Воспитание у студентов умений и навыков здоровьесберегающего поведения в процессе занятий физической подготовкой teach то skills of health preserving behavior at a students during physical training сугита Александр Николаевич Sugita Alexander



страница1/2
Дата06.05.2019
Размер58 Kb.
  1   2

УДК: 613.9
ВОСПИТАНИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ TEACH ТО SKILLS OF HEALTH PRESERVING BEHAVIOR AT A STUDENTS DURING PHYSICAL TRAINING Сугита Александр Николаевич Sugita Alexander Nikolaevich
Южно-Сахалинский филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Физкультурная 126-В.
Рубрика: Валеологическое образование различных групп населения.
Актуальность воспитания здоровьесберегающего поведения современной студенческой молодежи объясняется тем, что успешное решение демографической проблемы в России во многом зависит от того, насколько значимы для молодых людей будут ценности здорового образа жизни. Данная работа посвящена систематизации основных средств воспитания умений и навыков здоровьесберегающего поведения и определению эффективности его формирования у студентов на уроках физической культуры. В статье подчеркивается важность предмета «Физическая культура» как одного из главных элементов формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи.
The relevance of health-education among the students today can be accounted for the fact that the successful solution of demographicproblems in Russia largely depends on how important for young people will be the value of a healthy lifestyle.

This work is intended to systematize the main means of education of health-behavior skills, as well as to determine the effectiveness of its formation among students at the Physical Education (PE) lessons.

The article emphasizes the importance of PE as one of the main elements in the formation of health-behavior amidst students.
Сугита Александр Николаевич, преподаватель кафедры физической культуры и спорта, тел.: 89147578383, e-mail: sugitaalexanderHYPERLINK "mailto:sugitaalexander@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:sugitaalexander@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:sugitaalexander@mail.ru".HYPERLINK "mailto:sugitaalexander@mail.ru"ru.
Ключевые слова: здоровьесберегающее поведение, физическая подготовка, студенты, валеология, здоровье, физическая культура.

Health preserving behavior, physical training, students, valeology, health, physical culture.


Проблема состояния здоровья студентов носит особый, социально значимый характер. Успешное решение демографической проблемы также во многом зависит от того, насколько значимы для студенческой молодежи будут ценности здорового образа жизни.

Решение вопросов оздоровления студенческой молодежи связано с преодолением специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются вредные поведенческие привычки, которые наряду с другими факторами, включая недостаток информации и образования в области формирования навыков здорового образа жизни, сказываются на качестве здоровья поколения. Поэтому актуальной является проблема выявления и профилактики поведения молодых людей, которое может привести к ухудшению их здоровья. Идеалом в этом случае выступает формирование здоровьесберегающего поведения, направленного на сохранение и развитие физических, социальных и личностных потенций, оно включает в себя установки на здоровый образ жизни в самом широком смысле. Сюда входит не только отсутствие вредных привычек, но и профилактика заболеваний, и эстетика здорового тела, и, главное, отношение к собственному здоровью как необходимому условию рождения здоровых детей. Обеспечение воспроизводства здорового поколения по В.К. Биловусу [1] является основной целью здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи. Подобное утверждение основывается на том, что с макросоциологических позиций самосохранение без самовоспроизводства бессмысленно, поэтому самовоспроизводство и самосохранения являются главными функциями общества.

В связи с высокой актуальностью темы сохранения здоровья нами была поставлена цель систематизировать основные средства воспитания умений и навыков здоровьесберегающего поведения и выяснить эффективность его формирования у студентов на уроках физической культуры. Согласно нашей гипотезе, задача воспитания умений и навыков сохранения здоровья на уроках физической культуры не реализуется в полной мере и требуется поиск новых подходов к решению поставленной задачи.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней будут сформулированы и конкретизированы эффективные с нашей точки зрения способы воспитания умений и навыков здоровьесберегающего поведения на уроках физкультуры у студентов.

Как следует из работ различных исследователей (К.Г. Габрилеян, В.Е. Фетрик, Н.А. Красноперова и др.), в образовательном процессе основным предметом, способным осуществить функцию воспитания умений и навыков здоровьесберегающего поведения у студентов является физическая культура. Однако, из результатов проведенного нами исследования следует, что ни физическая культура, ни любой другой предмет, включенный в программу профессиональной подготовки студентов, не выполняет задачу обеспечения знаниями, умениями и навыками здоровьесбережения.

В ходе исследования был проведен анкетный опрос студентов, обучающихся на четвертых курсах физико-математического отделения, отделения физической культуры и спорта и естественно-географического отделения Института естественных наук Сахалинского государственного университета Исследование проводилось в период с сентября 2008 г. по апрель 2009 г., в опросе приняли участие 138 человек. Проведенный опрос показал следующее.

Вопрос о том, зачем именно им нужно обладать хорошим здоровьем, показал, что только для 11 % респондентов хорошее здоровье - залог здорового потомства. Большинство ответов (37 %) сводится к желанию сохранять высокую активность и работоспособность. Значительная часть респондентов отмечает потребность в долголетии (18 %).

Выбирая наиболее значимые для сохранения здоровья факторы, студенты отмечали следующие: «занятия физкультурой, спортом» - 31 %, «рациональное питание» - 23%, «отсутствие вредных привычек» - 21%, «регулярная диспансеризация, медосмотры» - 8%, «своевременное обращение к врачу в случае болезни» - 12%, «чтение медицинских книг и журналов» - 3%, «соблюдение индивидуального режима дня» - 15%.

В ходе опроса была получена иерархия основных групп факторов, определяющих уровень здоровья. Так, на первом месте оказалась группа факторов, условно названная «Окружающая среда» - 33%, на втором месте - «Индивидуальный образ жизни» - 29%, на третьем месте - «Медицина» - 22%, на четвертом - «Наследственность» - 16%. Полученные результаты существенно отличаются от общепризнанной медико-биологической обусловленности вкладов каждой группы факторов в индивидуальное здоровье: «Индивидуальный образ жизни» - 50%, «Окружающая среда» - 20%; «Наследственность» -20% и «Медицина» - 10% [3].

Большая часть опрошенных студентов (63%) не задумываются о здоровье и не обращают внимания на болезни, считают себя здоровыми 15%, оставшиеся 22% не считают себя здоровыми.

Как стало известно из опроса студентов, 31% опрошенных регулярно занимаются физкультурой и спортом, при этом в качестве целей занятий выступают в первую очередь потребность в хорошем внешнем виде (31%), для укрепления здоровья, хорошего самочувствия (27%), а также для удовлетворения эмоциональных потребностей и потребности в движении (18%), остальные ответы (24%) можно охарактеризовать как нетипичные потребности («долг перед родителями», «привычка» и проч.).

В отношении студентов к курению отмечается преобладание тех, кто курит (63%), из них в институте начали курить 14%, остальные уже курили на момент поступления в институт. Среди некурящих выделяется две группы: 27% опрошенных никогда не пробовали, 10% опрошенных отмечают, что бросили курить. Среди тех, кто бросил курить, 23% бросили до поступления в институт, 77% бросили после поступления в институт.

Наиболее интересными стали ответы на последний вопрос анкеты «Какая учебная дисциплина в большей степени способствовала вашей информированности в вопросах сохранения здоровья». Были получены следующие ответы: «Физическая культура» - 27%, «БЖД» - 15%, «КСЕ» - 12%, «Другая» - 11%, «Никакая» - 35%. Полученная картина не очень оптимистична. Причины пессимизма заключаются в недостаточном влиянии дисциплины «Физическая культура» на формирование представлений студентов о составляющих здоровья человека.

В целом проведенное исследование показало, что отношение к здоровью и поведение, направленное на его сохранение, у опрошенных студентов не соответствуют должному уровню.

В связи с тем, что формирование ЗОЖ чаще связывают с физкультурным образованием [4], лидирующую роль в области воспитания умений и навыков здоровьесберегающего поведения у студентов должна взять на себя дисциплина «Физическая культура» [2; 3], в рамках которой могут осуществляться следующие мероприятия:

1. Привлечение студентов к активной и значимой деятельности как профилактика


возникновения ситуаций, когда молодой человек попадает в социально неблагоприятную
среду [6]. В области физической культуры возможные следующие варианты решения
поставленной задачи:

а) регулярная агитация в спортивные секции с описанием преимуществ различных


видов спорта в укреплении и сохранении здоровья, с предложением специальных условий
для студентов (доступность цены, удобный график посещения), а также подробные
разъяснения, позволяющие развеять сомнения и страхи относительно новой деятельности;

б) проведение массовых (в данном случае - спортивных) зрелищных мероприятий с


участием сотен студентов (пусть даже в качестве зрителей) как возможность организовать
полезный досуг и отвлечь от общения с негативом.

2. Создание условий для формирования здорового образа жизни [4; 5].


Необходимо создать такие условия, чтобы понятие «Здоровый образ жизни» стало

престижным, предпочтительным в студенческой среде, среде преподавателей и сотрудников. Повышение престижа здорового образа жизни в рамках занятий по физической культуре возможны варианты:

а) поощрение студентов, показывающих высокие спортивные результаты;

б) разработка и введение спецкурсов, семинаров, практикумов по проблемам


здорового образа жизни в рамках занятий по физической культуре;

в) проведение спартакиад университета (среди первокурсников и комплексных), вузов


города, факультетов города и т.д., проведение матчей и турниров;

г) проведение «Дней здоровья», физкультурных мероприятий вне учебного заведения (маршруты выходного дня);

Подведем итог. Не отрицая важности взаимодействия учебных дисциплин, вплоть до согласования программ, становится очевидным то, что по сути и содержанию «Физическая культура» - единственный лидер в обобщении и структурировании в области индивидуального здоровья и здорового образа жизни человека. Широкие возможности дисциплины «Физическая культура» заключаются в том, что во многих вузах практически единственными носителями основ знаний о ЗОЖ и здоровьесбсрежении являются сотрудники кафедры физического воспитания. В связи с этим единственной методологической основой дисциплины «Физическая культура» должны стать «Основы здорового образа жизни» и «Физическая культура и спорт в обеспечении здоровья».

Считаем, что для открытия более актуальных, глубоких и научно доказуемых аспектов в традиционном физкультурном образовании необходимо сделать акцент в сторону индивидуального здоровья, здорового образа жизни и роли физической культуры и спорта в обеспечении индивидуального здоровья студентов.



Каталог: docs -> events -> sport konferenz
sport konferenz -> Исследование влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма спортсмена в зависимости от возраста и тренировочного цикла
sport konferenz -> Координационные возможности у людей с нарушением слуха
sport konferenz -> Спортивная медицина, физическая реабилитация и адаптивная физическая культура
sport konferenz -> В., Яловенко О. В национальный исследовательский Иркутский государственный
sport konferenz -> Характеристика биоритмов студентов технического университета
sport konferenz -> Социологические, педагогические, психологические и медико-биологические аспекты физической активности и здорового образа (стиля) жизни
sport konferenz -> Роль физической культуры, спорта, туризма и медицинских мероприятий в профилактике асоциальных проявлений среди населения иващенко А. Е., Смородин А. А
sport konferenz -> Контроль аспектов адаптивного физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учебных заведений I-V вида селитреникова Т. А


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница