Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности



Скачать 48.04 Kb.
Дата01.05.2016
Размер48.04 Kb.
ТипМетодическое письмо
Методическое письмо

Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности

О. Н. Бойко, к. п. н.,

методист отдела воспитания и

дополнительного образования

Центра повышения

квалификации педагогических кадров

КГАОУ ДОВ «Камчатский институт ПКПК»
В современных условиях, когда происходит переосмысление духовного и нравственного богатства отечественной педагогики, когда внедряются новые ФГОС ОО, каждый педагог стремится не только иначе посмотреть на себя, свои задачи, перспективы, точно определить свое место в общей системе российского образования, но и одновременно изменить отношение выпускников к накопленному нравственному и духовному опыту, опыту культуры, традиций, перейти от конфронтации к диалогу, отказаться от многих процессов, явлений школьной жизни, нивелирующих здоровье детей.

Исследования института возрастной физиологии Российской академии образования позволяют сформулировать школьные факторы риска для здоровья учащихся:

а) внешние факторы (за пределами образовательной организации):

- экология;

- семья и микроклимат в ней;

- наследственность;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- круг общения, вредные привычки;

- питание;

- здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самой образовательной организации):

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации образовательных отношений;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

- комплексно и системно;

- длительно и непрерывно (9-11 лет ежедневно).

Таким образом, традиционная организация образовательных отношений создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы педагогов, что связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому педагогу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности наиболее эффективно. Одной из разновидностей таких образовательных технологий являются здоровьесберегающие.



Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в образовательном процессе и в повседневной жизни

Описанием таких технологий занимаются многие исследователи, ученые, но все они сходятся в мнении о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Система включает в себя:

- условия обучения ребенка в образовательной организации (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональную организацию образовательных отношений (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

- коррекцию образовательной технологии в процессе реализации.
Принципы здоровьесбережения

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учащихся. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал профессор Н. К. Смирнов:

1. «Не навреди!»: все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося: все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.



3. Непрерывность и преемственность: работа ведется не от случая к случаю, а ежедневно и на каждом уроке.

4. Субъект-субъектные взаимоотношения: учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся: объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту детей.

6. Комплексный, междисциплинарный подход: единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

7. Успех порождает успех: акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8. Активность: активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

9. Ответственность за свое здоровье: у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения учебному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников и использования здоровьесберегающих технологий. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

- технологии оптимальной организации образоательного процесса и физической активности учащихся;

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице



Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение педагога использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Технологии оптимальной организации образовательных отношений и физической активности учащихся

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока

1. Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

2. Главная цель педагога - научить ученика учиться. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Педагог может добиться интереса разными способами:

1. За счет формы подачи содержания учебного материала, который необходимо сделать более привлекательным,

2. За счет личностных качеств учителя.

3. За счет взаимного интереса, который подавляет утомление.



Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

Для левополушарных людей характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению. Для них необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; линейное изложение информации (от части к целому); неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на занятии.

У правополушарных людей развито конкретно-образное мышление и воображение. Для них важно на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.

У равнополушарных людей отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.



Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.



Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока:

- 5-25-я минута - 80%;

- 25-35-я минута - 60-40%;

- 35-40-я минута - 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.



Утомление - это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, педагог будет способствовать здоровьесбережению.

Правило 5 Создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним из важнейших аспектов сохранения здоровья является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда учащийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащийся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.



Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей ПС,- разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы,

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения учащегося. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;

- использование проблемных творческих заданий;

- стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учащихся.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

- однозначное и строгое определение целей обучения;

- отбор и структура содержания;

- оптимальная организация образовательных отношений;

- методы, приемы и средства обучения;

- реальный уровень квалификации учителя;

- объективные методы оценки результатов обучения.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок (занятие), помогающий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, в урок включаются физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, используется групповая и парная работа, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых в течение урока должно быть от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободная беседа, исследовательская и поисковая работу (с дополнительной литературой), поисковая беседа, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации образовательных отношений учащихся на уроках (занятиях) используются видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения, обязательность дифференцированных заданий. Необходимо наличие дидактических материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья учащихся важно добиться на занятии благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Педагогам следует избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как такие эмоции являются здоровьеразрушающими. С целью создания ситуации успеха на уроке учащимся разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради. Необходимы доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа. Для этого необходимо обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение классной доски, в кабинете.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Большая работа в образовательной организации по укреплению здоровья учащихся должна вестись и во внеурочное время. Осуществление задач по формированию у учащихся культуры сохранения и самосовершенствования собственного здоровья во внеурочной деятельности возможно посредством:

- проведения спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между начальными классами, участия детей в общешкольном кроссе;

- организации и проведения экскурсий, походов, целевых прогулок;

- проведения классных часов на темы здоровьесбережения организации и проведения внеклассных мероприятий с привлечением учащихся из других начальных классов.

Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательной организации - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.

Самая большая ценность идеи “здоровая школа”, предусмотренная ФГОС, ее социально экономическая значимость состоит в том, что она по-иному, на качественно новом уровне ставит вопрос о связи учебной, трудовой и общественной деятельности человека и, тем самым, ориентирует теоретическую мысль на поиски таких практических путей структурирования образовательного процесса, которые привели бы к слиянию всех видов деятельности в целостный процесс поступательного развития личности.



Использованные источники:

  1. Ананьев Н. И., Блинова Е. Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников//Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. - Сургут, 2002.

  2. Демин Е. А., Башарина Л. А. На путях к школе здоровья. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы, сборник статей, С-П, 1995.

  3. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников: Учебное пособие. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. - 248 с.

  4. Ле-ван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно- методическое пособие / Т.Н. Ле-ван. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 224 с.

  5. Ле-ван Т.Н. Формирование здоровья детей и молодежи с позиций педагогики // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 8-26.

  6. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты проблемы формирования основ культуры здоровья у детей и подростков // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Ле-ван. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 71-89.__

  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.:АРКТИ, 2003. - 272с.

  8. ТатарниковаЛ. Г. Проблема адаптации учителя в новой педагогической парадигме (Министерство образования Российской Федерации)

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

Каталог: images -> metod kopilka
images -> Оглавление название
images -> Т. С. Перепанова, В. П. Комарова нии урологии Минздрава России, Москва
images -> Понятие и признаки профессионального выгорания. Причины и факторы профессионального выгорания
metod kopilka -> Школьные факторы риска как причина трудностей обучения
metod kopilka -> Методические рекомендации Коррекционная программа как часть структуры основной образовательной программы начального и основного общего образования
metod kopilka -> «Движение может заменить лекарство – но ни одно из лекарств не заменит движение»
metod kopilka -> Этикет еды (2 часа)
metod kopilka -> Сценарий урока по биологии «кожа и ее производные»
metod kopilka -> I глава. Что такое энергетический напиток

Скачать 48.04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница