Учебно-методическое пособие по дисциплине «основы формирования здоровья детей» для обучающихся по специальности



Скачать 256.25 Kb.
страница1/79
Дата12.12.2019
Размер256.25 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по специальности 31.05.02 Педиатрия

Казань 2017

УДК 613.95(о75.8)

ББК 51.204.0я73+51.286я73


Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:

заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Р.А Файзуллина;

к.м.н., доцент Е.А.Самороднова;

к.м.н., доцент А.М.Закирова;

к.м.н., доцент З.Я.Сулейманова


Рецензенты:

Зав. кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины ФГБОУ ВО КГМУ

д.м.н., доцент Хасанова Г.Р.
Зав. детским стационаром ГАУЗ «ЦГКБ№18» г. Казани, к.м.н. Мороз Т.Б.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы формирования здоровья детей» для обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия (Methods Handbook). / Файзуллина Р.А, Самороднова Е.А. и др. // под общ. ред. профессора Р.А Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2017. – 92 с.

Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия» и рабочей программой по дисциплине.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3-5 курсов педиатрического факультета КГМУ.

© Казанский государственный медицинский университет, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ




Введение………………………………………………………………..




Учебно-тематический план по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»…………………………………..




Программа лекций по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»…………………………………………………………




Тезисы лекций по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»………………………………………………………….




Программа практических занятий по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»……………………………………




Программа самостоятельно работы студента по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»………………...




Формы контроля освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования студентом………………




Система рейтинговой оценки успеваемости, знаний студента………




Приложение. Учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Основы формирования здоровья детей»………………….



ВВЕДЕНИЕ
Обращение к обучающимся


Уважаемые студенты!

Вы приступаете к изучению клинической медицинской дисциплины педиатрического профиля – Основы формирования здоровья детей.

Главная задача дисциплины «Основы формирования здоровья детей» состоит в формировании знаний, умений, ценностных ориентаций необходимых для осуществления профилактической работы, являющейся неотъемлемой частью деятельности врача педиатра.

Целью дисциплины является формирование врачебного мировоззрения у студентов, направленного на понимание значимости свойственных только ребенку процессов роста и развития, отличающих все периоды детства до взрослого состояния, и определяющих особую уязвимость детского организма по отношению к средовым факторам.

Дети — это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ – это одно из положений Всемирной организации здравоохранения. Здоровье ребенка как процесс адаптации к окружающей среде, целостное состояние организма особенно интенсивно формируется, начиная с внутриутробного периода, а также в раннем детстве. Биологической задачей этого периода в жизни ребенка является обеспечение роста и качественного развития его организма, социальной - обучение тем формам и навыкам самостоятельной индивидуальной и общественной деятельности, которые в дальнейшем понадобятся ребенку как члену малых и больших социальных групп. Очень важно создать для ребенка максимально благоприятные условия для развития и по возможности предотвратить или снизить интенсивность воздействия неблагоприятных средовых факторов. Поэтому профилактическая педиатрия – это одно из важнейших и стремительно развивающихся направлений современной педиатрии. Так один из 6 принципов профилактики, сформулированных Европейским региональным бюро ВОЗ в 2006 г. гласит - расходы на профилактику болезней в детском возрасте — есть инвестиции в здоровье и развитие страны.

В ходе изучения данной дисциплины вы получите знания по формированию и охране здоровья нерожденного ребенка (плода) и новорожденного, здоровья подрастающего поколения; по созданию оптимальных условий для формирования здоровья, физических и интеллектуальных возможностей детей. Важнейшим разделом дисциплины, который вы освоите это организация медицинского обслуживания и диспансерного наблюдения здоровых детей, оценка физического, нервно-психического развития, организации грудного вскармливания, ухода; по организации профилактической работы и формированию здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях и школах.

Вы сделаете еще один шаг в овладении очень сложной и важной науки взаимоотношения с детьми и их родителями, проводя пропаганду здорового образа жизни, санитарно-просветительскую работу, как в детских коллективах, так и индивидуально работая с семьями.

Дисциплина «Основы формирования здоровья детей» - это ваш следующий шаг в профессию, желаем вам счастливого пути!


Цель освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Основы формирования здоровья детей» является получение знаний и умений по разработке методик формирования здорового образа жизни детей различных возрастных групп, профилактике основных заболеваний детского и подросткового возраста, создания у детей и их родителей устойчивых мотиваций к формированию и сохранению здоровья подрастающего поколения.


Место дисциплины в структуре ФГОС ВПО

Освоение учебной дисциплины «Основы формирования здоровья детей» является разделом основных образовательных программ по специальности 31.05.02 Педиатрия и относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин (С.3)1. Данная дисциплина является базовой в своде педиатрических знаний и ориентирована на углубленное изучение факторов риска формирования здоровья детей, методах оценки уровня здоровья, здоровом образе жизни, а также методах профилактики заболеваний у детей. Во время ее изучения студенты осваивают основные навыки профилактической работы с детьми как в условиях детских лечебно-профилактических, так и образовательных учреждений.

Учебная дисциплина «Основы формирования здоровья детей» находится в методической взаимосвязи и базируется на следующих дисциплинах:

С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Биоэтика

Психология и педагогика

История медицины

С.2 Математический, естественнонаучный цикл

Биология

Биохимия


Анатомия

Гистология, эмбриология, цитология

С.5 Учебная практика

Дисциплина «Основы формирования здоровья детей» является предшествующей для изучения дисциплин:



Гигиена

Общественное здоровье и здравоохранение

Эпидемиология

Медицинская реабилитация

Психиатрия, медицинская психология

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

Факультетская педиатрия, эндокринология

Инфекционные болезни у детей

Поликлиническая и неотложная педиатрия

- в цикле учебной и производственной практики, в том числе:

производственная практика «Помощник процедурной медицинской сестры».
Специфика изучения дисциплины, значение изучаемой дисциплины для практической деятельности специалиста

Наиболее важные моменты изучения дисциплины «Основы формирования здоровья детей» - это изучение факторов, влияющих на здоровье ребенка, методы оценки уровня здоровья, характеристики здоровья. Кроме того в ходе учебного процесса значительное внимание уделяется освоению основ профилактической деятельности, по поддержанию параметров здоровья с помощью физической активности, формирования культурно-гигиенических навыков. Преподавание дисциплины направлено также на углубление знаний студентов, полученных ранее (вариативная дисциплина 1 курса «Формирование здорового образа жизни детей»), - о роли медико-социальных факторов, влиянии окружающей среды в формировании здоровья воспитание в семье, с учетом особенностей культурных, этнических норм и правил, духовное воспитание и роль детских образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни.

Полноценное усвоение материала при изучении дисциплины «Основы формирования здоровья детей»  является необходимым условием для успешного обучения на кафедрах педиатрического профиля.

Результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе

Изучение дисциплины «Основы формирования здоровья детей» ставит своей целью разрешение следующих вопросов:

- понятие о здоровье, его составляющих, морально-правовые нормы сохранения здоровья, правила врачебной этики;

- понятие о здоровом образе жизни, роли семьи и медработников в его формировании;

- освоение знаний о факторах, влияющих на формирование уровня здоровья ребенка и подростка (биологические, влияние внешней среды, семьи, социального окружения, физическое воспитание);

- освоение современных методов оценки уровня здоровья ребенка и подростка;

- освоение основных направлений физического воспитания и способов профилактики заболеваний;

- освоение основных направлений работы по профилактике девиантного поведения.





Скачать 256.25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница