Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология здоровья" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 20 с



Скачать 119.5 Kb.
Дата01.05.2016
Размер119.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Красноярск – 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы




Красноярск 2013

УДК 616


ББК 88

Т 35


Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Автор-составитель: кандидат психологических наук, доцент Терешонок Т.В.

Терешонок Т.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология здоровья" для специальности 030301.65 «Психология» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 20 с.

УРАО, 2013.



1. Пояснительная записка

Методические материалы курса «Психология здоровья» подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основании государственных требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений. Материалы охватывают широкий спектр современных научных представлений о психологических аспектах здоровья и здорового образа жизни.


Программа курса «Психология здоровья» предназначена для студентов психологического факультета и основывается, в целом, на программах общей, клинической, возрастной, педагогической и социальной психологии. Данная учебная программа составлена в соответствии с требованиями учебного плана, утверждённого в 2003 году, и общей целевой установки всей образовательной программы по специальности педагог-психолог.

В учебно-методических материалах представлены теоретический курс по основным проблемам современных знаний по психологии здоровья, темы семинарских занятий с освещением вопросов для обсуждения, вопросы для контроля за качеством овладения изученного материала, примерные темы контрольных работ. Учитывая, что данный курс является курсом по выбору предметов при подготовке будущего педагога-психолога, определяющими критериями отбора материала для всех разделов данной программы послужила его психолого-педагогическая направленность и значимость для профессионального педагогического образования студентов.

Психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути.

Основной целью курса является обучение студентов основам сохранения, восстановления и совершенствования психологического здоровья, формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Курс «Психология здоровья» предусматривает проведение лекций, подготовку студентами контрольной работы.

Задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья:



    • определение базисных понятий психологии здоровья;

    • исследование и систематизация критериев психического и социального здоровья;

    • методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

    • разработка простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

    • факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
    • изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

    • психологические механизмы здорового поведения;

    • формирование внутренней картины здоровья;

    • коррекция индивидуального развития;

    • профилактика психических и психосоматических заболеваний;

    • исследование состояний предболезни личности и их профилактика;

    • разработку концепции здоровой личности;

    • определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

    • психологические механизмы стрессоустойчивости;

    • социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

    • гендерные аспекты психического и социального здоровья;

    • разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

    • детская и школьная психология здоровья;

    • психологическое обеспечение профессионального здоровья;

    • психология долголетия, признаки психического старения и их профилактика;


психологическая помощь при завершении жизненного пути.

2. Организационно-методический раздел

030301.65
«Психология»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма




ОПД.В.2

70

35

35

Заочная форма




ОПД.В.2

70

8

62



3. Тематический план

Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



История становления и современное состояние психологии здоровья

14/14

4/1

3/1

7/12



Здоровье как системное понятие

14/14

4/1

3/1

7/12



Физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье

14/14

4/1

3/1

7/12



Психология здорового образа жизни

14/14

4/1

3/1

7/12



Жизненный путь человека и его здоровье

14/14

4/-

3/-

7/14




Итого

70/70

20/4

15/4

35/62


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»

(для студентов, обучающихся по специальностям

030301.65 «Психология»)

Основное содержание учебного курса
Психология здоровья как новая и самостоятельная область научного знания (Дж.Матараццо, В.А.Ананьев, Н.Е.Водопьянова, Н.В.Ходырева и др.). Предметная область психологии здоровья. Значение трудов В.М.Бехтерева и его научной школы в формировании психологии здоровья. Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья о болезни и здоровье как результате взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.

Психология здоровья и анализ её междисциплинарных связей.

Психологические факторы здоровья: независимые, передающие, мотиваторы.

Независимые факторы: предрасполагающие к здоровью и/или болезни, когнитивные, социальной среды, демографические факторы.

Предрасполагающие факторы: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции, эмоциональные паттерны.

Когнитивные факторы: представления о здоровье и болезни, о норме в психике и соматике; разнообразные модели веры в лечение, профилактику; воспринимаемый контроль за обстоятельства жизни, установки, ценности, атрибуции, психотерапевтические мифы, восприятие риска и уязвимости, самооценка здоровья.

Факторы социальной среды: социальная поддержка, семья, профессиональное окружение.

Демографические факторы: фактор пола, восприятия возраста, этнические группы и социальные классы.

Передающие факторы: совладение (копинг), употребление и злоупотребление веществами, виды поведения, способствующие здоровью, соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им.

Мотиваторы: стрессоры (общий стресс) и существование в болезни. Взаимодействие факторов.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры. Исторические источники о здоровье человека: «Поучение» В. Мономаха, «Домострой», “Гражданство обычаев детских” Епифания Славинецкого, “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению и т.п.

Вопросы охраны здоровья и здорового образа жизни на рубеже 18-19 вв. в деятельности М.В.Ломоносова, И.И.Бецкова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева. Здоровый образ жизни в работах Г.Ф.Маркова, Л.Линдрума, С.Успенского.

Школа и здоровье в трудах исследователей и практиков XX-XXI вв.: (В.Бехтерев, В.Фармаковский, М.И.Покровский, П.Ф.Лесгафт, И.Т.Назаров, М.А. Антропова, В.И.Аверков, И.И. Брехман, Н.А. Голиков).

Тема 2


Здоровье как системное понятие
Значение здоровья и подходы к его определению».

Междисциплинарный статус проблемы здоровья. Целостность и глобальность, фокусировка на социокультурном аспекте проблемы здоровья. Аксиоматические положения феномена здоровье. Альтернативность подходов к исследованию феномена здоровье. Нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, дискурсный, аксиологический, интегративный подходы в изучении феномена здоровье. Многообразие трактовок, признаков, подходов к обозначению дефиниции «Здоровье». А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Ашок Тхакер, Н.И. Пирогов, А.А. Маркосян и др. о системности толкования понятия здоровье. Концептуальные модели определения понятия здоровье: медицинская модель, биомедицинская, ценностно-социальная.

Компоненты здоровья: соматический, психический, психологический, социальный и нравственный.

Идея гармонии души и тела как основа здоровья человека. Психосоматические расстройства. Свойства личности как фактор, влияющий на состояние здоровья. Черты личности и её «психосоматический профиль», предопределяющие психосоматические заболевания (В.И.Гарбузов). Типология личности с позиций подверженности нарушениям здоровья. Социальное здоровье и его влияние на развитие психосоматических заболеваний. Типология родительских семей, предрасполагающих к возникновению психосоматических расстройств.

Выявление состава и раскрытие содержания критериев всех компонентов здоровья: соматического, психического, социального и нравственного – один из ключевых вопросов, от степени разработанности которого зависит мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления.

Критерии соматического здоровья. Отнесение лиц к группам соматического здоровья.

Критерии психического здоровья в работах отечественных и зарубежных авторов (Н.Д. Лакосина, Г.К.Ушакова, И.Н.Гурвич, А.Эллиус).

Характеристики и критерии социального здоровья. Отнесение лиц к группам социального здоровья (Ю.Е.Вельтищев).

Характеристики и критерии нравственного здоровья. Отнесение лиц к группам нравственного здоровья (Н.А.Голиков).

Тема 3


Физическое, психическое, социальное и нравственное здоровье
Физическое (соматическое) здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Саморегуляция как сущность биологической формы развития. Гомеостазис.

Факторы физического здоровья: физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность. Адаптационные резервы организма: структурные, биохимические, физиологические, психические. Двигательная активность и физическое здоровье.

Экзистенциональное отношение к личности в современной психотерапии (Л. Бинсвангер, Р. Лэнг, И. Ялом, М. Бубер, М.Бахтин и др.).

Гуманистическая модель здоровой личности. Гуманистические идеи Э. Эриксона, Э.Фромма, К. Хорни. Представления о зрелой и здоровой личности в теории Г. Оллпорта. Проприум и пропрические функции. Полноценно функционирующий человек (К. Роджерс). Психически здоровый индивид (А. Маслоу). Экзистенциональный анализ и логотерапия: В.Франкл.

Здоровье как социальный феномен. Здоровое общество и девиантное поведение. Место психологической науки в изучении здоровья общества. Развитие теоретических представлений о здоровье общества. Конкретно-методологические подходы к изучению общественного здоровья. Социальная структура и здоровье (социальные классы, демографические группы, территориальные общности, социальные организации и семья).

Психологические типы как форма психического здоровья (К. Юнга, Г. Айзенка, Д. Кейрси). Психокоррекция и психологическая самопомощь личностей, относящихся к типам: интуитивно-логическому, сенсорно-планирующему, интуитивно-чувственному, сенсорно-импульсивному. Акцентуации личности и психическое здоровье.

Душевное здоровье – гармония человека с самим собой. Позиции З.Фрейда, А. Адлера, К.Хорни и Э.Фромма, К.Роджерса, Ф.Перлза, К.Юнга в отношении культуры и душевного здоровья индивида.

Душевное здоровье и его культурная детерминация: динамическая концепция.


Тема 4

Психология здорового образа жизни


Понятие «образ жизни». Основные факторы, определяющие образ жизни человека: уровень материальной культуры человека и его образованность; материальные условия; половые, возрастные и конституциональные особенности человека; состояние здоровья; характер экологической среды обитания; особенности трудовой деятельности (профессии); особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей. Понятие: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, здоровый образ жизни.

Конституция человека: рефлексивная, генотипическая, фенотипическая, иммунная, нейронная, психологическая, лимфогематологическая, гормонально-половая, энерго-акупунктурная.

Принципы здорового образа жизни. Личная гигиена и здоровье. Двигательная активность и здоровье. Кодекс здоровья. Культура здоровья.

Сексология-наука о поле и половой деятельности. Повышение уровня сексуальной культуры посредством базовых составляющих: культура понимания (когнитивный уровень), культура межличностных отношений (эмоциональный уровень), культура взаимодействия (поведенческий уровень).

Всемирная организация здравоохранения о понятии сексуального здоровья. Подходы к определению сексуального здоровья. Вариативный размах Кинзи. Категории нормы в сексуальных отношениях (К.Имелинский). Количественные и качественные основы сексуальности. Мужская и женская сексуальность. Личностная особенность и сексуальность. Гармония и дисгармония сексуальных отношений.

Сексуальность и СПИД. Психологические факторы рискованного поведения (особенности личности, поиск ощущений, копинг-стили, психопатологии и психологические нарушения). Модели поведения изменений в свете проблемы ВИЧ/СПИДа: модель представления о здоровье; социальная когнитивная теория; теория обусловленного действия; транстеоретическая модель. Теория СПИД-диссидентов.

Концепция индивидуального образа жизни. Психологические проблемы, связанные с индивидуальным образом жизни. Самовосприятие личности на пути к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Принципы ЗОЖ. Отношение к здоровью и ЗОЖ. Концепция «психология отношений» В.М.Бехтерева, В.Н.Мясищева. Соотношение понятий «отношение к здоровью» и «внутренняя картина болезни». Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью.

Тема 5


Жизненный путь человека и его здоровье
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья (ВКЗ). Подходы к исследования внутренней картины здоровья: системный, личностный, возрастной. Отношение к здоровью как основной компонент внутренней картины здоровья. Уровни отражения здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребёнка в соответствии с основными периодами психического развития в онтогенезе.

Индивидуально-психологические факторы и их роль в формировании внутренней картины здоровья ребёнка. Отрицательное влияние эмоциональных нарушений на формирование ВКЗ. Ситуационные и пролонгированные психические травмы и их роль в формировании ВКЗ. Психологическая защита как средство компенсации заниженной самооценки подростка. Роль семьи в формировании ВКЗ. Система отношений родителей к здоровью ребёнка по направлениям: удовлетворение потребностей ребёнка; способы удовлетворения потребностей; стили семейного воспитания. Параметры родительского поведения: степень родительского контроля, неадекватность требований родителей, способы общения родителей с детьми, степень эмоциональных контактов.

Понятие профессиональное здоровье. Проблемы профессионального здоровья: исторический аспект (Ф. Тейлор, Ф. Джилберг, Б. Мессио, Ф. Уоттс, В.М. Бехтерев, А. Витке, В.А. Пономаренко и др.).

Психологическое обеспечение профессионального здоровья посредством профессионального самоопределения, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации. Направления профессиональной адаптации: условия деятельности, профессиональные задачи, руководство, социальные факторы. Критерии успешности прохождения профессиональной адаптации. Факторы, негативно влияющие на процесс профессиональной адаптации.

Понятие о профессиональном стрессе. Проявления стресса в профессиональной деятельности. Динамика профессионального стресса. Классификация типичных стрессоров в профессиональной деятельности. Стрессовые сценарии. Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса.

Феномен «выгорания» и причины его возникновения, последствия проявлений. Факторы риска возникновения: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные). Влияние эмоционального выгорания на здоровье личности. Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания: личностные и социальные, информационно-инструментальные.

Внутренняя картина здоровья ребёнка как динамическая система, включающая в себя систему представлений ребёнка о своём здоровье, осознание своих физических и психических возможностей, самооценку здоровья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов.

Психологическая помощь детям с искажённой внутренней картиной здоровья как система психолого-педагогических воздействий. Уровни психологической помощи: общий, частный, специальный. Основные блоки системной модели психологического консультирования подростков с искажённой внутренней картиной здоровья: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный, оценочный.

Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности. Характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях. Фазы динамики расстройств при чрезвычайных ситуациях (В.Менингер, М.М. Решетников, С.В. Чермянин). Характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях (Ю.А.Александровский).



Профессиональные деформации и деструкции личности. Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости. Классификация типов ресурсов преодоления. Активные и пассивная стратегии поведения. Выгорание и теория «консервации ресурсов» (COR – теория) С. Хобфолла. Теория сохранения ресурсов (COR – теория) Широм и Эзрахи. Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием.

Вопросы к итоговому контролю

  1. История становления и современное состояние.

  2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры.

  3. Определение психологии здоровья и задачи ее исследования.

  4. Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

  5. Какова позиция российского народа в отношении здоровья, здорового образа жизни до XVII века?

  1. В чём заключаются особенности охраны здоровья в период с XVIII по XX вв.?

  2. Какова позиция современных исследователей и практиков в вопросах управления процессами сохранения здоровья?


  3. В чём причина рассмотрения понятия «здоровье» как системного качества?

  4. В чём смысл и целевая установка отнесения индивида к отдельным группам здоровья?

  5. Назовите критерии всех компонентов здоровья, дайте их содержательную характеристику.

  6. Здоровье в иерархии ценностей индивида, семьи, коллектива, общества, государства. Социальное, экономическое, правовое, эстетическое, нравственное, психофизиологическое содержание ценности здоровья.

  7. Медико-гигиенические, психолого-педагогические и социальные аспекты здоровья.

  8. Разнообразие подходов определения понятия «здоровье» с позиций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, экзистенциализма (адаптационная модель, экзистенциально-гуманистический и социокультурный подходы и др.)

  9. В чём состоит значение индивидуально-типологического подхода для психологии здоровья?

  10. Какой вклад вносит психологический тип, с одной стороны, и акцентуации – с другой, в общее психическое здоровье индивида?

  11. Каковы сильные стороны психологических типов и покажите их адаптивное значение.

  12. Каковы причины «недовольства культурой» по З.Фрейду?

  13. Как культура может провоцировать утрату человеком душевного здоровья с точки зрения К.Хорни?

  14. Почему, по мнению Э.Фромма, современная западная культура неблагоприятна для душевного здоровья человека?

  15. Как влияют на душевное здоровье человека современные тенденции в развитии жизнеобеспечивающей подсистемы культуры?

  16. Влияет ли отсутствие новых знаний в области человековедения на организацию индивидуального здорового образа жизни?

  17. Попробуйте на основе рефлексии данного и дополнительного материала составить индивидуальную программу ЗОЖ.

  18. Назовите критерии степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью.

  19. Воздействие образа жизни, ее уровня, качества, стиля и уклада на здоровье человека.

  20. Определение понятия «здоровый образ жизни», цели, задачи, методологические основы.

  21. Мировоззренческие, социально-экономические, демографические, эстетические, экологические, медико-биологические и санитарно-гигиенические аспекты ЗОЖ.

  22. Психология здоровья в контексте Нового Просвещения.

  23. Каковы основные принципы изучения внутренней картины здоровья?

  24. Каково соотношение структуры Я-концепции и структуры внутренней картины здоровья?

  25. Каковы причины и виды искажения внутренней картины здоровья?

  26. В чём специфика психологического консультирования детей с искажённой внутренней картины здоровья и его этапы?

  27. Какова общая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуация?

  28. Каковы психические механизмы психогенных нарушений в экстремальных условиях?

  29. В чём особенности психогенных расстройств при деятельности в экстремальных условиях?

  30. Каковы личностные и поведенческие ресурсы преодоления выгорания?

  31. Определите основные положения теории сохранения ресурсов Хобфолла.

  32. В чём суть понятия социальной поддержки как ресурса стрессоустойчивости?



Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Психология здоровья: Комплект учебно-методических материалов / Сост.: Т.В. Терешонок. - Университет Российской академии образования, Красноярский филиал. – 2008.

  2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки. Учебное пособие. – М.: «Академия».2001.

  3. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни / И.Б.Бовина. – М.: Аспект Пресс,2007. - 256 с.

  4. Фернхем А. Хейвен П. Личность и социальное поведение. / Глава 2: Личность и здоровье. – СПб.: Питер. 2001.

Список дополнительной учебной литературы:

  1. Безопасность жизни человека. Полная энциклопедия / Сост. И.Головина.- СПб.: ИД «Весь», 2001. – 384с.

  2. Социальное влияние на службе у здоровья и счастья – в кн.: Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2001. – 448 с

  3. Личность и здоровье в кн.: Ферхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

  4. Здоровый образ жизни: Учебное пособие/ В.В.Пискунов, М.П. Максиняева, Л.П. Тупицына. – М.: МПГУ, 2012. – 86 с. Электронная библиотека – Book.ru




 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами


Каталог: student -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
student -> Цели и задачи дисциплины
student -> I. цель и задачи дисциплины «Психология здоровья»
student -> Контрольные вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни»
student -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
student -> Экзаменационные вопросы Вопросы для подготовки к госэкзаменам. I. Общая часть
student -> Вопросы к итоговой государственной аттестации по специальности
student -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 21 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Анатомия центральной нервной системы" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 19 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Возрастная физиология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 15 с

Скачать 119.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница