Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 4 Информация и здоровье нации



Скачать 332.63 Kb.
Дата23.04.2016
Размер332.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.4 Информация и здоровье нации

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050104 Безопасность жизнедеятельности
Очная / Заочная форма

Утверждено на заседании кафедры

безопасность жизнедеятельности и

основы медицинских знаний

(протокол № _5_ от 26 января 2011г.

Зав. кафедрой _________________ (Г.В.Коган)



Раздел 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: Е.П. Сивков, канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний

1.2 Рецензенты: А.А.Назарьев, канд. мед. наук, Министерство здравоохранения администрации Мурманской области, гл. врач Центра восстановительной медицины и реабилитации

Ф.А.Щербина, док. биол. наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (МГГУ)



1.3 Пояснительная записка


Программа учебной дисциплины "Информация и здоровье нации» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности 050104 "Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность". Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ информации, демографии, здоровья; сформировать у педагогов понимание значимости информации в сохранении и укреплении здоровья нации; организовывать санитарно-просветительную работу с учащимися и их родителями; работу по профилактике саморазрушающего поведения. Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью.

Согласно учебному плану на преподавание этого курса отводится 30 (аудиторных) часов: 20 - лекционных и 10 –практических.

После завершения курса «Информация и здоровье нации» студенты должны:
а) иметь представление:


  • о понятии информация и классификации информации;

  • о понятиях здоровье, индивидуальное и общественное здоровье;

  • о понятии социальное здоровье;

  • о социальных болезнях;

  • о факторах риска в формировании здоровья человека и общества;

  • о профилактике общественного здоровья;


б) знать:

  • роль информации в формировании мотивации здоровья и здорового образа жизни;

  • причины нарушений общественного здоровья;

  • роль учителя и педагогического коллектива в воспитании здорового ребенка;

  • педагогические средства здорового образа жизни;

  • роль общества в формировании здорового образа жизни;

  • роль общества в формировании социального здоровья


в) уметь:

  • искать и анализировать информацию в сфере общественного здоровья;

  • вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни;

  • организовывать информационное пространство, способствующее созданию оптимального режима труда и отдыха, предупреждающее развитие переутомления, сохраняющее здоровья населения.

Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов, отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Дисциплина изучается в 8 семестре и завершается зачетом.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы



п.п.

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итог. контроля

Тру

доем

кость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1

050104 «Безопасность жизнедеятельности»(ОФО)

4

8

50

30

20

10

-

20

зачет

2

050104 «Безопасность жизнедеятельности»(ЗФО)

6

11

50

14

8

6

-

36

зачет

1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (примерное распределение учебного времени)



Очная форма обучения



п.п.



050104

«Безопасность жизнедеятельности»

Виды учебных занятий,

Всего аудит. часов

ЛК

ПР/С

ЛБ

СР

1

Информация: понятия, определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола

4

4








2

2

Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии

4

4







2

2.1

Понятия информации и здоровья нации







2







2.2

Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья







2







3

Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья населения

6

6

4




2

3.1

Влияние Кольского Заполярья на индивидуальное, общественное и социальное здоровье







2







3.2

Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни







2







4

Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья

8

4

2





2

5

Проблемы здоровья и репродуктивного поведения как основы здоровья нации




2

2










ВСЕГО:

50

20

10




20

Заочная форма обучения



п.п.



050104

«Безопасность жизнедеятельности»

Виды учебных занятий,

Всего аудит. часов

ЛК

ПР/С

ЛБ

СР

1

Информация: понятия, определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола

2

2








6

2

Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии

2

2







6

2.1

Понятия информации и здоровья нации

1




1




8

2.2

Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья

1




1




6

3

Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья населения

2

1

1




4

3.1

Влияние Кольского Заполярья на индивидуальное, общественное и социальное здоровье

1




1




2

3.2

Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни

1




1




2

4

Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья

2

1

1





2

5

Проблемы здоровья и репродуктивного поведения как основы здоровья нации

2

2













ВСЕГО:

14

8

6




36


1.6.2. Содержание разделов дисциплины


1. Информация: понятия и определения, классификация. Восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола

Основные представления об информации, ее определения. Виды информации, классификация. Источники информации: семья, школа, СМИ, «двор». Особенности социальной информации. Агитация и пропаганда. Реклама, как разновидность подачи информации. Особенности восприятие различной информации в зависимости от возраста и пола.


2. Здоровье: понятия, классификация. Принципы изучения и критерии здоровья.

Понятие о здоровье. Принципы изучения здоровья. Классификация здоровья. Группы здоровья. Социальное здоровье.


3. Факторы, определяющие уровень общественного и социального здоровья

Влияние экологии на уровень общественного здоровья: состояние атмосферы, литосферы, гидросферы.

Влияние наследственных факторов.

Влияние социальных факторов: законодательная база; экономические условия (финансирование здравоохранения, материальное благосостояние населения, условия труда и отдыха); организационные мероприятия (мониторинг физического развития, физической подготовленности, функционального состояния, здоровья); пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации, в школе, семье.

Физическая культура, как основа формирования здоровья нации. Уровень и перспективы развития физической культуры в стране и регионе.

Здоровье как социальный феномен. Социальная структура и здоровье. Социальные изменения и здоровье.



4. Демографические проблемы и современное состояние общественного и социального здоровья

Демографические показатели состояния населения: рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, продолжительность здоровой жизни, физическое развитие, заболеваемость, смертность.

Социально-психологические аспекты здоровья. Социальные представления о здоровье. Профессиональные, полоролевые и возрастные представления о здоровье.

Понятие прогноза и прогнозирования. Критерии прогноза: возраст, конституция.


Особенности жизнедеятельности цивилизованного человека. Болезни цивилизации - соматические, психосоматические - как болезни поведения.

Стресс, дистресс и болезни. Особенности стрессов в современном мире. Профессиональные стрессы (учеба, работа). Теория апоптоза.


Проблемы зависимости от психоактивных веществ. Алкоголь и здоровье. Курение и здоровье. Наркомания. Токсикомания. Профилактика саморазрушающего поведения.

Сравнительные показатели состояния здоровья различных групп населения в мире, России и Мурманской области.


5. Проблемы репродуктивного здоровья как основы здоровья нации. Репродуктивное здоровье, его значение для обеспечения благополучия личности, общества и государства. Охрана репродуктивного здоровья. Репродуктивное поведение и его безопасность.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

п/п

Наименование раздела. Семинар

Форма самостоятельной работы

Кол- во часов

Форма контроля

1

Законодательная и нормативно-правовая база Мурманской области по охране здоровья

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

2

Бюджетная политика правительства Мурманской области в области здравоохранения и физической культуры

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

3

Влияние средств массовой информации Мурманской области в формировании здоровья и здорового образа жизни

Обзор и анализ литературы

4

Реферат

4

Проблемы потребления и профилактики психоактивных веществ школьникам Мурманской области.

Обзор и анализ литературы

4

Реферат

5

Проблемы репродуктивного здоровья в Мурманской области

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

6

Основные направления развития физической культуры в Мурманской области на период до 2020 года

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

7

«Русский крест» - демографическая проблема современной России

Обзор и анализ литературы

2

Реферат

8

Влияние экстремальных условий Кольского Заполярья на здоровье учащихся

Обзор и анализ литературы

2

Реферат


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинар № 1

Понятия информация и здоровье и их взаимодействие

План

  1. Понятие «информация». Виды и формы информации.

  2. Особенности социальной информации и ее восприятие в различных социальных и возрастных группах.

  3. Индивидуальное и общественное здоровье и принципы их изучения.

  4. Группы здоровья.

  5. Социальное здоровье и факторы его формирующие.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Источники социальной информации, их роль в формировании здорового поколения.

  2. Какую роль играют в формировании общественного мнения и отношения к здоровью агитация, пропаганда, реклама? Что их отличает, а что роднит?

  3. Критерии оценки индивидуального, группового и общественного здоровья.

  4. Различие общественного и социального здоровья.

  5. Причины различий в уровне социального здоровья.


Основная литература

  1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы - М.: Центр, 2002, 224 с.

  2. Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья //Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1987. – С.48-62.

  3. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – Спб.: Питер, 2006. С.143-175.

  4. Назарова Е.Н, Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие /М.: «Академия», 2007. – С. 5-12.

  5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.

Семинар № 2

Информационное пространство, формирующее понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья

План

  1. Средства массовой коммуникации и информационное пространство.

  2. Роль средств массовой информации в формировании представлений и мотиваций здоровья и ЗОЖ у населения.

  3. Школа как основной источник информации о здоровье и ЗОЖ.

  4. Семья как составная часть информационно-пропагандистской среды.

  5. Влияние реферативных групп на формирование социального здоровья.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности воздействия телевидения на массовое сознание в процессе формирования мотивации на здоровье.

  2. Школа и семья – наиболее эффективная информационная среда.

  3. Формы агитации и пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации.

  4. Молодежные субкультуры и ЗОЖ.


Литература

  1. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физич. культуры, 1996, №1, с.43-46.

  2. Сивков Е.П. Роль средств массовой информации в становлении здорового образа жизни /Детство в эпоху трансформации общества. Мат.международ.научн.-практ конф., 25-27.03 2002. Т.1. Право детства на проблему. – с.138-140.

  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.



Семинар № 3

Влияние Кольского Заполярья

на индивидуальное, общественное и социальное здоровье

План

  1. Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека

  2. Влияние особенностей ландшафта на состояние организма

  3. Влияние промышленности на экологию Кольского Заполярья и здоровье его жителей

  4. Нормативно-правовая база охраны общественного здоровья населения Мурманской области

  5. Влияние социально-экономических особенностей Кольского Заполярья на социальное здоровье


Вопросы для обсуждения.

1. Здоровье и магнитные бури.

2. Влияние условий Кольского Заполярья на двигательную активность учащихся.

3. Влияние динамики роста промышленного производства и транспорта на экологию и здоровье населения региона.

4. Основы законодательной базы по охране здоровья

5. Уровень материального благосостояния и образования населения региона и состояние социального здоровья


Литература

  1. Мизун Ю.Г., Хаснулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: "Знание", 1991.

  2. Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. – Л., "Медицина", 1979.

  3. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М., МЦФЭР, 2005.

  4. Мурманстат, 2000-2010 гг.

  5. Константинов В. Б., Копейкин Н. Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации, 2001, №

  6. Батенева. Т. Взаимосвязь между экономикой и здоровьем //"Известия", 25 февраля 2005 года.

  7. Данные периодической печати.

Семинар № 4

Проблемы стрессов и дистрессов в современной жизни


План



1. История учения о стрессе.
2. Определение понятий «стресс» и "дистресс".
З. Положительный эффект стрессов.
4. Развитие дистресса.
5. Роль педагога в профилактике дистресса.

6. Профессиональные стрессы и "профессиональное выгорание".



Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Определение понятий "стресс" и "дистресс".


2. Особенности стрессов в 21 веке.

3. Классификация стрессоров.


4. Стадии развития стресса.
5. Исходы дистрессов.
6. Роль педагога в профилактике дистрессов.


Литература
1. Аршавский И.А. Особенности стресса и адаптации в разные возрастные периоды. Кишинев, 1980.
2. Валеология. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Соломина. СП6, 1996.
3. Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем. Киев, 1976.

Семинар № 5

Репродуктивное здоровье и здоровье поколения

IIлан

1. Репродуктивное здоровье.


2. Охрана репродуктивного здоровья.
3. Планирование семьи.
4. Репродуктивное поведение.
5. Половое воспитание детей и подростков.

Вопросы для коллективного обсуждения.
1. Определение понятий "репродуктивное здоровье» и "репродуктивное поведение".
2. Психофизиологическая совместимость партнеров.
3. Современные методы планирования семьи .
4. Принципы, средства и методы полового воспитания детей и подростков.
Литература
1. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию. – М.: Академкнига, 2002. – С. 64-151.

2. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.


3. Каган Б.. Воспитателю о сексологии. М., 1986.

4. Психология здоровья //Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.



5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8
.1. Рекомендуемая литература





Амосов Н.М. Алгоритм здоровья. – М., 2003.



Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - М.,1998.



АПАНАСЕНКО Г.Л., ПОПОВА Л.А. Медицинская валеология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.



БАЗАРНЫЙ В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.



БАТЕНЕВА. Т. Взаимосвязь между экономикой и здоровьем //"Известия", 25 февраля 2005 года.



Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М.,1990.



ВАСИЛЬЕВА О.С., ФИЛАТОВ Ф.Р. Психология здоровья человека. – М.: "Академия", 2001. – 352.



ВЕСЕЛКОВА И.Н., КОМАРОВ Ю.М. Как сохранить нацию. – М.: Академкнига, 2002. – С. 64-151.



Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физич. культуры, 1996, №1, с.43-46.



Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. М., МЦФЭР, 2005.



Закон РФ О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 29.05.02) от 28.06.91 № 1499-1.



Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.



Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.93 №5487-1.



КОНСТАНТИНОВ В. Б., КОПЕЙКИН Н. Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества // Здравоохранение Российской Федерации, 2001, № 3.



КУИНДЖИ Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.



Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья //Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1987. – С.48-62.



Мизун Ю.Г., Хаснулин В.И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: "Знание", 1991.



Наркомания /Под ред. Гаранского А.Н. – М.-СПб, 2000.



Отвагина Т.В. СТОП! Наркотик. – Ростов на/Д, Феникс, 2006.



Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. СВ. Березина. М., 2003.



Психология здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – С.242-263.



Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. – Л., "Медицина", 1979.



Селье Г. Концепция стресса, как мы ее представляем. - Киев, 1976.



СИВКОВ Е.П. Роль средств массовой информации в становлении здорового образа жизни /Детство в эпоху трансформации общества. Мат.международ.научн.-практ конф., 25-27.03.2002. Т.1. Право детства на проблему. – с.138-140.



Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2002.



ЧУМАКОВ Б.Н. Основы здорового образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2004.



ЮРЬЕВ В.К., КУЦЕНКО Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.



1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины



1.9.1 Перечень используемых технических средств: ноутбук, системный блок, проектор.

1.9.2 Перечень используемых пособий: комплект плакатов.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

1.10. Примерные зачетные тестовые задания



1. Установите соответствие:

Свойства

Витамины

а) водорастворимые

б) жирорастворимые



А

Группы В


С

D

Е



К


2. Перечислите факторы формирования двигательной активности:

а) биологические: б) социальные: г) гигиенические:


3. Гиподинамия у школьников обусловлена следующими причинами:

а)

б)



в)
4. Назовите формы физического воспитания школьников:

а)

б)



в)
5. Дополните предложение:

Под функциональными (резервными) возможностями организма понимается …..


6. Назовите основные гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями:

а) б) в) д)


7. Каковы гигиенические требования к организации физкультурно-оздоровительных занятий:

а)

б)



в)

8. На чем основан механизм

а) химической терморегуляции - ____________________________

б) физической терморегуляции - ____________________________


9. Компонентами здорового образа жизни являются:
1) уровень жизни
2) рациональное питание
3) фактор риска
4) адекватная двигательная нагрузка
5) психо-эмоциональная гармония
6) качество жизни
7) неприемлемость саморазрушающего поведения
8) стиль жизни
9) сознательное отношение к своему здоровью
10) наследственность
11) окружающая среда
12) забота об окружающей среде
10. Установите соответствие:

1. рациональное питание

2. полноценное питание

3. сбалансированное питание


а) присутствуют все пищевые ингредиенты

б) присутствуют все ингредиенты, учтены пол, возраст, вид деятельности, местные и индивидуальные особенности

в) присутствуют все ингредиенты, учтены индивидуальные в местные особенности, соблюдаются оптимальные условия приема пищи



11. Установите соответствие:


1. качество жизни

2. уровень жизни

3. стиль жизни


а) индивидуальные поведенческие особенности

б) удовлетворенность человека своей жизнью


в) возможность удовлетворения биологических и социальных потребностей


12. От каких факторов зависит здоровье (выберите и установите соответствие):

1. наследственность

2. образ жизни

З. качество медицинского обслуживания

4. экологическая обстановка



а) на 50%

б) на 20%

в) на 20%

г) на 10%




13. Определите, к какой группе здоровья относится ребенок:


а) с небольшим нарушением осанки
б) с тяжелой формой бронхиалъной астмы
в) часто болеющий ОРВИ, с миопией легкой степени, с небольшим нарушением осанки, с функциональным шумом в сердце
г) с легкой формой сахарного диабета

д) болеющий ОРВИ 1-2 раза в год



14. Факторы риска, способствующие заболеваниям (установите соответствие). Каждой цифре может соответствовать несколько букв:

1. нерациональное питание

2. недостаточная двигательная активность


З. несознательное отношение к своему здоровью
4. психо-эмоциональные перегрузки

5. курение

6. употребление наркотиков

7. злоупотребление алкоголем



а) сердечно-сосудистые заболевания

б) онкологические заболевания


в) травмы и несчастные случаи
г) нарушение обмена веществ
д) инфекционные заболевания
е) болезни органов дыхания
ж) заболевания ЦНС


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Определение понятия «здоровье». Критерии оценки общественного и индивидуального здоровья. Группы здоровья.

2. Этапы формирования здоровья.


3. Здоровый образ жизни, его компоненты. Мотивации здорового образа жизни.

4. Здоровье как социальный феномен.

5. Социальная структура и здоровье.

6. Социальные изменения и здоровье общества

7. Социально-психологические аспекты здорового образа жизни

8. Медико-гигиенические аспекты здоровья.


9. Факторы риска для здоровья. Их связь с основными причинами смертности.
10.Группы населения, для которых эффективно воздействие на факторы риска. Основные направления профилактики в каждой из этих групп.
11.Основные направления в деятельности школы по сохранению здоровья детей.
12.Физическая культура и ее значение в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

13.Основные принципы оздоровительной физической культуры.

14.Здравоохранение. Основные модели здравоохранения. Принципы систем здравоохранения.
15.Нормативно-правовая база охраны здоровья в России. Основные положения Конституции в области охраны здоровья. Права граждан в области охраны здоровья.
16.Основные положения закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
17.Труд и здоровье. Классификация условий труда. Гигиеническая характеристика труда педагога. Профилактика нарушений здоровья педагога.
18.Факторы стрессогенности школьной среды.
19.Психологические и физиологические особенности подросткового возраста. 20.Особенности восприятия информации.

21.Саморазрушающее поведение. Алкоголь и подросток.

22.Табакокурение, как медико-социальная проблема. Стадии привыкания к курению.
23.Наркомания. Критерии, позволяющие отнести вещество к наркотическим.
24.Токсикомания. Признаки токсикомании.
25.Основные направления профилактики саморазрушающего поведения.
26.Психическое здоровье. Стресс. Стадии развития стресса. Дистресс и болезни. Профилактика дистресса.

27.Режим труда и отдыха, его значение в развитии организма ребенка и в структуре ЗОЖ.


28. Брак и семья. Планирование семьи. Роль семьи в системе здорового образа жизни.

29. Демографические проблемы страны.

30. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение.
31. Адаптация и адаптационные резервы организма. Факторы адаптации.

32. Прогнозирование здоровья


1.12 Комплект экзаменационных билетов (не предусмотрен)
1.13. Примерная тематика рефератов


№ п/п

Наименование раздела. Семинар

1

Законодательная и нормативно-правовая база Мурманской области по охране здоровья

2

Бюджетная политика правительства Мурманской области в области здравоохранения и физической культуры

3

Роль средств массовой информации Мурманской области в формировании здоровья и здорового образа жизни

4

Психоактивные вещества и здоровье подрастающего поколения. Проблемы наркотической зависимости в Мурманской области.

5

Проблемы репродуктивного здоровья в Мурманской области




    1. Примерная тематика курсовых работ

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

1.16 Методика исследования

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

Дисциплина имеет краткий срок изучения, в связи с этим вышеперечисленные разделы не предусмотрены.




Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Семинар № 1

Понятия информация и здоровье и их взаимодействие
План


  1. Понятие «информация». Виды и формы информации.

  2. Особенности социальной информации и ее восприятие в различных социальных и возрастных группах.

  3. Индивидуальное и общественное здоровье и принципы их изучения.

  4. Группы здоровья.

  5. Социальное здоровье и факторы его формирующие.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Источники социальной информации, их роль в формировании здорового поколения.

  2. Какую роль играют в формировании общественного мнения и отношения к здоровью агитация, пропаганда, реклама? Что их отличает, а что роднит?

  3. Критерии оценки индивидуального, группового и общественного здоровья.

  4. Различие общественного и социального здоровья.

  5. Причины различия в уровне социального здоровья.


Основная литература

  1. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы - М.: Центр, 2002, 224 с.

  2. Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья //Общественные науки и здравоохранение. – М.: Наука, 1987. – С.48-62.

  3. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – Спб.: Питер, 2006. С.143-175.

  4. Назарова Е.Н, Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие /М.: «Академия», 2007. – С. 5-12.

  5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – СПб, "Петрополис", 2000.



Семинар № 2
Информационное пространство, формирующее понимание

необходимости сохранения и укрепления здоровья

План


  1. Средства массовой коммуникации и информационное пространство

  2. Роль средств массовой информации в формировании представлений о ЗОЖ у населения.

  3. Школа как основной источник информации о здоровье и ЗОЖ.

  4. Семья как составная часть информационно-пропагандистской среды.

  5. Влияние реферативных групп на формирование социального здоровья



Вопросы для коллективного обсуждения.


  1. Особенности воздействия телевидения на массовое сознание в процессе формирования мотивации на здоровье.

  2. Школа и семья – наиболее эффективная информационная среда.

  3. Формы агитации и пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации.

  4. Молодежные субкультуры и ЗОЖ.

  5. Роль реферативных групп в формировании группового сознания.


Литература

  1. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт на телеэкране //Теория и практика физич. культуры, 1996, №1, с.43-46.

  2. Сивков Е.П. Роль средств массовой информации в становлении здорового образа жизни /Детство в эпоху трансформации общества. Мат.международ.научн.-практ конф., 25-27.03 2002. Т.1. Право детства на проблему. – с.138-140.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала

Лекция № 1-2

Информация: понятия и определения, классификация
План

  1. Основные представления об информации, ее определения.

  2. Виды информации, классификация.

  3. Источники информации.

  4. Особенности социальной информации.

  5. Источники, влияющие на восприятие: семья, школа, «двор».

  6. СМИ. Пропаганда здоровья как условие формирования мотиваций на здоровье.

  7. Реклама, как разновидность подачи информации и ее влияние на различные группы населения. Особенности восприятия в зависимости от возраста


Основные понятия: информация, коммуникация, СМИ, агитация, пропаганда. реклама

Лекция № 3-4

Здоровье: понятия, классификация.

Принципы изучения и критерии здоровья.
План


  1. Основные представления о здоровье, его определения.

  2. Классификация здоровья

  3. Социальное здоровье


Основные понятия: здоровье, группы здоровья, социальное здоровье
Лекция № 5-6

Факторы, определяющие уровень общественного

и социального здоровья
План

  1. Экологическая безопасность и здоровье.

  2. Законодательная база как основа охраны здоровья и

формирования здорового образа жизни.

  1. Материальное благосостояние граждан и здоровый образ жизни.

  2. Социально-гигиенический мониторинг как организационная основа формирования ЗОЖ.


Основные понятия: экологическая безопасность, антропогенные и техногенные факторы, экстремальные условия природной среды, социальные факторы, бюджет, образ жизни, мониторинг.

Лекция № 7-8
Демографические проблемы и современное состояние

общественного здоровья и заболеваемости
План


  1. Демографические проблемы как отражение общественного здоровья

  2. Социально-экономические кризисы как факторы развития дистрессовых состояний

  3. Саморазрушающее поведение как пример социального нездоровья

  4. Здоровье и индекс развития человеческого потенциала


Основные понятия: демография, стресс, дистресс, саморазрушающее поведение, индекс развития человеческого потенциала
Лекция № 9-10
Проблемы репродуктивного здоровья

и репродуктивного поведения, как основы здоровья нации

План


  1. Понятие репродуктивного здоровья

  2. Состояние репродуктивного здоровья в РФ

  3. Охрана репродуктивного здоровья.

  4. Репродуктивное поведение и здоровье


Основные понятия: репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, контрацепция, аборт, стерилизация.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий)
АДДИКТИВНОЕ (зависимое) поведение – разновидность деструктивного поведения: наркотическая и алкогольная зависимость, курение, компьютерная зависимость и т.д.

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. ante перед + natalis относящийся к рождению) - период внутриутробного развития от момента образования зиготы до начала родов (40 недель). В А.п. выделяются два периода: эмбриональный (от начала образования зиготы до 12-й недели) и фетальный.

АПОПТОЗ - явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркеров апоптоза) и молекулярных процессов, имеющих различия у одноклеточных и многоклеточных организмов.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (АТ) – (греч. Autos – сам, genos – род, т.е. "самопорождающая тренировка") – метод психосаморегуляции (И.Г.Шультц, 1932).

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (БОС) – сознательный контроль и произвольное воздействие на ряд исходно неощущаемых и неосознаваемых процессов в организме.

ВИТАМИН (-Ы) (лат. vitaminum; vita жизнь + амины) - поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни (см. кофермент).

ВЫГОРАНИЕ - ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, снижение рабочей продуктивности; деперсонализацию, или дегуманизацию, межличностных отношений.

ГЕСТАЦИОННАЯ ДОМИНАНТА (лат. gestatio – беременность, dominans - господствующий) – обеспечивающая направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода.

ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ – поведение, нарушающее социальные нормы.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

ДИСТРЕСС - отрицательная форма стресса.

ИНФОРМАЦИЯ - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством

ЗДОРОВЬЕ – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов (ВОЗ, 1946);

НАРКОТИКИ – субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятия.

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч. peri приставка, обозначающая "расположение вокруг, снаружи" + лат.natus рождение) - период жизни с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-у сутки жизни ребенка после рождения.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. post приставка со значением "находящийся позади, за чем-либо, следующий после чего-либо + лат. natus рождение) - период от момента рождения до смерти.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (лат. pubertas возмужалость) - в половом созревании выделяют три фазы: 1) препубертатная - у девочек 9-11 лет, у мальчиков 11-13 лет; 2) собственно пубертатная - у девочек 12-16 лет, у мальчиков 13-17 лет; 3) постпубертатная - у девочек после 16-18 лет, у мальчиков после 17-19 лет.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ (лат. resistentia сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) – устойчивость организма к воздействие различных повреждающих факторов среды.

СТРЕСС – (англ. stress напряжение) – состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

ЭНТРОПИЯ (греч. ennrepo вращать внутрь, заворачивать) - термодинамическая функция состояния системы, являющаяся мерой ее неупорядоченности: чем больше неупорядоченность, тем больше Э. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей Э. системы и окружающей среды.

ЭНТРОПИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ - функция состояния живой системы, которая может возрастать, оставаться постоянной или уменьшаться. Процессы жизнедеятельности сопровождаются ростом Э. и для уменьшения Э. требуется совершение работы.


Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций.

Дисциплина имеет краткий срок изучения, раздел не предусмотрен.


Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведет:

Ф.И.О.,
ученое звание и степень
преподавателя


Учебный год

Факультет

Специальность

Сивков Е.П., к.п.н, доц.

2010/2011


ФКиБЖД

"Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность"

Сивков Е.П., к.п.н, доц.

2011/2012


ЕФК и БЖД

"Безопасность жизнедеятельности со специализацией информационная безопасность"




Каталог: umu-umk -> %D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> 050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 25 (зфо), сд. Р. 4 (Офо, зфо), сд. Р. 2 (Офо) особенности психологии поведения человека
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей»
%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13, Сд. Ф. 13 Генетика дс. 10 Генетика
%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 04 Физиология физического воспитания и спорта
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 2 «основы возрастной наркологии»
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 24 (зфо) опд. Р. 1 «Невропатология» опд
%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 13 Биология клетки: биохимия и молекулярная биология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница