Урок – педмастерская «Транспорт веществ в цитоплазму» 10 класс



Дата24.09.2018
Размер2.03 Mb.
ТипУрок

Урок – педмастерская « Транспорт веществ в цитоплазму» 10 класс

( урок проведен в рамках городского семинара биологов – октябрь 2009г)

Урок дала: учитель биологии ЖМСОШ№2

Решетникова О.Ю.



Структура данного учебного занятия позволяет решать проблему нехватки дидактического материала благодаря использованию электронного пособия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия». Такой подход позволяет представить изучаемый материал в интересной форме, повышает познавательную активность школьников.

Цель мастерской: активизация мышления учащихся, получение ими представления о многогранности проблемы мембранного транспорта.

Задачи: отработать компетентности:

1.Общеучебные:

- умение искать необходимую информацию в разных источниках;

- умение анализировать полученную информацию и критически её оценивать;

- умение делать выводы

2. Коммуникативные:

- умение выступать перед аудиторией;

- умение отстаивать свою позицию;

- умение отвечать на неожиданные вопросы;

3. Социальные:

- умение работать в команде;

- умение оценивать свой труд и труд своих товарищей;

4. Биологические:

- использование биологических знаний в новой ситуации;

- сформировать творческие умения. Умение вести познавательную деятельность в группе;

Организация мастерской


  1. Учащиеся делятся на 4 группы, каждому выделяется по 2 листа бумаги, которые надо поделить вертикальной чертой. Учащимся предлагается выполнить (индивидуально) 1 задание

Представьте, что вы подошли к стене, забору, к преграде, которую вам необходимо преодолеть. Каким способом вы будете пытаться попасть внутрь?

( дается 5 мин. на размышление) Способы необходимо записать на первый листок в левый столбик. Возникшие вопросы следует записать на второй листок в левый столбик.



  1. Задание – групповое обсуждение, выдвижение способов проникновения, а также вопросов (при этом возникающих). (5 -6 мин.) Способы преодоления записать на листе ватмана.

  2. Задание – афиширование

Особое внимание следует обратить на принципиально новые способы, предложенные другой группой, и дополнить свой список наиболее удачными предложениям

Краткое обсуждение вопросов (Высок ли забор? Где взять лом? Есть ли колючая проволока? и т.д.)

  1. Задание – (групповое) Представьте, что преодолеть преграду необходимо не человеку, подошедшему к забору или стене, а веществу, находящемуся рядом с живой клеткой. Ему необходимо попасть внутрь клетки. Попытайтесь найти аналоги к каждому из способов, предложенных вами для преодоления препятствия (5-6 мин).

  2. Афиширование

Затем идёт показ слайда, показывающего жидкостно - мозаичную структуру модели мембраны.

Транспорт через мембрану может проходить разными путями.



Задание: В справочниках для поступающих в ВУЗы, учебниках для углубленного изучения биологии, биологических словарях, необходимо найти определение следующим способам проникновения веществ в клетку: пассивный транспорт, активный транспорт, пиноцитоз,

фагоцитоз.

Способы проникновения веществ в клетку



_____________________________________________________



ПАССИВНЫЙ АКТИВНЫЙ ПИНОЦИТОЗ ФАГОЦИТОЗ

ТРАНСПОРТ ТРАНСПОРТ

ВОДА, МЕЛКИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЖИДКОСТИ С ТВЁРДЫЕ

ИОНЫ МОЛЕКУЛЫ, РАСТВОРЁННЫМИ ЧАСТИЦЫ

ИОНЫ В ВОДЕ (ВЫСОКОМОЛЕ ВЕЩЕСТВАМИ КУЛЯРНЫЕ

СОЕДИНЕНИЯ)

Без затрат С затратой энергии

энергии

Показ слайдов: Диффузия, пиноцитоз, фагоцитоз. активный транспорт, пассивный транспорт.









ЗАКРЕПЛЕНИЕ: исходя из пополненного представления о строении мембраны, учащимся предлагается ПЛАСТИЧЕСКИ изобразить один из способов проникновения веществ в клетку так, чтобы другие группы догадались какой из способов представляется.



РЕФЛЕКСИЯ


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница