Здорорвьесберегающие технологии на уроке музыки



Скачать 31.94 Kb.
Дата01.05.2016
Размер31.94 Kb.
Здорорвьесберегающие технологии на уроке музыки

В наш современный век на-на технологий, всё более отчётливо осознаётся профессионально-значимая проблема сохранения здоровья.

Уже сегодня, понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания. В него всё чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Слайд №2

Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями его жизни в школе.

Годы учебы в школе не только пополняют багаж знаний, умений и навыков, но и перечень таких заболеваний, как болезни костно-мышечной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения, нервные болезни, сердечнососудистые.

Понятное дело, что вылечить ребёнка мы не в силах, да и это не в нашей компетенции, но в нашей власти создание условий для того, чтобы букет приобретённых ребёнком болезней с детства не расцветал.



Слайд №3

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать



  • как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья»,

  • как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения,

  • а также воспитание у учащихся культуры здоровья.

Слайд №4

Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесбережения.

А урок музыки – это прежде всего урок творческий. Цель моей педагогической деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий – профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующей как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению детей.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.
В.М.Бехтерев

И сегодня в своём выступлении я больше буду говорить о целебном воздействии музыки на человека.



Слайд №5.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древних времён терапевтических возможностей музыки. Исследованию проблемы влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека посвящали свои труды такие учёные, как Платон, Аристотель, Пифагор, В.М.Бехтерев, И.М. Сеченов… Наряду с учёными над данной проблемой трудились и педагоги-музыканты.



Слайд №6.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мною на уроках музыки:



  1. Музыкальная терапия

  2. Вокалотерапия

  3. Дыхательная музыкотерапия

  4. Танцевально – двигательная терапия

  5. Пальчиковая гимнастика

  6. Драматерапия

  7. Физкультминутки

  8. Минуты релаксации

  9. Смехопаузы

  10. Минуты радости

  11. Инструментальная терапия

  12. Изотерапия в сочетании с музыкой

Слайд №7.

Остановлюсь на некоторых из них:



  1. Музыкальная терапия. Основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, может служить улучшению состояния сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Вся программа музыки составлена на лучших примерах классической и современной музыки различных стилей и направлений. Музыка на уроке звучит 15-20 минут. И этого достаточно в терапевтических целях. Но я хочу остановиться на одном примере:

Почти всю 2-ю четверть уроки музыки проводились в розовом зале, который на переменах заполняется учащимися с разных классов. Наблюдая некоторое время за школьниками во время перемен, я отметила, что собираются они в розовом зале по разным причинам: одни – готовиться к следующему уроку, другие – пообщаться, третьи – послушать музыку через наушники, четвёртые – просто посидеть, т.к. в кабинеты их не пускают.

Наблюдая некоторое время за школьниками во время перемен, я отметила, что собираются они в розовом зале по разным причинам: одни – готовиться к следующему уроку, другие – пообщаться, третьи – послушать музыку через наушники, четвёртые – просто посидеть, т.к. в кабинеты их не пускают.

Вот я и решила для посетителей розового зала на больших переменах включать спокойную, лёгкую или популярную музыку, ориентируясь на рекомендации учёных и музыкальных терапевтов:

При утомляемости – Григ «Утро», фрагменты из цикла Чайковского «Времена года»…

Для релаксации – Шостакович «Вальс» из фильма «Овод», Романс из музыки Свиридова к фильму «Метель», Дога «Вальс» из к.ф. «Мой ласковый и нежный зверь», «Одинокий пастух»…

Для стимуляции творческого процесса – Дунаевский «Марш», Хачатурян «Танец с саблями»…

Я хочу отметить, что шума в розовом зале стало намного меньше. Дети стали интересоваться музыкой, которую они слышат на перемене, просят повторить или заказывают свою, например, просят включить Бетховена Сонату «Лунную», «К Элизе», Баха, Моцарта… Интуитивно дети просят ту музыку, которая им нужна в тот момент. Ведь музыку Бетховена (Соната «Лунная» или №14, «К Элизе»,произведения Баха) учёные рекомендуют для снятия раздражительности, разочарования, для снятия напряжения. Музыку Моцарта в «музыкальной аптечке» рекомендуют для снятия головной боли, уменьшения эмоционального напряжения.

Вовсе не обязательно, чтобы всегда звучала классическая музыка. Для оздоровления подойдёт любая музыка, которая приятна для души и наполняет Вас положительными эмоциями.



Слайды №8-9

Привожу некоторые примеры музыкальных фрагментов для использования их для лечения и оздоровления.



Слайды №10-11

И, конечно, рекомендую приобрести «Музыкальную аптечку» для здоровья.



Слайд №12.

Конечно, перед пением необходимо разогреть и подготовить для пения мышцы лица. Гимнастику для мышц лица выполняем в игровой форме, весело и легко, без напряжения («Иголочка», «Щёточка», «Жевательная резинка», «Почёсывание носа» и т.д.)

Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой восстанавливает дыхание, голос певцам и благотворно влияет на организм в целом (показать несколько упражнений):


  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

  • улучшает дренажную функцию бронхов;

  • положительно влияет на обменные процессы в кровоснабжении;

  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;

  • Улучшает нервно-психическое состояние.

Слайд № 13.

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Голос – это бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Любопытный факт в конце девятнадцатого века подметил один французский учёный: когда булочник долго месил руками тесто, то голос становился у него хриплым.

В чём причина?

Оказывается, когда устают руки, то устают одновременно и мышцы гортани, которые управляют натяжением голосовых связок.

В гортани, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние человека.

Когда мы говорим или поем, то включаем в работу целый комплекс мышц.

А если мы говорим много, а мышечным аппаратом гортани руководить не умеем, тор наказание неминуемо:


  • ослабевают гортанные мышцы,

  • голос теряет свежесть, звучность,

  • голос становится тяжёлым, не поддается контролю,

  • выделяется много слизи,

  • случаются кровоизлияния...

Древние римляне говорили, что руки — это часть речи.

Поэтому для развития голоса необходимо ещё делать зарядку для пальцев. Часто зарядкой для пальцев является игра на музыкальных инструментах (колпачках, погремушках, колокольчиках, карандашах), прохлопывание различных ритмов (у каждого ряда – свой ритм), например:

1 ряд- прохлопывает ладошками ритм под текст «По чём треска?»,в медленном ритме, при этом слова проговаривают про себя

2 ряд –прохлопывает ладошками ритм под текст «Два пятнадцать с половиной»,

в ритме перезвона, при этом слова проговаривают про себя.

3 ряд –, прохлопывает ладошками ритм под текст «Врёшь, врёшь, полторы»,

в ритме трезвона, при этом слова проговаривают про себя.

Слайд №13 Нажать на картинку

Слайд №14. Вокалотерапия

Главные средства:

1.специальные вокальные упражнения ;

2 мелодизация имён или нейтральных фраз с разной интонацией;

3интонирование:


  • Звук «м-м-м» снимает стресс и даёт возможность полностью расслабиться;

  • Звук «а-а-а» расслабляет;

  • Звук «и-и-и» стимулирует (звуковой кофеин), стимулирует мозг, повышает активность мозга;

  • Звук «о-о-о» – средство мгновенной настройки организма…

Слайд №15.

«Игра с голосом» - упражнения для голоса, исполняемые в игровой форме.

С детьми 3-х и далее классов по многочисленным просьбам поём караоке.

Слайд №16.

Танцевально - двигательная терапия подразумевает разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку. В процессе пластических импровизаций развивается фантазия, творческое воображение детей, способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, снимается напряжение.



Слайд №17.

Физминутки являются обязательным моментом урока, особенно в начальной школе. Она даёт возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять напряжение. Физминутки активизируют сердечно-сосудистую систему, улучшает кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы.



Слайд №18.

Конечно, после таких активных минуток необходимо расслабиться и отдохнуть, настроиться на другой вид работы.

Мы с ребятами слушаем спокойную музыку, используем фото ряд или ряд картин соответствующего музыке содержания.

Заключение:

- Конечно, использовать здоровьесберегающие технологии на уроке нужно по принципу « Не навреди!»

- Необходимо учитывать индивидуальные и психологические особенности ребёнка.

- Надо помнить, что любые здоровьесберегающие приёмы и действия должны проводиться на положительном эмоциональном фоне.

- Надо помнить, что усталый, раздражённый или больной учитель ( урокодатель) вызывает лишь отрицательные эмоции и не привлекает ученика.

- Надо помнить, что учитель без чувства юмора, без артистизма лишён привлекательности.

- Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья.

- Пример учителя по всему спектру внешних проявлений – образец для учащихся, причём, во многом на подсознательном уровне.



- Не забывать про санитарные условия в классе:

  • Проветривание помещений.

  • Наличие растений, не вызывающих аллергию, не имеющих резкого запаха.

  • Разнообразие интерьера в классе.

- Конечно, учитель постоянно следит за посадкой учеников во время письменных работ , во время пения ( если он находится на уроке музыки).

Исходя из выше сказанного, учитывая огромное эмоциональное воздействие музыки на слушателя, использовать музыку для укрепления здоровья учеников и учителей во время образовательного процесса в школе. Предлагаю каждый день встречать с музыкой для поднятия настроения и желания идти в школу. Для трансляции музыки использовать школьный радиоузел.
Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова

Скачать 31.94 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница