Учебно-методический комплекс дисциплины



Скачать 374.5 Kb.
страница1/2
Дата23.04.2016
Размер374.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«26» июня 2013 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой __________________

Учебно-методический комплекс дисциплины



Методы психологической диагностики

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование


Профили:

Специальная психология

Составители:


Пинкус М. В.


Челябинск 2013




СОДЕРЖАНИЕ




Учебная программа…………………………………………………………………………


3

Пояснительная записка………………………………………………………………….


3

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………


13

Образовательные технологии…………………………………………………………


19

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………….


19

Содержание курса……………………………………………………………………….


20

Рабочая (модульная) программа……………………………………………………...





29

Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине………………………


71

Методические материалы………………………………………………………………

82


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов дневного отделения факультета коррекционной педагогики, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», по профилям: «Специальная психология», «Дошкольная дефектология».

Цель данного курса - освоение будущими дефектологами основ психолого-педагогической диагностики как условия их профессиональной компетентности.

Место дисциплины в структуре ООП. Данная дисциплина является одной из первых дисциплин базовой части профессионального цикла дисциплин, изучаемых студентами. Успешное усвоение данной дисциплины создает основу для дальнейшего изучения специальной психологии и педагогики и освоения федерального государственного образовательного стандарта.

Реализация поставленной цели предполагает формирование у студентов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС специального (дефектологического) образования:

ПК-5 способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории

СК-2 – способен к интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство массового детского сада и общеобразовательной школы

СК-3 – способен использовать специальные педагогические и воспитательные технологии в рамках специального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ


МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ


Компетенции



Разделы (модули) дисциплины

МОДУЛЬ 1. Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики


МОДУЛЬ 2. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития

СК 2

+

+

СК 3




+

СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ




№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)



Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

СК-2

Способен к интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство массового образовательного учреждения



знать: – сущность, содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические технологии и инновационные процессы в сфере общего и специального образования;

уметь: – проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическую работа с персоналом;

владеть: – навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания помощи


знать:

  • общие методические аспекты обучения лиц с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность.

уметь:


  • проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации.

владеть:



  • навыками оценки психофизиологического и личностного статуса ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.




2

СК-3

Готов к использованию результатов диагностики для составления программы психологического сопровождения.



знать: – основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;



уметь: – осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса специального воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ, способствовать социализации, формированию общей культуры личности ребенка;

владеть: – разнообразными приемами, методами и средствами обучения; обеспечивать необходимый уровень подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Знать:

- перспективы развития образования и педагогической науки;

- принципы, содержание и специфику процесса обучения детей с ОВЗ;


Уметь:

- осуществлять психолого-педагогическое обеспечение процесса специального воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- создавать коррекционно-развивающую среду в процессе обучения для детей с ОВЗ.



Владеть:

- разнообразными приемами, методами и средствами обучения детей с ОВЗ


Изучение дисциплины согласно учебным планам проходит в течение третьего года обучения, в 5 семестр 20 часов лекций и 16часов практических, в 6 семестре 10 часов лекций, 10 часов практических и 16 часов лабораторных занятий. Особое значение для успешного усвоения курса имеет самостоятельная работа студентов, на которую отводится 2 зачетные единицы и объем которой в часах согласно учебному плану составляет 72 часа. Значительная часть этой нагрузки связана с подготовкой к практическим (семинарским) занятиям. Работа над курсом предполагает 5 зачетных единиц, из которых 1 зачетная единица отводятся на подготовку и сдачу зачета в конце 5 семестра и сдачу экзамена в конце 6 семестра обучения.


В рамках курса предполагается использование таких форм контроля, как текущий и итоговый контроль, индивидуальный и фронтальный контроль. При этом используются различные оценочные средства (тест, письменная контрольная работа, коллоквиум, практическое задание).
Данный учебно-методический комплекс содержит: пояснительную записку, учебную программу, рабочую модульную программу, перечень оценочных средств, задания для самостоятельной работы студентов, тематику курсовых и контрольных работ, терминологический минимум, требования и контрольные вопросы к экзаменам, список рекомендуемой литературы и информационных материалов по основным разделам курса.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:

  1. Венгер АА., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные до­школьные учреждения [Электронный ресурс] http://www.pedlib.ru/Books/1/0181/1_0181-1.shtml

  2. Дети сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] / /Под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998

  3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] / – Забрамная С.Д. - М., 1988.

  4. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст] / Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. - Ростов н/ Д., 2000

  5. Психологическая диагностика [Текст] / Под. ред. Акимовой М.К., Гуревича К.М. – СПб : ПИТЕР, 2003.

  6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с.

  7. Рогов Е. Л. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Рогов Е. Л. — М., 1995.

  8. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Семаго Н.Я., Семаго М. М. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.

  9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие [Текст] / Семаго М. М., Семаго Н. Я. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 288 с.

  10. Урунтаева Г. А., Афонькина ЮА. Практикум по детской психологии [Текст] / Урунтаева Г. А., Афонькина ЮА. — М., 1995.



Дополнительная литература:

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М., 1996.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. — М., 1982.

  3. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической дея­тельности человека/Под ред. А.И. Полищука и А.Е. Видренко. — Киев, 1980.

  4. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жиз­ни. — М., 1986.

  5. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагно­стика. Киев: Здоровье, 1986.

  6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.

  8. ВенгерА.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2001. (Библиотека школьного психолога).

  9. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.

  10. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. № 2.

  11. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. — М., 1992.

  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. — Минск, 1997.

  13. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгер, В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.

  14. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. / Под ред. Смирновой Е. О., Галигузовой Л. Н., Ермолаевой Т. В., Мещеряковой С. Ю. – М., 2005.

  15. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В.Холмовской. — М., 1978.

  16. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обсле­дования детей в медико-педагогических целях. — М., 1985.

  17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного разви­тия детей. — М., 1985.

  18. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принципы развития психо­логии/ Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1978.

  19. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе //Дошкольное воспитание. 1977. № 8.

  20. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагнос­тики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофре­нопедагогика. М.: Просвещение, 1988.

  22. Лаак Ян. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М., 1996.

  23. Лисина М. И. Возникновение и развитие непосредственно эмоционального общения со взрослым у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И.Лисиной. М., 1974.

  24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

  25. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального раз­вития детей. — М., 1986.

  26. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

  27. Методы обследования речи у детей /Под общ. Ред. Власенко, Чиркиной Г. В. – М., 1992.

  28. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.

  29. Новакова К. Соотношение разных форм мыслительной де­ятельности как диагностический показатель нарушения умствен­ного развития. //Дефектология. 1983. № 4.

  30. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М., 1995. — Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Общая психодиагностика. — М., 1987.

  31. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И.Лисиной. М., 1985. Гл. 1—7.

  32. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред.Л.В.Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

  33. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.

  34. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред.К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., испр. М.: УРАО, 2000.

  35. Психолого–медико–педагогическое обследование ребенка /Под общей редакцией М. М. Семаго. – М., 1999

  36. Рогов ЕЛ. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

  37. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт при­менения их в клинике. — М., 1970.

  38. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001.

  39. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. М.: АПКиПРО РФ, 2000.

  40. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  41. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Разенкова Ю. А.и др Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.

  42. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н.Новгород, 1994.

  43. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследо­вания детей. — М., 1997.



Интернет-источники:


Электронные журналы

1

Альманах института коррекционной педагогики РАО

http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm

2

Вестник практической психологии образования

http://rospsy.ru/zhurnaly/vestnik

Интернет-порталы, материалы официальных сайтов научных и образовательных учреждений


Портал психологических периодических изданий

http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Polivanova.shtml

Сайт Психологического института РАО (ссылки на журналы, собственные

ресурсы)


http://www.pirao.ru/ru/psyp/

Интернет-проект о детях с особенностями развития


http://www.specialneeds.ru/

Портал ВСЕОБУЧ – все об образовании

http://www.edu_all.ru

Педагогическая библиотека

http://dictionary.fio.ru

Педагогический энциклопедический словарь

http://www.pedlib.ru/Books

Сайт информационной поддержки учителя-дефектолога в общеобразовательной школе

http://vilshanskaya.ru/






















Образовательные технологии
При изучении курса используются следующие образовательные технологии:



  • информационные технологии,

  • технологии организации группового взаимодействия, в том числе деловые игры, элементы тренинговых технологий.

Использование данных технологий позволяет сформировать те компетенции, которые необходимы будущему педагогу-дефектологу.


Материально-техническое обеспечение дисциплины
Изучение дисциплины предполагает использование:


  • мультимедийного оборудования на лекционных занятиях,

  • компьютерного оборудования на практических занятиях и при проведении программированного контроля,

  • доступа в сеть Интернет и внутренние ресурсы университета для студентов и преподавателей,

  • компьютерных пакетов с диагностическими и обучающими материалами,

  • аудиовизуальных материалов,

  • аудиторий для проведения деловых игр, занятий с элементами тренинга.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


МОДУЛЬ 1. Общие и теоретические проблемы психолого-педагогической диагностики
Тема 1. История формирования и развития психолого – педагогической диагностики
История возникновения психологической диагностики как на­уки. Истоки психодиагностики. Экспериментальная психология. Психофизика. Психофизиология органов чувств. Дифференциаль­ная психология. История возникновения психодиагностики за ру­бежом: Э. Сеген, В. Вундт, Ф. Гальтон, Дж. Кеттел, А. Бине, Симон и др. История возникновения-психодиагностики в России: В.М.Бехтерев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, А.П. Болтунов, Н.И. Озерецкий. Психология труда и психотехника (С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн). Педология. Современное состоя­ние психодиагностики в России. Современное состояние психо­диагностики за рубежом.
Тема 2. Современные представления о диагностике нарушений развития у детей
Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их образовательных потребностей; определение путей коррекции и компенсации нарушений; определение оптимального педагогического маршрута. Понятие нормы и отклоняющегося развития. Варианты нормы: статистическая, функциональная, идеальная. Условия нормального развития ребенка (Лурия А. Р.). Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского на проблему изучения нарушений развития. Классификация видов дизонтогенеза Лебединского В. В. Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов.
Тема 3. Методы психолого – педагогического изучения детей
Значение общих методов для психолого-педагогической диаг­ностики. Разные основания классификации методик психодиагности­ки. Формальная диагностика: тесты, опросники и анкеты, про­ективные методики, психофизиологические методики. Метод наблюдения. Психологический эксперимент, его виды. Анализ продуктов деятельности. Метод беседы. Анкетиро­вание. Тесты. Проблема тестов в современной психологии и педа­гогике. История создания психологических тестов. Применение тестов за рубежом и у нас в стране. Применение тестов по отношению к людям с интеллектуаль­ными, сенсорными нарушениями, с физическими недостатками. Требования к построению и проверке психодиагностических методик. Стандартизация диагностический методик. Надеж­ность психодиагностических методик и способы ее установле­ния. Валидность психодиагностических методик.
Тема 4. Организация и проведение обследования ребенка.

Оценка психического развития ребенка как поэтапная технология деятельности психолога. Процедура обследования. Основные этапы обследования. Изучение требования. Формулировка психологической пробле­мы. Выбор методов исследования. Протокол обследования ребенка. Составление психолого – педагогической характеристики. Формулирование психоло­гического диагноза. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симп­томатический, этиологический, типологический. Психологи­ческий диагноз и психологический прогноз. Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. Представ­ление информации о результатах исследования. Алгоритм консультирования по итогам обследования ребенка. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий, консультаций и консилиумов. Психолого-медико-педа­гогических комиссии, консультации и консилиумы. Структура. Организация и содержание работы. Взаимодействие специалистов. Документация. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно – педагогической и коррекционно – психологической работы с детьми.


Тема 5. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

Диагностика психического развития младенцев. Зарубежные и отечественные методы диагностики развития детей младенческого возраста. Тесты для младенцев, предназначеные для диагностики сенсомоторного развития - «Таблицы развития» А. Гезелла, «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни» Н. М. Щелованова, Н. С. Аксариной. Основные подходы к изучению детей раннего возраста «Шкалы развития Бейли», «Ранняя диагностика умственного развития», разработанная Е.А.Стребелевой. Диагностика психического развития детей дошкольного воз­раста. Изучение моторного развития - Метрическая скала для исследования моторной одаренности у детей. (Озерецкий Н. И.) Диагностика форм общения. Диагностика познавательного и интеллектуального развития – «Диагностика умственного развития дошкольников» (Л.А.Венгера, В.В.Холмовской), «Отбор детей во вспомогательные школы» (С.Д.Забрамной). Универсальные тесты уровня ин­теллектуального развития для детей школьного возраста. Тест Д. Векслера, Школьный тест умствен­ного развития (ШТУР, рук. К.М. Гуревич). Использование графических и рисуночных проективных методик для выявления проблем развития эмоционально-волевой и личностной сферы и для диагностики родительских отношений (методика PARY, тест родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина и др.).



Модуль 2. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития
Тема 6. Медицинское изучение детей с ОВЗ

Сбор анамнестических данных. Структура анамнеза: условия и особенности протекания беременности и родов, раннее моторное и психоэмоциональное развитие, оценка развития ребенка от 1 года до 3 лет. Педиатрическое обследование ребенка раннего возраста. Выявление хронических соматических заболеваний, патологических особенностей, резус-конфликта и асфиксии плода, родовой травмы, врожденных и приобретенных пороков развития.

Неврологическое обследование врожденных или приобретенных пороков развития, выявление дисплазии, гидроцефальных стигм, исследование черепно-мозговых нервов. Диагноз органического поражения мозга в педиатрической практике Сурдологическое исследование, аудиограмма. Офтальмологическое обследование, определение остроты зрения, состояние глазного дна. Аппаратурное обследование: краниография, электроэнцефалография, энцефалография. Психиатрические исследование – оценка психического состояния, адекватности мимики, расторможенности, сферы инстинктов и влечений. Постановка психиатрического диагноза.

Тема 7. Экспериментально-психологическое изучение детей с ОВЗ

Понятия Л.С. Выготского об актуальном уровне умственного развития у детей, о зоне ближайшего развития. Обучающий экс­перимент, его использование для диагностики умственного раз­вития детей, для дифференциальной диагностики задержки пси­хического развития, умственной отсталости и других типов на­рушений. Принципы построения обучающих экспериментов. Виды помощи. Вспомогательные задачи. Некоторые примеры построения обучающих экспериментов (матрицы Равена, клас­сификация геометрических фигур, методика Кооса и др.). Методики, направленные на исследование познавательных процессов. Исследование особенностей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, пространственно-временной ориентировки детей. Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми.


Тема 8. Тестирование с структуре изучения детей с ОВЗ
Использование метрического подхода для изучения детей и подростков с отклонениями в развитии является. Использование тестов для количественного измерения тех или иных показателей психического развития. Показатели надежности теста и валидности теста. Оценка интеллекта человека с помощью количественного показателя - коэффициента интеллектуального развития. Использование теста Векслера для дифференцирования здоровых и умственно отсталых детей, для изучения интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития, для анализа причин неуспеваемости. Изучение невербального интеллекта, выявление отношений между абстрактными фигурами в тесте "Прогрессивные матрицы Равенна". Тест на выявление структуры интеллекта Амтхауэра. Методы изучения способностей как самостоятельного фактора, независимого от уровня интеллекта. "Тесты креативности" как отдельная группа тестов творческих способностей.
Тема 9. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития
Методы педагогического исследования: беседа с ребенком и с родителями, воспитателями о нем; анализ работ (рисунков, поделок, тетрадей и др.), специально организованное педагогическое обследование и педагогическое наблюдение. Использование педагогического наблюдения для изучения мотивационного аспекта деятельности ребенка, его познавательной активности, интересов.

Задачи педагогической диагностики: получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, запас представлений об окружающем, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе; сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.). Использование методики «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелевой Е. А. в структуре специально организованного педагогического обследования детей. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка на основе программы педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанной С.Д. Забрамной.


Тема 10. Подходы к изучению личности детей и подростков с нарушениями развития
Структурные компоненты личности и методы их диагности­ки. Мотивы и методы их исследования. Проективные методы, возможности их использования при диагностике особенностей личности детей с отклонениями в развитии (например, при умственной отсталости, при потере слуха). Классификация проективных методов исследования личности. Исследование самооценки ребенка дошкольного возраста (методика Т. Дембо — С. Рубинштейн, «Лесенка», методика Де Греефе и др.). Методики свободного самоописания - "Чернильные пятна" Г. Роршаха, "Детский апперцептивный тест" (CAT). Психодиагностика состояний. Использование теста руки (Е. Вагнер) для диагностики агрессивности. Использование цветового теста М. Люшера для диагностики состояний. Применение графических методов для исследования лично­стных особенностей, социально-психологического положения аномального ребенка в группе, в семье. Рисунки и их диагностическое значение в детском возрасте. Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Ста­дии развития детских рисунков. Методики изучения продуктов творчества (контент-анализ). Игровые методы в диагностике личности детей и подростков. Методы изучения семьи: беседы-интервью, проективные методики, опросники для родителей. Содержание социально-педагогического обследования семьи. . Психодиагностика родительских отношений (методика PARY, тест родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина и др.). Методика Р. Жиля и варианты ее использования при обследовании ребенка с нарушенным развитием. Использование рисуночных проективных методик - "Кинетический рисунок семьи", "Нарисуй себя", "Дом - дерево - человек", "Несуществующее животное" и др.

Каталог: %D0%A0%D0%9F%D0%94 -> %D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%9A%D0%9E%D0%A0%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%9F%D0%95%D0%94%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A%D0%98 -> 050700%20%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Министерство здравоохранения и социального развития
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> I. цель и задачи дисциплины «Психология здоровья»
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа дисциплины профилактика аддиктивного поведения младших школьников
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности шифр, название дисциплины для студентов направления подготовки 05. 03. 06 «Экология и природопользование»
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Фармакогнозия»
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
%D0%A0%D0%9F%D0%94 -> Учебная программа дисциплины
%D0%A4%D0%90%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%95%D0%A2%20%D0%9A%D0%9E%D0%A0%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%9E%D0%99%20%D0%9F%D0%95%D0%94%D0%90%D0%93%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%9A%D0%98 -> Программа: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
050700%20%D0%A1%D0%9F%D0%95%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> Учебно-методический комплекс дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница