Учебно-методический комплекс по дисциплине «культурология» для студентов заочной формы обучения



Дата01.05.2016
Размер0.64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА

О.И. Строцева
Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300 Психология



Учебно-методический комплекс рекомендован и утвержден кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол № 2 от 25 сентября 2013 г.) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: д.ф.н, доцент Строцева О.И.


Рецензент: д.ф.н., профессор Курбатов В.И.

к.ф.н., доцент Хмель И.В.

содержание

1. Учебно-тематический план изучения дисциплины………….


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 21

8.1. Основная литература 21

8.2.Дополнительная литература 21

9. Информационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ) 22

Вопрос 2. 25


ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Образец оформления плана контрольной работы………….

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование темы

В

С

Е

Г

О

Аудиторная

работа

Самостоятельная

работа

лекции

практич.

ззанятия

Раздел 1. Теория культуры

Тема 1. Предмет и методы культурологии

6,5

0,5

-

6

Тема 2. Сущность и социальные функции культуры

6,5

0,5

-

6

Тема 3. Динамика культурно-исторического процесса.

7

1

-

6

Раздел 2. История культуры

Тема 4. Становление культуры

8

-

-

8

Тема 5. Культуры Древнего мира

8

-

-

8

Тема 6. Особенности античной культуры и культуры европейского средневековья

12

-

-

12

Тема 7. Культура Византии

8

-

-

8

Тема 8. Культурные особенности арабо-мусульманского Востока

8

-

-

8

Тема 9. Европейская культура Нового времени

14

-

2

12

Тема 10. Восток и Запад: два типа культурного развития

8

-

-

8

Тема 11. История культуры России

12

-

-

12

Тема 12. Актуальные проблемы современной культуры.

10

-

2

8

ИТОГО:

108

2

4

102


2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Предмет и методы культурологии

Культурология как гуманитарная дисциплина. Объект культурологии. Предмет культурологии. Культурология и смежные дисциплины. Структура культурологической теории: философия культуры, социология культуры, психология культуры, культурантропология. Методы анализа культурных явлений.

Современные культурологические концепции. Психологические теории культуры. Культурантропология. Символическая концепция культуры. Структурализм как способ объяснения культуры. Социологическое понимание культуры. Игровая теория культуры. Деятельностный, ценностный и семиотический подходы к анализу культуры в отечественной культурологии.
Тема 2.Сущность и социальные функции культуры
Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. Многозначность термина “культура”. Понятие “культура” и смежные культурологические категории. Культура и природа. Культура и общество. Культура и цивилизация. Культура и личность.

Сущность культуры. Культура и деятельность. Структура культуры: предметный мир культуры, носители культуры, комплекс образцов поведения. Субстанциональные и функциональные элементы культуры.

Социальная роль культуры. Культура как социальный интегратор. Социальные функции культуры: трансляция социального опыта, познавательная, функция социализации личности, коммуникативная, регулятивная, семиотическая, ценностная.

Формы культуры. Экономическая культура. Обыденная культура. Нравственность. Религия. Искусство. Наука. Политика и право. Образование как часть культуры.


Тема 3. Динамика культурно-исторического процесса
Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Механизм действия традиции. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма.

Новация, творчество в социокультурном процессе. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Принципы взаимодействия культур.

Единство и многообразие культур: в масштабах одного общества, в масштабах человечества. Понятие “субкультура”. Критерии дифференциации субкультур. Признаки субкультур. Виды субкультур.

Принцип историзма в понимании культуры. Родоначальники исторического видения культуры: Дж. Вико, И. Гердер. Историческая типология культур. Принципы типологизации: географический, хронологический, национальный. Основные подходы к типологизации культур: археологический, библейский, формационный, цивилизационный. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития культуры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).




3. Практические занятия


Занятие 1. Европейская культура Нового времени.


  1. Культура эпохи Возрождения как предпосылка становления культуры Нового времени: характерные черты.

  2. Искусство Возрождения. Титаны Возрождения.

  3. Реформация, ее влияние на материальную и духовную культуру.

  4. Культура Просвещения: особенности и основные направления художественной культуры.

  5. Культурные идеалы и культурная практика 19 века.

  6. Стилевое разнообразие художественной культуры 19 века.


Литература:

1. Культурология . Учебное пособие под ред. Шатило И.С. – М.: Палеотип, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

2. Культурология. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А.. – М.: Пер Се, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

3. Дорохова М.А. История культуры. Учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

4. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2010.

5. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов под ред. проф. Марковой А.М. – М.: ЮНИТИ, 2006.

6. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. –М., 2009.

7. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: Nota Bene, 1998.

8. Энциклопедия для детей. Т.7 “Искусство” Ч.1. – М.: Аванта+, 1997. – с. 400-557, ч.2. с. 8-168, 198-359.



Дополнительная литература:

  1. Культура эпохи Возрождения. – М., 1988.

  2. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М., 1988.

  3. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. – Саратов, 1984.

  4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – М., 1991.

  5. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

  6. Культура Средних веков и Нового времени. – М., 1988.

  7. История искусства зарубежных стран 17-18вв. – М., 1988.

  8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.2, 3. – М., 1988, 1993.

  9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве 15-17вв. – М., 1966.

  10. Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М., 1995.

  11. История зарубежного искусства. – М., 1980.

  12. Романтизм. Открытия и традиции. – Калинин, 1988.

  13. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. – Тверь, 1992.

  14. Реализм: жанр, стиль. – Фрунзе, 1980.


Занятие 2. Актуальные проблемы современной культуры .


  1. Роль техники в культуре 20 века.

  1. Политическая культура 20в.: тоталитаризм и демократия.

  1. Массовая культура: основные черты и формы.

  1. Основные направления модернизма.

  1. Гуманизм в культуре 20 века.

  1. Современная социокультурная ситуация.


Литература:

1. Культурология . Учебное пособие под ред. Шатило И.С. – М.: Палеотип, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

2. Культурология. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А.. – М.: Пер Се, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

3. Дорохова М.А. История культуры. Учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru

4. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2010.

5. Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов под ред. проф. Марковой А.М. – М.: ЮНИТИ, 2006.

6. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. –М., 2009.

7. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: Nota Bene, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Искусство, 1987.

  1. Современное западное искусство 20 века.– М., 1982.

  1. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. – М., 1989.

  1. Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989.

  1. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  2. Массовая культура: иллюзии и действительность. – М., 1986.

  1. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. – Л.: Искусство, 1984.

  1. Гуманизм и культура: век 20-й. – Тверь, 1993.

  2. Энциклопедия для детей. Т.7. «Искусство», ч.2. – М.: Аванта+, 1999. – с. 398-457, 500-585.


4. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

В процессе изучения дисциплины «Культурология» студенты должны:



Овладеть следующими компетенциями:

способностью и готовностью к:



  • Пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  • Пониманию современных концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2)

знать:

уметь:

  • ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе и музыке;

  • объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности;

  • работать с хрестоматийным материалом и культурологической терминологией.

Для формирования данных компетенций, знаний и умений необходимо выполнить следующие практические задания:


Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:

  1. Тестирование для оценки степени освоения базовых понятий.

  2. Разработка презентаций по теме 1, 4.

  3. Написание эссе на тему: «Какая из культур Древнего мира, по моему мнению, оказала наибольшее влияние на развитие мировой культуры».

  4. Написание эссе на тему: «В чем заключаются основные отличия различных культур и какие факторы способствуют их интеграции».

  5. Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Архитектурные ордера Древней Греции».

  6. Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Художественные стили средневековья».

  7. Выполнение аналитической работы (заполнение таблицы) по теме: «Художественные стили 17-18 вв.».



5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ


5.1 Варианты контрольных работ
Вариант №1

  1. Содержание понятия "культура".

  2. Понятия "тотемизм" и "анимизм". Какую культуру характеризуют? Что озна­чают?

  3. Основная цель художественной культуры Древней Греции.

  4. Хронологические рамки, периодизация и географическое пространство культуры Возрождения. Значения термина "Возрождение" в культурологии.


Вариант №2

  1. Предмет и методы культурологии.

  2. Архитектурные ордера Древней Греции.

  3. Особенности мифомышления первобытных людей.

  4. Гуманизм как идеология эпохи Возрождения: характерные черты и проявления.


Вариант №3

  1. Структура культуры.

  2. Основные символы культуры Древнего Египта, их смысл.

  3. Представители художественной культуры Ренессанса (имена, сферы деятельности, основные произведения).

  4. "Золотой век" русской культуры (темы, господствующие жанры, представители).


Вариант №4

1. Социальные функции культуры.

2. Памятники художественной культуры Древнего Египта.

3. Специфика культурного развития Древнего Рима.

4. Основные идеи и деятели эпохи Просвещения.
Вариант №5


  1. Базовые формы культуры.

  2. Характерные черты культур Древней Месопотамии.

  3. Роль религии в средневековом обществе.

  4. Особенности культуры древних славян (верования, художественное творчество).


Вариант №6

1. Культурная традиция: сущность и основные формы.

2. Достижения культур Древней Месопотамии.

3. Главная задача искусства в Средние века.

4. Культура барокко (характерные черты, жанры, представители).
Вариант №7

1. Принципы взаимодействия культур.

2. Основные религиозные учения Древней Индии.

3. Особенности романского стиля в средневековом искусстве.

4. Культура рококо (характерные черты, жанры, представители).
Вариант №8


  1. Механизмы саморазвития культуры.

  2. Основные черты мировоззрения жителей Древнего Китая.

  3. Особенности готического стиля в средневековом искусстве. Памятники готики.

  4. Классицизм в культуре 17-18 в.в. (основные принципы, жанры, представители).


Вариант №9

  1. Формы межкультурного взаимодействия.

  2. Особенности художественной культуры Древней Индии.

  3. Характерные черты византийской культуры.

  4. Романтизм как стиль культуры (принципы, жанры, представители).


Вариант №10

  1. Динамика культурно-исторического процесса: линейная модель.

  2. Значение термина "античность". Основные ценности античной культуры.

  3. Особенности византийского иконографического канона.

  4. Общая характеристика культуры 19 века.

Вариант №11

  1. Динамика культурно-исторического процесса: теория локальных культур.

  2. Своеобразие художественной культуры исламского мира.

  3. Идеал человека и система воспитания в Древней Греции.

  4. Характерные особенности европейской культуры Нового Бремени.


Вариант №12

  1. Субкультура: понятие, признаки и виды.

  2. Базовые ценности арабо-мусульманской культуры.

  3. Памятники искусства первобытной эпохи.

  4. Специфика культурного развития Киевской Руси.


Вариант №13

  1. Взаимоотношение культуры и природы.

  1. Импрессионизм и постимпрессионизм (художественные принципы, представители).

  2. Основные направления культурного развития Руси в 14-16 вв.

  3. Современная социокультурная ситуация в мире.


Вариант №14

1. Соотношение понятий "культура" и "общество".

2. Основные направления модернизма.

3. Характерные черты расцвета русской культуры в 17 веке.

4. Современная российская социокультурная ситуация.
Вариант №15


  1. Основные значения термина "цивилизация" в современной науке.

  2. Культурное наследие античности.

  3. Массовая культура: основные черты и формы.

4. Культура "Серебряного века": основные идеи, стили, представители.

5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Важной формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, способствующей глубокому изучению предмета, является контрольная работа. Выполнение этого задания – это ещё и действенная форма контроля за самостоятельной работой студента в межсессионный период. Задание выполняется по одному из указанных ниже вариантов. Номер варианта должен соответствовать последней цифре номера зачётной книжки студента. Преподаватель составляет список студентов с выбранными ими темами контрольных работ, передает менеджерам соответствующей Академии, а менеджеры по данному списку принимают и регистрируют контрольные работы студентов.

Каждый вариант контрольной работы включает четыре вопроса соответствующих основным разделам дисциплины, а именно: 1 вопрос – теория культуры, 2 вопрос – история культуры Древнего мира и Средних веков, 3 вопрос – культура Нового времени, 4 вопрос – специфика культурного развития России. Выполняя эти задания, необходимо полностью раскрыть содержание темы каждого из них. Текст необходимо излагать последовательно и логично, разграничивая части работы. При выполнении задания не допускается простое переписывание текста из других источников и пособий, использование устаревшего материала. Работа должна представлять собой самостоятельное изложение вопросов задания.

Написанию контрольной работы должны предшествовать тщательный отбор информации, поиск научной литературы, составление оптимального плана.

По всем вопросам, возникающим при написании работы, студент может обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный учебный предмет.

Преподаватель, проверяя контрольную работу, оценивает ее соответствие выбранной теме, содержание, доказательность, логичность, ставя студенту за работу «зачет», «незачет», но имеет право и оценивать работу по пятибалльной системе. На экзамене (зачете) возможна беседа со студентом по написанной им контрольной работе.

Наличие выполненной контрольной работы с положительной оценкой является условием допуска к итоговому контролю по дисциплине. Невыполнение указанных методических рекомендаций будет служить основой для возвращения задания на доработку текста полностью или частично. Студенты, не выполнившие контрольную работу в установленные сроки, или работа которых не зачтена, к экзамену (зачету) не допускаются.

Таким образом, контрольная работа – это важная часть самостоятельной работы. Поэтому кафедра гуманитарных дисциплин считает необходимым дать развернутые методические рекомендации по написанию контрольной работы.

Контрольная работа начинается с титульного листа (см. Приложение А). Титульный лист (или обложка контрольной работы) содержит следующую информацию: наверху – название ВУЗа (НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права); ниже – № варианта контрольной работы, название курса (Культурология); ниже – курс, группа, фамилия, имя и отчество студента, выполнившего контрольную работу.



Структура работы. Содержательная часть контрольной работы состоит из плана работы, введения по каждому вопросу, ответа на вопросы, заключения и списка использованной литературы по каждому вопросу.

В плане работы перечислены все разделы работы с указанием страницы, с которой начинается каждый раздел (см Приложение Б).

В основной части раскрывается основное содержание поставленных вопросов.

В списке использованной литературы указываются учебные пособия, монографии и научные статьи авторов, использованные при написании контрольной работы.



Объем работы. Машинописный текст должен иметь 15-20 страниц формата А4.

Оформление работы. Машинописный текст должен быть напечатан шрифтом 12-14 пт, строки расположены через 1,5 интервала. Существуют и стандартные требования к оформлению контрольных работ. Они заключаются в понимании и соблюдение общей структуры работы. Каждая структурная часть работы (кроме подразделов) должна начинаться с отдельного листа, заголовок каждой структурной части должен быть указан в плане контрольной работы. При цитировании литературного источника в работе должен быть указан его автор.

Сроки представления контрольных работ. Контрольные работы, выполненные студентами ОЗО, должны быть представлены преподавателю не позднее, чем за неделю до начала сессии. Студенты, не сдавшие контрольных работ или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к итоговой аттестации по дисциплине. На установочной сессии студенты имеют право получить консультации по всем вопросам написания контрольной работы и методике подготовки к экзамену (зачету).

6. самостоятельная работа студентов



6.1 Наименование и содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа по дисциплине «Культурология» предполагает изучение становления и основных этапов развития мировой культуры и включает в себя следующие темы:
Тема 4. Становление культуры
Периодизация первобытной культуры. Возникновение культуры в период позднего палеолита. Родо-племенная организация жизни.

Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Интегративная роль тотема. Анимизм: два основных догмата анимизма. Понятие “табу”. Роль табу в первобытном обществе. Мифомышление первобытного человека. Миф и мифология.

Первобытное искусство. Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: “палеолитические Венеры”, пещерная живопись. Искусство палеолита. Искусство мезолита. Искусство неолита. Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.

Тема 5. Культуры Древнего мира
Культура Древнего Египта. Роль фараона в египетском обществе. Письменность. Заупокойный культ. Религия. Основные символы культуры Древнего Египта. Особенности древнеегипетского искусства: художественный канон. Памятники искусства Древнего Египта.

Культуры Древней Месопотамии: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Письменная культура городского типа. Клинопись. Храмовые хозяйства как центры культуры. Система верований. Роль гаданий в культуре. Жизненные ценности. Достижения отдельных цивилизаций Двуречья.

Специфика древнеиндийской культуры. Кастовый строй, его роль в индийской культуре. Религиозный характер культуры. Основные религии: ведизм, брахманизм, буддизм, индуизм. Характерные черты индийской письменности. Научные достижения Древней Индии. Особенности художественной культуры Индии, их проявление в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Роль танца в индийской культуре.

Характерные особенности культуры Древнего Китая. Стабильность и консерватизм образа жизни. Традиционализм культуры. Религия: культ духов природы, культ предков. Даосизм. Конфуцианство и его роль в культурном развитии Китая. Мировоззрение и базовые ценности. Китайская каллиграфия. Научные достижения. Искусство.

Общие черты древних цивилизаций: консерватизм, отсутствие идеи человеческой личности, единство с природой, пассивность.
Тема 6. Особенности античной культуры и культуры
европейского средневековья

6.1. Античная культура
Хронологические рамки и географическое пространство, периодизация античной культуры. Экономика полиса. Афины и Спарта. Идеал человека. Социальные ориентации античной личности. Политическое искусство. Калокагатия – единство добра, мудрости и красоты. Доверие к разуму. Состязательность. Система образования и воспитания: греческая “пайдейя”.

Древнегреческая мифология. Хтонические и олимпийские боги. Отношение богов к человеку и природе.

Наука и искусство. Зарождение философии: поиск первооснов, внимание к человеку. Достижения в области математики, астрономии, истории, медицины. Идеал древнегреческого искусства и его цель. Архитектура: ордерная система, простота и гармония. Скульптура: культ телесности. Литература: эпическая поэзия, лирика, комедия и трагедия. Театр. Вазопись: краснофигурный и чернофигурный стили.

Специфика культуры Древнего Рима. Государственность культуры. Практицизм мировоззрения. Пантеон римских божеств. Наука. Искусство: утилитарный характер архитектурных сооружений, скульптурный портрет, цирки. Литература: сюжеты и жанры.

Влияние античной культуры на мировое культурное развитие.

6.2. Европейская культура средних веков
Хронология и периодизация средневековой европейской культуры. Феодализм как экономическая основа средневековой культуры. Сословная иерархия: духовенство, рыцарство, третье сословие. Религиозность как доминанта духовной жизни. Церковь как основной институт культуры. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира средневекового человека.

Система образования и наука средневековья. Теология и схоластика. Познание как изучение текстов. Научные авторитеты: Библия и Аристотель. Потребности в опытном знании. Алхимия. Астрология. Историзм. Образование: религиозное и светское. Роль университетов в средневековой культуре.

Художественная культура средневековья. Потусторонность, духовность искусства. Архитектура: романский и готический стили. Скульптурные храмовые композиции. Живопись: иконопись, иконографический канон. Литература: религиозная и светская. Куртуазная культура. Народная “смеховая” культура. Зарождение городской культуры.
Тема 7. Культура Византии
Хронологические рамки и периодизация византийской культуры. Основные черты культуры Византии. Синтез западных и восточных элементов в культуре. Языковая общность. Этническое ядро. Устойчивая государственность. Христианство как государственная религия. Городской характер культуры. Идея союза “христианской церкви” и “христианской империи”. Принцип примата небесного над земным. Роль монашества в культуре. Традиционализм системы образования и науки.

Искусство Византии. Устремление к Богу как эстетическая задача византийского искусства. Памятники городского строительства и дворцового зодчества. Храмовое зодчество: типы храмов, каноны византийской архитектуры. Изобразительное искусство: сюжеты, жанры, иконографический канон. Прикладное искусство: ювелирные ремесла, глиптика, изготовление посуды, эмаль, вышивка.


Тема 8. Культурные особенности арабо-мусульманского
Востока

Возникновение ислама. Факторы распространения и укрепления ислама. Коран как мировоззренческое ядро ислама: содержание и структура. Культ Аллаха. Космология и картина мира в исламской культуре. Система мусульманских ценностей. Отношение к человеку. Роль уммы в жизни мусульманина. Регуляция отношений между мусульманами: шариат. Идея равенства всех “правоверных”. Идея «священной войны»: большой и малый джихад. Ритуалы исламской культуры. Шахада. Система молитв, правила совершения молитвы. Пост рамазан. Хаджж. Налог в пользу бедных. Святыни ислама.

Философские традиции исламского мира. Фараби, Ибн Сина, Ибн-Рушд. Суфизм. Художественная культура исламского мира. Отсутствие живописи. Слово как носитель религиозной идеи ислама. каллиграфия и орнамент. Поэзия: творчество Фирдоуси, Омар Хайяма, Джами. Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства. Цветовая символика в исламской культуре.



Тема 9. Европейская культура Нового Времени
9.1. Культура эпохи Возрождения и Реформации
Культура эпохи Возрождения и Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени. Понятие “Ренессанс”. Хронология и периодизация. Центры культуры. Отношение к античности. Эпоха гуманизма: родоначальники, сущность, противоречивый характер возрожденческого гуманизма. Идеал человека. Отношение к труду как к творчеству. Культ красоты. Художественно-эстетический характер эпохи.

Образование и наука. Идея разностороннего развития личности. Великие географические открытия. Гелиоцентрическая картина мира. Натурфилософия. Развитие филологии. Тесная связь науки и искусства. Титанизм эпохи: Леонардо да Винчи, Альберти, Микеланджело.

Искусство: ориентация на естественность, красоту, индивидуальность. Авторитет художников: Джото, Мазаччо, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Боттичелли. Литература: национальный язык, реализм, чувственность: Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Данте Алигьери, Сервантес, Л. де Вега. Музыкальная культура. Скульптура: Донателло, Микеланджело.

Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движение. Религиозно-реформаторские ценности. Протестантизм. Культурное значение Реформации.


9.2. Характерные черты культуры 17-18 веков
Хронологические рамки и социально-политические предпосылки культуры эпохи абсолютизма и века Просвещения. Национально-государственные формы Просвещения. Рационализм как основа мировоззрения. Культ разума, знания, “естественного человека”. Бог как символ нравственности. Культ природы. Принципы естественного права. Рост роли науки в жизни общества. “Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел” (Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах и др.). Возникновение опытной науки. Механика и математика (17 в.). Создание научных сообществ. Развитие физики, химии, географии, биологических наук в 18 в.

Направления художественной культуры 17-18вв. Классицизм: эстетика, иерархия жанров, представители (Пуссен, Ж.-Л. Давид, Фальконе, Корнель, Мольер). Барокко: приоритетные жанры, основные черты, представители. Рококо как искусство для легкого наслаждения: принцип единства полезности и красоты; внимание к интерьеру; сюжеты, представители: А.Ватто, Ж.Фрагонар, Ф. Буше.


9.3. Европейская культура 19 века
Европейская культура 19в. Несовпадение хронологических и культурных границ данного периода. Экономическая культура. Мировая система хозяйства. Мировой рынок. Господство утилитаризма. Выработка норм регуляции отношений между партнерами купли-продажи.

Культурные идеалы 19 в. Противоречие идеалов и культурной практики. Основные черты культуры 19 в. Увеличение доли светской культуры. Стилевое и жанровое разнообразие художественной культуры. Формирование институтов художественной деятельности.

Романтизм как общекультурное движение эпохи. Конфликт с действительностью. Проблема двоемирия. Темы судьбы, одиночества. Господствующие жанры: поэзия, музыка, балет. Творчество Байрона, Г. Гейне, Р. Шумана, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Шопена, Эж. Делакруа.

Реализм как стиль культуры. Критический реализм. Социальный роман. Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Гюстав Флобер, Джон Голсуорси, Чарльз Диккенс. Музыка: Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе.

Импрессионизм: возникновение, цели творчества, эстетика, тематика. К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега, О. Роден. Постимпрессионализм: П. Сезанн, П. Гоген, Винсент Ван Гог.
Тема 10. Восток и Запад: два типа культурного развития
Понятия “Восток” и “Запад” в современной культурологии. Термин “Запад”. Типологические черты западных цивилизаций. Термин «Восток». Типологические черты восточной цивилизации. Современные цивилизации Востока: арабо-мусульманская, индо-буддийская, китайско-конфуцианская.

Приоритетные ценности культур Востока и Запада: сравнительный анализ. Отношение к природе. Отношение к традиции. Характер социальных изменений. Отношение к личности. Свобода и долг. Положение личности в обществе. Отношение к истине. Специфика процесса познания на Западе и Востоке. Социокультурные модели общения Запада и Востока.

Взаимодействие культур Востока и Запада: история и современность. Положение России на оси Восток-Запад. Роль России в диалоге культур Востока и Запада.
Тема 11. История культуры России
Культура древних славян. Специфика мировоззрения и верований. Письменность. Обряды. Памятники древнерусской культуры.

Культура Киевской и Новгородской Руси. Принятие христианства, его культурная роль и особенности. Церковь как институт культуры. Храмовое зодчество. Литература: летописи, жития, слово. Устная языковая традиция. Изобразительное искусство. Художественные ремесла.

Культура времени становления и укрепления единого государства (14-17вв.). Крепостное и храмовое зодчество: принципы строительства, памятники. Основные темы литературного творчества. Иконопись: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Книгопечатание. Светский характер культурного развития 17 в. Появление рифмованной поэзии, драматургии. Архитектура: “московское барокко”. Живопись: портретный жанр. Петровские реформы в области культуры. Светская школа. Периодическая печать. Географические экспедиции. Строительство Санкт-Петербурга.

“Золотой век” русской культуры (19 в.). Роль русской интеллигенции в культуре 19 в. Век литературы. Осмысление особого пути России.

Культура “Серебряного века”. Отказ от обращения к социальным вопросам. Индивидуализм в культуре. Культ творчества. Роль поэзии в культуре “серебряного века”. Художественные направления: символизм, акмеизм, футуризм. Русский авангард. Реалистическое направление. Театральное искусство: поиски и новации. Меценатство как особое социокультурное явление.

Культура советского периода. Тоталитарная культура. Метод социалистического реализма. Борьба с инакомыслием. Элементы инакомыслия в советской культуре в 20-е, 60-е, 80-е гг.

Культура русского зарубежья. Париж как центр русской эмиграции. Институты русской культуры за рубежом. Представители культуры русского зарубежья в области науки, философии, литературы, музыки, балета, живописи. Нобелевские лауреаты: Бунин И.А., Бродский И., Солженицын А.И.

Специфика культурного развития России. Роль русской культуры в мировом культурном развитии.


Тема 12. Актуальные проблемы современной культуры
Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Научная рациональность как характерный признак культуры. Кризис техногенной цивилизации: сущность и проявления. Постиндустриальное общество: факторы развития и характерные черты.

Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм как способ организации общественной жизни: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества.

Массовая культура: основные черты и формы. Понятие “массовое общество” и “массовая культура”. Особенности произведений массовой культуры. Функции массовой культуры. Связь массовой культуры со средствами массовой информации. Китч. Тематика произведений. Мид-культ.

Модернизм в культуре 20 в. Идеология модернизма. Основные направления модернизма, их специфика. Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. Мобили. Театр абсурда. Хэппининг. Рок-культура. Боди-арт. Постмодерн: основные идеи и проявления.

Специфика гуманизма 20 в. Принцип ненасилия. Экологическая этика. Правозащитное движение. Биоэтика. Медицинская этика.

Понятие «социокультурная ситуация». Факторы, определяющие социокультурную ситуацию.

Социокультурная ситуация в современном мире. Влияние идеологии постмодерна. Информационные факторы современного культурного развития. Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. Средства массовой информации в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Религиозная составляющая современной социокультурной ситуации: нетрадиционные культы. Культура и глобальные проблемы современности.

Особенности современной российской социокультурной ситуации. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры.

Экология культуры. Декларация прав культуры. Лига культуры.
6.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Это позволяет по-новому взглянуть на необходимость изучения мировой и отечественной культуры. Знание и уважение культурных традиций и ценностей других народов – основное условие гармоничного развития современного мира. Поэтому цель данного курса состоит в том, чтобы позволить студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов, определить собственные ценностные ориентиры.

Исходя из этого, курс культурологии призван решить несколько взаимосвязанных задач:

– дать студентам необходимый минимум теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, механизмах и исторических типах культуры;

– выработать способности к пониманию и уважению различных национально-культурных платформ, к продуктивному общению представителей различных культур;

– помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д.;

способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний, формированию культурных ориентаций и установок личности, т.е. её духовного потенциала.

Курс культурологии для студентов заочного отделения предполагает аудиторные занятия (лекции, практические занятии) по ключевым темам и самостоятельную работу, контроль которой осуществляется посредством выполнения контрольных работ, выполнения практических заданий, в ходе итоговой аттестации по дисциплине.

Культурология – это одна из отраслей социогуманитарного знания, тесно связанная и взаимодействующая с историей, философией, искусствоведением, религиоведением. Ее основная задача – изучение закономерностей становления, развития и функционирования мировой культуры, характера и форм взаимодействия отдельных национальных и региональных культур. Основные разделы культурологи как учебной дисциплины:


  1. Теория культуры (изучение сущности, структуры культуры, механизмов культурных изменений, способов изучения культурных феноменов).

  2. История культуры (изучения становления культурных систем, основных этапов их развития и культурных событий, специфики отдельных культурно-исторических эпох).

Данные разделы включают в себя следующие блоки проблем: основные понятия, направления и теории в культурологии; история мировой культуры; история культуры России; охрана и использование культурного наследия.

Изучение данных проблемных блоков основывается на самостоятельном прочтении студентами, анализе и систематизации информации, изложенной в учебниках, учебных пособиях, монографиях, энциклопедиях, специализированных электронных источниках, указанных в разделах 8, 9 настоящего учебно-методического комплекса.


Систематизация знаний об отдельных культурно-исторических эпохах подчиняется определенному алгоритму, который схематично выглядит так:


  1. Хронологические рамки эпохи, периодизация, факторы формирования.

  2. Экономическая основа культуры.

  3. Особенности политического устройства, оказавшие влияние на культуру.

  4. Система верований, религиозных воззрений.

  5. Идеал человека и способы формирования идеальной личности.

  6. Наука и система образования.

  7. Художественная культура эпохи: особенности, представители, памятники.

  8. Другие культуры, на которые данная культура оказала влияние

  9. Достижения данной культуры, имеющие мировое значение.

Результатом изучения истории отдельных культур согласно данному алгоритму является целостное представление о специфике культурного развития стран, народов, регионов, человечества в целом, а также уяснения взаимосвязи и преемственности в развитии мировой и отечественной культуры.


7. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) вопросы

по дисциплине



Контрольные вопросы по дисциплине:

  1. Предмет и методы культурологии.

  1. Понятие “культура”.

  2. Основные культурологические концепции.

  3. Сущность и структура культуры.

  4. Социальные функции культуры.

  5. Формы культуры.

  6. Понятие культурной традиции.

  7. Механизмы культурных изменений.

  8. Многообразие культур, понятие “субкультура”.

  9. Динамика культурно-исторического процесса (линейная модель).

  10. Динамика культурно-исторического процесса (теории локальных культур).

  11. Историческая типология культуры.

  12. Периодизация и характерные особенности первобытной культуры.

  13. Общая характеристика и основные достижения культур Древнего мира.

  14. Основные этапы и специфика античной культуры.

  15. Культурный идеал античности.

  16. Художественная культура Древней Греции и Рима.

  17. Основные периоды и черты культурного развития Византии.

  18. Специфика культуры арабо-мусульманского Востока.

  19. Характерные особенности культуры европейского средневековья.

  20. Искусство Средних веков.

  21. Общая характеристика и этапы развития культуры Возрождения.

  22. Искусство Ренессанса: основные черты и представители.

  23. Идеология Реформации как предпосылка становления культуры Нового времени.

  24. Общая характеристика культуры эпохи Просвещения.

  25. Стилевое разнообразие художественной культуры 17-18 вв.

  26. Характерные особенности культуры 19 века.

  27. Основные направления художественной культуры 19 века.

  28. Общая характеристика культуры 20 века.

  29. Модернизм в культуре 20 века.

  30. Современная социокультурная ситуация.

  31. Восток и Запад: два типа культуры.

  32. Особенности развития культуры России.

  33. Художественная культура России: основные черты и представители.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Основная литература


п/п

Перечень литературы



Культурология . Учебное пособие под ред. Шатило И.С. – М.: Палеотип, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru



Культурология. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А.. – М.: Пер Се, 2012 (гриф МО) - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru



Дорохова М.А. История культуры. Учебное пособие. – Саратов: Научная книга, 2012. - ЭБС IPRbooks – www.iprbookshop.ru



Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2010.



Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для вузов под ред. проф. Марковой А.М. – М.: ЮНИТИ, 2006.



Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А. –М., 2009.



Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: Nota Bene, 1998.



Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Учебное пособие. Магаданский край: Юрайт-М, 2001.



Культурология. Учебное пособие под ред. Драча Г.В.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

8.2.Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы



Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.



Человек и общество: культурология. Словарь – справочник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.



Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. –М.:Юрайт, 1998



Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.



Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство – М.: Аванта +, 1997.



9. Информационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы, ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ)


п/п

Перечень

1

Компьютерный курс: «История мировой культуры»

Темы:

1. Античная культура

  1. Средневековая культура.

  2. Возрождение.

  3. Новое время

  4. Современность.

2

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» для студентов очной формы обучения. – Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2010

3

Культурология. Учебно-методическое пособие. –Ростов-на-Дону, ИУБиП, 1998

4

Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» для студентов заочной формы обучения. – Ростов-на-Дону, ИУБиП, 2000.

5

Художественные альбомы, репродукции.

6

Художественные альбомы, репродукции.

7

http: // www.iubip.ru/ metodik/ 1_01_list html

8

http: // www.philosophy.ru/ edu/ ref/ enc/ ahtml

9

http: // yanko. lid. ru / books/ cultur/ encyclopcult xx/ ahtml

10


http: // www. countries// russia/ rusio htm

11

Электронный УМК по «Культурологии»- Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2009

12

Электронная библиотека «УИС России» – www.uisrussia.msu.ru

Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

Строцева Ольга Ивановна

Ученая степень:

доктор философских наук

Должность:

профессор

Кабинет:

к.313

Телефон:

(863) 292-43-98

e-mail:

ykutina@iubip.ru


Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

1-й курс, ПЗ-101



(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, ученая степень, подпись)

Ростов-на-Дону

2014

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Содержание


Вопрос 1.

Сущность и структура культуры



Введение


1. Понятие культура

3

4


2. Основные элементы структуры культуры

6
Заключение

10
Список использованной литературы

10

Вопрос 2.


Культура Древнего Египта



Введение


1. Хронологические рамки культуры Древнего Египта

11

12


2. Социальная основа культуры Древнего Египта

3. Мировоззрение египтян

4. Художественная культура Древнего Египта


13

15

18


Заключение


Список использованной литературы

20

21




Вопрос 3, 4 аналогично

22

Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Руководитель Центра академических
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа дисциплины б. 21 Психофизиология (индекс)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница