные синапсы и их медиаторы. Особенности передачи сигнала.

  20. Анатомо-функциональные особенности нервной системы.

  21. Рефлекс. Классификация рефлексов. Рефлекторная дуга и ее анализ.

  22. Нервный центр. Основные свойства нервных центров.

  23. Основные принципы координационной деятельности нервных центров.

  24. Центральное торможение. Основные функции процесса торможения. Виды торможения в ЦНС.

  25. Первичное и вторичное торможение. Механизмы и значение.

  26. Анатомо-функциональные особенности спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга. Рефлекторная деятельность. Висцеральные рефлексы спинного мозга.

  27. Задний мозг и его функции.

  28. Средний мозг. Мозжечок. Ретикулярная формация. Функции.

  29. Промежуточный мозг (таламус, гипоталамус) и его функции.

  30. Конечный мозг. Строение и функции.

  31. Автономная и соматическая нервная системы, их анатомо-функциональные различия.

  32. Структурно-функциональные особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

  33. Структурно-функциональные особенности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

  34. Взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Метасимпатический отдел автономной нервной системы.

  35. Вегетативные рефлексы и центры регуляции вегетативных функций.



Частная физиология

  1. Дыхание, его значение. Органы дыхания. Основные этапы дыхания.

  2. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха.

  3. Диффузия газов в легких и тканях.

  4. Транспорт газов кровью. Кислородная емкость крови.

  5. Дыхательный центр и его автоматия.

  6. Функциональная система поддержания газового состава крови в организме.

  7. Внутренняя среда организма. Система крови. Основы гемопоэза.

  8. Сердце, строение, функция. Факторы, обеспечивающие передвижение крови в нужном направлении.

  9. Лимфатическое и микроциркуляторное русло. Круги кровообращения. Система воротной вены.

  10. Сердечный цикл и его фазы.

  11. Свойства сердечной мышцы. Автоматия. Проводящая система сердца.

  12. Электрические процессы сердечной мышцы. Потенциал действия в различных отделах проводящей системы и в рабочем миокарде. Изменение возбудимости в процессе возбуждения.

  13. Интракардиальная регуляция. Клеточные, межклеточные и внутрисердечные механизмы.

  14. Иннервация сердца. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на сердце.

  15. Сердечно-сосудистый центр.

  16. Экстракардиальная регуляция.

  17. Сосудистая система в организме, ее основные функции. Классификация сосудов

  18. Гемодинамика. Факторы, определяющие движение крови по сосудам. Основные показатели гемодинамики.

  19. Нервные механизмы регуляции сосудистого тонуса.

  20. Общая характеристика пищеварения, органы пищеварения и функции желудочно-кишечного тракта.

  21. Пищеварение в ротовой полости. Слюна, состав, регуляция.

  22. Виды пищеварения. Полостное и мембранное пищеварение. Всасывание.

  23. Моторика желудочно-кишечного тракта.

  24. Сенсорные системы. Общие принципы строения анализаторов. Основные функции и свойства.

  25. Слуховой анализатор.

  26. Зрительный анализатор.

  27. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов.

  28. Учение о высшей нервной деятельности. Роль И.П.Павлова и И.М.Сеченова в создании учения о ВНД, его сущность. Механизм образования условных рефлексов.

  29. Торможение условных рефлексов, его виды и механизмы.

  30. Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы ВНД, I и II сигнальные системы.

  31. Органы выделения и их значение. Почки, функции, строение.

  32. Функциональная организация почек.

  33. Основные процессы, происходящие в почках.

  34. Клубочковая ультрафильтрация.

  35. Осмотическое разведение и концентрирование мочи.

Профильные вопросы

  1. Современные представления о строении и функции мембран. Транспорт веществ через биологические мембраны.

  2. Пути фармакологической регуляции возбудимости, проводимости, лабильности. Парабиоз.

  3. Медиатор. Виды медиаторов. Свойства медиаторов. Пути удаления медиаторв из синаптической щели.

  4. Холинорецепторы, их типы, локализация. Активаторы и блокаторы холинорецепторов. Эффекты взаимодействия ацетилхолина с холинорецепторами.

  5. Адренорецепторы, их типы, локализация. Активаторы и блокаторы адренорецепторов. Эффекты взаимодействия медиатора (норадреналина, дофамина и др.) с адренорецепторами.

  6. Распределение холинергических и адренергических структур в организме человека.

  7. Пути фармакологической регуляции синаптической передачи возбуждения.

  8. Тормозные синапсы, тормозные медиаторы и рецепторы к ним. Роль тормозных синапсов. Фармакологическая блокада тормозных синапсов.

  9. Пути фармакологической коррекции тонуса нервных центров.

  10. Структурная организация вегетативной нервной системы. Влияние вегетативной нервной системы на жизнедеятельность.

  11. Холинергические и адренергические структуры в организме. Фармакологические пути модуляции работы вегетативных синапсов.

  12. Биологическая роль эндокринной регуляции. Эндокринные железы. Гормоны. Классификация гормонов.

  13. Основные пути влияния гормонов. Антагонистическое и синергическое действие гормонов.

  14. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Основные механизмы действия гормонов. Тканевой спектр действия гормонов.

  15. Регуляция эндокринной системы. Нервные и гуморальные механизмы. Роль рецепторного аппарата. Основные дыхательные рефлексы.

  16. Регуляция дыхания. Нервные и гуморальные механизмы. Роль рецепторного аппарата. Основные дыхательные рефлексы.

  17. Физико-химические свойства крови. Количество и состав крови. Состав и плазма крови.

  18. Гемолиз и его виды.

  19. Форменные элементы крови. Эритроциты, СОЭ. Резистентность эритроцитов. Гемоглобин.

  20. Лейкоциты, количество, виды, функции. Лейкоцитарная формула.

  21. Тромбоциты. Гемостаз. Антисвертывающая система. Система фибринолиза.

  22. Группы крови и резус-фактор. Правила переливания крови.

  23. Кровезамещающие растворы.

  24. Гуморальная регуляция сердечной деятельности.

  25. Кровяное давление и факторы, влияющие на его величину. Давление крови в разных отделах сосудистого русла.

  26. Гуморальная регуляция сосудистого тонуса.

  27. Пищеварение в желудке. Желудочный сок, состав, регуляция.

  28. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Роль печени и поджелудочной железы в процессе пищеварения.

  29. Печень, ее строение, функции.

  30. Болевой анализатор. Ноци- и антиноцицептивная системы.

  31. Пути коррекции болевой чувствительности.

  32. Нарушения высшей нервной деятельности и их последствия.

  33. Почки, их строение и функции

  34. Канальцевая реабсорбция и секреция.

  35. Регуляция деятельности почек.

IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

Не предусмотрены учебным планом.



V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека учебное пособие . М: Феникс, 2002. - 415 c.

  2. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека : учебное пособие. М.: – Феникс, 2007. - 443 с.

  3. Основы физиологии человека. В 2-х тт. / Под ред. Н.А.Агаджаняна, И.В.Власовой, Н.В.Ермаковой, В.И. Торшина.-М. Изд-во РУДН, 2007.

  4.   Основы медицинской физиологии / Учебник Н.Н. Алипов М.: Практика, 2008.

  5.   Физиология человека. / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. М. “Медицина”. 2003.

  6.   Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. Нормальная физиология: учебник.- ГЭОТАР – Медиа, 2005.

Дополнительная литература

  1. Акоев Г.Н., Алексеев Н.П. Функциональная организация механорецепторов. Л., 1985.

  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

  3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории Функциональных систем. М.1980.

  4. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. М., 1983.

  5. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. Л., 1975.

  6. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981.

  7. Броун Г.Р., Ильинский О.Б. Физиология электрорецепторов. Л., 1984.

  8. Вартанян Г.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. М., 1991.

  9. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. Л., 1981.

  10. Вартанян И.А. Слуховой анализ сложных звуков. Л., 1978.

  11. Долин А.С., Долина С.А., Патологии высшей нервной деятельности. М., 1972.

  12. Кейдель В.Л. Физиология органов чувств. М., 1975.

  13. Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. М., 1958.

  14. Костандов Э.А., Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

  15. Куфлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, М., 1979.

  16. ЛиндсейП., Норман Д. Переработка информации у человека. М. 1972.

  17. Меннинг О. Поведение животных. М., 1982.

  18. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1979.

  19. Начала физиологии. Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Ноздрачева СПб.: Лань.2001. 

  20. Павлов И.П. Полное собрание сочинений т.3, кн.1, 2 М. Л. 1951.

  21. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

  22. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А., Рыбалов Л.Б. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем, М., 1999.

  23. Руководство по физиологии. Физиология высшей нервной деятельности., ч. 1, 2. М. 1971.

  24. Сеченов И.М. Избранные произведения, т.1, М. 1952.

  25. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. М., 1975.

  26. Сперри Р. Глаз и мозг. В сб.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.

  27. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций — М.: Медицина, 2000 - 784 с.

  28. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. М., 1976.

  29. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.

  30. Трауготт Н.Н., Баллонов Л.Я., Личко А.Е. Очерки физиологии высшей нервной деятельности. М., 1957.

  31. Уолтер Г. Живой мозг. М. 1966.

  32. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

  33. Физиология человека под  редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько

  34. Физиология человека. Compedium. СПб., 1996.

  35. Физиология человека: Учебник / Под. Ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2001.

  36. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

  37. Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности / Л.К. Будук-оол, М.В. Назын-оол. М: Академия Естествознания, 2010. 143 с.

  38. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.

  39. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

  40. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

Электронные информационные образовательные ресурсы

  1. http://window.edu.ru/resource/146/27146 Салей А.П., Гуляева С.И., Мещерякова М.Ю. Практикум по физиологии с основами анатомии. Часть 1. Физиология человека. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 81 с.

  2. http://window.edu.ru/resource/084/75084 Обухова Л.А., Чевагина Н.Н. Анатомия человека. Система скелета и соединений костей: Учебно-методическое пособие / Новосибирский государственный университет. - Новосибирск, 2009. - 84 с.

  3. http://window.edu.ru/resource/506/22506 Жуков В.В., Пономарева Е.В. Физиология нервной системы: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 1999. - 64 с.

Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FU506UMKD -> %D0%9E%D0%9F%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%A8%D0%91%D0%9C -> 060301.65%20%D0%A4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F -> %D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Биологическая химия Направление подготовки (специальность) 060301. 65
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Фармакология Направление подготовки (специальность) 060301. 65 Фармация
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология»
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины рабочая программа учебной дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%A3%D0%94 -> Школа биомедицины

Скачать 323.44 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница