Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «береги зубы с детства»



Дата01.05.2016
Размер278 Kb.
ТипУрок
Урок окружающего мира в 4 классе.


Тема урока: «БЕРЕГИ ЗУБЫ С ДЕТСТВА».


Цель: формировать у детей знания и привычки, которые помогут сохранить зубы крепкими, здоровыми и красивыми.

Задачи: закреплять знания учащихся о профилактике зубов; обучить способам сохранения, укрепления зубов и применения средств от зубной боли; воспитывать гигиенические навыки, культуру самообслуживания и приема пищи, использования зубочистки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнем сейчас,

Раз все у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы мир окружающий познавать,

Нужно серьезно все изучать.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

– Какое значение для живого организма имеет пища?

– Проследите по рисунку путь пищи, попавшей в рот. Прокомментируйте этот путь.

– Почему необходимо хорошо пережёвывать пищу?

– Что происходит с пищей в желудке и кишечнике?

– Как питательные вещества попадают во все органы тела?

– Почему пища должна быть разнообразной?

– Для чего необходимы витамины?

– Сколько раз в день должен питаться школьник и в какое время? (Четыре-пять раз в день в определенное время.)

– Что желательно принимать человеку на завтрак и почему? (Завтрак должен быть плотным – молоко, хлеб, творог, яйцо, масло, каши, чтобы повышать работоспособность.)

– В школах практикуется второй горячий завтрак. Как вы думаете, для чего? (Второй завтрак необходим для компенсации затраченной энергии на учебу.)

– Сколько времени нужно отводить на завтрак, обед? (Время на завтрак – 15–20 минут, на обед – 20–25 минут.)

– Что рекомендуют специалисты по гигиене питания употреблять на ужин? (Яйцо, творог, крупяные, мучные изделия, молоко, кисель.)

– В какое время полезно ужинать? (За 1,5–2 часа до сна.)

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Заполните таблицу своими примерами.



Растительные продукты

Животные продукты

орех

молоко

рис

яйцо







Карточка 2.

Задание. Напишите органы пищеварительной системы.

Карточка 3.

Задание. Подчеркните названия органов пищеварительной системы.



Сердце, зубы, кровь, желудок, язык, кости, глотка, пищевод, почки, тонкая кишка, мышцы, толстая кишка, легкие, печень.

Карточка 4.

Задание. Рассмотрите рисунки. Какие продукты вы видите? Назовите их. Перечислите, какими витаминами они богаты.

3. Конкурс «Чей ряд больше знает о правильном питании?».

Задание первое. Назовите известные вам правила питания. Представитель каждого ряда может высказаться только один раз. Выигрывает тот ряд, который последним назовет правило.

1) Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

2) Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».

3) Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.

4) Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

5) Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

6) Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

7) Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Задание второе. Заполните таблицу на доске своими примерами. Каждому ряду нужно за отведенное время заполнить свою таблицу (они одинаковы для всех). Побеждает тот ряд, который записал за одно и то же время наибольшее количество продуктов, содержащих белки, жиры и витамины. В колонке «Витамины» укажите, какой именно витамин содержится в продукте (А, В, С, D).


Питательные вещества,

необходимые организму



Название продукта с наибольшим
количеством содержания питательных веществ

Белки




Жиры




Витамины




4. Сообщение учащихся об И. П. Павлове.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ


(1849–1936)

Выдающийся ученый, внесший огромный вклад в развитие мировой науки, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии. Исследования И. П. Павлова по физиологии пищеварения, кровообращения, высшей нервной деятельности животных и человека принесли ему мировую известность. И. П. Павлов любил Россию и гордился достижениями отечественного государства: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.

В Рязани Иван Павлович учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.

В 1890 году Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения.

Чтобы узнать, как это происходит, были проделаны многочисленные опыты. В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиологов всего мира. За него в 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия.

Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, – писал он, – постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...» («Что такое, кто такой», том II, с. 350).

Иван Петрович Павлов был выдающимся учёным. Он внёс огромный вклад в физиологию – науку о том, как работает организм человека и животных, создал учение о высшей нервной деятельности.

До Павлова ученые мало знали о работе органов пищеварения.

Считали, что находящиеся в них железы выделяют соки, необходимые для переваривания пищи, без участия нервной системы. А Павлов был глубоко убеждён, что мозг управляет работой всех органов, а значит, и органов пищеварения. Но как это доказать?

Павлов сумел найти способ следить за выделением пищеварительных соков у здоровой собаки и разобраться, что заставляет железы работать. Под наркозом (наркоз – обезболивание) он делал различные операции, тщательно сохраняя кровеносные сосуды и нервы, подходящие к железам, чтобы они нормально работали после выздоровления собаки. Такие собаки жили годами.

В одном из опытов собака глотала пищу, которая в желудок не попадала. Но и при таком «кормлении» из желудка через трубку вытекал сок. Он выделялся даже при одном виде пищи.

Но стоило перерезать нерв, идущий к желудку, и выделение сока прекращалось.

Павлов доказал, что выделение слюны или другого пищеварительного сока – это обычный рефлекс, то есть ответ на раздражение. Попадая в рот, пища раздражает чувствительные окончания вкусовых нервов, которые, как по телеграфу, передают в мозг сообщение: «появилось мясо». Мозг тотчас же по другим нервам отдаёт «приказание» железам желудка, и они начинают усиленно выделять сок.

Изучая работу органов пищеварения, Павлов ставил всё новые и новые вопросы. Почему слюна и желудочный сок начинают выделяться даже и в том случае, когда собака слышит шаги человека, который всегда её кормит?

А если собака изо дня в день получает пищу в одно и то же время, слюна начинает выделяться именно в это время, хотя животное ещё не начали кормить. Почему?

Очевидно, у животного при определённых условиях могут образовываться новые рефлексы – на раздражения, которые повторялись много раз. Значит, не правы были те учёные, которые считали, что люди и животные родятся только с уже готовыми рефлексами.

Значит, в течение всей жизни у человека и животных образуются новые рефлексы, которые помогают им приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Их Павлов назвал условными.

Всю остальную жизнь Павлов занимался изучением условных рефлексов, или, иными словами, высшей нервной деятельности человека и животных.

Он доказал, что не какая-то неведомая «душа», а работа мозга, особенно его высшего отдела – коры больших полушарий, лежит в основе всех действий, мыслей, привычек, чувств и желаний людей.

В 1935 г. на Международном конгрессе физиологов, который проходил в нашей стране, Павлова единодушно провозгласили «главой физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодёжи, Павлов писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни».

Именно всю жизнь посвятил науке этот замечательный учёный.



III. Формирование новых знаний.

1. Актуализация опорных знаний.

– Вспомните, что происходит с пищей во рту.

– Какую работу при этом выполняют зубы?

– Почему пищу необходимо хорошо пережевывать?

– А какое еще имеют значение зубы?

– Как говорят люди, у которых нет зубов, и люди, у которых есть все зубы?

– Вспомните, как говорили вы сами, когда у вас выпадали зубы.

– Почему так говорят: «Красивые зубы – это еще и красота!»?

Учитель. Значит, зубы помогают ясно и четко произносить звуки, кроме того, здоровые зубы сохраняют красоту лица.



Учитель показывает на доске рисунок зуба.

– Зубы – самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты слоем очень прочной эмали. Она, как панцирь, защищает зубы. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой. Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества. Но, как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться. Сначала на эмали образуются маленькие трещины. После еды между зубами и в трещинах остается пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Но этого можно избежать, прибегнув к помощи обыкновенной зубной щетки.

Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции: жевание, глотание, пищеварение, речеобразование.

В состав полости рта входят такие органы, как щёки, губы, язык, дёсны, зубы, слюнные железы. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоянии организма. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта являются самыми распространёнными заболеваниями человека. Нередко больные зубы являются результатом общих заболеваний организма, ухудшают их течение и могут стать причиной болезней внутренних органов (сердца, почек, суставов и др.).

Мы часто думаем, что зубы – это дополнение к облику человека, как волосы или ногти. Однако зуб – это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни, который в стоматологическом аспекте включает в себя рациональное питание, гигиену полости рта, устранение вредных привычек, заботу о здоровье организма в целом.

Подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Первый ученик. Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Второй ученик. Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

Вместе. И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

2. Игра «Найди полезную и опасную пищу».

Учитель. Поиграем в игру «Найди полезную и опасную пищу».

Описание. Учитель называет разные продукты, а дети определяют, какие из них могут оказаться опасными для зубов.

3. Объяснение по теме урока.

Учитель. У человека два комплекта зубов: временные зубы – их 20 и постоянные зубы – их от 28 до 32. Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов: они сохраняют пространство для них, направляют их рост. По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными.

– Когда необходимо чистить зубы? (Ответы учащихся.)

Зубы чистят не менее двух раз в день: утром, желательно после завтрака, и вечером, перед сном, после последнего приёма пищи. Предотвратить заболевание зубов можно, удаляя из полости рта остатки пищи и микробный налёт при помощи: зубной щётки, зубной пасты, эликсира, зубной нити, зубочистки и жевательной резинки.



Подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Первый ученик. Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Второй ученик. Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

– Вспомните, когда у вас выпал первый зуб.

– Что вы чувствовали при этом?

– Что вы делали с выпавшим зубом?

– А вы знаете, что в разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов?

Испанские обычаи. Обычная история, связанная с выпадением зубов у маленьких детей, такова: маленький мышонок Ратонсито уносит зуб и приносит ребёнку деньги. Обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребёнку деньги или подарок. В некоторых странах (Испания, Колумбия) мышонка зовут Ратонсито Перес или господин мышонок Перес.

Другой обычай: надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребёнку новый. Стишок звучит так: «Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми зуб и дай мне новый». (Считают, что временный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесёт взамен постоянный зуб.)



Корейский обычай. Когда ребёнок теряет зуб, он бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый». (Чёрная птица символизирует удачу.)

Китайский обычай. У некоторых китайских детей существует следующий обычай: если ребёнок теряет верхний зуб, то он бросает его на крышу, если нижний – под кровать. Делая это, ребёнок надеется получить новый зуб.

Японский обычай. Когда ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух или на крышу и кричит: «Превратись зуб в Они». Они – японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

Физкультминутка

Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз.

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы



(руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится (дети кружатся),

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.



(Имитируют движения руками.)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику.

Учитель. Часто кушать, как попало,

Вам, ребята, не пристало.

Если сам себе не враг,

Перекусывай вот так:

Молоко, орехи, сыр,

Овощи, поп-корн, кефир.

Вам тогда не повредит

Кариес – зубной бандит.

– Рассмотрите рисунок на с. 18.

– У кого из детей зубы будут здоровыми? Почему?

2. Работа в рабочей тетради № 1.

1) Коллективное выполнение задания 17.

2) Самостоятельное выполнение заданий 19, 20 и 21.

3. Тест «Полезные и вредные привычки».

Учитель. А сейчас проведем небольшой тест «Полезные и вредные привычки».

Задание. Нарисуйте прямоугольник следующим размером: три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду задавать вопросы, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном – прочерк. Заполнение клеток выполняйте по горизонтали.

Вопросы к тесту.

– Я чищу зубы два раза в день.

– Я использую пасту с фтором.

– Я перекусываю фруктами и овощами.

– Я не грызу ручки и карандаши.

– Я часто ем сладкое.

– Я люблю сосать палец.

– Я дышу через нос.

– Два раза в год я хожу к стоматологу.

– Я стараюсь дышать ртом.

– Я люблю перекусывать конфетами.

– Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы.

– Я стараюсь произносить звуки правильно.

– Я не прикусываю губу.

– Я сплю на низкой подушке.

– За партой я стараюсь сидеть прямо.

– А сейчас возьмите красный карандаш и соедините крестики последовательно. Должна получиться цифра пять, если у вас здоровые привычки.

– Давайте обсудим вредные привычки, которые часто есть у детей, и дадим объяснение, каково их отрицательное воздействие на организм.

4. Чтение правил о сохранении зубов.

Учитель. Прочитайте на доске правила, которые помогут сохранить зубы здоровыми и красивыми.

ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ ЗУБОВ

џ Чистить зубы два раза в день.

џ Соблюдать правильную технику чистки зубов.

џ Хотя бы один раз в день чистить зубы флоссом.

џ Применять зубочистки.

ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛАДКОЙ ПИЩИ

џ Ополаскивать рот водой или зубными эликсирами после каждого приема пищи.

џ Чаще употреблять фрукты и овощи.

џ Посещать стоматолога два раза в год.

џ Вести здоровый образ жизни.

– Есть очень верная поговорка: «Утром зубы чистят для красоты, вечером – для здоровья!»

Как видите, зубы следует чистить два раза в день: утром и вечером перед сном. Чистить надо зубной щеткой круговыми движениями, а также сверху вниз в течение одной-двух минут с помощью зубного порошка или пасты. После каждой еды тщательно прополаскивайте рот, чтобы удалить остатки пищи. Не разгрызайте зубами орехи, не перекусывайте нитки, спички. Не пользуйтесь острыми металлическими булавками, иголками вместо зубочистки. Не пейте слишком горячие и слишком холодные напитки, особенно вперемешку – от этого портится зубная эмаль.

У курильщиков на зубах образуется желтый налет, способствующий образованию зубного камня, очень вредного для зубов.

Поэтому чаще посещайте стоматолога, который снимет образовавшиеся отложения камней, старайтесь чистить зубы пастой, содержащей в своем составе фтор и фосфор.

5. Чтение и обсуждение болгарской сказки «Волк и сорока».

– Послушайте болгарскую сказку «Волк и сорока» и подумайте над вопросом: о каких значениях слова «зубы» в ней говорится?

Летит сорока – черные крылья, белые бока. Летит не спеша, все кругом разглядывает. Смотрит, идет волк – хвост поджат, голова понурена. Села сорока на дерево и спрашивает:

– Отчего невесел, кум волк?

– Ох, и не спрашивай, – отвечает волк. – Никто меня не любит. Что худое в лесу ни случись, все меня винят. А сегодня утром гнались за мной охотники с ружьями, со злыми собаками. Еле я от них удрал. Уйду я из этого леса.

– Что ж, – говорит сорока, – дело твое. А я тебя на новом месте проведаю. Только вот скажи, кум, что ты с собой на новое житье захватишь?

– Как что!? – удивился волк. – Что при мне, то и унесу. Серые бока, что собакам ободрать не терпится, быстрые ноги, чуткие уши, зоркие глаза…

– А куда денутся твои острые зубы да злобный нрав? Здесь останутся или с собой возьмешь?

– Ну и глупа же ты, сорока? – зарычал волк. – Смеешься надо мной, что ли? Как волку без острых зубов прожить?! И нрав мой неплох, не на заячий же его менять!

– Эх, волк, волк! Ведь из нас двоих не я глупа. У кого нрав злой да зубы острые, за тем дурная молва по пятам гонится. Хоть уходи, хоть здесь рыскай – никуда от нее не убежишь.

V. Итог урока.

– Кто и когда так говорит: «За чужой щекой зуб не болит»? Вам приходилось испытывать зубную боль? Что это за ощущение?

– Какой вывод вы сделали по теме сегодняшнего урока?

– Что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

– Разгадайте кроссворд. Назовите его ключевое слово.

Учитель на плакате показывает изображение органов, а дети их называют и записывают в клеточки кроссворда.

Ответы: 1. Желудок. 2. Сердце. 3. Легкие. 4. Глаз. 5. Печень. 6. Почки. 7. Зубы. 8. Мозг.



Ключевое слово: организм.

– Послушайте рассказ и сделайте для себя вывод, какую роль играют зубы в пищеварении, как правильно нужно пережевывать пищу.

КАК НАДО ЕСТЬ

В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.

– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился.

– Разве вы не видите? Я ем кашу.

– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.

– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

– Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.

– Кто может объяснить, полезна ли жвачка?

Послушайте мнение специалистов на этот счет, о котором говорится в статье «Жвачка полезная и не очень».

В мире усиливается тенденция использовать жевательную резинку для сохранения зубов. Ее последнее достижение – жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая развитие микроорганизмов в полости рта. Датчане, к примеру, заболев ангиной, уже имеют возможность жевать специальную резинку с антисептиками.

Но не все так гладко в судьбе жевательных резинок, как может показаться на первый взгляд. Стоматологи не рекомендуют злоупотреблять жевательной резинкой тем, у кого много запломбированных зубов: жвачка имеет обыкновение прилипать к пломбе, расшатывать ее и в конечном итоге извлекать из зуба напрочь.

Интересно также замечание психологов, которые отмечают, что по сложившейся традиции в фильмах резинку жуют только отрицательные герои.



Домашнее задание: выполнить задание 18 в рабочей тетради № 1. Составить меню на день, используя разные группы продуктов, включая сладости. Распределить сладости в меню таким образом, чтобы вредное воздействие сахара было минимальным.


Дополнительный материал к уроку

КАК ПРЕДОХРАНИТЬ ЗУБЫ ОТ ПОРЧИ И БОЛИ

Все заботы наши по уходу за зубами должны быть направлены на то, чтобы сохранить наружный покров зуба – эмаль, которая предохраняет все остальное вещество зуба от порчи, а потому зубы необходимо чистить с самых ранних лет, по крайней мере, два раза в день, утром и вечером. Чистить раз в день, утром или вечером, недостаточно; если чистить только утром, то остатки слизи, слюны и пищи, которые накопятся в зубах в течение дня, останутся на всю ночь и будут портить зубы; если чистить только вечером, то изо рта в течение дня будет выделяться дурной запах от разложившейся в течение ночи слизи.

Зубы нужно чистить щеткою и не только их переднюю поверхность, но и заднюю, и притом не только в поперечном направлении, справа налево и обратно, но и сверху вниз, так как последним путем удобнее удаляются остатки пищи, застрявшие между зубами. Для чистки зубов всегда следует пользоваться волосяными щетками, но отнюдь не гуттаперчивыми – последние совершенно не достигают цели.

Самым простым и целесообразным порошком для чистки зубов следует считать порошок следующего состава:

џ очищенного белого мела ... 30 граммов;

џ фиалкового корня ... 10 граммов;

џ углекислой магнезии и медицинского мыла по ... 5 граммов.

Для сохранения зубов в целости необходимо остерегаться употреблять горячую пищу после холодной и наоборот; от резкой перемены температуры зубная эмаль легко растрескивается, и зуб, лишенный своей брони, легко поддается действию кислот и всех других вредных влияний и быстро разрушается. Следует избегать раскусывания твердых предметов, так как это вредно не только тем, что при напряжении может треснуть зубная эмаль, но еще и тем, что весь зуб может расшататься и заболеть воспалением своей мякоти. Нужно крайне остерегаться соприкосновения зубов с кислотами, так как кислоты растворяют известковые части зуба, зубы размягчаются и погибают; после употребления очень кислой пищи непременно нужно сейчас же вычистить зубы указанным выше порошком.

Неумеренное употребление сахара, конфет и разных других сладостей также ведет к костоеде зубов, так как застрявшие во рту сладкие вещества путем брожения превращаются в кислоты и действуют уже указанным образом. Этим и объясняется, почему зубы у детей состоятельных родителей портятся чаще, чем у детей лиц несостоятельных.

Многие думают, будто табачный дым предохраняет зубы от гниения и через это устраняет дурной запах, издаваемый испорченным зубом; но нет основания рассчитывать на такую предохранительную силу табачного дыма и не пользоваться в силу этого более дешевым, опрятным и верным средством – чисткою зубов, при которой остальные органы нашего тела не подвергаются тому вреду, который причиняет курение.

(По материалу газеты «СЕМЬЯ». – № 5, 1892.)

ПОЧЕМУ БОЛЯТ ЗУБЫ?

Бытует, к сожалению, такое мнение: «Если у меня не болят зубы, то зачем я пойду к стоматологу?» Совершенно неправильный взгляд. Посетить врача как раз и следует, пока зубы не болят. Специалист сможет обнаружить недуг, еще не подающий явных сигналов о себе. Тогда лечение, как правило, быстрое и почти безболезненное, позволит сохранить зубы здоровыми.

Немаловажно и то, что состояние полости рта, зубов очень часто сказывается на других органах. Иным покажется странным, но больные зубы могут быть причиной заболеваний сердца, почек, желудка и других органов.

Вспоминается случай. Едва переступив порог врачебного кабинета, пациент сказал:

– Доктор, я страдаю головными болями. Обратился к терапевту, он направил меня к невропатологу, а тот – к вам. Но у меня с зубами все в порядке.

Действительно, на первый взгляд зубы пациента выглядели здоровыми. Но один из них отличался по цвету от остальных. Рентгеновский снимок показал, что на корне этого зуба есть хронический воспалительный очаг – гранулема. Периодически обостряясь, она способствовала возникновению приступов головной боли. Когда мы вылечили зуб, головные боли у пациента как рукой сняло.

История стоматологии знает немало примеров подобных исцелений. Болезни зубов самые распространенные; им подвержены в той или иной степени 90 процентов всех людей.

И все же почему болят зубы? В большинстве случаев повинны в этом, увы, мы сами. Полость рта нуждается в уходе. Иначе остатки пищи и растворенная в слюне известь оседают на зубах в виде камня. Зубной камень травмирует десну, вызывает ее воспаление. Если своевременно не принять меры, зуб может расшататься и выпасть.

Необходимо сказать о ряде привычек, которые многие не считают вредными. Так, иные раскусывают зубами сахар, орехи, косточки абрикосов, слив, персиков. В результате постепенно образуются не видимые глазом трещинки на эмали. Они могут явиться очагом развития кариеса.

К тому же частое надкусывание твердых предметов сопровождается сдавливанием кровеносных сосудов. Лишаясь питания, зуб омертвевает. Тем, кто любит шить, не советую откусывать нитку. На центральных резцах появляются зазубринки, трещинки, которые также ведут к заболеванию.

От всех этих привычек постарайтесь избавиться раз и навсегда. Зубы, конечно, прочны, но, право, их стоит поберечь.

Режим питания тоже имеет важное значение. В рационе должны быть такие блюда, чтобы зубам пришлось основательно поработать. Замена регулярного приема пищи сладостями, булочками ведет порой к расстройству функций печени, желудочно-кишечного тракта. Это, в свою очередь, влечет за собой поражение зубов. Полезны овощи, молочнокислые продукты во всех видах. Особенно полезны для зубов витамин Д, содержащийся в яичном желтке, шпинате, салате, и витамин С, которого много в шиповнике, лимонах, помидорах.

Чтобы предупредить заболевание зубов, их надо чистить раз-два в день, пользуясь порошком или пастой.



(Б. Самойлов, врач.)

ЧТО ТАКОЕ ПАРОДОНТИТ (ГИНГИВИТ)? СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Это воспалительное инфекционное заболевание десен и других тканей, удерживающих зуб в челюсти (связки, кость, корень).

Причиной заболевания чаще всего являются бактерии полости рта. Они вырабатывают кислоту, которая повреждает ткани, окружающие зуб. В результате развивается воспалительный процесс.



Гингивит – это начальная стадия пародонтита, которая характеризуется кровоточивостью десен. Этот симптом обычно проявляется в процессе чистки зубов щеткой и зубной нитью (флоссом).

В большинстве случаев на этой стадии заболевание можно остановить.



Пародонтит – это более глубокое повреждение тканей, окружающих зуб.

Основными симптомами являются: кровоточивость десен, наличие зубодесневых карманов (десна отходит от зуба), отечность и синюшность десен, оголение шеек зубов и корней, подвижность зубов, наличие зубного камня, неприятный запах изо рта и др.

ЗДОРОВЫЕ ЗУБ И ДЕСНА



Профилактика заболеваний пародонта заключается в соблюдении следующих правил:

џ регулярная чистка зубов щеткой и зубной нитью с соблюдением правильной техники чистки;

џ использование зубных паст, обладающих противовоспалительным действием, таких как «Колгейт Тотал»;

џ регулярные процедуры профессиональной гигиены полости рта на приеме у врача стоматолога (удаление налета, зубных камней и др.);

џ полноценное питание и здоровый образ жизни.

Лечение заболеваний пародонта включает в себя все вышеперечисленные правила, а также:

џ регулярное посещение стоматолога (пародонтолога) с целью проведения профессионального лечения (противовоспалительные процедуры, хирургическое лечение и т. п.);

џ лечение общих хронических заболеваний организма (желудочно-кишечного тракта, почек, сердца, гормональных отклонений и т. д.).

ПРОФИЛАКТИКА ПАРОДОНТОЗА

Пародонтоз – одно из наиболее распространенных заболеваний пародонта – тканей, окружающих зубы (десен, связок, удерживающих каждый зуб в его лунке, и костной ткани (челюстей). Первые его признаки могут появиться в школьном возрасте, в 11–13 лет. По последним данным мировой статистики, пародонтоз отмечается у 30–50 процентов детей. Если не принять необходимых мер, зубы становятся подвижными, шатаются, выпадают, воспаленные десны кровоточат.

Лечение наиболее эффективно на ранних стадиях заболевания.

Как предупредить развитие пародонтоза? Об этом надо заботиться буквально с первых месяцев жизни ребенка. Очень важно следить, чтобы правильно развивались челюсти и челюстно-лицевые мышцы. Поэтому взрослые следят за тем, чтобы ребенок энергично сосал, а в более старшем возрасте получал твердую пищу. Родители должны знать, что неправильный прикус и другие аномалии зубочелюстной системы требуют коррекции. Эту помощь можно получить повсеместно, надо только вовремя показать ребенка стоматологу. И совершенно необходимо, чтобы, начиная с двухлетнего возраста, дети ежедневно чистили зубы щеткой и полоскали рот после еды.

Дело в том, что сопутствуют, а нередко и предшествуют пародонтозу так называемые зубные бляшки. Они образуются в зубном налете, имеют небольшие размеры и цвет, маскирующий их под ткань зуба. Выявить их можно с помощью настойки йода. Это делается очень просто: намотайте на спичку вату, смочите ее настойкой йода и аккуратно, не задевая десну и слизистую оболочку щек и губ, проведите по внешней поверхности зубов. Чистые участки зуба не окрасятся, тогда как мягкий зубной налет с бляшками легко впитывает красящее вещество и на поверхности зубов появляются темно-коричневые или бурые пятна. Именно эти участки и следует особенно энергично и настойчиво чистить щеткой с небольшим количеством зубной пасты, добиваясь полного удаления бляшек с поверхности каждого зуба. Эту вполне доступную всем «домашнюю» раннюю диагностику следует периодически повторять, но не чаще одного-двух раз в месяц. Регулярный и полноценный гигиенический уход за зубами в значительной степени обеспечивает предупреждение и даже лечение пародонтоза в начальных стадиях как у детей, так и у взрослых.

СРЕДСТВА ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ

У вас заболел зуб, а к врачу в данный момент обратиться нет возможности – примите по одной таблетке аспирина, амидопирина или анальгина 3 раза в день. Или, очистив полость зуба от пищевых остатков с помощью зубочистки, положите в полость часть размельченной таблетки аспирина, прикрыв сверху ватным тампончиком. Или, удалив из полости остатки пищи, вложите туда ватный шарик, смоченный обезболивающими зубными каплями, заменяя его через каждые 5–10 минут до тех пор, пока боль не утихнет. Если нет зубных капель, можно использовать настойку валерианы. Помогает и смесь соли, чеснока и лука (в равных частях). Кашицу положить в полость зуба. Снимает боль и прополис, а также кусочек сала свиного (лучше несоленого).



Немецкие ученые предлагают при зубной боли – приседания, утверждая, что приседания действуют немедленно и более эффективно, чем даже болеутоляющие таблетки.
Каталог: cop
cop -> Программа по общей патологии для студентов медико-биологических факультетов
cop -> Рабочая программа учебной дисциплины общая патология направление подготовки (специальность) 060601 Медицинская биохимия
cop -> Российское респираторное общество Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению хронической обструктивной болезни легких
cop -> Ю. В. Балякин, В. И. Пыцкий, Е. Э. Арутюнова, С. В. Чаусова, Е. А. Усанова общая патология
cop -> Методические указания к разработке рабочей программы При разработке рабочей программы учебной дисциплины патология в основу положены: фгос впо по направлению подготовки
cop -> Рабочая программа учебной дисциплины общая патология направление подготовки (специальность) 060609 Медицинская кибернетика
cop -> Основные признаки хронического бронхита
cop -> Библиотеки Армавирской государственной педагогической академии Армавир 2015 ббк 51. 204 в 85 в 85 Всемирный день здоровья


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница