Социально-культурная деятельность как фундаментальная научно-образовательная дисциплина. Всего в России 58 вузов со специальностью



Скачать 221.47 Kb.
страница1/93
Дата22.05.2020
Размер221.47 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93

  1. Социально-культурная деятельность как фундаментальная научно-образовательная дисциплина.

Всего в России 58 вузов со специальностью 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» занимает 161-ое место в рейтинге специальностей.

Специальность «Социально-культурная деятельность»:

Обязательная составляющая обучения — дисциплины общекультурного цикла. К ним относятся теория и история социально-культурной деятельности, педагогика досуга, социально-культурная работа за рубежом, история искусств, теория и история культуры, основы культурной политики и др. В рамках профессиональных предметов студенты изучают основы менеджмента социально-культурной деятельности, основы социально-культурного проектирования, сценарно-режиссерские основы, информационные технологии управления, маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере. Практика проводится на базе концертных и продюсерских центров, в музеях и галереях, звукозаписывающих компаниях

Направления подготовки: менеджмент СКД, технология индустрии досуга, Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий: аниматор; игромастер; культуролог; продюсер; менеджер по организации мероприятий; специалист по работе с молодёжью; социальный педагог; арт-менеджер;руководитель в сфере образования; педагог-организатор культурного досуга.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджер, педагог, технолог.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

В российской педагогической традиции с конца XIX века по настоящее время данная научная теория была представлена в виде следующих научных концептов: внешкольное образование, политико-просветительная деятельность, клубное дело, культурно-просветительная работа͵ культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность.

В истории СКД выделяют следующие периоды:Период I. Фольклорный досуг (до X в.). Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.) Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX вв.). С 1917 по 1920 годы советская власть использовала прежнее внешкольное образование и культурно-просветительную работу, выдвигая при этом теоретические и организационные задачи по их реформированию.

Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.). Этот вид досуга был привнесен в общество волюнтаристским способом коммунистической партией. По существу, были отвергнуты или видоизменены все предшествующие направления внешкольного образования и культурно-просветительной работы. В содержании деятельности досуговых учреждений доминировало политическое и производственное просвещение, коммунистическое воспитание, в управлении утвердилась монополия государства на досуговую деятельность.

Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган – Комитет по делам культурно-просветительных учреждений – и соответствующие органы на местах.

Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985 г. – 90-е годы). В этот период под воздействием перестройки произошли коренные изменения содержания и условий деятельности досуговых учреждений. Были отвергнуты не только цели, задачи, социальные функции, содержание работы прежней культурно-просветительной работы, но и название сферы.

Период VIII. СКД (с 90-х годов). Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы. По инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название «СКД». Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.

В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокива) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».


Сущность понятия  «социально-культурная деятельность».

СКД – высший уровень деятельности человека как общественного существа (М.С. Каган, 1974)СКД – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., 1995).СКД – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. (М.А. Ариарский, 2001).СКД – сознательная, преднамеренная, орагнизованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения (Ж.Р. Дюмазедье, 1954)СКД – совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностейв регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы (Ярошенко Н.Н., 2001).

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств.

Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества появившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках

В своих трудах Т.Г.Киселева и Ю.Д. Красильников пишут: «В отличие от других культурологических направлений (культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности) социально-культурная деятельность представляет собой более широкую область научного знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др. Как одна из педагогических и культурологических наук, социально-культурная деятельность имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социально-культурную среду обитания человека возможные пути и формы активного воздействия на эту среду, на духовное развитие различных социальных, возрастных профессиональных и этнических групп, ... на активное функционирование личности в конкретной социокультурной среде...»

Профессор М.А. Ариарский, инициировавший разработку и внедрение в учебный процесс вузов культуры нового общепрофессионального предмета Прикладная культурология» и написавший содержательную, системно выстроенную монографию по этому предмету, относит социально-культурную деятельность к одному из направлений прикладной культурологии и определяет социально-культурную деятельность как «обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры».





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница