Сравнительный анализ идейно-политических позиций крайне правых политических партий в современной Европе



Скачать 186.63 Kb.
страница1/6
Дата23.09.2017
Размер186.63 Kb.
  1   2   3   4   5   6

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Зайцева Виктория Геннадьевна
Сравнительный анализ идейно-политических позиций крайне правых политических партий в современной Европе (на примере партий Италии, Франции, Польши и Венгрии)

Comparative analysis of ideological and political positions of far-right political parties in modern Europe (on the example of Italian, French, Polish and Hungarian parties)
Выпускная квалификационная бакалаврская работа

по направлению 031900 «Международные отношения»


Научный руководитель –


Доктор политических наук

Профессор кафедры европейских исследований

И.Н. Барыгин

Студент:

Научный руководитель:

Работа представлена на кафедру

“___” ______________ 2016 г.

Заведующий кафедрой:

Санкт-Петербург

2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические и практические аспекты деятельности крайне правых партий и движений в Италии........................................................................................................................8

§1.Теоретические основы деятельности крайне правых партий и движений в Италии…….8

§2. Практическая деятельность крайне правых партий и движений в Италии…….....……15

Глава 2. Теоретические и практические аспекты деятельности крайне правых партий и движений во Франции……………………………………………………………...…………..26

§1.Теоретические основы деятельности крайне правых партий и движений во Франции..26

§2. Практическая деятельность крайне правых партий и движений во Франции…….........31

Глава 3. Теоретические и практические аспекты деятельности крайне правых партий и движений в Польше…………………………………………………………………………….39

§1.Теоретические основы деятельности крайне правых партий и движений в Польше…..39

§2. Практическая деятельность крайне правых партий и движений в Польше……………43

Глава 4. Теоретические и практические аспекты деятельности крайне правых партий и движений в Венгрии……………………………………………………………………………51

 §1.Теоретические основы деятельности крайне правых партий и движений в Венгрии…51

§2. Практическая деятельность крайне правых партий и движений в Венгрии……………55

Глава 5. Сравнительный анализ крайне правых политических партий и движений в сконструированном регионе…………………………………………………………………...58

 §1. Сравнительный анализ теоретических основ деятельности крайне правых политических партий и движений………………………………………………………….…58

§2. Сравнительный анализ практической деятельности крайне правых партий и движений………………………………………………………………………………………..61

Заключение……………………………………………………………………………………...64

Список использованных источников и литературы………………………………………….67

Введение.

На протяжении десятилетий после окончания Второй Мировой войны политические партии и движения ультраправого толка в Европе были подвергнуты остракизму и связывались преимущественно с идеологией Муссолини и Гитлера. Немногочисленные существовавшие на протяжении этого времени партии являлись внесистемной оппозицией и не составляли конкуренции партиям власти. Однако с появлением новой теоретической концепции, получившей название «новая правая», программы и направленность деятельности крайне правых в Европе стала меняться. От терроризма и силовых актов, они перешли к политической борьбе. И сегодня можно говорить о значительно возросшей популярности радикальных партий среди электората. Это связано не только с изменением политической конъюнктуры, которая требует от правящих партий решительных действий и реформ, на которые они не готовы пойти, но со сменой имиджа и курса самими радикалами, смещение этих партий в сторону популизма.

Увеличение популярности радикалов – уже не то явление, которое замечают лишь теоретики. Национальные выборы, а также выборы в Европарламент не оставляют сомнений. Поэтому актуальность изучения феномена популярности ультраправых партий среди европейского электората не подвергается сомнению. Несмотря на небольшой в географическом отношении размер, Европа включает страны, где ультраправые силы имеют разные корни и историю. Италия – колыбель европейского фашизма, во Франции же находится одна из наиболее популярных крайне правых партий – Национальный фронт, в Польше большое количество крайне правых партий, которые набирают популярность, в Венгрии же праворадикальная За лучшую Венгрию прошла в парламент, и сейчас специалисты говорят о существенном «поправлении» политики.

Под крайне правыми в исследовании понимаются партии, удовлетворяющие одному или нескольким признакам:

-противопоставление себя основным политическим партиями и репрезентация в качестве единственных защитников интересов угнетенного народа;

-критика истеблишмента за излишнюю бюрократизацию и рационализацию политики, требование простоты и понятности для обыкновенных граждан;

-антитеза между обществом и правящей элитой, критика существующей демократии как «фальшивой»;

-агрессивная борьба, конфронтация с существующим порядком и политическими силами1

В академической среде идут споры, стоит ли причислять неофашистские партии и организации к числу крайне правых. Следует признать, что фашизм является одним из измерений крайне правой идеологии, однако многие современные крайне правые партии и движения не прошли в своем развитии неофашистскую стадию, поэтому неофашистские и неонацистские организации тоже включены в исследование.

Объектом работы являются крайне правые политические силы в Италии, Франции, Польше и Венгрии.

Предметом исследования являются основные положения программ функционирующих на сегодняшний день крайне правых партий Италии, Франции, Польши и Венгрии.

Целью написания работы является выявление общего и различного в позициях крайне правых партий Италии, Франции, Польши и Венгрии по разным вопросам.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия, касающиеся исследования: праворадикальная идеология, неофашизм, популизм, национализм, антисемитизм;

- исследовать теоретическую основу и практическую деятельность современных крайне правых партий в Италии;

-исследовать теоретическую основу и практическую деятельность современных крайне правых партий во Франции;

-исследовать теоретическую основу и практическую деятельность современных крайне правых партий в Польше;

-исследовать теоретическую основу и практическую деятельность современных крайне правых партий в Венгрии;

- выявить сходства и различия между основными крайне правыми партиями Франции, Италии, Польши и Венгрии.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество разнообразных публикаций по теме ультраправых движений и партий: монографии, диссертационные исследования, статьи, публицистические издания. В качестве источников наиболее полезными и информативными являются программы рассматриваемых партий, а так же их официальные сайты.

Так же для дефиниции основных принципов «новых правых» были использованы работы выдающихся теоретиков этого направления: Ю. Эволы2, Р. Генона3, А. Де Бенуа4 5, Г. Файя6 и др.

В Польше не было создано фундаментальных работ, на которые бы опирались крайне правые партии и движения. Большинство современных партий в своих программах делают отсылки к движениям II Речи Посполитой, в то время как эти движения межвоенного периода опирались на труды А. Гитлера и Б. Муссолини.

В определении истоков венгерского национализма помогли работы, посвященные феномену «экзистенциального страха» в самосознании народов малых государств Европы – это, прежде всего, работы российского историка Алексея Миллера 7 и венгерского политического деятеля и политолога Иштвана Бибо.8

Теоретической базой для определения основ крайне правой идеологии, а также для дефиниции таких понятий как фашизм, неофашизм и крайне правые стали работы Пьетро Иньяци9, Лакера10 и сборник под редакцией И.Н. Барыгина.11

К этой же категории можно отнести труды британского политолога Роджера Гриффина. Так, в его труде «Природа фашизма»12 приводится не только исчерпывающее исследование многих аспектов итальянского фашизма и германского национал-социализма, но и затрагиваются вопросы развития этой доктрины в поствоенный период, а также за пределами Европы. Помимо этого, именно определение фашизма Гриффина на сегодняшний день является наиболее широко используемым в академической среде.

Полезной для исследователя эволюции ультраправых партий в 80-ые годы будет монография Б.Р. Лопухова «Крайне правые и неофашизм в Западной Европе в 80-е гг».13 В ней описывается предыстория появления феномена «новых правых», затрагивается вопрос отличий ультраправых от неофашистов, а так же говорится о том, что ультраправые идеологии заимствуют у левых. Кроме того, там приводится история некоторых ультраправых партий Италии, Франции и Германии.

Отдельную категорию составляют работы, сравнивающие отдельные крайне правые партии в рамках ЕС. Среди авторов можно выделить Д.Ю. Базаркину14, К. Денчева15 и др.

В статье Дмитрия Бурия «Пространство Европы в системе взглядов «новых правых»16 проводится анализ сходств и различий взглядов теоретиков «новых правых». Приведены концепции евроинеграции Ю. Эволы, Алена Бенуа и др.

Среди исследователей польских крайне правых можно выделить Л.С. Лыкошину, написавшую целый ряд работ, посвященных Польше. Среди них «Нереальное решение реальных проблем (К вопросу о популизме и национализме в Польше)»17. В статье рассматриваются истоки польского национализма, историческое развитие, а также освещение вопросов национализма в речах и выступлениях видных политических деятелей как прошлого, так и современности. Статья «Польские политические партии в поисках идейной идентичности»18 посвящена проблеме неопределенности польских партий, популистским тенденциям в их риторике, а также проблемам партстроительства на посткоммунистическое пространстве на рубеже XX-XXI веков.

Статья Бирюкова и Коваленко «Восточная Европа: евроскептицизм и правоконсервативный тренд»19 рассматривает основные праворадикальные партии стран ЦВЕ, останавливаясь не только на их позиции на сегодняшний день, но и на исторических истоках.

В книге венгерского ученого Белы Кепеци20 приводится широкий анализ и историография движений и партий правого спектра. Прослеживается эволюция идей, рассматриваются разные школы и направления мысли.

Анализ теоретических истоков правого радикализма в Венгрии, а также исторические корни концепции «Великой Венгрии» приведены в статье Бирюкова и Коваленко «Геополитика восточноевропейских «крайне правых»21

Проблема крайне правых партий и их теоретической базы является по своему характеру междисциплинарной и входит в предмет исследования целого рьяда дисциплин таких как история, социология, политология, философия, теория государства и права и др. В связи с этим дипломная работа базируется на использовании общенаучной методологии, в частности, системного подхода, методика применения которого состоит в выявлении необходимого и достаточного набора характеристик, отличающих не только изучаемый объект в целом, но и отдельные его компоненты в частности. Решение основной задачи представляется невозможным без применения метода эмпирического описания, классификации и теоретического обобщения. Еще одним инструментом послужил сравнительно-исторический анализ, позволяющий исследовать итальянские, французские, польские и венгерские крайне правые партии.

Если итальянские и французские крайне правые освещены достаточно неплохо в отечественной научной литературе, то этого же нельзя сказать о партиях Польши и Венгрии. Отдельных работ, посвященных проблематике крайне правых партий мало, а работы общего толка мало внимания уделяют этому вопросу. Поэтому исследование ультраправых партий стран ЦВЕ, в данном случае, Польши и Венгрии, составляет научную новизну. Кроме того, сравнение крайне правых партий старых стран-членов ЕС и новых довольно редки, а изучение этого вопроса приблизит к выявлению общих черт, присущих ультраправым на европейском пространстве.

Дипломная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность, объект, предмет, цели и задачи работы, приводится описание библиографии, методология и научная новизна.

Главы с первой по четвертую раскрывают теоретические и практические особенности крайне правых партий в Италии, Франции, Польше и Венгрии.

Пятая глава посвящена сравнительному анализу основных позиций рассматриваемых партий.

В заключении делаются выводы, подводятся итоги работы.



Глава 1. Теоретические и практические аспекты деятельности крайне правых партий и движений в Италии.

§1.Теоретические основы деятельности крайне правых партий и движений в Италии

После окончания Второй Мировой войны и свержения с правящих постов представителей идеологии фашизма в Италии началась новая политическая эпоха, которая характеризовалась переходом к республиканскому строю и общей демократизацией страны. Этот процесс сопровождался либерализацией экономической системы и восстановлением структуры сельского хозяйства и промышленности. Последствия эпохи фашизма, которая длилась двадцатилетие – с похода чернорубашечников на Рим в 1922 году до расстрела идейного лидера итальянских фашистов Бенито Муссолини в 1943, были тяжело искоренимы. Во-первых, несмотря на, казалось бы, очевидное поражение фашистской идеологии, вызванное ее неспособностью решить проблемы, вставшие перед итальянским обществом во второй четверти XX столетия, а именно: слабая экономика, неэффективная политическая система, разобщенность элит, и, наконец, реваншистские настроения народа после Первой Мировой войны, все еще оставались люди, считающие себя приверженцами фашизма и продолжающие свою деятельность. Во-вторых, за двадцатилетие успели произойти не только определенные идеологические перевороты в мировоззрении людей, но так же и вошло в сознательный возраст новое поколение, которое не знало жизни вне фашистского государства, для которых лозунг «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» был не пустым звуком, а жизненным кредо.

Эти люди, пусть и на пересмотренных идеологических основах, основывали новые, уже неофашистские или постфашистские политические партии и движения, многие из которых имели черты преемственности по отношению к Национальной Фашистской Партии, и в целом опирались на работы идеологов фашизма: Б. Муссолини, Д. Джентиле и др. Эти движения и партии, однако, не пользовались большой популярностью и были маргинальны, практически не принимая участия в политической жизни. Именно этим обусловлено невнимание исследователей к феномену ультраправых партий в Европе. Однако в 80-ых годах XX века наметился подъем популярности партий: в 1986 году французский «Национальный Фронт» добился на выборах в национальное собрание 35 мест22, Итальянское социальное движение, под предводительством Д. Фини переформированное в правоконсервативный «Национальный альянс» в 1995 году, который успешно выступил на выборах в коалиции с партией «Вперед, Италия» и набрал 15,66% голосов, получив 28 мест в Палате Депутатов.23

Исчезновение с политической арены идеологического антагониста в лице социалистического блока государств под предводительством СССР, изменившаяся социально-экономическая ситуация в Европе, форсирование процессов европейской интеграции, которая помимо сторонников имела большое количество противников, все эти и другие менее заметные события того времени повлияли на трансформацию крайне правых партий и движений, а так же начали склонять электорат в сторону поддержки популистов-праворадикалов.

Чтобы понять, в чем своеобразие современных ультраправых партий, необходимо обратиться к их идейным истокам и понять, в чем состоит основное различие между фашистскими, неофашистскими и крайне правыми партиями и движениями.

Изначально, образовавшиеся в Европе на обломках немецкого национал-социализма и итальянского фашизма партии нельзя назвать неофашистскими, потому что во многом они опирались на те же идеологические императивы, идеи и методы, предпринимая попытку воссоздания успешных ранее партий. По этой причине послевоенные движения будет верно называть постфашистскими.24 Особенно нужно выделить период конца 40-ых – начала 50-ых. Именно в это время начинается переосмысление деятельности правых радикалов в контексте политической жизни. Помимо новых идеологических оснований, выделенных в работах Ю.Эволы и О. Мосли, движения постепенно отходят от классического фашизма, пересматривая методы и возможности движений. Таким образом, сделан первый шаг на пути от фашизма (или постфашизма) к неофашизму. Продолжилась эта трансформация в 1960-ые годы, когда, по мнению Р. Гриффина профашистские силы на территории Европы перешли от прежней парадигмы ультранационализма и шовинизма на почву возрождения этноса, нации. В этот же период закладывается фундамент для будущих крайне правых движений. В 70-80-ые годы отмечается большое количество экстремистских действий со стороны неофашистских сил (показательны в этом плане теракты, произошедшие в конце 60-ых – начале 70-ых в Италии25). Это свидетельствует о переходе к активной деятельности и некой маргинализации движений. Середину 80-ых исследователи окрестили «новой волной». В 1984 Национальному фронту Франции под руководством Ле Пена удается попасть в Европейский Парламент. Происходит это благодаря переходу к «новому правому мышлению»26, в том числе и к ярко выраженной антииммигрантской направленности. Таким образом, здесь мы видим размежевание между европейскими крайне правыми, которые перешли к системной борьбе в рамках правового поля, сделав ксенофобию и антииммигрантские настроения основой своей новой идеологии, и неофашистами, остающимися внесистемной оппозицией.

Неофашизм унаследовал от своего идейного предтечи такие «ценности» как расовое неравенство и господство белой расы, социальный дарвинизм, сильное коллективное чувство, традиционную гендерную иерархию, отрицание идеалов Просвещения и Великой Французской революции, а так же различные внешние атрибуты и символику.27

Важную роль в становлении направления «Новых правых» сыграло образование в 1970 г в Турине так называемого Итальянского центра документации, действий и исследований (ЧИДАС в итальянской транскрипции и далее). Осенью в Центре состоялся международный конгресс, который своей целью провозгласил «освобождение» культуры от марксистской политики.28 Под этой же эгидой проходит и второй международный конгресс в 1975. В 1980 на конвенте ЧИДАСа за участниками и движением в целом было закреплено название «новые правые». Они пытались превзойти предшествующие теоретические учения и гипотезы как правой, так и левой идеологий – быть «по ту сторону правых и левых».29

Новое движение не осталось без внимания – теоретические построения «новой правой» стали объектом критики конвента Института сопротивления в Кунео в 1982. На нем была отмечена связь «новой правой» с неофашизмом: то, что неофашисты взяли на вооружение из теории ЧИДАСа это Веймарская республика и ее кризис, «консервативная революция», которая создала предпосылки для победы нацизма, преднацистская культура. Однако акцент ставился на преднацистский период, до перехода идеологии в разряд государственной. Из теории «консервативной революции» неофашисты извлекают постулат о решающей роли человеческой воли. Консерваторы отказываются от прошлого в лице традиций европейского либерализма и демократии в пользу давно прошедшего времени – еще до эпохи Просвещения. Таким образом, именующие себя «революционными консерваторами» манкируют наследие просвещения, дабы расчистить почву для «нового мира», который корнями будет восходить ко времени до Просвещения.

Эта теория, так или иначе, звучала в работах теоретиков разных стран: в Германии – Меллер ван ден Брук и его теория «вечного возрождения», которую он развивал на примере Римской империи. Более современным является итальянский идеолог Ю. Эвола, получивший в Италии прозвище «родоначальника новой правой». В работах Эволы акцент ставится на «активности» и «воле» в отстаивании крайне реакционных идеалов.30 Это побуждающее к активности, некоторой революционности сближает его с неофашистами с их левой демагогией. Не состоящий в фашистских или других крайне правых организациях или партиях Эвола считался теоретиком и идеологом крайне правых. Более того, философ некоторое время был консультантом правительства дуче, высказывая, однако, иногда резкое неодобрение некоторых инициатив.

Одним из ключевых вопросов, рассматриваемых Эволой, была перестройка Европы на основе новых принципов. В качестве цели этого союза постулируется противостояние современным ценностям, воплощенным на социалистическом Востоке (СССР) и на либеральном Западе (США). По мнению философа, интеграция должна происходить не на экономических основах и не по примеру парламентской демократии, когда политические партии вынуждены объединяться для успешного участия в выборах. Сплотить нации должна идея, которая по Эволе будет звучать как: «Наша истинная родина в Идее. Объединяет не земля или язык, но общая идея. Это основа, точка отсчета. Коллективистскому единству нации — des enfants de la patrie, — рожденному якобинской революцией, мы противопоставляем идею Ордена, объединяющего людей, верных принципам, свидетелей высшего авторитета и высшего закона, рожденных Идеей. Добиваясь в практических целях новой национальной солидарности, нельзя идти на компромисс; единство должно быть создано и определено на основе Идеи — как политической идеи и мировоззрения»31. Идея восходит к консервативным установкам, которые достигаются единством «по ту сторону отдельных религиозных традиций»32. Европейскую традицию Эвола связывает с языческим традиционализмом, на начальном этапе своей деятельности называя ее «нордической», однако на более поздних этапах автор чаще обращался в целом к религиозной восточной философии.

Современная партийная система, как и принцип демократии, рассматриваются Эволой не с положительной точки зрения, потому они не могут служить отправной точкой для континентальной европейской интеграции. Вместо этого он предлагает структуру ордена, для которого характерными признаками будут иерархия, аскетизм и дисциплина. Именно такая структура может способствовать ренессансу традиций на основе традиционных же институтов. При этом европейские государства, состоящие в ордене, не должны отказываться от своих национальных идентичностей: «не роспуск наций в единственную нацию, в своего рода социально однородную европейскую субстанцию, но иерархическая интеграция каждой нации» с сохранением «их естественной индивидуальности и формы».33 Как уже было сказано, орден должен быть построен не на основаниях парламентаризма, а, скорее быть империей, во главе которой будет стоять не связанный рамками законов Государь.

Итак, самой важной в европейской объединении Эвола считает связующую Идею, состоящую в неком сакральном родстве и общей ценностной основе для европейских государств.

Критика эпохи Просвещения и ее роли в истории Европы обща как для новых правых, так и для левых. Но не только в теории, но на практике эти организации движутся в одном направлении: террор и оппозиция в жизни, новые идейные построения о важности культурного аспекта – в теории.

Сегодняшние же неофашисты придерживаются концепции защиты Европы, только борьба идет не против коммунистической угрозы, а против повсеместного широкого распространения американских ценностей, культуры и образа жизни. Однако нельзя сказать, что европейские националисты выступают единым фронтом: наблюдается большая дифференциация неофашистских, неонацистских и других националистических движений. Подобные партии и движения не поддерживают евроинтеграцию, валютный и политический союзы и дальнейшее объединение на европейском пространстве. Выступая оппозицией к коммунизму и социализму, американскому влиянию, идеям либерального капитализма и демократического парламентаризма, крайне правые, чаще всего, не имеют достаточно убедительного альтернативного плана действий в плане практических экономических, фискальных, правовых мер. Вместо этого широко используются идеи защиты «национального среднего класса», которые напоминают по своему пафосу ленинистские концепции, доказавшие свою практическую несостоятельность.34

Среди целей современных крайне правых значится снижение наркотрафика, обращение к традиционным семейным ценностям, антифеминизм и гомофобия. Неоднозначны позиции по отношению к церкви, в каких-то странах националистические силы опираются на религию (например, на христианство, в случае с Россией, где широко распространено обращение к религии как духовной доминанте), в то же время многие европейские ультраправые партии не вносят ясность в отношении к религии. Кроме того, широко распространены идеи экофашизма как еще одной политической силы, ставящей своей целью защиту окружающей среды.

Важным пунктом является образ России в представлении и программах не только итальянских, но и французских крайне правых. Если правящие партии рассматривают современную Россию (после так называемого консервативного поворота в 2012 году)35 как «чужого», конструируя при этом образ «врага», противопоставляя западные ценности восточным, то ультраправые видят в России форпост традиционных ценностей, и в этом случае противопоставление Америке и Европе уже подчеркивает недостатки последних. Принятые в РФ в течение последних лет законы "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"36, стремящиеся оградить, запретить или замолчать факт существования нетрадиционных форм отношений, коррелируют с отношением к этому явлению крайне правых, в то время как политика, например, Франции, идет в другую сторону, легализуя однополые браки.37

Представители ультраправых поддерживают политику России последних лет, что не является односторонним актом, так как в 2015 году в Санкт-Петербурге прошел первый Международный русский консервативный форум, в котором приняли участие представители консервативных и националистических партий и движений из Италии, Испании, Великобритании, Дании, Финляндии и других стран.38 В текущем году форум перенесен на октябрь, несмотря на то, что сам факт его проведения вызывает дебаты в обществе. 39

Возвращаясь к образу России в представлениях европейских крайне правых, стоит упомянуть, что не только ценностные установки, но и проводимая политика поддерживается европейскими националистами. Независимость от наднациональных ЕС и НАТО, отрицание стандартных демократических процедур, которое Россия демонстрировала присоединением Крыма40, по мнению крайне правых, послужит поддержкой в борьбе с американским глобализмом, противостоящим изначальным европейским ценностям.

Таким образом, большинство современных крайне правых партий в Италии опираются на теоретические построения «новых правых», среди которых идеи Ю. Эволы занимают важное место. Среди принципов, которые в своих программах предлагают внедрить ультраправые политики, можно выделить отказ от ЕС как формы интеграции. По мнению «Новых правых», союз должен быть построен на новых, скорее духовных или культурных началах, нежели на политико-экономическом базисе. Кроме того, необходим новый подход, «третий путь», совмещающий в себе экономический либерализм и сильную социальную защиту населения. Однако помимо крайне правых, пытающихся составить парламентскую или системную оппозицию правящим на сегодняшний день политическим элитам, существуют и внесистемные силы, чьи программы и идеологические установки куда более радикальны, и их можно отнести к категории неофашистских партий. Такие партии и движения не обладают большим влиянием и являются маргинальными, однако подрывают общественное спокойствие, занимаясь террористической и экстремистской деятельностью.



§2. Практическая деятельность крайне правых партий и движений в Италии

Что касается практической деятельности крайне правых партий в Италии на современном этапе, то начать рассмотрение современного этапа их развития будет логично с 80-ых годов, когда ученые заговорили о «новой волне», знаменующей коренные изменения не только в самих партиях, но и в отношении к ним.

Начало 80-ых годов XX века не было мирным в Италии: теракт, совершенный неофашистами в августе на вокзале Болоньи в 1980 году, унес жизни восьмидесяти человек, ранены при этом остались более 200 горожан. В 1984 была взорвана бомба в поезде Неаполь-Милан, при этом убиты были 17 пассажиров, несколько десятков получили ранения41. Список можно продолжать и дальше, статистика первой половины 80-ых пестрит такими происшествиями, ответственными за которые являлись неофашистские экстремисты. Однако следует признать, что движения экстремистского и террористического характера были скорее исключением: они были малочисленны, маргинальны, не участвовали в политической жизни и четкой политической или иной программы не имели. Не входили они и в одну из самых больших среди крайне правых партий того времени Итальянское Социальное Движение – Национальная Правая (далее ИСД-НП).
Итальянское Социальное Движение – Национальная Правая (ИСД-НП).
Партия была создана в 1946, через год после падения Республики Сало, тогда именуясь Итальянским социальным движением (итал. Movimento Sociale Italiano, MSI)(далее ИСД) под предводительством Джорджио Альмиранте, бывшего союзником Муссолини.

Неофашизм в Италии переживал времена взлетов и падений: начиная с 1948 года, количество депутатов в парламенте увеличилось с 1% до 8,7% в 1972, а затем в течение 20 следующих лет постепенно уменьшалось.

В связи с запретом фашизма новой конституцией Италии 1946 года, ИСД не могло позиционировать себя как фашистскую партию, однако ни для кого не было тайной, что Республика Сало стала идейным вдохновителем для партии. Согласно программе, партия не выступала за устранение парламентарной демократии, однако склонялась к прямым президентским выборам, сильной централизованной власти и ограничению влияния политических партий. Изменившиеся условия в стране не способствовали возвращению старых методов, а именно террора. ИСД отказались от прямой пропаганды насилия в пользу поддержки итальянской демократии. Рассматривая фашизм в Италии в исторической ретроспективе, можно заметить достаточно различий на разных этапах его развития: так, фашистская парадигма времен «марша на Рим» была более жесткой, чем политика Муссолини в 30-40ых гг. Поэтому странная на первый взгляд позиция ИСД не кажется такой при более детальном изучении, кроме того, нужно принять во внимание, что партия не была однородной, внутри нее существовал раскол на правых, левых и центристов.

ИСД была преимущественно партией Юга. На выборах ее позиции были сильны в Риме и южнее, в Напли, Катании и других городах на Сицилии. В Риме большинство электората составляли бывшие приверженцы режима Муссолини – государственные чиновники и партийные работники. Партия не относится к разряду религиозных, а самые радикальные лозунги даже имеют достаточно антицерковный пафос. Среди членов больше мужчин, чем женщин и преобладают молодые и пожилые, нежели люди среднего возраста.

В 1970ые Альмиранте, который обычно являлся приверженцем наиболее радикального крыла, пытается совместить статус уважаемой партии с привлечением юных энтузиастов, которые поддерживали насильственный подход Красных Бригад. За период с 1969 по 1980 гг. в Италии зарегистрировано 4298 террористических актов, за большинство из которых были ответственны неофашисты. Самыми большими из них были теракт в Милане в декабре 1969 года, в котором погибло 16 человек, в 1974 на участников левой демонстрации была сброшена бомба, в результате чего погибло 10 человек, наиболее крупным стал теракт в Болонье, когда взрыв вокзала унес жизни 80 человек, а еще 200 было ранено.

На выборах 1972 года партия получила рекордное количество голосов за историю своего существования – 2,7 миллионов, что принесло 56 мест в парламенте. Временная дестабилизация общества привела к укреплению позиций демократических партий, оставив как крайне правых, так и левых практически в политической изоляции. В таких условиях ИСД обращается к консерватизму и Католическим нотам в своей программе: кампании против абортов, разводов и за введение смертной казни.

Эта партия все больше укрепляет свои позиции, завоевывает все большую долю электората, отмежевываясь от связи с экстремистами и выступая с относительно умеренной программой. Явный рост популярности можно увидеть по результатами выборов: в 1983 на парламентских выборах партия получила 2,5 млн голосов, что составило 7% от общего числа голосовавших. На выборах в Сенат результат 7,3% и 18 мест (5,7% и 13 мест в 1979 году)42, в палату представителей – 6,8% и 42 места (1979 – 5,3% и 30 мест).43 Так же увеличилось количество голосов, поданных за ИСД-НП на частичных областных и административных выборах в ноябре 1983 в Неаполе, Трентино, Альто-Адидже, Реджо Калабрии. Административные выборы 1985 года тоже оказались удачными и принесли 6,6% голосов.

Разрастается не только поддержка но и численность: в 80-ые в партии состоит около 400 тысяч членов, под ее влиянием находится Итальянская конфедерация национальных профсоюзов трудящихся, в которой состоят более 2 млн человек. Так же партия имела связь с многочисленными молодежными и отраслевыми организациями, поддерживала итальянских эмигрантов зарубежом.

Такой успех не остался не замеченным и был назван христианско-демократической газетой «Пополо» «тревожащим возвращением подрывных крайне правых сил».44

После отставки Альмиранте в 1987 году его место занимает Джафранко Фини, бывший лидер молодежной организации партии, выдвинувшийся вперед еще в 1970-ых, когда уровень поддержки партии колебался на 5-7%.

Смерть Пино Ромульди и Джорджио Альмиранте, которые были еще лидерами партии в ее неофашистский период, а так же большие перемены в политике, как, например, развал СССР и, как следствие, ликвидация коммунистической угрозы, подтолкнули партию к пересмотру стратегии и основных положений программы.

В важные для Италии 1992-1993 гг. партия поддерживает операцию «чистые руки», но примечательно, что против самых крайне правых обвинений в коррупции и недобросовестности практически не было.

В 1993 году был поставлен вопрос о коренном преобразовании партии из крайне правого или даже неофашистского ИСД в правоконсервативный Национальный Альянс (НА). В этом же году произошел учредительный съезд. Отныне партия связывала себя скорее со средним слоем населения, а так же планировала привлекать либералов и христианских демократов.

На парламентских выборах 1994 года партия выступала в коалиции с движением С. Берлускони «Вперед, Италия». Коалиция побеждает, обогнав соперническую «Партию демократических левых сил» менее чем на 1%. 45 Неофашистские нотки в риторике партии уже практически не ощущаются.

И в начала 1995 года партия окончательно преобразовывается на общенациональном конгрессе. Возглавил НА Д. Фини.

Партия и, в частности, Фини тесно сотрудничают с Берлускони. Партия входит в его коалицию «Дом свободы», а Фини занимает высокие посты в правительствах, сформированных Берлускони.

В 2000-ых партия все больше сдвигается к центру и в 2009 году объединяется с «Вперед, Италия» в партию «Народ свободы». Многие члены разошлись по другим партиям, а Франческо Стораче, обвинив Фини в предательстве «правого дела» образовал собственную партию «Правые».

Правые.


Итак, в 2007 году, порвав с НА и Фини, Франческо Стораче образовал собственную партию «Правые».46 Партия принимает участие в парламентских выборах в 2008 в коалиции с праворадикальным общественным движением «Трехцветное пламя». Коалиция получает 2,4% на выборах в Палату Депутатов и 2,1% в Сенате, не заняв ни одного места. Не приносят успеха в выборы в Европарламент в 2009, что послужило причиной разрыва отношений с «Трехцветным пламенем», и партия, собрав вокруг себя ряд полумаргинальных праворадикальных движений и партий, образовывает новую коалицию, которая, однако, тоже не имеет успеха.

Затем, в 2010-2011 гг. Стораче вновь примиряется с союзниками и выступает с ними.

Социальное движение - Трёхцветное пламя. (ТП)

После съезда ИСД во Фьюджи, на котором Фини принял курс на реформирование партии в сторону централизации и отхода от неофашизма, приверженцы неофашизма, опирающиеся на идеи Муссолини, начинают подготовку к образованию новой партии. В том же году проходит учредительное собрание, объявившее о создании новой ультраправой партии - Социальное движение - Трёхцветное пламя47, во главе которой встал Пино Раути, так же в партию вошли многие именитые представители крайне правых, что говорило о преемственности итальянским крайне правым традициям.

Партия стоит на ультраправых позициях, находясь в оппозиции с марксизмом, либерализмом и так называемым «берлусконизмом». Принципиальным положением являлось неучастие в коалициях с Берлускони и Фини.

Что касается идеологических установок и политической программы, то можно выделить несколько основных черт: во-первых, партия, как уже было сказано выше, позиционирует себя как преемственницу итальянской фашистской традиции. В уставе партии упоминается, что: «Наша политика происходит от идей Бенито Муссолини. Его политическая, экономическая и духовная система единственно способна принести свободу и социальную справедливость, которых сегодня лишены итальянцы и другие народы мира. Мы возобновляем борьбу за лучше будущее, за идеалы Чёрных Рубашек Алессандро Паволини.» Так же отголоски фашистского итальянского прошлого находят свое отражение в стремлении ТП к корпоративистской экономике. Во-вторых, программа партии в некоторых аспектах схожа с идеями «новых правых» и других политических партий ультраправого толка. Так, внимание уделяется восстановлению традиционных семейных ценностей, защите и распространению итальянской культуры и др. Третий момент – особенный подход к вопросу Европейской интеграции. Среди ультраправых партий большинство можно назвать евроскептиками, некоторые занимают более благоприятствующие процессу интеграции позиции, ТП же выдвигает собственную концепцию: она выступает за интеграцию, основанную не на официальных, политических и экономических аспектах, а, скорее, на культурно-историческом базисе. И, наконец, последняя особенность – присутствие в программе партии откровенно социалистических тезисов, восходящих к практике Итальянской социальной республики (республики Сало) и Республиканской фашистской партии. ТП ратует за социализацию экономики путем привлечения работников к управлению производством, социализации прибыли, реформирования налоговой системы и др.

Впервые приняв участие в парламентских выборах в 1996 году, партия не получает мест в Палате Депутатов и проводит только одного своего депутата в Сенат. То же самое повторяется и в 2001 году, в 2006, 2008 и 2013 годах проценты шли на убыль, и уже ни одного депутата от партии не прошло в парламент.

Так же партия принимала участие в выборах в Европарламент. Перед выборами 2004 года ТП намеревался вступить в коалицию «Социальная альтернатива» вместе с «Социальным действием» Алессандры Муссолини, «Новой силой» Роберто Фиоре, «Социальным народным фронтом» Адриано Тильгера. Однако при Раути коалиция так и не состоялась. После его исключения из рядов партии в 2005 году ТП вступает в коалицию для участия в региональных выборах. Авторитарный стиль управления и сильная идеологическая заточенность лидера партии отталкивала многих членов, поэтому в 2002 году Люка Романьоло был избран национальным секретарём, а в 2004 году удалось добиться исключения Раути из партии. В том же 2004 году партии удалось провести на выборах своего кандидата в Европаралмент.

В 2006 партия выступала в коалиции с «Домом свобод» Берлускони.

Кроме того, партия состояла в коалиции с «Правыми» Стораче на выборах 2008 года, однако успеха обоим партиям это не принесло. Хотя общее количество голосов и увеличилось в несколько раз, порог для прохождения в парламент партия не перешагнула.

Партии сопутствуют поражения на каждых выборах. И в 2013 Романьоли создает коалицию, в которую вошли «Правые» Стораче, партия «Будущее и свобода для Италии», небольшие ультраправые организации. Но на съезде партии этот проект был сочтен противоречащим устоям партии и Романьоли ушел в отставку. Партией стал руководить Аттилио Карелли.
Движение социальной идеи. (ДСИ)

Не найдя компромисса с членами партии Трехцветное пламя, Пино Раути был из нее исключен и в 2004 году создал новую партию – Движение социальной идеи (далее ДСИ).48

Эмблема партии представляет собой контур Апеннинского полуострова с пламенем цвета флага Италии.

В основе движения лежит доктрина, сформулированная Раути в 1950-ых года – Ordine Nuovo – Новый порядок, которая раскрывает некий фашистский Третий путь.

Теория получила распространение во многих европейских странах: Германии, Италии, Франции, Великобритании, Польше, Испании и др. С разработкой этой теории в Италии связаны такие имена как Р. Фиоре, П. Димитри, Г. Адинолфи и др. Путь предполагает милитаризм во всех сферах жизни, национализм, поддержание сепаратизма и национально-освободительных движений. В некоторых областях теория пересекается с идеями Ю. Эволы и К. Кодрияну, а так же с «новой правой». В настоящее время помимо ДСИ третий путь представляет и партия «Новая сила».49

Возвращаясь к ДСИ, следует отметить, что в нее входили видные ультраправые деятели: Ф. Таранто, В. Галицциа, Л. Карузо, Р. Бруно и др.

Партия также внесистемна, принимает участие в выборах разного уровня, но поддержки получает еще меньше чем ТП. Для выборов 2006 года Раути неожиданно для всех предлагает войти в коалицию с «Домом свободы» Берлускони, однако предложение было отвергнуто и, выступая в одиночестве, партия провалилась, после чего ее ряды еще более оскудели.

Провалилась и попытка создания союза с другими правыми: в 2007 партия пытается сотрудничать с «Социальным действием», но проект не получает развития так как Алессандра Муссолини склонилась к союзу с Берлускони.

В 2012 году руководство перешло в руки Рафаэлле Бруно.50 Со смертью идейного вдохновителя партия теряет и без того слабые позиции: на парламентских выборах 2013 число голосов, отданных за партию было рекордно низким.

На сегодняшний день программа партия скорее тяготеет к популизму: в разных сферах порицается власть, чиновники и депутаты. Характерные для новых правых антииммигрнтские мотивы или защита традиционных ценностей в данном случае отходят на второй план.

Партия ведет активную работу по привлечению в свои ряды новых членов: регулярно в разных регионах Италии проводятся партийные мероприятия, шествия, митинги.51

Таким образом, партия времен руководства Раути является ярким примером идей фашизма, переложенных на современную действительность. На сегодняшний день партия не имеет большого успеха.

Фашизм и свобода - Национал-социалистическая партия. (ФС)

Фашизм и свобода – единственная итальянская неофашистская партия, в своем названии открыто постулирующая свою фашистскую принадлежность. Используется и соответствующая символика – красный пучок (fascio – по-итальянски связка, пучок) и топор.52

Партия состоит во Всемирном союзе национал-социалистов.

Движение сформировалось еще в 1989 в составе ИСД в качестве внутрипартийной структуры, инициатором которой был Джорджио Пизано. Самостоятельным субъектом движение стало в 1991 году, но в 90-ых поддерживало тесную связь как с ИСД, так и с отколовшимися от него партиями (ТП). С 1997 по 2001 партия переживала сложный период внутренней борьбы за лидерство, и победителем из нее вышел Карло Гарильо.

Несколько позже к названию партии было добавлено Национал-социалистическая партия. Сами ФС объясняют это следующим образом: «Фашизм никогда не предавал союза с национал-социализмом. Мы гордимся тем, что фашисты участвовали в войне на стороне национал-социалистической Германии, в войне крови против золота.» 53

Идеологические основы программы этой партии восходят к идеям Бенито Муссолини, опираются на программу Национальной фашистской партии и практику Республики Сало. В политической сфере предлагается создание государства с авторитарным управлением с милитаристским уклоном. При этом подчеркивается нежелание навязывать какую-либо идеологию. Но партия подчеркивает (как и в случае с ТП) свою непримиримость по отношению к коммунизму, либерализму, но к этому добавляется еще и антисемитизм и неприязненное отношение к Америке.

Так же партия принципиально не вступает в коалиции с другими представителями ультраправых, обвиняя их в отходе от истинного фашизма.

В экономической сфере – корпоративистская экономика (опять же прослеживаются параллели с ТП), социальная направленность, о чем можно догадаться еще по названию партии.

Критике подвергается и существующий режим, и действующий государственный аппарат, и бюрократия (в этом сходство с ДСИ позднего периода).

Отличительным признаком партии является то, что она поддерживает ислам и в качестве превалирующего направления внешней политики и выделяет установление партнерских отношений с мусульманским миром.

Партия участвует в выборах лишь в немногих Итальянских регионах – из-за символики и названия ее деятельность запрещается. И по этому поводу постоянно происходят суды, которые, однако, выигрывает ФС. Но даже в регионах, где все-таки удавалось добиться участия в выборах, проценты поддержки были предсказуемо небольшими: в 1992 в Калабрии партия получила 0,2%, в Ломбардии 0,1% . На муниципальных выборах в 2010 году в Парелле партии удалось провести одного своего депутата. В следующем году в Роатто партия получила высокий процент голосов – 6%.

Таким образом, можно сказать, что единственная «чистая» фашистская партия в Италии не пользуется особой популярностью, более того, все время натыкается на препятствия и сложности в осуществлении своей деятельности.

Новая сила. (НС)

Новая сила зародилась, можно сказать, в музыкальной среде. Основателями были Роберто Фиоре, бессменно руководящий партией с 1999 года, и Массимо Морселло (певец Нил Морс). «Учреждение» партии произошло 29 сентября 1997 года в Риме. Дата выбрана не случайно – 29 сентября считается днем Святого Архангела Михаила, особо почитаемого ультраправыми.

Актив движения составляли представители уличной культуры: скинхэды, музыканты, которые впоследствии сыграли большую роль в поддержке и финансировании партии.

Что до политико-идеологичсеких установок, то партия придерживается ультраправых взглядов, опираясь на идеи Муссолини, Альмиранте, Эволы и других идеологов фашизма. Так же многие идеи партии коррелируют с убеждениями Раути и в целом ТП.54

Как и практически все современные ультраправые партии, НС выступает защитником традиционных семейных ценностей. Делается упор на сотрудничество с католичеством, восстановление конкордата с Ватиканом 1929, что говорит о преемственности партии по отношению к Национальной фашистской партии Муссолини.

Так же преемственный характер можно увидеть в корпоративистской экономике, социальной риторике (критика нерационального управления предприятиями и гос. аппарата), антикоммунистической направленности. Последнее, однако, отходит на второй план, уступая место антиамериканизму и противодействию либеральной демократии в целом.

По отношению к процессам европейской интеграции партию можно отнести к евроскептикам.

Партия также принимает участие в выборах. В 2001 году результаты были не самыми высокими, поэтому в 2004-2006 гг. НС входит в коалицию «Социальная альтернатива» (помимо нее в коалиции состоят «Социальное действие» А. Муссолини (далее СД) и «Социальный национальный фронт» А. Тильгера (далее СНФ). В 2006 в составе этой коалиции партия получает наибольшее количество голосов за свою историю, однако эти цифры не дотягивали до 1% от общего числа голосовавших, поэтому своих депутатов в парламент партии провести не удалось.

Готовясь к следующим выборам, партия заключает договор о сотрудничестве с другими крайне правыми партиями: СД, ДСИ, СНФ, организацией «Национальные добровольцы». Но, как уже было сказано выше, коалиция не состоялась из-за ухода Муссолини в коалицию Берлускони.

Далее партия выступает на выборах самостоятельно, однако без успеха – не представлена в парламенте и региональных структурах, а так же Европарламенте, но имеются отделения и последователи во всех регионах и периодически партия устраивает мероприятия.

Следует отметить, что хотя партия и не заключает политических соглашений, она не клеймит остальных представителей крайне правого движения в неверности традициям, как это происходит в случае с ФС. НС ведет активную международную деятельность: у нее установлены связи с такими крайне правыми партиями как Британская национальная партия Ника Гриффина, Испанская альтернатива Р. Лопеса-Диегеса, и лепеновским НФ. Кроме того, партия не ограничивается отношениями только с европейскими партиями: Фиоре посещал Россию, где встречался с представителями «Русских» и «Российским общенародным союзом»55. Партия в принципе занимает пророссийскую и пропутинскую позицию в современной политической ситуации, включая присоединение Крыма.56 Наряду с другими крайне правыми принимала участие в ялтинской конференции в 2014, где разделяла позицию РФ57.

Таким образом, НС – традиционалистская ультраправая партия с католическим уклоном. Основными отправными точками являются семейные ценности, антииммигрантская направленность, корпоративизм в экономике, поддержка России и сотрудничество с другими крайне правыми, евроскептицизм и антиамериканизм. Широкой поддержкой электората партия не пользуется.

Социальный национальный фронт. (СНФ).

В том же 1997 году была организована другая крайне правая итальянская партия – Социальный национальный фронт Адриано Тильгера. Возникла в результате выхода Тильгера из ТП из-за разногласий с Раути.58

В отношении политической программы, партия мало отличается от остальных представителей ультраправого фланга в Италии: антииммигрантский характер, антикоммунизм, антилиберализм, антиамериканизм, но поддержка России и Путина.59 Помимо этого, евроскептицизм и резкая критика итальянских политических элит и гос. Аппарата.

Партия является внепарламентской, на выборах успеха не имеет.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день в Италии существует довольно большое количество ультраправых партий и движений разной степени радикальности. Общими для них признаками будет: негативное отношение к незаконной миграции, а часто и к иммиграции граждан Африканских и Восточных государств; кампании против абортов и эвтаназий, поддержание семей, призыв к защите и распространению итальянской культуры. Большинство партий принадлежит к европессимистам, или же, как в случае с ТП, выступают за другую модель интеграции. Кроме того, партии являются внесистемными и выступают с резкой критикой истеблишмента и бюрократической системы. Чаще всего партии позиционируют себя как антагонистов либерализму, коммунизму, марксизму, встречается часто так же отрицательное отношение к Америке (СНФ, НС, ФС и др) и антисемитизм (ДСИ). Разнится у партий и отношение к вопросу экономической модели государства: партии, опирающиеся большим образом на наследие Муссолини, тяготеют к корпоративистской модели экономики (ФС, ДСИ и др). Партиями так же часто предпринимаются попытки создания единого ультраправого итальянского фронта, однако многочисленные коалиции не выдерживают никаких проверок и распадаются, не успев состояться. Еще можно заметить, что одни и те же лица переходят из одной партии в другую, либо же образуют свои собственные партии и движения, не сойдясь во взглядах с партийными лидерами. Помимо внутригосударственного сотрудничества, партии состоят в международных крайне правых движениях, либо просто поддерживают отношения с представителями своего фланга в других государствах. Примечательно, что многие партии поддерживают сейчас тесные отношения с российскими ультраправыми движениями и в целом одобряют нынешний политический курс.

Таким образом, единства крайне правых в Италии в настоящее время не наблюдается. Постоянно распадающиеся коалиции не приносят партиям поддержку электората, поэтому ультраправый фланг по большей части не представлен в органах государственной власти.




Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2016 (075. 8)
11701 -> Особенности течения ишемической болезни сердца у пациентов, получающих терапию гемодиализом
11701 -> Эффективность лечения бесплодия методами экстракорпорального оплодотворения у женщин с миомой матки
11701 -> Высшего образования
11701 -> Влияние антидепрессивной терапии на когнитивные функции больных депрессией
11701 -> «Клинико-функциональная характеристика ремиссии у больных с первым эпизодом шизофрении»
11701 -> Психосоматические проявления при экстремальных спортивных нагрузках по специальности 030302 Клиническая психология
11701 -> Функции воздействия в тексте медицинской рекламы
11701 -> Анилиз случаев системных заболеваний
11701 -> Высшего образования

Скачать 186.63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница