Учебное пособие по курсу «Основы журналистики»



Скачать 376.98 Kb.
страница1/4
Дата24.04.2016
Размер376.98 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4
Л.Г. Свитич

КУЛЬТУРА УЧЕБНОГО ТРУДА

Учебное пособие
по курсу «Основы журналистики»
(раздел «Введение в специальность

(журналистика)». Ч. 2)

Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2001

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой «Теория и практика периодической печати»

Свитич Л.Г.

С 24 Культура учебного труда: Учеб. пос. по курсу «Основы жур-налистики» (раздел «Введение в специальность (журналис-тика)». Ч. 2). М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. 31 с.
Подготовлено на факультете журналистики.

© Свитич Л.Г., 2001



ВВЕДЕНИЕ


Как-то на одной из лекций мне пришла записка: «Нельзя ли подробнее остановиться на охране труда студентов... Как согласуются требования учебной программы с требованиями воспитания психически нормальной личности? Как преодолеть их несоответствие. Ведь объем учебных программ подразумевает 26-часовую беспрерывную деятельность». Нельзя не заметить некоторого преувеличения в оценках автора записки, но она отчетливо говорит о смятении первокурсников, которые, пересев со школьной парты на институтскую скамью, с трудом переключаются на иной ритм учебы, другие требования и непривычную для них форму получения знаний – лекционную. Особенно пугает необходимость много заниматься самостоятельно, глубоко осваивая действительно очень объемную литературу, рекомендованную вузовскими программами.

Период адаптации к новым требованиям и условиям учебы особенно болезненно проходит для студентов, которые не умеют рационально работать, правильно планировать время и распределять свои силы.

На вопрос, пользуются ли студенты какими-нибудь правилами рациональной организации труда, только 20% первокурсников ответили «да». Именно среди них подавляющее большинство успевает делать учебные задания и успешно учатся. Зато среди тех, кто не планирует своего времени, не пользуется рациональными приемами работы – до 70% не справляются, по их собственному признанию, с учебной нагрузкой.

Русский физиолог, ученик Сеченова, Николай Евгеньевич Введенский писал: «При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, может быть, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают!» (Введенский Н.Е. Избранные произведения. М., 1935. С. 11.).

Как же студенту научиться правильно работать? Предварительно следует сказать об общем понятии научной организации труда – НОТ.



ЧТО ТАКОЕ НОТ?
Вы наверное слышали о научной организации труда (сейчас в ходу такие выражения, как наука организации и управления, менеджмент). Но наверное не все знают, что основы НОТ были заложены на рубеже Х1Х-ХХ веков американским инженером Фредериком Тейлором. Он разработал систему, совокупность и последовательность рациональных методов управления производственными процессами, приемов организации, нормирования и оплаты труда, подбора и расстановки кадров. Достоинства этой системы состояли в том, что она позволила развить невиданную доселе производительность труда. Весь производственный процесс был разделен на отдельные операции. Для их выполнения привлекались самые опытные и ловкие рабочие. Тщательно изучались, хронометрировались, снимались на пленку методы их труда. В результате отбирались самые эффективные, экономные приемы, которым обучали основную массу работников. При этом создавались оптимальные условия для работы, труд стимулировался прогрессивной оплатой.

Достоинства этой системы состояли в высокой эффективности производства. Недостатки связаны с тем, что она была построена на чрезмерной, суперпроизводительности, часто не учитывала пределы нормальной человеческой производительности, доводила работников до истощения, пренебрегала личными и культурными потребностями человека, усугубляла механический характер труда (обычно это было конвейерное производства), лишая его элементов творчества.

Очень ярко достоинства и недостатки этой системы проявились в про-изводстве Генри Форда, который воплотил теоретические основы НОТ на своем автомобильном заводе в Детройте. Благодаря применению этой системы он добился увеличения производства автомобилей с 10 тысяч в 1909 до 2 миллионов в 1923 году.

Как-то я взяла в библиотеке книгу Г.Геккеля «Генри Форд», изданную в 1925 году. Автор, побывавший в те годы на заводе Форда, был поражен тем, что при четкой организации производства, экономии времени люди работают с неимоверным напряжением в страшной тесноте (пространство тоже экономилось). Обеденный перерыв длился всего 15 минут, причем люди бегом бежали к лоткам с продовольствием и тут же немытыми руками ели купленную там пищу. Столовой Форд не имел, считая это излишним. Не было у него ни клубов, ни читален. Зато была больница на самоокупаемости, день лечения в которой стоил 1,5 доллара. Но и здесь рабочие не простаивали, собирая болты. Форд использовал любой «человеческой материал». В ход шли даже калеки. На производстве работало 4 слепых, 37 глухонемых, 60 припадочных, 123 человека с изувеченными конечностями. Причем в беседе с русскими Форд абсолютно точно назвал эти цифры. Две операции нашлись даже для безруких. А всего на производстве было около 8 тысяч операций. Недаром в названиях книг, изданных в двадцатые годы, часто употреблялся термин «человеческая машина».

Недостатки первоначальных опытов применения НОТ впоследствии были во многом преодолены созданием комфортных условий для работы, а достоинства оказались бесспорными. Эта научная система рациональной организации труда легла в основу всех современных концепций и практику менеджмента.

Соратники и последователи Тейлора углубили и расширили его идеи. Это были кроме Генри Форда супруги Фрэнк и Лилиан Джильберты (Гильберты), Гарингтон Эмерсон, Анри Файоль. Их труды широко издавались в России в двадцатые годы. Наши ученые и практики часто бывали в Америке, знакомились с системой, внедряя ее в российское производство. Внимание к научной организации труда в те годы было общегосударственной политикой. Проблемами научной организации труда занималось около 50 научно-исследовательских заведений. Был объявлен конкурс на лучший учебник по НОТ. Некоторые руководящие работники должны были держать специальный экзамен по научной организации труда. Издавалось много книг и журналов по этой тематике: «Время», «Организация труда», «Вопросы организации труда» и др. В 1923 году была создана лига «Время», которая пропагандировала нотовские идеи, создавала ячейки НОТ на заводах и в учреждениях. Такие ячейки появились практически на всех предприятиях.

Еще раньше, в 1921 году создан знаменитый ЦИТ – Центральный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гастев. Он был поэтом труда в прямом и переносном значении слова. В своих научных работах («Трудовые установки» «Нормирование и организация труда»), в публицистических произведениях («Снаряжение современной культуры») и даже в поэтических сборниках («Поэзия рабочего удара») Гастев страстно агитировал за рациональную организацию труда.

Другим активным пропагандистом НОТ был Платон Михайлович Керженцев. Его книга «Принципы организации» и сейчас не потеряла своего значения. Научную организацию труда он внедрял и в журналистику. Керженцев был руководителем Российского телеграфного агентства – РОСТА, при котором создал первую школу журналистов. Он же автор первого учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника».

Основные правила, разработанные основоположниками научной организации труда, связаны прежде всего с материальным производством. Однако они лежат в основе любой деятельности, в том числе учебной. Хотя в применении к умственной работе, каковой является учеба, правильнее употреблять термин КУТ – культура учебного труда, культура умственной деятельности.

Сущность научной, рациональной организации учебного труда состоит в том, чтобы добиться его наивысшей эффективности при наименьших затратах энергии, в оптимизации всех форм и методов работы студентов в аудитории и вне ее. Для этого полезно осознать закономерности, особенности умственного труда и усвоить общие правилам его рациональной организации.



Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины
meth -> Сборник методических материалов курса бюджет и бюджетная система РФ для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов
meth -> 1. Основы управления организацией (общий менеджмент) Типологическое разнообразие управления. Понятие менеджмента, его концепция в условиях либеральной экономики
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Мировая художественная культура». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. 18 с
meth -> Сборник методических материалов по курсу международное право прав человека
meth -> По курсу переговорный процесс
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины переговорный процесс для студентов факультета журналистики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница